Концепция социального человека

Существование большого многообразие теорий, концепций и образов человека можно объяснить тем, что природа человека многомерна, нелинейна, многоэтажна и подобна Вселенной. Исходя из этого можно говорить о всеобщей человеческой природе, аналогичной природе растений и звезд с ее единством упорядоченности и хаотичности. Вместе с тем человек представляет собой еще и общественное существо — в нем в свернутом виде «дано» общество со всеми его возможными состояниями: человек есть общество в ми­ниатюре[10]. Природа человека характеризуется интегральностью и проявляется с двух аспектов — жестко детермини­рованного и случайно-вероятностного (упорядоченный и спонтанный). Случайные моменты обусловлены массой потенциальных возможностей, а жесткая детермина­ция задана социокодом (механизмом социального наследования[10,12], программирующим развитие и функционирование социаль­ной системы. Это проявляется в социальных мотивах деятельности человека, особенно мотива­ции к инновациям, губристические мотивации (упорное стремление к господству и избранности и пр.), мотивации власти вместе со всеми реалиями и иллюзиями. С мо­тивами человеческой деятельности связаны ритмы человеческого существования, без которых невозможно осуществление социальных механизмов, регулирующих функ­ционирование и развитие общества. В связи с этим заслуживают внимания такие мо­дели человеческой деятельности, как модели Прометея, Колумба и Сизифа.(таблица 6.2 . )

Мо­дель человеческой деятельности Характеристика модели Связь
Промете­евская выражает инновационный, творческий характер и направленной на фор­мирование идеального общества и человека (из человека можно вылепить что угод­но).  
Сизифовская фиксирует невозможность человека выйти за рамки суще­ствующего порядка вещей, показывает, что все усилия людей по преобразованию об­щества обречены на неудачу, они абсурдны и иррациональны и свидетельствуют об иррациональной природе человека  
Колумба исходит из реалий человеческого существования, представляя собой вероятностную модель деятельности человека с ее прогнозом удачи и поражения.    

 

 

Промете­евская модель выражает инновационный, творческий характер человеческой деятель­ности, разрушающей существующий социальный порядок и направленной на фор­мирование идеального общества и человека (из человека можно вылепить что угод­но). Сизифовская модель фиксирует невозможность человека выйти за рамки суще­ствующего порядка вещей, показывает, что все усилия людей по преобразованию об­щества обречены на неудачу, они абсурдны и иррациональны и свидетельствуют об иррациональной природе человека. И, наконец, модель Колумба исходит из реалий человеческого существования, представляя собой вероятностную модель деятельности человека с ее прогнозом удачи и поражения.

Статус человека в мире — положение человека в мире. Анализ различных концепций статуса человека в мире. показывает, что их можно объединить в четыре группы[10]: 1) природу человека нельзя «ухватить» рационально, ибо она является «запредельной» для человеческого сознания; 2) человек – ошибка, тупик в развитии природы, представляет собой патологическое отклонение в вечно эволюционирующей материи; 3) человек — носитель соц. формы движения материи, т. е. он выступает в качестве рядового явления, которое может стать основой для становления постсоциальной формы движения материи; 4) человек - высшая форма развития материального мира благодаря своей социально- деятельностной сущности.

Весомый вклад в ее постижение вносят и искусство, и религия, и философия и другие формы человеческой деятельности.

Человек как микрокосмос —отражение человека в закодированном виде последовательности истории нашей Вселенной, когда эволюция живого веществаземной биосферы рассматривается как миниатюрное повторение эволюции Космоса. Человек — закономерный итог раз­вития биосферы, поэтому на всех ие­рархических уровнях его организа­ции — от молекулярного до органного — с течением времени проявляется движение от хаотических структур особого рода (структур детерминированного хаоса) к более упорядоченным структурам. Исследования структурной организации белковых молекул (выявившие самопроизвольный переход из состояния статистического клубка в высокоупорядоченную трех­мерную структуру при беспорядочно поисковом механизме сборки, высокую скорость и безошибочность процесса конформационной самоорганизации белка) показали, что они имеют действенную статистико-детерминистскую природу. Их естественное объяснение возможно только в рамках нелинейной неравновесной термодинамики, в которой фундаментальные законы физики используются для объяснения спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса. Общие закономерности неравновесной термодинамики носят универсальный характер, они охватывав процессы самоорганизации как чисто физических (классических и квантовых), так химических и биологических открытых систем. Поскольку присущая белкам способность к самоорганизации является фундаментальным свойством организмов на всех ступенях иерархии живой природы, то процессы порождения порядка из беспорядка на молекулярном уровне протекают и в организме человека. Такого рода процессы протекают и на уровне функционирования организма, о чем свидетельствуют исследования хаоса и фракталов (разномасштабные повторяющиеся струк­туры) в физиологии человека. В организме человека фрактальными структурами обладают дыхательные пути, кровеносные сосу­ды сердца, нейроны со своими дендритами, ветвящимися на все более и более тонкие волокна и которые свя­заны с элементами хаоса в нервной, дыхательной, кровеносной и др. систе­мах. Вопреки традиционной медицины сердце и др. физиологичес­кие системы в молодом и здоровом ор­ганизме действуют беспорядочно и ха­отически, тогда как их более регуляр­ное функционирование иногда сопря­жено со старением и заболеваниями. Сердечному ритму и всем другим процессам в организме человека, управляемым нервной системой, свойственна хаотическая динамика с ее принципами нелиней­ного детерминированного хаоса. Это имеет массу функциональных пре­имуществ: хаотические системы функ­ционируют в широком диапазоне ус­ловий, легко адаптируются к измене­ниям и дают тем самым организму воз­можность гибко приспосабливаться к предсказуемым изменениям внешней среды. Патологические явления связаны с повышенной регулярностью процессов в организме человека. В целом организм человека. функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молекулярного уровня и кончая уровнем организма. Человек, можно сказать, появляется из клубка всех сис­тем, обусловливающих возникнове­ние и эволюцию биосферы, как вихрь, в котором сходятся все системы различ­ных порядков жизни, как их «узел» в системе биосферы он получает «место» вихря (единства хаоса и поряд­ка), имеющего универсальный смысл.

Человек как уникальное существо — концепция, согласно которой уникальность человека обусловлена совокуп­ностью ряда параметров психики, сформировавшихся в результате эво­люции мозга. Специфика эволюции мозга обуслов­лена, во-первых, ее темпами (это был один из наиболее быстрых, наиболее бурно протекающих процессов макро­эволюции в истории позвоночных, если не в истории животного мира во­обще), а во-вторых, его феноменаль­ным последствием — возникновени­ем такого уникального явления, как человеческая психика. Здесь имеются в виду следующие связанные между собой ее свойства [10]: 1) оперирование образами и по­нятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и време­ни и может относиться к воображае­мым, никогда и нигде не существовав­шим событиям; 2) познавательная способность, основанная на проник­новении в структуру мира и постро­ении модели мира; 3) способность как соблюдения определенных мораль­ных норм поведения, так и разруше­ния и саморазрушения; 4) самосозна­ние и саморефлексия, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.

Говоря о сущности человека, о совокупности всех сторон и связей (законов), свойственных ему в этом мире, следует учитывать, что сущность скрыта под поверхностью явлений…явления могут неправильно, извращенно передавать сущность и следует от явления, лежащего на поверхности предмета, идти к сущности… от сущности первого порядка – к сущности второго. Из перечисленных концепций, наиболее высвечивается сущность человека с позиций психологической антропологии, рассматривающей феномен человека как природное явление, в общественной форме жизни и как душевную и духовную реальность[1,38].

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2240;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.