Политическое учение Конфуция.

Конфуций, точнее Кун-цю или Кун-фуцзы, что означает мудрец (учитель) Кун, родился в 551 г. до н. э. В детстве был не по годам серьезен, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и “ дорос” до поста министра в княжестве Лу. Своими мыслями он делился с учениками, число которых было 72, и которые должны были постигнуть шесть видов наук, среди которых, математика, письмо, знание правил поведения, езда на колеснице, стрельба из лука и музыка.

Конфуций славился умом, энергией и безупречной честностью. Но не всегда эти качества приветствовались другими учеными и правителями. Известно, что после долгих скитаний в поисках применения своего таланта государственного деятеля он вернулся на родину и последние годы жизни посвятил своей школе и собиранию классических книг и обычаев. Конфуций умер в 479 г. до н.э. в возрасте 72 лет.

В дошедшем до нас тексте «Лунь-юйя» сведений о человеке содержится гораздо больше, чем о государственном устройстве общества. Это связано с тем, что Конфуций не проводил резкой грани между обществом и государством. Государство у него мыслилось как одна большая семья. Для обозначения государства долгое время, вплоть до наших дней, употреблялся термин “го цзя”, в дословном переводе означавший “государство-семью”.

Понимая, что общество представляет собой строго упорядоченную и хорошо организованную систему общепринятых нормативных условностей, Конфуций стремился укрепить эту систему путем возвеличивания морального стандарта древности. Взгляды на общество выражены Конфуцием частично через создание двух образов человека: “благородного мужа” (положительного) и “маленького человека” (отрицательного).

Выстраивая концепцию идеального государства, мыслитель в качестве его определяющего стержня рассматривает необходимость овладения каждым членом общества морально-этическими нормами и правилами общежития. Сыновья почтительность и любовь к старшим, по мнению Конфуция, являются основой человеколюбия. Почтительность к родителям и уважение к старшим братьям не только основа человеколюбия, но и основа социального повиновения.

В “Лунь-юйе”проблема управления – самая главная проблема в конфуцианстве. В основе конфуцианского идеала управления лежит не принуждение народа, не насилие над ним, а сила нравственного примера. Народ, по Конфуцию, могущественная, но бездуховная масса. Согласно патриархальной концепции государства источником повиновения низов верхам является почтительность к старшим по роду, по рангу, по месту на социальной лестнице. В основе управления народом должно быть, по Конфуцию, следование нравственному закону Дао. Для управления народом верхи должны соблюдать ритуал, показывать пример справедливости

В каждой общине или патронимии нормы обычного права обладали всеобщностью. Всеобщность и всеобязательность норм поведения была распространена Конфуцием уже в пределах всего государства. Управление народом всецело строится в конфуцианстве на основании “ли”. Идеальным вариантом “ли”, по Конфуцию, является лишь истинное “ли” прошлого, древности. Идеальным вариантом управления в соответствии с подобной ориентацией является неуклонное следование основным традиционным правилам, изменение которых не допускалось. Даже свою модель государства Конфуций ориентирует на прошлое. Несмотря на то, что главной проблемой в конфуцианстве является проблема управления государством и народом, у Конфуция нет четкой и подробной схемы управления. Однако он предложил ряд совершенно новых идей, на которых в дальнейшем выстраивалась вся китайская государственность.

Являясь апологетом монархической формы государственного управления, по которой во главе государства стоит отец-государь, он, тем не менее, делегирует функцию управления еще двум социальным слоям: управляющим и управляемым. В качестве управляющего Конфуций вводит готовую модель идеального человека - благородного чиновника (цзюнь цзы), олицетворяющего всех причастных к делам управления государством и народом – от мелкого чиновника до сановника и самого правителя. Необходимость введения еще двух типов людей в структуру управления продиктована сложностью управленческой деятельности, с которой сам “ван”-государь справиться не в состоянии. В конфуцианстве благородный чиновник (цзюнь цзы) не мыслится вне государственной службы и административной деятельности. Концептуальная позиция мыслителя в отношении роли и места народа в истории Китая – умеренная эксплуатация (“справедливое использование народа”). В этой связи умение правильно использовать людские ресурсы рассматривается им в качестве необходимых признаков эффективного управления государством. В контексте отмеченного важным показателем эффективного управления является необходимость для управляющих установления и поддержания постоянных контактов с народом.

Абсолютизируя монархическую форму правления, Конфуций, тем не менее, выступал против абсолютизации царской власти. Во взглядах на государственное устройство особое место он отводит Небу, выступающему в его концепции в качестве высшей направляющей силы и предопределяющему судьбу всех жителей государства. В роли толкователей велений Неба могли выступать лишь благородные чиновники, в совершенстве владеющие правилами “ли”. Роль народа сводилась исключительно к исполнительским функциям.

Центральным пунктом политической программы Конфуция являлась проблема блага народа, обеспечение которого было основным смыслом и конечной целью администрации.

Уделяя большое влияние теории управления, Конфуций приводит конкретные рекомендации по воплощению теоретических положений в реальную практику. Существенным обстоятельством успешного управления мыслитель считал искусство вербального общения (устное слово). Слово в концепции Конфуция является одним из основных элементов ритуала, а сам ритуал – основой социального порядка, более того – основой правосознания. Ритуал (правила поведения –“ли”) и Дао (нормы истинного пути, высший принцип) выступают наряду с конфуцианским Небом основными источниками естественного права, формирующими нормы правового регулирования – правила “ли”. Функции социального контроля и строгого повседневного регулирования поведения составляют правовой аспект этих правил.

Таким образом, конфуцианская доктрина управления делала ставку на примат морали и норм обычного права, основанных на ритуале и церемониале. Не являясь демократом, отстаивая идею авторитарного управления, Конфуций в то же время признавал принципиальное равенство всех людей и, соответственно, возможность выхода любого человека в высшие эшелоны управления государством. Умелая администрация для Конфуция – это высшая этика. Главное в управлении – социальный порядок, основанный на принципах морали, личный авторитет правителя и стабильность общественного развития. Обширный комплекс этико-правовых норм и принципов (правила ритуала – “ли”, человеколюбия – “жэнь”, забота о людях - “шу”, почтительного отношения к людям “сяо”, преданности правителю – “чжун”, долга – “и” и т.д.), представляет собой единство моральных и правовых явлений. Отрицательно относясь к позитивным законам (“фа”), Конфуций не отвергает полностью значения законодательства, отводя ему лишь вспомогательную роль в совокупности социальных норм.








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1544;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.