Духовно-нравственные основы искусства
1. Взаимосвязь этического и эстетического начал.
2. Художественные традиции разных культур.
1. Искусство - духовная деятельность, направленная на выражение идеи красоты, прекрасного. Но само понятие красоты связано не только и не столько с красотой внешней, физической, телесной, сколько с красотой внутренней, духовной. "Красота", "прекрасное" издревле отождествлялись с добром, благом, любовью, гармонией, т.е. нравственные (этические) категории, тесно связаны, таким образом, с эстетическими (художественными). [Эстетика - учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания].
Исходным пунктом исторического развития эстетического сознания является синкретичность различных ценностных ориентаций, включающих наравне с собственно эстетическими также религиозные, этические, социально-политические ценности. Этот изначальный синкретизм проявляет себя и сегодня: понятие «прекрасное» означает и красивое, и хорошее, и доброе. Подобное единство добра и красоты воплощалось и в античном понятии «калокагатия», и в моралистической концепции искусства Платона, в которой искусство выступало как средство воспитания нравственности, и у средневековых религиозных авторов, мыслящих правду как постигаемую исключительно через эстетическое, и в наследии итальянских гуманистов, утверждающих роль внеэстетических факторов в создании прекрасного. Подобная связь этического и эстетического начал проявляется в первую очередь в религиозном искусстве.
Искусство (художественная культура) с древних времен и вплоть до Нового времени было тесно связано с религиозно-мифологическими представлениями. Искусство является не только внешним ритуально-обрядовым выражением культа, но оно воплощает в художественных формах соответствующие сакральные (священные) для той или иной религиозной системы смыслы и идеи. А поскольку (как говорилось ранее, на предыдущих лекциях) религиозные учения (мировые) концентрируют и утверждают в первую очередь нравственные принципы, то в каждой культуре, выделяемой в зависимости от типа религии, выработались соответствующие художественные формы, которые и есть наглядное воплощение духовно-нравственных принципов этих культур. Поэтому искусство в разных формах (христианская икона, буддийская статуя или исламская арабеска) воспринимается не только с художественной точки зрения, но и с религиозно-нравственной. Именно религия (особенно в период средневековья) задавала каноны (правила) для искусства.
2. Рассмотрим художественные традиции разных культур (соответствующим мировым религиям) - основные черты христианско-православного искусства, западно-христианского, мусульманского, буддийского.
Христианство открыло красоту внутреннего мира человека, противопоставив ее чувственной, бездушной красоте тела, так любимой античностью. Поэтому памятник, портретное изображение человека становятся невостребованными новой культурой. Скульптура, которая была главным искусством античности, в Средние века утрачивает своё самостоятельное значение, полностью подчиняясь архитектуре (в католическом искусстве, а в православном и вовсе не встречается). Из живописи исчезают такие жанры как портрет, пейзаж, натюрморт. Действовала установка, согласно которой следует почитать не творение, а Творца, устроителя мира. Но как изобразить неизобразимое? Ведь христианский Бог в отличие от богов языческих надприроден, значит, он, сотворив пространство неба и земли, находится вне их, сотворив время, пребывает в вечности. Каким же образом изобразить с помощью временных искусств вечносущего Бога, а с помощью пространственных — его пребывание вне этого мира? Реализм изображения, присущий античному искусству, для этого не подходил. Для искусства Средневековья характерно использование системы символов.
Христианско-православное искусство - это прежде всего искусство Византии и Руси.
Основные черты художественно-образной системы восточно-христианского (православного) искусства сформировались в Византии к VI веку. Основное назначение христианского искусства - отражение в художественных образах в символической форме библейских образов и идей - единого Бога, искупительной жертвы Иисуса Христа и др.
В Византийской художественной культуре слиты два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм (одухотворенность). Материальная красота стала рассматриваться как символ, как отблеск иной, сверхземной красоты, как условный образ божественного "архетипа" (Н. Дмитриева).
Основная техника монументальной живописи - мозаика. Первоначально мозаика была преимущественно орнаментальной, в нее включались христианские символы. Наиболее яркие примеры - мозаики Собора св. Софии, мозаики церкви Сан-Витале в Равенне. Византия - родина иконописания. Икона - по греч."образ". Основная задача иконописи - воплощение Бога в телесном (зримом) образе. Икона пишется в особой технике - на специально обработанной доске, в определенной последовательности накладываются краски - темпера. Цвета красок тоже символичны, используются не произвольно, а в соответствии с иконографическими правилами: вишневый цвет символизировал Христа, голубой - чистоту, пурпурный - царственность, красный - божественный огонь и т.п. Для передачи божественности образов складывается особый, строго определенный тип изображений.
Иконография (регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен) росписей храмов и отдельных икон имела определённую систему, чаще всего основанную на символике литургии (церковной службы). Центральный образ в православной иконописи - образ Христа. Его изображения помещались в куполе храма (Христос Пантократор - "Вседержитель"). Иконы святых (житийные иконы) зачастую наполнены мощным героическим содержанием, демонстрируют духовную силу и стойкость.
Храмовое зодчество (церковная архитектура) Византии достигло расцвета в VI в. при императоре Юстиниане. Самый грандиозный храм восточно-христианского мира - храм Святой Софии в Константинополе.
Основной тип храма, сложившийся в Византии и унаследованный затем Русью, - крестово-купольный. В плане здание храма представляет собой крест, образованный в центральной части четырьмя опорными столбами, на которые опирается купол. Христианский храм -это образ мира, все его части имеют символическое сакральное значение. главная часть христианского храма - алтарь, всегда расположен в восточной стороне. Входя в храм верующие как бы совершают путь духовного движения, восхождения от земного к небесному.
Церковное искусство своими умиротворяющими образами может показать, что существует совершенно иная жизнь, где присутствует красота, способная преобразить, возродить человеческую душу.
Западно-христианское (католическое) искусство сформировалось в странах Западной Европы в результате слияния нескольких художественных источников -античных, варварских и собственно христианских. В своей содержательной основе оно также имеет воплощение духовно-нравственных идей христианства. Но формы этого художественного воплощения отличаются от православных традиций.
В западно-европейском искусстве сложились два основных стиля:
1) романский стиль (XI-нач.XII вв.) название которого указывает на связь с римскими традициями в архитектуре (строились каменные здания со сводчатым покрытием, а не деревянные, как у варваров). Суровый, полный опасности характер эпохи отразился в облике основных типов архитектурных сооружений в романском стиле - замков феодалов и храмов. Романские храмы отличались прочными массивными стенами, способными выдерживать тяжесть каменного свода, а также служить надежной защитой при вооруженных осадах, поэтому романский храм - это и оплот веры, и духовная крепость.
2) готический (XII-XV вв.), получивший название в эпоху Возрождения по имени одного из варварских племен, разрушивших Рим - готов. Готические храмы, благодаря новым строительным технологиям, расширившим пространство храма, устремлены ввысь, мощные опорные столбы - контрфорсы позволили заполнить пространство между ними витражными окнами стрельчатой формы. Свет, освещающий через такие окна внутреннее пространство храма, олицетворяет божественный свет. Устремленность храма вверх подчеркивается четкостью вертикальных линий - башен, пинаклей, шпилей, скульптур, составляющих невероятную "каменную симфонию", "застывшую музыку", как часто называют готику. Появление готики было обусловлено изменениями в технике строительства, в результате чего формируется каркасный тип здания, основным декоративным элементом готического храма становится витраж. Однако витраж - это не только украшение, он имеет не только эстетический, но и религиозно-нравственный смысл. Вместо фресок и икон, библейские образы, главными из которых также являются Христос, Богоматерь, выполнены в технике витража. Нередко здесь помещаются изображения простых тружеников - в знак особого значения трудолюбия как одной из христианских добродетелей.
При всех отличиях в конструкции и декоративном оформлении романских и готических храмов католические соборы воплощают образ мироздания, сотворенного по законам красоты. Тип здания католического храма - базилика. Состоит оно из трех частей - притвора (нартекса), средней части и алтаря, что соответствовало идее единства человеческого, ангельского и Божественного уровней бытия, напоминало о тройственности души, тела и духа человека.
Наиболее святая часть храма — алтарь, который попомещался в восточной части, обращенной к утреннему свету, посвящался Христу. Престол был символом гроба Господня. Западная часть симаолизировала грядущий суд, что соответственно было изображено на западном портале. Северная сторона символизировала Ветхий Завет, южная — Новый Завет. Все изображения собора читались как книга, храм и был такой "Библией для неграмотных". План церкви имел форму латинского креста. Верхняя часть храма олицетворяла мир небесный, нижняя обозначала землю. Декор пола— лабиринт — означал путь человека к Богу.
Другой тип религиозного искусства представляет мусульманское искусство. Развивалось под сильным влиянием ислама (возн. в 7 в. н.э.), а также повлиял образ жизни арабов-кочевников. Так, кибла - направление молитвы (на Мекку) - определялась по тени от воткнутого копья. Определились места для молитвы - масджид (отсюда - мечеть).
В исламе искусство считается одним из видов знания, которое проистекает от всевышней мудрости Аллаха. Окружающий мир является отражением мира божественного, на который в этом мире можно найти только намеки. Поэтому в исламском искусстве такое внимание придается геометрическим фигурам — треугольнику, квадрату, отсутствующим в окружающей нас природе, они вечно сущи в мире идей и являются при их воспроизведении человеком способом проникновения в мир сверхъестественного. Особая роль геометрического орнамента определена тем, что пророк Мухаммед порицал художников, изображающих людей и животных, поскольку художник претендовал на роль Творца, которая присуща лишь Аллаху. В Коране указывается на опасность поклонения изображениям или идолам. Главная тема арабо-мусульманского искусства - тема рая, оазиса.
Ислам утверждал веру в Бога единого, не наделенного антропоморфными чертами, безликого, не поддающегося художественному воспроизведению. Поэтому в мечетях и других общественных местах нельзя было изображать не только Бога, но и человека.
Главная святыня арабов-мусульман - Кааба («куб») в Мекке, высота 4,5 м, без крыши с вделанными в южную и северную стены куском метеорита. В нем находились образы племенных богов, в т.ч. Мариам и Исы. Первый мусульманский храм был заложен в Ясрибе (Медине-«город пророка») - городе матери Мухаммеда. Дворовая мечеть, заложенная здесь при Мухаммеде, определила основную структуру мечети: обязательное двухчастное деление мечети - открытый двор (сахн) с обязательным источником воды, олицетворяет откровение, и закрытое пространство (зулла), «святая святых», означает скрытую истину.
Крупнейшая мечеть «Купол Скалы» («Куббат-ас-Сахра») в Иерусалиме (нач. VIII в.), где пересекаются 3 религии. Построена на храмовой горе, по преданию из этой пещеры начался мирадж - восшествие Мухаммеда к престолу Аллаха. По преданию здесь находится вход в земной рай и ад (в северной стене вокруг храма).Структура кратна 4, которое считается священным числом.
Обязательным элементом внутреннего пространства мечети является михраб - неглубокая ниша стрельчатой формы для молитвы, она всегда ориентирована на Каабу и должна быть освещена. Украшением михраба и ниши служат «сталактиты» - резные, узорчатые элементы из стука (мраморной крошки с гипсом). В главных мечетях место вокруг михраба огораживается резной невысокой оградой.
План мечети вытянут вширь, чтобы верующие видели михраб. Обязательно в мусульманском храме должен быть минбар ("место для сидения") - приподнятая площадка, к которой ведут ступеньки, где глава религиозной общины произносит проповедь.
Возле мечети всегда ставится минарет - башня, с которой мулла призывает верующих на молитву. Минарет сооружается с фонарем наверху, может иметь различную форму (круг, квадрат, шестигранник).
Основными способами декорирования мечетей является орнамент - арабеска, т.к. ислам запрещает изображения человека. Эпиграфический узор - куфи (вязь), гирих («узел») - орнамент из геометрических фигур, ислими -растительный орнамент.
Ещё один своеобразный тип искусства представляет буддийское искусство. Сформировалось оно в странах, где распространился буддизм (Индия, Ю-В. Азия).
Монументальность, лаконичность, стилистическая изощренность и выразительность обеспечили гармонию символически-религиозного и эстетического начал в буддийском искусстве.
Символический характер буддийского искусства в полной мере присущ его иконографии и скульптуре. Так, множество голов и рук означает большую силу изображенного божества. Страшные лица стражей и богов, выполняющих «охранные» и карающие функции, обращены к взорам грешников и дурных людей; праведники видят в них лишь подвиг веры. В театрализованных представлениях раскрывалось происхождение вещей в мире, природа человека, пути его очищения и духовного перерождения, способы победы над злом и т. д.
Первоначально образ Будды воспроизводился через ряд символов (колесо закона; лани, слушающие его проповедь, слоны, поклоняющиеся дереву, под которым Будда предавался размышлениям и достигал просветления). Скульптурные и живописные образы Будды являются объектом поклонения и отличаются заметным разнообразием поз, отразивших основные события земной жизни основоположника этой религии и его последующих воплощений; свои стилистические особенности имеют изображения Будды в Индии, на Цейлоне и др. В образах Будды и святых воплощены сострадание и человечность; мудрость как качество монахов и как идеал для подражания; пропорциональность, грация и красота.
В буддийской архитектуре одно из основных сооружений - ступа. Это архитектурно оформленный курган, полусфера из кирпича и камня, предназначенный первоначально для хранения реликвий Будды, а затем святых и подвижников. Он сооружался как надгробие особо почитаемых лиц или как монумент в память о знаменательном событии. Со временем форма ступы становится все более сложной, ее ставят на квадратную или ступенчатую террасу, украшают статуями, обносят оградой. В 3 в. до н. э. В Индии, в правление императора Ашоки, было построено большое количество ступ, из них 8 «великих». До нас дошла Большая ступа в Санчи (недалеко от г. Бхопал). Издавна в Индии и в других странах под храмы использовались естественные пещеры; их украшали резными колоннами и скульптурами. Среди древнеиндийских буддийских пещерных храмов (чайтья) классическим считается храм в Карли, близ Бомбея (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.). Комплекс пещерных храмов Аджанты был создан в 200-650, знаменит своими росписями.
Религиозные сюжеты и образы пронизывают всё мировое искусство и в более поздние эпохи. Так, европейская живопись эпохи Возрождения и Нового времени обпащалась в качестве источников к библейским историям, показывая их глубокое духовно-нравственное содержание. (Примеры на усмотрение преподавателя. Возможно, Рембрандт «Возвращение блудного сына» или…). В русском искусстве XVIII-XIX вв. также имеются примеры - А.Иванов «Явление Христа народу».
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 2924;