Формирование и развитие гениальности
Феноменом, загадкой гения являются причины его появления. Большинство специалистов сходятся на том, что гений — это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации человека на самоусовершенствование [13]. Выделяют следующие причины и движущие силы (факторы) становления гения: природа (врожденная одаренность), собственные усилия (труд), ближайшее окружение и общество в целом. Естественно эти факторов взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Практика показывает, что целенаправленно сформировать гения не удается. Действия различных факторов, неподвластных человеку, не позволяю управлять их развитием. Это может быть социальные процессы исторического масштаба в эпицентр общественных сдвигов которых будущий гений должен попасть, в такую комбинацию социальных мутаций, которые бы «заставили» личность, наделенную определенным набором данных, максимально раскрыть свои способности, предельно развить все свои творческие возможности.
В возникновении и развитии таланта есть что-то непреодолимое, исторически обусловленное объективными факторами, встреча которых с субъективной готовностью и неопреодолимым стремлением личности к творчеству и дает ту искру, которая зажигает светильник гениальности [13]. Путь развития гения может совпадать с путем других людей, но на каком то этапе развития (точка бифуркации), он становится другим, неповторимым.
Но этом этапе благотворные факторы, оказывающие воздействия на развития любого человека, приобретают особый вес в формировании великого человека. Трудно определить факторы, формирующие умы гениев, превращающие таланты в гении, но выявить условия их развития можно с большой вероятностью. Известно, что гению присущи определенные в высшей степени развитые способности и он обладает талантом, что его развитие имеет периодизации, где он имеет учителей, способствующих его совершенствованию и что огромное воздействие оказывала культурная среда. Но гениальность не цвет кожи, не половой признак, не классовый или профессиональный атрибут. Это общечеловеческое свойство, но присущее, правда, не всем людям.
Гениев нельзя выращивать генетически (путем «скрещивания»), как скаковых лошадей. Зафиксировано два фактора врожденных способностей: очень раннее проявление одаренности у детей и достижение исключительно высоких творческих результатов в деятельности в раннем юношеском возрасте. Деятельность выдающихся ученых начиналась рано. Первые публикации были выпролнены: (Дарвин, Фарадей, Гаус, Максвелл, Паскаль, Эйнштейн) — в 22 года, Фрейд — в 21 год. Период активной работы таких ученых обычно довольно продолжителен (в среднем 34 года). Ч. Дарвин активно трудился в течение 50 лет, Эйнштейн — 53 лет, Фрейд — 55 лет. Но академические лавры и мировое признание 149 (например, Нобелевская премия) приходили к ним спустя 25—26 лет после первой публикации, хотя средний возраст нобелевских лауреатов относительно невысок — 39 лет18.
Еще более разительны примеры о создании зрелых и современных произведений в юношеском, отроческом и даже детском возрасте поэтами, композиторами, художниками. Анализ деятельности одарённых людей дал результаты [13]:
1. Раннее овладение знаниями в избранной специальности или в искусстве.
2. Проявление высокого интеллекта, способности мыслить, хорошая память в раннем детстве.
3. Энергичность, быстрое продвижение, увлеченность учебой и трудом.
4. Ярко выраженная независимость, предпочтение работать в одиночку, индивидуализм.
5. Чувство самосознания, творческой силы и умение контролировать себя.
6. Стремление контактировать с одаренными юношами или взрослыми.
7. Повышенная реакция на детали, образцы и другие явления внешнего мира.
8. Извлечение пользы из быстро накапливаемого художественного или интеллектуального опыта.
Высокоодаренный ребенок — одно из условий формирования выдающегося человека. Но прямой связи между способностями ребенка и взрослым гением нет. Психолог Леонтьев неоднократно подчеркивал, что ребёнок развивается через посредство другого, получая от него знания, оценки предметов и явлений внешнего мира. Отсюда важная роль его первых воспитателей — родителей. Ведь даже случайная встреча ребенка с чем-то или кем-то может приковать интерес и «перевернуть» его жизнь. Огромную роль может сыграть в открытии и умелом направлении развития его способностей умный и тонкий наставник. Правильно определив творческие наклонности ребенка в дальнейшем их поощряя и развития можно ускоряет развитие его интеллекта.
Но обществу нужны не просто интеллектуалы, а еще и личности.
Детская одаренность, вовремя распознанная и умело направленная, может поразительно проявить себя в отроческом возрасте. Но из зерна детской способности не всегда вырастает гениальность. Гений далеко не всегда выросший вундеркинд, а вундеркинд не всегда становится гением. Встаёт вопрос о соотношении одаренности как таковой и одаренности творческой. В отличие от Моцарта Бетховена поначалу надо было силой усаживать за фортепьяно. Следовательно детские способности нужно обогащать.
Существуют различия между обычной ученической одаренностью, включающей обучение и измеряемой тестами, и творчески-продуктивной одаренностью, как возникновение творческих результатов. Она может отражать усилие, выразившееся один раз за всю жизнь. Первая проявляется часами, днями, неделями; вторая — в достижениях, на которые затрачиваются месяцы и годы. Первая не всегда сочетается с глубокой увлеченностью делом; вторая — обязательно.
Исследования психологов и педагогов во многих странах и просто наблюдения воспитателей детей показывают, что в детском возрасте, особенно до пяти лет, возникают корни большинства способностей для формирования таланта. И в этом плане отрицательно сказывается педагогическая запущенность — когда остаются невыявленными, нераскрытыми и неиспользованными потенциальные возможности детского разума.
Признавая большую роль природных способностей человека, психология и теория воспитания не считают их фундаментом, на базе которого и в соответствии с которым можно достраивать личность. В развитии человека, формировании таланта имеет значение вся система деятельности общества по созданию условий во всех сферах жизни и уровнях социальной иерархии для развития способностей каждого. Не приспособление к природному таланту, не подстройка под него, а его целенаправленное развитие системой научно разработанных и общественно полезных мер должно определять всю деятельность общества.
Учёт социокультурных факторов развития таланта как организация учебного процесса в школе, характер обучения, отбора детей для различного типа школ, составления программ обучения и т. п. несомненно, полезно, одинаковых людей нет и кто более талантлив решается не в первые годы жизни людей и не комиссиями, а в процессе длительной учебы, проверок и испытаний реальной жизни. Талант выращивается на протяжении всего периода формирования человека и до начала его профессиональной деятельности.
Роль в формировании таланта ближайшего окружения
У всех гениев были учителя, но мы не всегда знаем кто и какие. Сократ был учителем Платона, Платон — Аристотеля, но вот кто был учителем Сократа или Шекспира? Реально присутствующий образец играет большую роль в развитии творческой личности. По данным исследований в США 68 % детей выбирают тот вид деятельности, которым занимались взрослые, среди которых они росли.
Не у всех гениев непосредственными учителями были гении, и не всем гениям, имевшим учеников, удавалось воспитать тоже гения. Пока тайной передачи дара от одного лица другому обладает только природа, людям же удается передавать «из рук в руки» другим только знания, опыт и мастерство, да и то не без потерь, иногда очень значительных. Для успеха в воспитании гениев необходимы обычные, но умные и высокопрофессиональные педагоги. Речь идет не о личных наставниках, а об учебе в целом. В самообразовании (обучении, воспитании и развитии) безусловно, любой гений имел великих учителей. Подражал он им или нет, но учился у них несомненно.
Известное высказывание кинорежиссера С. Эйзенштейна «научить нельзя — научиться можно» явно указывает на огромное преимущество самообразования. Но научиться легче у хороших учителей. Несомненно, прав лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон, сказавший: «Первое условие для получения Нобелевской премии — наличие хорошего учителя»2. И действительно, много лауреатов Нобелевской премии имели учителями также ее лауреатов. Но не все поколения учителей и учеников рождают гениев. Для рождения гения должны созреть и объективные и субъективные условия. Должно идти постепенное накапливание идей, опыта, мастерства, культуре, приводящие к качественному скачку таланта. Гений рождается, как искра из камня. Он выходит из среды себе подобных. Отсюда среда одна — результат разный. Зарождающийся гений — это сильный росток, способный выстоять против равнодушия и замалчивания, но может увязнуть в тине безразличия к его таланту, целям и замыслам. Отсутствие творческой атмосферы, где кипят споры и сходятся различные мнения, ведет к застою, разлагающе действует на формирование талантов. В культуре периода застоя воспроизводятся преимущественно носители этой же культуры, не терпящей отклонений, непохожести, оригинальности. Она поощряет однотипное, сходное, стандартное. В готовых, наперед заданных предписаниями и инструкциями и ограниченных жесткими положениями формах таланту трудно найти пространство для свободного развития. Борьба с ними развивает талант. Если талант идет на риск, отваживается на борьбу, он может победить в своем ближайшем окружении. Но в борьбе с бюрократической машиной он часто терпит поражения. Ученый может спорить и побеждать своих коллег в своей среде, а в стычке с истеблишментом он редко выходит победителем, ибо здесь имеет место не спор идей, а столкновение идеи и силы.
Гениальность, как и любая способность, требует условий для полного раскрытия. Это не только «благоприятные», но и неблагоприятные условия, порождающие энергию на преодоление этих условий и поиск новых путей решения проблем.
Пока человек чувствует себя сильным и способным преодолевать препятствия не подавляют его, а побуждают к новой активности.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1861;