Понятие здоровья человека.
Под здоровьем понимается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, отсутствие болезней и физических дефектов. Благополучие – это правда, красота, мера, свобода жизни. Для определения физического, психического и социального здоровья человека надо раскрыть [34]:
1) связь наследственности человека (нормы реакций как генетического потенциала здоровья) и его здоровья.
2) Природу психосоматической (связь психики с анатомическими и физиологическими свойствами человека) конституции человека (генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал).
3) Связь здоровья с окружающей средой (экологическая валеология).
4) Связь здоровья с образом жизни человека (уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, режим жизни, вредные привычки).
5) Зависимость здоровья человека от его отношения к своему здоровью, от установок на здоровый образ жизни, на знание человеком своих возможностей (резерв), санитарно-гигиенических основ жизни.
Сейчас понятие здоровья уточняется и часто определяется как состояние равновесия (баланс) между адаптивными возможностями (потенциал здоровья) и условиями среды, постоянно меняющиеся. Многовековой опыт врачей, педагогов, психологов основным законом валеологии определяет: «образ жизни человека должен соответствовать его конституции»[34]. Конституция всегда индивидуальна и, следовательно, образов жизни столько, сколько людей. Таким образом, планируя свою жизнь, не следует насиловать свою природу, свою конституцию (биопамять организма, свой «наследственный паспорт», особенности иммунной , нейронной, психологической конституции). Жить надо по законам своей биологической конституции, управлять собой с учетом биологических и психологических возможностей.
Здоровье – состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы[34]. На состояние здоровья действует система взаимосвязанных факторов (Рис. 6.4).
Рис.6.4. Основные факторы здоровья
Здоровье – это условие успешной и гармоничной жизни. Научиться управлять здоровьем означает:
- освоить законы управления здоровьем и применять их к себе максимально квалифицированно[5];
- не только получить необходимые знания, а овладеть технологиями, методами управления своим здоровьем;
- жить и действовать, властвуя собою, учитывая действующие факторы.
Достигать этого можно по- разному, например, универсальным алгоритмом построения собственной программы управления здоровьем, состоящей из пяти шагов [5]:
1. Поверить в реальность здоровой жизни.
2. Трансформировать общие знания в личный опыт.
3. Определиться с главной конкретной целью.
4. Разработать и реализовывать план действий.
5. Оценить результат и воспользоваться им.
Специалисты в области гипнологии считают, что вера – это состояние трансовое, что поверить во что-то – это «запрограммировать» себя. Люди часто стареют или заболевают, потому что начали думать об этом, ждут этого, воспринимают это естественным процессом. Уже в древности начали замечать, что «люди стареют и умирают потому, что они видят, как стареют и умирают другие» (индийский мудрец Шанкара).
В состоянии веры в реальность здорового образа жизни наше «бессознательное», управляющее психофизиологией организма, во многом и нашим поведением, в автоматическом режиме программирует то, во что мы верим, чего стараемся достигнуть. Это позволяет уйти от реальных и надуманных ограничений, увидеть новые возможности.
Целью второго шага является осуществление осознанного выбора, мотивация себя на его достижение. Решается это задача обеспечением стратегического видения, формированием желания достижения будущего его воплощения. «Деля выбор и принимая решения, вы даете картине жизнь. Каждое событие становится более определенным, обретает характерные черты. Вы создаете себе набор мозаики, которые будут складываться в полную картину по мере движения вашей жизни…Ваш выбор и принятие решения остаются в Вашей памяти на ее подсознательном уровне»[5]. На третьем шаге, поставив себе цель, человек (по А.А.Богданову) создает условие для своего развития, ее достижения. Цель является фактором, организующим его деятельность.
Решение задачи упрощается, если руководствоваться правилами [5]:
1. Определяйте свою цель в форме позитивных утверждений. К примеру, концентрируйте внимание на том, что не желаете болеть, не думайте о негативном.
2. Формируйте свою цель таким образом, чтобы иметь возможность достичь ее самостоятельно, независимо от действий других. «Что я могу сделать, чтобы нравиться самому себе, независимо от отношения других».
3. Стройте образ достижения своей цели. Создание конкретного, деятельного и живого образа обладания желаемым, разработка для себя богатого деталями сценария, в котором вы непосредственно переживаете обладание, является главным звеном в процессе целеполагания.
Выполнение этих правил реализуется как психофизиологическая технология необратимости выбранной цели. Разрабатывать на четвертом шаге план действий можно с использованием целевой комплексной программы (порядок построения рассмотрим во второй части).Оценивая результаты своей деятельности на пятом шаге, надо гарантировать себе позитивные переживания достижения, следуя правилам [5]:
1. Сравнивайте себя с собой. Смотрите лишь на собственный прогресс. Не оглядывайтесь на других. Дорога к успеху измеряется собственными достижениями.
2. Будьте самодостаточны при оценивании своих результатов. Ориентируясь на самый чувствительный барометр самооценки – собственную удовлетворенность. Не убеждайте других в своей значимости.
3. Воздайте должное своим заслугам. Всегда вознаграждайте себя за сделанное самым достойным образом.
Жизнедеятельность человека определяется его психикой. То, что появляется в мыслях человека, проявляется эмоционально, сказывается на его здоровье. «Экология мыслей и чувств – это отправная точка в движении к здоровью и благополучию» [5].
Сегодня в основе наиболее влиятельных концепций человека лежит положение Карла Маркса, что он (человек) является продуктом и объектом общественных отношений. Следовательно, развитие человека требует перестройки общества, условий жизни, что позволяет производить изменения в сущности человека. В этом случае коренные общественные преобразования связываются не с естественными возможностями человека в развитии. Сегодня в основе мотивирующих систем человека чаще всего лежат его естественные потребности, а все остальное надстраивается над этим….Ранее развитие человека связывали с развитием разума. Открытие теломеразного механизма старения человеческих клеток и выделение фермента теломеразы привело к возможности управления старением человека. Открытие генетиками возможности клонирования живых систем дает возможность получения не только генетических копий, нового способа размножения людей, но и генетического улучшения потомства, борьбы с болезнями. Эти открытия показывают, что развитие человека определяется не только развитием разума, но и изменениями его физиологии. В этом случае можно сделать вывод, что развитие мышления человека, интеллекта, его сознания и т.п. подчинено не только общественным закономерностям, но может определяться развитием человека. К примеру, изменения физиологии человека приводят к изменениям психики, новым потребностям и интересам.
Сегодня ученые связывают развитие человека не только с его естественной природой, а и с развитием естественных и общественных наук. Уже сейчас «становится все более ясным, что человеческая способность извлекать и обрабатывать когнитивную информацию генетически детерминирована. Связь генов с культурой осуществляется опосредованно в сочетании от культуры к генам. Культура и культурные феномены формируют специфические когнитивные механизмы, хотя эти механизмы коренятся в программах развития нервной системы.[1,12,19]. Информационный фактор развития человека приобретает все большую значимость. Он определяется признанием того лежат материальные и идеальные начала природы, а синергийно-информационный подход выявляет новые грани феномена информации. Информация определяет структуру, упорядоченность, устойчивость эволюционных процессов, природных и общественных систем. Человек является производным природы, а обществом определяются его общественные связи. Понимание человека как микрокосмоса, аналогичного макрокосмосу, как утверждал П.Флоренский, приводит к признанию безграничных возможностей в саморазвитии вне непосредственной связи с его общественными отношениями. Более того, общество становится зависимым от развития человека. Это делает необходимым признание приоритета человека, а не общества, понимание того, что в основе стратегии общественного развития лежит развитие человека. По Вернадскому, эта стратегия должна исходить из господства разума, а не силы и тем более не может определяться формой присвоения благ[9]. Подход к развитию персонала, базирующийся на идее развивающегося человека, принципиально меняет саму методологию управления персоналом. Синергийно-информационный подход исходит из нелинейного развития, проходящего по бифуркационному сценарию. В этом подходе количественно-качественные характеристики персонала не обусловлены закономерностями поступательного развития, а становятся результатом выбора одного из возможных направлений жизнедеятельности и деятельности человека [25]. Выбор варианта определяется коллективными и индивидуальными информационными воздействиями. Эти воздействия ( к примеру, психотехнологические) могут коренным образом преобразовывать общество и саму сущность человека. Управление обществом в этом случае становится управлением развитием человека, основанного на информационной природе.
В условиях мировой экономической интеграции, когда фиксируется глобализация социальных, производственных и культурных отношений людей, повышается разнообразие их потребностей, возможностей использования их интеллекта и труда, становление и развитие человека становится особенно актуальным. Законы синергетики требуют осуществлять организацию управления, исходя из идеологии устойчивого развития, учета самоорганизации жизнедеятельности и деятельности человека. Самоорганизация пространства, где происходит становление человеческого в человеке, придает особое значение процессам целеполагания, того образа человека, с которым он себя отождествляет. Порождение новых качеств меняет его потребности. Философская антропология решает задачу синтезирования имеющихся знаний о человеке, и создания теории человека, разработки его концептуальной модели. На сегодня идет интенсивный поиск новой парадигмы познания человека Способствует этому осмысление противоречивых и неоднозначных философских концепций, накопление конкретных научных знаний о человеке. Ранее человек отождествлял себя с одной из форм бытия, над ним довлело – «бытие определяет сознание». Сегодня исследователи [3,17,19,26] приходят к осознанию всеединства форм существования, к идее «всечеловека». Понимание того, что человек как объект исследования, объект управления не может быть рассмотрен, к примеру, с позиций З.Фрейда ( где многое сведено к либидо), Карла Маркса (где он результат общественных отношений) и других. Существование философско-антропологических картин человека хоть в отдельности и имеет долю рационального, однако в целом не имеет права на существование, ибо искажает образ человека.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 793;