Механизмы личностного развития
Личностный тип поведения опирается на способность к субъектному поведению и превосходит последний в связи с иным отношением к затруднениям в действии. Субъект деятельности предрасположен к принятию нормы, к тщательному ее пониманию для выработки способа ее реализации, к использованию рефлексии для нахождения способа коррекции поведения, если оно отклоняется от реализации требования нормы, для возврата в адекватную реализацию. Личность же предрасположена к проблематизации нормы, нахождению более совершенных норм в рамках исходного заказа на деятельность, к тщательному пониманию содержания норм для перехода к их критике, использованию рефлексии для выявления дефектов предыдущей рефлексии и нормировании в особенности, для обесценивания прошлой попытки реализации норм как условия перехода к новому нормированию и т.п.
Личность не противопоставляется социально значимому опыту , а опирается на него, но считает этот опыт потенциально и реально менее совершенным. Поэтому в основе личностного поведения лежит идеал и ценности совершенства, реализуемые в условиях конкретной практики деятельности как совершенствование наличной практики.
Уровни личностного поведения и соответствующие уровни развитости личностных механизмов зависят от того, насколько изменение нормы в контексте трансформации деятельности соотнесено с конкретным содержанием конечного результата. Чем изменение в большей степени отходит от этой конкретности и значимость приобретает не результат, а процесс, организация процесса, критериальность организации процесса и т.п., тем уровень личностного поведения выше (8). Именно сохранность ценности нормативного поведения и рассмотрение себя в качестве особого сервиса к нему, само усложнение сервиса и приводит к личностным проявлениям. Личностное поведение проявляется и в общении, в коммуникации, в самоопределении, в протекании рефлексивных процессов и т.п. При ориентированности на изменение нормы и деятельности личность опирается на творческую предрасположенность. Однако сама по себе творческая предрасположенность может быть ограничена безудержной инновационностью, постоянным введением иного содержания в ходе рефлексии, ведущим к деструкции имеющихся определенностей, к постоянному возврату к началу созидательного процесса. Такая возможность предопределяется главным образом «манифестированием» индивидуальных склонностей по типу жизнедеятельности. Иначе говоря, даже творческое проявление в жизнедеятельностном варианте не может служить признаком личностного поведения и сводится лишь к самовыражению. Оно может проявляться и в общении, когда согласовательный процесс становится бесконечным и безрезультатным. Проявление даже «гениальности» в коммуникации, сокращающая работу по пониманию не «гением» и критика сводится к началу новой коммуникации, то в рефлексии учет предшествующего опыта перестает быть тщательным и обязательным, а привлечение критериев неустойчивым . Последнее сводит коммуникацию к неаргументированной смене оснований и т.п. При учете только творческого самовыражения теряется база субъективного поведения и субъективных качеств и, в этом случае, первоначальный процесс деятельности бесконтрольно запутывается, теряет социальное предназначение и т.д. Подобный человек не может контролировать возврат в точку перелома траектории социально значимой деятельности. При этом рефлексия подобного человека либо не регистрирует смены направления действий, либо соглашается на смещённое ипротиворечивое соединение отдельных действий или отдельных рефлексивных ходов.
Относительно ситуации затруднения в действии как единицы деятельности существуют четыре наиболее абстрактных типа реагирования:
- уход из реализации нормы под давлением жизнедеятельностного самоопределения;
- повторная попытка реализации нормы в рамках соционормативного самоопределения;
- трансформация нормы с последующей ее реализацией в рамках самоопределения в пользу развития деятельности;
- трансформационное отношение к себе в рамках обеспечения, либо функционирования, либо развития деятельности, либо саморазвития.
Личностный тип реагирования начинается с модификации нормы, что требует определённых способностей от деятеля и готовности их модифицировать. Модифицирование своих способностей под необходимость реализации нормы относится к варианту волевого поведения. Масштаб личности зависит от социально-культурной значимости изменений нормы деятельности, от глубины трансформаций способностей, обеспечивающих выход на новые возможности в адекватной реализации множества норм деятельности.
Личность в общении внимательна к партнеру в согласовательном процессе, предрасположена к заимствованию его содержаний, субъективных состояний, установок, способов работы и т.п. . Однако свое воздействие в согласовательном процессе личность вовлекает партнёра поиск новых путей, нейтрализацию его консервативных устремлений и т.п. Открытие новых возможностей ставит личность перед необходимостью не только самому уйти в новое, но и сделать приемлемым новизну в той среде, которая соответствует новой практике. Введение новизны создает возможность прихода прогрессивного развития практики и самореализация человека. Личность должна иметь соответствующее своему действию сознание и самосознание, самоопределение и волю, совмещающее внутренние пружины самовыражения с внутренне представленными требованиями.
В коммуникации (Рис 7.4) личность устремлена к возможно большему многообразию версий, отличающихся от авторской, но не стирающих ее. Личность легко переходит от критики к арбитражу, так как арбитр, строит общие основания для многих точек зрения. Используя логику систематического уточнения (логика восхождения от абстрактного к конкретному) [7,9] эта направленность реализуется полностью. Заимствование позиции организатора коммуникации даже при понимании и критике точки зрения автора, фиксированной в тексте, позволяет расширить горизонты критики, найти подлинные основания любых точек зрения, усиливает творческое самовыражение личности. Позиция организатора позволяет осуществить развитие понимания разнородных знаний, помещает воззрение автора в целостное миропонимания или увидеть его ограниченность. Это позиция дает перспективу снабжения арбитра (себя в функции арбитра) системой универсально-значимых средств и увидеть взаимосоотносимость средств арбитража и средств организатора коммуникации. Если первые обеспечивают дискуссию по теме, то вторые обеспечивают любые дискуссии.
В рефлексии личность опирается на особую доминантность потребности в новизне, в лидерстве. Это является проявлением потребности риска, поиска в социальные и социокультурные среды. Этот поиск предопределяется самодвижением потребности, неудовлетворенностью достигнутым, самой двойственностью потребности абстрактностью и малой значимостью конкретности. Акцент на риске усиливает поисковую направленность при предварительном прогнозе степени неопределенности и опасности зоны поиска. При встрече с препятствием и выходе в рефлексию такой человек не только склонен реконструировать ситуацию, но и просматривать возможные ее изменения. Однако поиск и готовность к риску осуществляются личностью в условиях социокультурных сред в нормативных рамках. Реконструкция ситуации, ее прогноз дополняются пониманием и принятием норм, прогнозом действия, его сопоставлением с нормативным представлением, коррекциями траектории поиска.
В силу личностного отношения к мышлению в рефлексию можно вводить арбитражные образы складывающейся ситуации и организовывать «проигрывание» процессуальных переходов в коммуникации. Абстрактное концептуальное основание применяется в рефлексии для проблематизации прежнего способа с учетом ситуационных и прогнозных представлений. Личностное отношение к общению приводит к выходу на неслучайные, не ситуационные представления о том, что значимо в согласовании благодаря более глубокой и обобщающей идентификации с собой. На этом пути проявляются значимость абстрактных норм и целей деятельности, потребностей в идеалах и ценностях. Опираясь на надежные и неслучайные, не индивидуализированные основания личность увеличивает масштабы своего самовыражения в социокультурной среде. Реализации склонности к поиску новизны, риска личность максимально развивает свою рефлексию, осуществляя переход от индивидных и субъектных форм к высшим формам рефлексии. Если индивидные формы рефлексии были преимущественно неосознанными и предполагали сопоставление образов ситуации с образом потребности, то в субъектной организации рефлексии формируется нормативная форма мотива, концептуальная форма образа ситуации и, если это необходимо, ценностная форма потребности.
В субъектной форме рефлексии системообразующим выступает нормативное звено, вытесняющее мотив, привлекающее концептуальное (Рис 7.1) представление как основание для нормы и ценностное представление как основание нормы. В личностной форме рефлексии нормативное представление расслаивается на конкретную (для реализации) часть и абстрактную часть (стратегия), позволяющую провести инновационную инициацию. Более специфичным звеном становится проблематизация, в которой концептуальное представление рассматривается как средство для выявления возможного несовершенства нормы и построения стратегии. Ценностное представление также используется для проблематизации как стратегии, так и более конкретной нормы. Они также применяются для выбора из набора концепций наиболее соответствующего ценностному самоопределению. Сама ориентация на новизну, наличие социокультурных ценностей, ответственность перед социокультурной средой вызывают максимальное развитие сознания и самосознания. Появляется общая структура рефлексивного сознания.
Расчленение нормативной части пространства рефлексивного сознания сопровождается переходом к разложению концептуальной части на переменную собственно концептуальную и понятийно-категориальную, являющуюся системой средств построения многих концепций. В свою очередь, эта система средств требует правил ее применения в построении концепций, вплоть до самых абстрактных, логических правил. Вовлечение мыслительной культуры, базирующейся на правильном оперировании понятий и категорий, на их специальном конструировании. Мыслительная культура обеспечивает личности максимальную интеллектуальную мощь в проблематизации и депроблематизации. Формирование же в себе систем ценностей как средств предельного самоопределения и умения правильно ими пользоваться, опирается на дополнительное построение интегральной картины мировидения. Рефлексивно отражённая картина мировидения обеспечивает личности максимальную душевно-духовную мощь в проблематизации и депроблематизации.
Таким образом человек обладает всем набором механизмов и всеми уровнями развития субъективности в силу самой социокультурной среды и природы психики. Поэтому важно определить системообразующие характеристики, предопределяющие ведущий характер действия того или иного уровня, того или иного механизма. Субъектные и личностные проявления могут быть заметны и в индивидуальном типе субъективности, так же как субъектные и индивидуальные проявления в личностном типе субъективности. Люди предопределены к типологическому разнообразию, принадлежат соответствующему типу. Имея типологическую матрицу определенного уровня сложности, можно проводить анализ поведения конкретного человека, сравнивая проявления по их рисунку с рисунком проявлений, выводимым из типа или его комбинаций с другими типами.
При возможности идентификации единиц поведения и деятельности в целом с типом проявления существует перспектива суммарной оценки числа проявлений того или иного типа за некоторую единицу времени и построения динамической кривой смены лидерства того или иного типа с выявлением причин смены инициатив и лидерства.
Предметные критерии акмеологии требуют нахождения внутрисубъективных и внесубъективных причин достижения индивидуального акме в контексте его социально-культурной и профессиональной оценкой. Если максимальное самовыражение вычислимо для каждого человека непосредственно, то социальная, культурная, профессиональная значимость этого самовыражения зависит от учета и включенности в те способы и формы самовыражения, которые характерны для общества, культуры, профессии.
Отдельный человек, становясь субъектом, увеличивает показатели своего акме, а становясь личностью открывает дополнительные возможности его увеличения. Использование человеком достижений и возможностей, предоставляемых в обществе, культуре, профессии, предопределяется личностным самоопределением и приходит к высшим достижениям.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 825;