Происхождение и сущность человека.
Человек как основа ресурса общества
Философская антропология о сущности человека.
Все философские школы, учения древней Индии, Китая, Греции, в наиболее целостном виде дошедшие до нас, не говоря о современных, пытались подняться до уровня полноты обоснования происхождения человека, смысла его существования и т.п. В 20-м веке перед философией, как формой общественного сознания, как системой наиболее общих понятий о мире и месте человека в нем, была поставлена задача разработки единой систематической теории человека. Задача вновь оказалась невыполнимой.
Постановка задачи объяснялась:
1). Возникновением ситуации «человеческого кризиса». Возникло осознание, что человек не венец эволюции, что он не является господином во Вселенной – это с одной стороны. С другой – он и не достоин такого положения, породив демонические силы злобы и ненависти, направляя плоды своего труда на самоуничтожение. Для человечества реальностью стала проблема своей конечности.
2). Неготовностью современной науки представить обоснованную теорию человека. Пятьдесят три крупнейших американских ученых заявили о невозможности возникновения из хаоса человека, планеты Земля. Их книга «Мы верим» обосновывает, что это сделал «некто», наделенный Высшим Разумом.
В отечественной философии отвергался антропологизм как философская концепция, где человек усматривался как основная мировоззренческая категория. В науке господствовал «бессубъектный» подход – материал без человека, познание, деятельность, общение без субъекта. Эта зияющая перед человечеством пропасть и вызвала обостренный интерес к человеку, антропологический поворот в философии в целом[14,38]. Философская антропология пытается стать сегодня новой наукой о человеке, объяснить тайны человеческого бытия, показать необходимость антропологического обоснования проектов развития человеческой цивилизации, ибо картина мира без этого теряет внутренний смысл.
Происхождение и сущность человека.
Возникновение, образование жизни, человека на Земле нас интересует в плане обоснования концепции управления развитием персонала. Как управлять развитием человека когда он стал персоналом. Должен и может ли человек, появившись на этой планете по замыслу ли природы, высших сил, инопланетян и кого-то еще, управлять собой в процессе жизнедеятельности (когда реализует собственные потребности) и деятельности (выполняет нормы социума)?
Концепций человека в процессе исторического развития возникало много. М.Шелер (представитель философской антропологии 20-го века) произвел следующую их классификацию (Таблица 6.1)..
Концепции человека по М.Шелеру Таблица 6.1.
N п/п | Содержание идеи (изложены) | Выводы, обосновывающие концепцию самоуправления |
Основана на религиозной вере в мир о сотворении человека богом (Ветхий завет) | Человек должен управлять собой в пределах строго определенных норм (заповедей) | |
Человек наделен божественным началом (разумом), позволяющим ему познать жизнь, ее идеальное содержание. Разум отличает его от животных (Анаксагор, Платон, Аристотель) | У человека есть разум, позволяющий познать мир, бога, самого себя | |
Человек лишь особый вид животных, его поведение определяется влечением, а не разумом (Ламарк, Дарвин) | У человека кроме сознания есть бессознательное, которое во многом определяет его поведение | |
Человек – это тупик жизни вообще, он способен лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и т.п.). Он создал государство, право, производства из-за биологической слабости (Лессинг, Л.Больк) | Человек мыслит лишь потому, что у него «не работают» инстинкты, как у животных | |
Человек является тайной для себя, он соответствует миру в целом. Человек не совпадает целиком со своей сущностью, у него нет заранее способностей к познанию себя, он не связан законами…может опуститься до положения животного и подняться на вершину духовности, в него заложены семена для любой деятельности и образа жизни (Ф.Ницше, Н.Гартман) | Человек может быть мастером, строителем самого себя. |
Эти идеи существуют одновременно и влияют на изучение и понимание человека.
На сегодня нет достаточных обоснований утверждать, – была ли жизнь занесена на Землю или возникла здесь сама.
Наука констатирует, что человек рождается:
- совершенно не готовым к жизни в сравнении с животными (для готовности он должен быть в утробе матери 21 месяц);
- с готовностью программироваться социумом, людьми, что и происходит, в основном до 5 – 7 лет.
Если детеныш человека до этого возраста жил среди животных, то современной науке не известны факты превращения его в человека. Неготовность ребенка к жизни приводит к тому, что он как бы рождается, пока живет. Э.Фромм полагал, что человек окончательно рождается к моменту смерти, а некоторые умирают так и не успев родиться (стать человеком). Человек – существо искусственное, он сам себя рождает, создает, творит на основе культуры, созданной до него. В своей жизнедеятельности и деятельности человек постоянно контролирует себя, сверяет свое поведение с образцами (нормами) культуры. С позиций философской антропологии можно говорить, что[14]:
1) Причина и основа появления человека до сих пор остается непонятной.
2) Изучение происхождения человека продолжается – как отдельного индивида. Так и человеческого рода в целом.
3) Возможно, что эволюция человека, в которой соединились силы материи и духа, продолжается, и мы стоим на пороге возникновения принципиально нового вида человека.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1303;