Процесс развития психических механизмов индивида, субъекта и личности человека.
Человек принадлежит к мируестественных, социальных отношений, миру культуры(3). Социальные отношения связанны с подчинением, порождают трансформацию мотивационных, потребностных, поведенческих механизмов и человек приобретает субъективные качества. Овладении культурой приводит к тому, что субъективные качества обобщаются. Абстрактные потребности ( ценности), абстрактные цели (идеалы), абстрактные нормы (стратегии) и т.п. с одной стороны, сохраняют свое предписывающее начало для деятельности человека, но, с другой стороны, предполагают их конкретизацию(7). Освоение культуры означает приобретение способностей конкретизировать поведение в жизнедеятельности и деятельности в соответствии с ситуацией. Человек как бы освобождается от жесткости норм окружающего мира и может осушествлять выбор альтернатив. Выбор касается потребности, мотива, цели, знания, поведения и т.п. При этом используя рефлексию возможно выбирать, опираясь на осознание, самоосознавание, на мыслительные способности и т.п. У человека с развитой культурой мышления в рефлексии совмещаются как естественные внутренние основания поведения (индивидуальные потребности, знания, мотивы, способы поведения и т.д.), так выращенные, окультуренные аналоги (ценности, концепции, понятия, категории, проблемы, стратегии, идеалы)(7). Внутренние основания, как критерии нормирования или перенормирования деятельности соотносятся с жизненной ситуацией и динамикой потребностного состояния (Рис 7.1).
Рис 7.1 Организация рефлексии культурно мыслящего человека(6)
На рис 7.1 представлена схемы мыслительной деятельности человека с развитой культурой мышления. Развитая культура мышления - это мышление человека, владеющего определёнными «мыслительными эталонами», или особенностями мышления выдающегося мыслителя, признанными как эталонными и приемлемыми для воспроизведения другими, или полученными в результате изучения сущности мышления и использования сущностных представлений для построения соответствующих общих, абстрактных норм, организующих реальный мыслительный процесс. На рис7.1 представлен человек в сознании которого происходит исследование ( реконструкция) причины затруднения в деятельности (сит),
далее строится поведение исходя из из потребностей человека, выраженных и соотнесённых в конкретной или абстрактной форме (цели, идеалы). Если результаты исследования причины затруднений в жизнедеятельности или деятельности вскрыты, то человек сразу может разработать (уточнить) стратегию своего поведения (А) и на её основании осуществлять действия в соответствии с уточнённой нормой (К). Под нормой понимается план, проект, программы, метод, цель и т.п. Если причины затруднения требуют критического анализа, то осуществляется проблематизация, под которой понимается тип мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы и её решение по соответствующей технологии. Если затруднения требует дополнительного понимания, то строится концептуальная модель сложившейся ситуации. В главе будет дополнительно рассмотрен рефлексивно-мыслительный механизм мышления человека.
Человек осознанно реализующий нормы, освобождается от сковывающей его потребности в самовыражении. Это не означает игнорирования норм общества, ибо это освобождение в сохраняющихся рамках культурных требований. Следовательно, создается парадокс культурного бытия, требующий иных качеств человека. Это и есть личностные качества(5).
Личность есть психический механизм, позволяющий совмещать культуру (поведения, переживания, мышления, рефлексии, самоопределения и т.п.) и самовыражение в условиях проблемной ситуации. При этом самовыражение базирующееся на естественной динамике потребности и мотивации. Оно превращается в содержание (морфологию), оформляемую в рамках культурных предписаний. Поскольку конкретизация культурных норм (высоких абстракций) предполагает введение движения в формы, то оформлению подвергается и формодинамический процесс. Абстрактная форма как бы адаптируется своей конкретизацией к требованиям морфологии лишь в силу этого подчиняет ее в конце совмещения, создавая особенность субъектных качеств (Рис 7.2).
Рис 7.2 Оформление субъектных качеств человека (7).
Личностные качества в проблемно значимых условиях деятельности опираются на субъектные качества, но их становление и применение связано именно с обеспечением формообразовательного движения и его совмещения с целостностью проявлений в таких условиях. Становление личности предопределяется, с одной стороны, внешней организацией присвоения человеком абстрактных норм культуры (идеалов, базовых и индивидуальных ценностей) и реальное (используется как средство) воплощение в деятельности. Последнее делает необходимым для адекватного использования этих норм иметь абстрактные способности. (В главе 8 изложены рекомендации по развитию способностей, мышления деятельности человека с использованием абстрактного языка схематических изображений текста, которые могут быть использованы для развития абстрактного мышления). С другой стороны, внутренней предпосылкой личностного становления выступает склонность, чувствительность к пребыванию в затруднениях, в проблемных ситуациях, к абстрагирующей деформации исходных психических механизмов, к утверждению абстрактных условий механизмов в ходе их проявлений в конкретизации (5).
Поскольку, может быть много уровней абстрагирования каждого психического механизма, то личностное проявление меняется при переходах от уровня к уровню. С другой стороны, односторонний рост личности при лидерстве одного из механизмов ведет к целостной однобокости (интеллектуальной акцептированная личность, духовно и этически
акцептированная личность и т.п.) личности.
Развитие личности происходит тогда, когда удается сделать подконтрольным изменения основания, сущности содержания личности на основе выращивания более абстрактного уровня этой личности. Рост личности может быть и не развитием, если базовое содержание остается на том же уровне абстрактности и лишь дополняется новыми, допустимыми фрагментами(5). Приобретение способностей предопределяется созреванием человека и формирующим (педагогическим) воздействием. Однако только то может быть сформировано в обучении, что обеспечено уровнем созревания. Эти уровни являются источником направленности мотивации, ее готовности к ведущей деятельности.
После того как созревание перестает быть определяющим, основным источником развития человека ведущим становится обучение и воспитание. При этом необходимо соблюдать общую логику развития, выращивания способности, организованного самоизменения. В общем ходе развития может вычлениться линия развития личности. Особенности механизма личности делают достаточно сложным проектирование и изучение процессов личностного развития, ибо их следует ещё выделить из индивидных и субъектных качеств. Это наиболее отчетливо видно на примере овладения социокультурными средствами. В овладении средствами, включая интеллектуальные можно выделить три основных этапа. Вначале средство не используется в его внутренней логике, в рамках фиксированных свойств и процедур из-за неготовности для этого самого человека. Он манипулирует, использует средства либо в логике жизнедеятельности при реализации своих потребностей, либо в логике избранной и освоенной деятельности. Во втором случае человек точно соответствует фиксированным свойствам средства, соответствующим процедурам за счет преодоления логики самовыражения или иной деятельности, иного средства. В третьем случае человек превращает средство в предмет своего замысла, не без утери адекватности применения. Средства как принадлежащие миру норм и деятельности, опознаются благодаря носителю средства, в соответствие с логикой бытия средства. Само по себе средство не берется желающим его приметить без особой процедуры обучения или самообучения, самокоррекции.
Изменения в человеке подчинены в ходе процесса обучения логике средства и чем более необычно, иное средство, которым он овладевает, тем больше в нем должно происходить трансформации. Он должен знать, уметь, желать, ценить, мыслить, самоопределяться и т.д. Такой вариант применения средств требует наиболее сложных перестроек в человеке, требует наличия личностных качеств. Личность в подобных случаях и отрицает (продуктивный аспект) и сохраняет (репродуктивный аспект) прошлое. Она подчиняет самовыражение, поиск новизны самой по себе с решением вполне определенной задачи и проблемы, источником поддержания которых служит социокультурная среда. Личность ничего не теряет и только "уплотняет" в совей инновационности прежние результаты (5).
Вершиной (акме) развития человека является процесс созревания, накопления жизненного потенциала становление и проявление высших психических функций в реальной деятельности(1,5). На пути изменений и развития личностные механизмы появляются раньше, чем наступает акмеологически значимый период. Если учитывать специфику усложнения личностного механизма и поведение человека в процессе развития, то это можно сделать в соответствии с выделенными ранее типами поведения человека, соответствующих им характеристик индивида, субъекта и личности. Индивидуальная форма характерна для логики удовлетворения индивидуальной потребности. Простейший ее вариант включает следующие стадии (7): объективное возникновение потребности, её субъективное отражение, активация поведенческого механизма, поиск предмета потребности, познание найденного предмета, его потребностная оценка и придание потребностной значимости образу предмета, изменение поведения под воздействием потребностно значимого образа потребности или мотива с переходом от поиска к присвоению предмета, исчезновение потребности, фиксация отсутствия потребности (Рис 7.3 )..
В результате прохождения данного цикла в психики остается след процесса потерявшего потребностную значимость и переставший быть мотивом. Однако этот след как активирующее начало может оживать вновь за счет возникновения благоприятных обстоятельств активизации следов прошлого, потребностного состояния.
Рис 7.3 Схема «Индивидуальная жизнедеятельность»(оса)
Примечание:
1) Возникновение потребности в чем-то и ее отражение в «сознании»
2) Запуск поискового действия
3) Поисковое действие
4) Встреча с предметом
5) Отражение предмета
6) Сопоставление образов
7) Действие по присвоению
8) Исчезновение потребности и ее образа
Индивид предопределен, прежде всего, изнутри. Внешние обстоятельства могут изменить, усложнить рисунок цикла его поведения, но если при сохранении самой логики удовлетворения индивидуальной потребности предмет оценивается как несоответствующий потребности, то он преобразовывается до соответствующего состояния. Преобразование предполагает, что человек как бы отталкивается от познавательного образа предмета и переходит к проектно-целевому образу. Цель отличается от мотива тем, что мотив характерен будущему состоянию предмета. Следовательно, в человеке должны возникнуть новые способности и механизмы, обеспечивающие деформацию актуального представления и выработку не познавательного, а проектно-целевого отношения к реальности. Это предсознательная форма реализации подходов, но она является общей предпосылкой будущих изменений. Указанное изменение выступает как пример многих других вариантов. Общее для них состоит в том, что в рамках простого цикла возникает разрыв, порождающий вторичную потребность (здесь преобразовательного типа) и соответствующий служебный цикл процессов. В зависимости от места разрыва могут быть типовые или ситуационно предопределенные серии служебных циклов, которые, в свою очередь, могут дать основание третичным процессам и т.п. В реальности индивидуальной жизнедеятельности все сервисные звенья, даже если они не завершены, располагаются в последовательности как включенные звенья одной цепи. Аналитик еще должен обнаружить циклическую, а не линеарную структуру и найти обоснование появлению того или иного цикла, того или иного яруса. Вне этого анализа нельзя обнаружить завершение жизнедеятельности или ее незавершенность и напряжение продолжения поведения.
Субъектное поведение характерно реализацией логики норм деятельности.
Подчинение человека требованием норм обусловлена процессом порождения социальных отношений. Социальные отношения включают в себя появление и преодоление конфликтов в условиях совместного существования людей. На Рис 7.4 представлена схема простейшего цикл социальных отношений. Он состоит из следующих фаз: использование «другого» в качестве объекта потребности, сопротивление такому использованию со стороны «другого», противопоставление как конфликт, вхождение в согласование способов использования друг друга, приемлемых для каждой стороны, соблюдение требований договорённости.
Рис 7.4 Схема взаимодействия людей в социуме (
Выход из жизнедеятельностного отношения людей в социальное опирается на соответствующие способности. Эти способности включают способность к введению нормативной версии для другого и для себя, способность к учёту нормативной версии другого, способность к переводу нормативной версии в функцию нормы, способность к самоотношению и самокоррекции, способность подчинения самокоррекции требованиям нормы. Особую функцию реализует служебная способность к познанию «другого» – идентификация. Подобная форма субъективного познания может быть применена и к себе через выдвижение версий себя и их проверку в имитационных действиях.
Простейшей формой субъектного проявления являются поведение по достижению цели. Возникновение цели (Рис 7.3) происходит в связи с несоответствием найденного предмета деятельности. При этом несовпадение актуальной индивидуальной потребности и выявлением в образе найденного предмета несоответствия потребности вырабатывает к нему потребностно-поведенческого отношение. В этом случае у человека должна развиватся способность выхода за пределы логики индивидуального потребностного состояния в логику деятельности самого предмета потребности в его возможных изменениях.
Если субъективное восприятие предмета происходит с произволом и деформацией первичного предметного представления, то поведение человека по трансформации образа предмета создаст дополнительный ярус мыслительных процессов без перспективы завершения жизнедеятельностного цикла.
Однако приобретение способности не только манипулирования предметным представлением, но и введения этого манипулирования в логику самого предмета не является достаточным для субъектного поведения. Индивидуальное целеполагание является лишь необходимой предпосылкой. Основой выступает приобретение способности к реализации цели и способа действия вырабатываемых в человеке в ходе образования, развития адекватного отражения реальной действительности и усвоения культурных норм, обогащения культурой. В то же время, чтобы оторваться от логики удовлетворения индивидуальной актуальной потребности необходимо дополнительно придти к социальной ситуации и социальному типу поведения, генерирующего отчуждение потребностного основания поведения.
Исходной предпосылкой перехода от индивидуальной к социальной ситуации является появление процессов, потребности и логики согласования индивидуальной жизнедеятельности в рамках совместно значимых целей и способов действия (Рис 7.4). Базой такой возможности выступает особое отношение к действию, поведению на основе рефлексии. В любом разрыве первоначального цикла жизнедеятельности (Рис 7.1) , где человек стоит перед выбором продолжения попыток действовать в рамках бывшей стратегии или замены её. Человек может сохранять траекторию того же поведения, а может построить новый цикл поведения или изменить
потребностное состояние. В логике удовлетворения потребности последнее невозможно, и потребностное состояние как бы консервируется и выделяет из себя звено, соответствующее служебной потребности. Однако именно это выделяет и процесс самоотношения, ранее интегрированный в целое жизнедеятельности. Человек как бы откладывает продолжение процессов в прежней логике и осуществляет оценочное отношение к самой этой логике и конкретной ее реализации. Выделение отношения к процессу жизнедеятельности из отношения к образу предмета содержит в себе и отношение к самому человеку, к его потребностному основанию поведения. Однако второе выделяется позднее как результат идентификационных процессов в общении. На стадии анализа оцениваемым становится не предмет, а способ действия, что и обуславливает особую форму рефлексии.
При этом для выработки отношения к способу действия, к осуществляемому поведению необходимо специально построить эти представления. Для человека это означает либо найти внешнего наблюдателя, либо быть наблюдателем самому, что означает смену типа познания от внешнего типа к внутреннему (интроспекции, самонаблюдению и т.п.). Поскольку во внутреннем плане сохраняется разделение между внешним и внутренним, то оно как бы дублируется для анализа внешнего человеку и анализа внутреннего. При этом само выделение рефлексии действия также является следствием разрыва и предполагает вторичную потребность, включенную в целое прежней потребности. Рефлексивный процесс не может быть приостановлен по произволу рефлексирующего, так как это служебный закономерный процесс предназначенный человеку, что бы он был человеком.
Итак, возможность самоотношения реализуется в ситуации разрыва в понимании процесса деятельности. Для анализа специфики субъектного поведения принципиальным является разрыв, связанный с неудачной попыткой использовать другого человека в качестве предмета потребности (Рис 7.3). В отличие от встречи с предметом, несоответствующим потребности, которым можно "без его согласия" манипулировать, преобразовывать, другой человек обладает своей собственной логикой жизнедеятельности. Именно она, жизнедеятельность, а так же субъективность, легко противопоставляются попытке превратить человека в особый, но предмет оперирования. Противодействие попытке использования человека как предмета потребности, например, в качестве владельца значимого для потребления предмета потребности, может быть взаимной. Если попытка преобразовать поведение другого сталкивается с сопротивлением, возникает ситуация выбора: обхода строптивого человека или продолжением попыток склонить его к нужному поведению вне учета его устремлений; согласовать с ним условия, при которых можно было бы взаимно изменить поведение. Согласование (Рис 7.4) принципиально отличается от первых двух вариантов и создает новую логику. Эта логика сохраняет существование логики удовлетворения потребности и ее преодоление. Сущность нового лежит в отчуждении от части своего поведения, согласии на его изменение в рамках чужих интересов, в частичном подчинении интересам другого, в выработке способов взаимоиспользования, в порождении механизмов, обеспечивающих соблюдение договоренностей в течение оговоренного времени. Тем самым, внутренний индивидуальный интимный механизм рефлексии, выработки способа действия становится межсубъектным и взаимозначимым.
В новой логике ведущим является рассогласование и его преодоление. Поэтому служебной потребностью предстает необходимость, нужда в устранении несогласованности поведения. С другой стороны, согласование поведения в пределах исходных индивидуальных потребностей придает результату согласования потребностную значимость и ведет как бы к повторному, хотя измененному продолжению индивидуальных жизнедеятельностей. В то же время согласование порождает совершенно новый тип логики поведения нормореализационный. Основанием для него является не индивидуальная потребность, не желание согласовать поведение, а приведение поведения в соответствие с заранее заданным представлением о нем.
Именно в данном поведении прерывается системообразующая функция индивидуальной жизнедеятельности, и она сама превращается в сервис реализации нормы. Для человека такое существование выступает как отчужденное, и даже при появлении механизмов, обеспечивающих реализацию нормы, это отчуждение оценивается лишь как временное. Субъект деятельности существует именно как реализатор требований, порожденных либо кем-то, либо им самим, либо в ходе согласования. Но здесь наряду с психологическим анализом возникает новый, нормативнодеятельностный анализ, проячняющий существования и изменения норм. Этот анализ имеет свою неиндивидуальную логику, хотя и при участии отдельных людей. Норма без изменений может быть перенесена в иные ситуации и иное время, становясь основой новых реализаций деятельности. Нормативные содержания при их обобщении превращаются в абстрактные норы (Рис 7.1) и становятся основаниями для конкретизации. Благодаря обобщению нормы (абстрагированию) остаются неизменными во многих частных конкретных деятельностей людей сближая различные реализации. О роли подобных проявлений в мире норм и их воздействии на человека мы будем говорить ниже.
Для субъектного поведения характерна выработка психофизическими механизмами противодействия естественной динамике психофизических состояний. Наиболее развитым типом таких механизмов является воля (5). Однако путь к ней является многоэтапным. Во-первых, в согласовании каждая сторона воздействует друг на друга в начале в логике своего интереса (Рис 7.4). Как воздействие, так и реагирование на него должны преодолеть предметно-средственную логику. Для последней характерен подбор тех действий, которые игнорируют интересы другой стороны и обеспечивают предшествующий тип преобразовательного воздействия. Сопротивление отчужденному предметно-средственному воздействию стимулирует новое познание партнера. От предметного типа познания осуществляется переход к субъективному познанию, а, следовательно, к имитации способа жизни другого, воспроизводству его жизнедеятельности и т.п., т.е. к идентификации. Различие знаний двух типов состоит в том, что предметно ориентированное представление воспроизводит поведенческий рисунок вне воспроизводства всех типов субъективных отношений партнера. Этим скрываются подлинные причины самого поведения. При идентификации, которая невозможна вне чувственно-оценочной идентификации, воспроизводится, насколько это удается реально, вся структура жизнедеятельности партнера. В ходе идентификации и осуществляется рефлексия своего заимствованного существования как субъективное познание другого. Идентификационные возможности предзаданы подражанием, сочувствием и другими частными механизмами. На этой базе человек входит в отношение с собой как с другим. Однако, для придания определенности и идентификации, и процессу согласования требуется рефлексия согласовательного процесса с включением звена идентификации. Но это всего лишь необходимая предпосылка. Содержание договоренности для того, чтобы стать нормой для личности человека, должно быть отделено от согласующихся людей, действующих по логике индивидуальной жизнедеятельности. Это отделение целесообразно выполнить с использованием коммуникативных средств, организованной коммуникации. В коммуникации с другим человеком происходит процесс перехода от индивидуального представления человека к неиндивидуальному.
Происходит это посредством перехода от текстуального выражения мнения коммуниканта к согласованному, более совершенному варианту мнения (Рис 7.5).. В коммуникации, прежде всего, выделяется процесс передачи сообщения и последующего его понимания, изменения, совершенствования и др. языковые средства обеспечивают отчуждение внутреннего состояния, его фиксации путем замещения субъективного состояния, представления знаковой или символической конструкцией (текстом), что позволяет оперировать заместителем и организовывать это оперирование в зависимости от тех или иных пожеланий коммуникантов. Деформации в процессе отчуждения окупаются возможностью преодолеть индивидуальность сообщения и превратить его в сообщение обоих и многих партнеров.
Рис 7.4 Организованная коммуникация (9)
Коммуникация включает в себя определенную последовательность шагов:
· изложение возникшего и считающегося автором (1) значимого для других мнения о чем-либо;
· понимающая (2) реконструкция содержания мнения «другим» участником коммуникации;
· использование результатов понимания для выдвижения альтернативного, более совершенного мнения (3) ;
· сопротивление учету нового мнения;
· переход в согласование мнений;
· построение средства согласования и обнаружения «роста» (совершенствования) содержания мнения – арбитражной точки зрения;
· использование арбитражного средства (4) для установления «роста» содержания мнения;
· организационное воздействие (5) на снятие затруднений в переходе к согласованию и осуществление согласование точек зрения.
Более конкретно в коммуникации участвуют автор (1); понимающий (2); критик (3), создающий альтернативную более развитую точку зрения; арбитр (4), замещающий многие противостоящие точки зрения одной, более абстрактной, используемой как средство сравнения точек зрения, нахождения справедливости каждой и границ справедливости; организатор, совмещающий все виды коммуникативных действий в единое целое коллективного мыследействия, движения единой мысли и контролирующего соответствие конкретного типа коммуникативного действия выбранному коммуникантом типу. В коммуникации разделение видов действий, их последовательное появление, складывание в конструкцию, обеспечивающие контролируемое изменение первоначальной мысли, появление все более эффективных языковых средств, организация правильного использования средств, обучение языку и т.п. происходит в особой логике средственного обеспечения сопоставления мнений. Развертывание отдельных действий и их структурообразование обеспечивается и жизнедеятельностью, вне чего не может быть мотивационного оправдания такого процесса. Но жизнедеятельность здесь так же подчинена социокультурным условиям мыслекоммуникации. Самореализация в ее витальном и творческом выражении ограничена достижением вполне определенных типовых целей коммуникации и соответствующих вторичных потребностей. К этим потребностям относятся желание сообщить значимое для другого, построить представление, с которыми сгласится автор, выявить недостаточность точки зрения автора и предложить более совершенную точку зрения. Арбитражная и организационная функции внутри коммуникации сервисные. Но, тем не менее, именно арбитр сосредоточивает в своем действии переход от индивидуализированных точек зрения к общезначимой точке зрения, а это невозможно вне абстрагирования, обобщения. Именно в этой функции появляются собственно содержательные языковые средства значения, понятия, категории, меняющие не только сам процесс мыслекоммуникации, но и психические механизмы.
Преодоление индивидуализации того, что хотел сказать согласующийся, переход к однозначности высказываемого вне обращения к содержательным и формальным средствам языка в обычных условиях межсубъектного взаимодействия невозможен.
С другой стороны, именно функция организатора коммуникации переводит акцент с содержания высказываний на способ их построения, на типовые способы достижения целей автора, понимающего и критика, а так же арбитра, на типизацию и ситуативно значимые формы совмещения разных видов действий, целей, потребностных установок и т.п. Но это вместе с тем означает, что свою задачу он не решит, не прибегая к рефлексивному незнанию, к идентификации, к построению рефлексивных средств обнаружения существенности тех или иных видов коммуникативных действий, их функций, к построению нормативных представлений о каждом типе действий, к обеспечению понимания и принятия этих норм реальными коммуникантами, к тонкому учету ситуации в создании коррекционных действий относительно коммуникантов и т.д. Тем самым, если арбитраж обеспечивает рождение средств разрешения спора или согласования по содержанию взаимоприемлемой нормы в общении, то организатор коммуникации стимулирует рефлексивность пребывания в коммуникации, нормативное соответствие реальных действий, переход к осознанию хода движения мысли и возникновению самих механизмов сознания и самосознания.
Поскольку субъектное поведение происходит в логике "норма реализация нормы", предполагающей понимание самого нормативного содержания и его принятие, то внесение рефлексивного сопровождения мыслекоммуникации и общения означает и возможность контролирования процесса порождения определенных представлений. В формировании представлений особую роль играет оперирование содержательными средствами и внесение контроля субъективного отношения к предлагаемой норме, контроля и регулирования хода выбора типа реагирования. В одном случае субъектное поведение опирается на механизм сознания, а в другом на механизм самосознания. Благодаря последнему вместо потребностной оценки в мотивационном процессе появляется обратимое сравнение представлений о себе актуальном, о себе желаемом и о себе предлагаемом. Самосознание обеспечивает переход от состояния диктата потребности к возможности самооценки предлагаемого способа поведения и возможности критического отношения к себе. Самосознание подчиняет действия человека требованиям нормы, выработки идеальных образов себя, перехода к трансформации своего сознания и даже механизмов под типовые требования нормы. На базе сознания и самосознания, самоопределения в ходе принятия нормы и рефлексивного сопровождения процесса действия по реализации нормы, возникает возможность своевременного обнаружения несоответствия нормативным требованиям, обнаружить внутренние субъективные причины несоответствия и выполнить коррекцию поведения до соответствия норме.
Систематичное самокоррекционное отношение в рамках необходимости реализации нормы и является основой воли или волевой самоорганизации. Если самокоррекция не носит характера явной и драматичной борьбы между желанием следовать ранее принятой норме и желанием ей не следовать, а следовать иной норме или иной субъективно значимой необходимости, то действие волевого механизма сводится к самокоррекции. Если эта борьба велика, то она приводит к драме самоопределения, самоотношени. В определенной степени сохранение интенсивности мотивационных механизмов жизнедеятельности, слабая развитость идеалов, ценностных структур и участии их в рефлексивной самоорганизации предопределяет драматизм волевых проявлений. С другой стороны, волевое проявление как бы концентрирует суммарное участие сознания, самосознания, самоопределения, мышления, рефлексии в целом в нормо-реализационном процессе с помощью или вопреки первичным механизмам организации поведения. Следовательно субъективная форма поведения является достаточно сложной и является результатом длительных трансформаций индивидуальной жизнедеятельности в условиях социокультурного характера. Она требует наличия соответствующих социальных процессов и механизмов, развитого языка и уровня сложности мыслекоммуникации и общения. Диагностика, прогнозирование и проектирование приобретении способности к субъектному поведению являются необходимыми предпосылками перехода в дальнейшем к личностному поведению.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 612;