Гений, его особенности, сущность

Под термином гений в различных энциклопедиях, словарях и исследованиях преобладают эпитеты: «исключительный», «феноменальный», «необычный», «предельный». Эти характеристики интеллектуальной мощи, природного дара способностей человека и его талан­та и т. п. Попытаемся найти нечто общее, ибо индивидуальные особенности человека весьма значительны. В основу положим следующее определение гения[36]:

высшая степень творческой одарённости, талантливости в какой-либо сфере деятельности.

Имеющиеся исследования[13] позволяют сделать выводы, что гений не просто необыкновенная, чрезвычайная мера одарен­ности. Многие певцы были одарены не меньше Ф.Шаляпина, а многие художники рисовали лучше И Репина. Многие физики и математики — современники Эйнштейна знали физику и «владели» математическим аппа­ратом лучше него. Основными характеристиками таланта высшего уровня является:

1) Продуктивность, большой объем работы в ее длительности (46 томов сочинений Бэкона; 119 публи­каций Дарвина; 248 — Эйнштейна; 30 книг Пуанкаре);

2) На­личие в их творчестве взаимосвязанных проблем и велико­го числа идей, вытекающих из этих проблем, влиянием на современников и потомков, индексом цитирования их работ. Исходя из этих суждений можно считать, что поня­тие «неузнанный гений» не верно, хотя иногда открытия гения могут опережать свое время. Другое дело, что сделанное гением современники не могут еще понять, экспериментально подтвердить, оценить по достоинству.

В научной литературе о гениях содержится обшир­ный набор свойств, особенностей и черт, характеризую­щих гениальность, составленный на основе изучения творчества и личности гениев.

ПРИРОДА ГЕНИЯ

Cущность гения можно определить как органическое слияние вы­сочайшего интеллекта, способного к глубокому постиже­нию истины, волевой целеустремленности и интуитивной проницательности и богатства чувств (прежде всего чувст­ва нового), проявившихся в высокопродуктивном творчест­ве, результатом которого являются вершинные научные и художественные достижения гуманистического содержа­ния, ставшие этапом в прогрессе человеческой культуры[13]. Эта сущность постигается полнее в сравнении, сопоставлении, про­тивопоставлении на примере с талантами. Разницу между талантом и гением видят в следующем. Гений всегда талант наиболее полное его проявление. Отличия гения от таланта заключаются в следующем[13]:

-Творчество носит оригинальный иноваторский характер и его результат фиксируется коли­чественно и качественно. Талант означает врожден­ную склонность к некоторым специальным видам деятель­ности... относительно быстрое и легко обретаемое особен­ное искусство.

-Универсализм гения. «Талант является специфической, а гений всеобщей способностью»20. «Гений есть всеобщая способность к созданию подлинных художественных про­изведений, равно как и энергия, благодаря которой он развивает и упражняет эту способность»21. Гений редко бывает односторонним. Последнее чаще встречается у талантов. Известна, к примеру, характеристика, данная Наполеоном своему маршалу (Мюрату): «Гений в седле, олух на земле».

пособность достигать в определенной сфере деятельности высшего мастерства и его последующее постоянное сохранение. Талант может иметь временное проявление. Бли­стательный дебют таланта может иметь печальный конец.

Гений делает то, что надо и знает, как это сделать. Со стороны это воспринимается, как спонтанные и неосознанные действия. Гении часто одарены способностями и большимистрастями. И часто страстно стремление утвердить свое видение мира не для своего честолюбия и славы.

Гений отличается от таланта глубинным постижением сущности бытия, новаторским характером творчества, умением предвидеть будущее, а также универсализмом мировоззре­ния и деятельности [13]. Он если не первым прокладывает новую тропу, то оставляет на ней самый заметный след и пере­гоняет избирая другой путь к цели. Cказанное о гениях мужчинах верно и по отноше­нию к женщинам. На сегодня долг мужчин женщинам еще не выплачен. Их тысячелетиями не допускали на мужскую половину — в клубе, в обще­стве, даже в доме. Смысл жизни женщины — мужчина, он ее судьба, все ее запросы должны замыкаться на том, чтобы обеспечить ему максимум удобств независимо от того, оба ли они свободны или лишены свободы, и вырастить детей. Эта непререкаемая догма утвердилась со времён патриархата [13]. Мужчины страстно возносили женщину до небес осыпал похвалами ее тонкий вкус, глубину чувств и разнообразие ее способностей, но они ничего не сделали, чтобы эти способностям проявились. Эмансипация женщины не устранила тысячелетиями складываю­щихся традиций, груз которых несла и во многом еще продолжает нести женщина. Тысячалетиями считалось, что гениальность — прерогатива мужчин. Сегодня мир изменяется в отношение к женщи­не. Однако для полноты использовать второй половины творческого потенциала человечества, нужно учесть целую систему факторов, изменить стереотипную шкалу ценностных ориентации. Исследователи указывают, что в сфере твор­чества женщины нуждаются не только в стимулировании, но больше в признании и одобрении.

Изменению положению женщин требует культурное развитие человечества, но как минимум половине качеств ещё не востребованных в социуме, мешает традиция о её роли и месте в обществе. Так в США считается академии и научные заведения «мужской территорией», где ценятся и вознаграждаются традиционно мужские виды поведения - конкуренция, агрессивность, ориентация на карьеру [13]. И в академическом мире не ценятся традиционно женские черты поведения — сот­рудничество, поддержка коллег и студентов, интерес ко всем людям независимо от их статуса. Это изначально ставит женщину в неравное положение с мужчиной, но это и не способствует развитию человека, человеческой цивилизации в 21 веке. Практика управления показывает эффективность современной организации труда, где господствует культура взаимосодействия, сотрудничества т. е. изначально присущие качества женщине. Исследователи отмечают, что малое представительство женщин в науке вызвано существующим отношением к женщинам а не результат различий в одаренности. Это отношение к женщинам неодинаково в разных стра­нах. В качестве причин, к примеру, мешающих приходу женщин в нау­ку, указывается на то, что родители и педагоги внушают детям представление о стереотипных половых ролях, муж­ских и женских профессиях. И «культурные ожидания», усваиваемые человеком, сызмала влияют на его систему ценностей, его устремления, что не может прямо и косвен­но не влиять на выбор карьеры [13]. При выполнении заданий на дивергентное мышление, легкость генерирования идей, ассоциативную продуктив­ность, оригинальность, самобытность, спонтанную гиб­кость... отчетливые различия между полами не были обнаружены[13]. Утверждение что женщина вообще менее продуктивна, чем мужчина, в сфере научных исследований несостоятельно. Айзенк считает, что женщины несколько превосходят мужчин в способности к запоминанию, а также по словесным спо­собностям. Они быстрее овладевают практической грамма­тикой языка, раньше начинают говорить, их словарный запас богаче. Все это автор доказывает экспериментально. Его вывод об общем интеллекте и общей умственной одаренности совершенно определенный: нет никаких осно­ваний говорить о превосходстве того или иного пола.

По данным сенатской подкомиссии США, средний го­довой доход на лицензии женщин значительно выше, чем на лицензии мужчин. Исследователями отмечается широту диапазона женских изобретений. Реальные факты развеивают мужской скепсис относительно женского интеллекта.

К примеру, творческим гением обладала украинская писательница Леся Украинка (1871 —1913). Поражает широта ее знаний и круг интересов. Она великолепно знала мировую историю и литературу. Для младших сестер она написала «Древнюю историю восточных народов». Ее статьи об итальянской, польской и немецкой литературах отличаются тонкостью и глубиной суждений. Досконально разбиралась Леся Украинка и в теоретических вопросах социализма. Она была великолепной пианисткой, занима­лась живописью, в совершенстве владела десятью иност­ранными языками. Это то, что касается универсализма ее развития. Однако главное — в новаторском характере ее творчества. В своей поэзии и драмах — «Каменный властелин», «Кассандра», «В пуще» и др. — она дала но­вую трактовку так называемым вечным мировым образам, поставила и своеобразно интерпретировала ряд социаль­ных, нравственно-философских и психологических проблем[13].

Много общего в проявлениях одаренности в деятельности гениальных мужчин и женщин, но есть и принципиальные различия определяемые сферой деятельности и это отличие ещё не востребовано обществом, которое до сих пор пытается «запрячь в одну телегу коня и трепетную лань». В соответствии с принципом дополнительности Н.Бора у женщин имеется как минимум половина способностей дополняющих мужчин, использование которых, быть может, помогло вывести человеческую цивилизацию из системного кризиса, куда её завели управленцы мужчины.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2172;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.