Противотревожное действие
Анксиолитики способствуют восстановлению нарушенных механизмов психической адаптации: уменьшают волнение, беспокойство, аффективную насыщенность переживаний и захваченность ими, устраняют страх, тревогу, агрессию. Эффективность анксиолитиков более выражена, если перечисленные состояния образны и чувственно окрашены, сопровождаются вегетативными нарушениями. Анксиолитики повышают устойчивость к стрессу, улучшают адаптацию в конфликтных и экстремальных ситуациях, придают выдержку и самообладание, упорядочивают поведение.
В эксперименте анксиолитики нормализуют поведение белых крыс в условиях конфликтной ситуации. Крыс обучают получать воду нажатием на металлический рычаг поилки. В дальнейшем к рычагу подводят электрический ток. Об электроболевом раздражении сигнализируют звуком или светом. Животные перестают пить при появлении условного сигнала. Симптомы наказуемого питьевого поведения - агрессия, страх, нарушение биоритмов. После введения анксиолитиков животные продолжают пить, не реагируя на болевое раздражение и его условные сигналы. Анксиолитики также восстанавливают исследовательское поведение крыс и устраняют неофобию (боязнь нового) в незнакомой обстановке.
Анксиолитики бензодиазепиновой структуры и их аналоги являются агонистами бензодиазепиновых рецепторов, ассоциированных как аллостерические центры с ГАМКА-рецепторами в нейронах коры больших полушарий, гиппокампа, амигдалы, стриатума, таламуса, гипоталамуса, мозжечка, ретикулярной формации, спинного мозга. Активируя бензодиазепиновые рецепторы, анксиолитики выполняют функцию модуляторов - усиливают связывание ГАМК с ГАМКА-рецепторами. В результате увеличивается частота открытия хлорных каналов в мембране нейронов, происходит гиперполяризация мембраны и развивается торможение. Эффекты анксиолитиков возникают только в присутствии ГАМК и при условии, что ГАМКА-рецепторы не блокированы (наиболее известный антагонист этих рецепторов - бикукуллин). Различия фармакологических эффектов отдельных анксиолитиков обусловлены вариабельной структурой бензодиазепиновых и ГАМКА-рецепторов.
Гликопротеиновый мультирецепторный комплекс ГАМКА представляет собой гетеропентамер, пронизывающий мембрану вокруг хлорного канала. Установлено 19 вариантов субъединиц ГАМКА-рецептора, они относятся к семи семействам (6 вариантов семейства α, 3 варианта семейства β, 3 варианта семейства γ, 3 варианта семейства ρ и по одному варианту в семействах δ, ε, θ, π). Примерно половина синаптических ГАМКА-рецепторов состоит из субъединиц 2α12β2γ2. Внесинаптические ГАМКА-рецепторы включают субъединицы α4 и δ. В различных структурах ЦНС рецепторы имеют неодинаковую композицию, обусловленную разными вариантами субъединиц. Синаптические ГАМКА-рецепторы вызывают быстрое торможение, внесинаптические - длительное тоническое торможение.
Бензодиазепиновый рецептор локализован на N-концевом внеклеточном домене ГАМКА-рецептора между субъединицами α и β. В эксперименте установлено, что седативный эффект обусловлен активацией α1-субъединицы. При замене в ее составе гистидина на аргинин утрачивается седативное, амнестическое и частично противосудорожное действие анксиолитиков, но сохраняются их противотревожные, миорелаксирующие свойства и способность усиливать действие этанола. Аналогичная мутация в α2-субъединице сопровождается ослаблением противотревожных свойств. Известны 5 молекулярных форм бензодиазепиновых рецепторов. Рецепторы первого типа (ω1) локализованы преимущественно в мозжечке, рецепторы второго типа (ω2) - в стриатуме и спинном мозге. Перспективно создание анксиолитиков с селективным противотревожным эффектом, действующих на бензодиазепиновые рецепторы различных типов и локализаций. Бензодиазепиновые рецепторы также активируют глутаматдекарбоксилазу и ускоряют превращение возбуждающего нейромедиатора - глутаминовой кислоты в ГАМК.
Наряду с анксиолитиками - полными агонистами бензодиазепиновых рецепторов - синтезированы инверсные (обратные) агонисты - β-карболины (этил-β-карболин-3-карбоксилат и его 6,7-диметоксипроизводное). Эти продукты метаболизма серотонина, снижая проницаемость мембран для Cl-, вызывают тревогу и судороги.
Противотревожное действие анксиолитиков обусловлено активацией бензодиазепиновых рецепторов префронтальной коры, лимбической системы, стриатума и гипоталамуса. Анксиолитики препятствуют формированию доминантного очага отрицательных эмоций, уменьшают их вегетативное и эндокринное сопровождение, вызывают охранительное торможение коры больших полушарий.
Афобазол является агонистом σ1-рецепторов. При их активации переносятся фосфолипидные рафты (от англ. raft - «плот»; участок мембраны с особым липидным составом, служащий местом фиксации некоторых белков) из ЭПР на клеточную мембрану, благодаря чему восстанавливаются нарушенные в результате стресса липидное микроокружение и функции ГАМКА-бензодиазепинового рецепторного комплекса. Афобазол♠ нормализует функции σ1-рецепторов как шаперонов, а также является агонистом рецепторов мелатонина типов МТ1 и МТ3 и обратимо ингибирует МАО А, благодаря чему оказывает мягкое антидепрессивное действие.
Открытые в 1976 г. σ1-рецепторы первоначально были приняты за опиоидные, но после расшифровки их аминокислотной последовательности, окрытия лигандов и клонирования выделены в самостоятельный тип. σ1-Рецепторы обнаружены в головном и спинном мозге, легких, печени, поджелудочной железе, надпочечниках. В ЦНС наибольшее количество σ1-рецепторов находится в префронтальной коре, амигдале, гиппокампе, стриатуме, черной субстанции и голубом пятне среднего мозга. Лигандами σ1-рецепторов в ЦНС служат нейростероиды, нейропептиды, галоперидол, имипрамин. Селективный лиганд кутамезин оказывает тимоаналептическое, антиамнестическое и нейропротективное действие.
σ1-Рецепторы представляют собой высококонсервативный белковый комплекс с двумя трансмембранными доменами. Они локализованы на мембране ЭПР, окружены фосфолипидами и холестерином. Транспорт σ1-рецепторов в составе липидных микродоменов на клеточную мембрану восстанавливает ее липидный состав, нарушенный при стрессе в результате перекисного окисления. Замена поврежденных липидов на нативные нормализует функции ионных каналов и рецепторов, включая функции ГАМКА-бензодиазепинового рецепторного комплекса. Таким образом, σ1-рецепторы служат «ремонтным комплектом» клеток.
σ1-Рецепторы способны к белок-белковым взаимодействиям и функционируют как шапероны (белки стресса, контролирующие образование трехмерной структуры белков и поддерживающие их стереоконформацию). σ1-Рецепторы связываются с белком анкирином, ассоциированным с рецептором ИФ3, и регулируют выделение Ca2+ из ЭПР. Они также взаимодействуют в митохондриях с белком BiP и увеличивают переход Ca2+ из ЭПР в митохондрии (максимальная плотность σ1-рецепторов определяется в области контакта ЭПР и митохондрий).
Локализованные в других структурах клетки σ1-рецепторы регулируют проницаемость ионных каналов и транспорт Са2+ при участии NMDA-рецепторов, подавляют пресинаптическое выделение глутаминовой кислоты, активируют фосфолипазу С и продукцию вторичных мессенджеров - ИФ3 и ДАГ. σ1-Рецепторы контролируют синаптогенез, миелинизацию, продукцию нейротрофических факторов, функции дофамин-, серотонин- и холинергических синапсов, экспрессию генов, участвующих в апоптозе.
Рецепторы мелатонина типа МТ1 ассоциированы с G-белком и повышают активность фосфолипазы С. Функции этих рецепторов связаны с формированием циркадных ритмов и обусловленных ими поведенческих реакций. Лиганды МТ1-рецепторов оказывают противотревожное и антидепрессивное действие.
МТ3-рецепторы являются регуляторным доменом хинонредуктазы 2. Этот фермент катализирует нейтрализацию токсичных высокореактивных хинонов и предохраняет клетки от окислительного стресса, а также влияет на биоэнергетику. Эндогенными субстратами хинонредуктазы 2 служат компоненты дыхательной цепи митохондрий - убихинон Q0 и, возможно, убихиноны с изопреноидными боковыми цепями Q1-Q10. Хинонредуктаза 2 выполняет функцию оксидазы токсичных катехоловых хинонов - продуктов окисления дофамина. Аллельные варианты хинонредуктазы 2 могут определять предрасположенность к болезни Паркинсона.
Гидроксизин в ЦНС блокирует Н1-рецепторы и в меньшей степени - м-холинорецепторы. Этифоксин активирует ГАМКА-рецепторы в результате взаимодействия с их β-субъединицей, увеличивает число мест связывания бензодиазепинов с рецепторами. Этифоксин увеличивает в нейроглии продукцию нейростероидов (в наибольшей степени - аллопрегнанолона), активирующих σ1-рецепторы и ГАМКА-рецепторы.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1281;