Основные сюжеты и образы русской православной иконописи
Икона – «образ», «лик» а также особая техника изображения на доске красками на яичном желтке, на тканевом основании – паволоке, загрунтованной левкасом. Использовались приемы – плавь– плавный переход от темных к светлым частям, пробела, светлые блики для выделения выпуклых частей, охрение и др. Сверху покрывались олифой, но из-за нее со временем темнели и часто записывались.
Основные типы (изводы) изображений:
- Образы Спаса -
· Спас Нерукотворный
· Спас Вседержитель – мозаика, но впоследствии распространились фреска и икона (на доске).
· Спас на престоле
· Спас в силах
- Образы Богородицы. Повторение образов – список, не копия, а перенесение не только внешнего, но внутреннего содержания.
- Элеус (Владимирская, Донская)
- Одигитрия
- Оранта
- Великая панагия (отд. извод)
- Образы святых – часто «житийные иконы», иконы с клеймами, расцвет («предвозрождение» – в новгородской школе, затем московской, творчество Феофана, Рублева, Дионисия)
· Дмитрий Солунский - мозаика
· Св. Георгий -
· Сергий Радонежский
· Борис и Глеб
· Флор и Лавр
· Троица – Феофан, Рублев
- Другие - изображения праздников, библейских повествований, сцен из жизни Христа и т.д. – распятие, воскресение, Жизненные сюжеты (в летописных миниатюоах – Лицевых сводах, напр. Битва суздальцев с новгородцами.)
- Иконостас – высокий в отличие от небольшой алтарной преграды в византийских храмах. Деисусныйчин (от деисус- моление)- центр. ряд в иконостасе, изображающий Христа в центре («среднике»), справ- Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, молящие Иисуса за людей. «Царские врата» - вход в алтарь, обязательны сцены благовещения и изображения евангелистов.
- В XVI-XVII вв. в связи с «обмирщением» культуры появляется парсуна. Формируется «строгановский» стиль – больше декоративности, меньшая каноничность, которая явл. выражением кризиса эпохи.
Занятие 8. Нравственность в современном мире.
Системы ценностей
1. По внутреннему содержанию:
Материальные
Моральные
Культурные
Духовные
2. По охвату:
Личностные
Национальные
Конфессиональные
Общечеловеческие
Глобализация – процесс размывания национально-государственных границ
С нею тесно связана культура постмодерна, признавшая относительность традиционных национальных и религиозных ценностных систем
Задача этноконфессиональных сообществ – самосохранение через преодоление постмодернистского ценностного и нравственного релятивизма
От православной и иных цивилизаций требуется адекватный ответ вызовам глобализма
Нравственность в данном случае играет немаловажную роль
Моральные представления определяют поведение:
- Нормы поведения (не лги, почитай старших, не укради);
- Моральные качества (доброжелательность, мудрость);
- Нравственные принципы (эгоизм-альтруизм)
- Морально-психологические механизмы (долг, совесть)
- Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье)
Моральные нормы:
- Табу
- Обычай
- Традиция
- Моральные правила
Структура нравственной культуры личности:
Культура этического мышления
- Культура чувств
- Культура поведения
- Этикет
Формируемая нравственность | На чем основана | Главный мотив нравственного поведения | Для кого характерная |
Элементарная нравственность | Послушание и подражание | Боязнь наказания, страх, сила авторитета | Дети, инфантильные люди |
Конвенциональяная | Мнение окружающих | Стыд, честь (Что обо мне подумают?) | Взрослые люди |
Автономная нравственность | Саморегуляция | Совесть (Что я сам о себе подумаю?) | Взрослые люди |
Наука и религия
С.Н. Булгаков (†1944) :
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 3630;