Метод» и логика псевдогенеза

Поскольку решающей предпосылкой кардинального углубления экономической мысли, осуществлённого К. Марксом выступает использование логической формы псевдогенетического развёртывания исходных представлений о «сущности» – капиталистической формы хозяйствования, а также в связи с огромной ролью мыслительной культуры в проникновении в версию К. Маркса, рассмотрим отдельно ряд вопросов, касающихся таким образом организуемого мышления. Вне учёта этих сторон теоретического мышления результат мыслительной работы К. Маркса, так же как и наследие Гегеля и других великих мыслителей, останется использованным незначительно.

Общей базой мышления выступают использование языка и помещённость применения языка в рефлексивное пространство. Понимание рефлексии в современной практике мышления остаётся поверхностным. Поэтому остановимся прежде всего на понимании сущности рефлексии.

Сначала сделаем обзор концептуальных версий рефлексии.

Рефлексия

Таблица 6

Автор Содержание
Гераклит Всем людям свойственно познавать себя.
Прокл Ум мыслит себя, предмет собственного действия, знает, что мыслит, мыслит все сразу в единстве.
Лейбниц Два источника знания – чувство и рефлексия. Рефлексия – внимание направленное на то, что заключено в нас.
Локк Рефлексия – наблюдение, которое ум подвергает свою деятельность и способ ее проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности.
Кант Рефлексия – сравнение познания с познавательной способностью, из которой оно возникает. Она не имеет дела с предметами, т.к. это состояние души, в котором мы приспосабливаемся к нахождению субъективных условий образования понятий. Она предполагает рассмотрение того, как различные представления могут охватываться в одном сознании, как возникают представления общие нескольким объектам.
Фихте В рефлексии свобода построения (представлений) поднимает знание над связями, но может и не создавать образа.
Шеллинг Абсолютное "Я" тождеством рефлексии направлено на себя и оно становится объектом благодаря собственной деятельности.
Гегель Рефлексия – средство выхода за пределы природного побуждения. Она сравнивает побуждение со средствами его удовлетворения, средства со средствами, побуждения с побуждениями, с целями существования. Она означает сокращение непосредственного. Благодаря духу, проходящему за непосредственное, выявляется переход от события к следствию, к похожему и его причине. Она предшествует принятию решения, в которой принимаются какие-то из многих определенностей, какие-то нет. Решение прекращает рефлексию, устанавливающую определенность, делая ее своей. Основным условием принятия решения является абсолютная неопределенность "Я". Бесконечная рефлексия – соотношение с собой, не имеющим природного содержания. Рефлексия поднимает над непосредственностью удовольствия, не меняя цели или принципа. Она различает в деятельности однородность и неоднородность, соединяет их в одной деятельности, позволяет одной просвечивать сквозь другую и рефлектирует одно в другое.
Мид Брюмер Рефлексия - это диалог с собой, который конституирует поведение и предполагает человека, противостоящего ситуации.
Успенский Углубляясь в себя, человек может найти все и достигнуть всего. Что он достигнет – зависит от того, что и как он будет искать. В обычной жизни человек представляется живущим как бы на поверхности, не сознавая того, что именно находится в его глубине.
Тульвисте Рефлексия – мышление о мышлении, позволяющее находить отношения между понятиями и объединять их. Рефлексия ведет к проверке логической правильности вывода.
Конт Внутреннее наблюдение ведет к противоречивым мнениям.
Баранов Рефлексия – сознание, обращенное на себя, способ организации умственной деятельности, представлений внутреннего мира в ходе принятия решений.
Семенов Степанов Рефлексия – переосмысливание в проблемно-конфликтной ситуации целостным "Я" содержаний своего сознания. Включает этапы: репродукции стереотипов, регрессия переживаний, кульминация вдохновения, прогрессия самосознания, продукция инноваций. Виды рефлексии: интеллектуальная (экстенсивная, интенсивная, конструктивная), личностная (ретроспективная, ситуационная, перспективна), коммуникативная, кооперативная, синтетическая (экзистенциальная и культурная).
Ильенков Рефлексия – это осознание формы структуры духа, отчет о том, что и как делает дух, схемы, правила.
Лекторский Швырев Рефлексия – момент развития деятельности, связанный с осознанием, исследованием средств и результатов.
Алексеев Семенов Зарецкий Рефлексия – изучает как личность осознает свое "Я" в мышлении, рефлексии, речь с воображаемым партнером. Используется в организации решения задач, в осознании средств и оснований решения задач, в регулировании мыслительного процесса.
Райнери Рефлексия бывает психологическая и онтологическая.
Щеровицкий Рефлексия имеет своим результатом план, проект на основе анализа ранее выполненных действий, продуктов деятельности. Предполагает выход из практической позиции во внешнее отношение к осуществленной и будущей деятельности. Прошлая деятельность выступает материалом для анализа, а будущая – как проектируемый объект. Рефлексия предполагает кооперативные отношения в деятельности. Рефлексивная позиция сама может развиваться как кооперативная структура. Рефлектирующая деятельность имеет свои объекты, средства, знания, при отсутствии своих средств и методов – это смысловая рефлексия. Рефлексивная коммуникация включает в себя ситуационный анализ, целеполагание, проблематизацию, уяснение специального и культурного смысла, точек зрения и позиции. Это ведет к выявлению и фиксации причин, противоречий, конфликтов.
Семенов Методологическая рефлексия – выявление причин не эффективности применения средств и конкретно-предметных знаний, заимствуемых в рефлексии. Это ведет к переработке концептуального аппарата, научных традиций или нормы организации исследований, использованию уже не как знание, а как эталон, метрика, установка в методологической функции. Если и это не эффективно, то критическая рефлексия. Рефлексия – переосмысливание своего опыта, отражение, проблематизация. Двойное отношение "Я" к конфликтному опыту. Это свойство психики, механизм обратной связи в нервной системе, осознавание оснований деятельности и средств, выход во внешнюю позицию одного человека к другому, установление отношений между деятельностью и ее компонентами, механизм абстрагирования от личной обусловленности за пределы содеянного с целью поставить точку опоры для дальнейшего осуществления деятельности (метаплан), апелляция к парадигмальным представлениям, категориям, реконструкции процессуальности, критическому контролю, рефлексивному восстановлению целостности деятельности, устранение разрывов, восстановление деятельности. Рефлексия – общее условие протекания мыслительной деятельности и центральный момент творческого процесса.

 

Мы видим, что рефлексия начинается с перехода к познавательному отношению человека к самому себе как безотносительно к жизнедеятельности, деятельности, общению и т.п., в чем протекает бытие человека, так и относительно включенности в них. Поскольку при включенности человека в эти процессы и типы бытия "сущность" человека становится определяемой требованиями к человеку со стороны этих типов бытия, то рефлексия расширяет свой предмет сначала до "отчужденного" бытия человека, а затем и до охвата самих этих "бытий" (деятельности, общения, мыслекоммуникации, конфликтов, жизнедеятельности и т.п.). Так меняется и содержание рефлексии(от субъективных качеств, "Я" до деятельностных коопераций и социокультурных систем), и характер протекания рефлексии, и функциональные структуры рефлексии (см. сх. 92).

 

Схема 92

Рефлексивное отношение как отражающее и проектирующее интеллектуальное отношение, а затем и критико-проблематизирующее отношение, обращенное вначале к себе непосредственно, выявляют особенности бытия человека как "строителя" мышления, деятельности, общения и т.п. форм социокультурного бытия, как конечный источник своих проявлений и социо-культурных систем. Специфика такого источника вначале скрыта детерминированностью проявлений человека внешними условиями и воздействиями. Но по мере развития человека и его вхождения в социокультурные системы он оформляет в себе индетерминистическую сущность, способность проектировать свои проявления не от естественности себя, а от социокультурности себя, при которой содержанием проекта ("идеи") становится, прежде всего целостность социокультурная (например, система деятельности), и лишь затем и место в ней самого человека. Человек превращается в подобие "абсолютного проектировщика". Это обстоятельство осознавалось вначале в проектировочном отношении к мышлению (немецкая классическая философия), а затем – к деятельности (московский методологический кружок и его прототипы по кооперативно-деятельностному содержанию – экономическая теория К.Маркса).

Именно обращенность рефлексии к субъективности человека вела к познанию и проектированию "Я", к воплощению проектов "Я", к выявлению сущности "Я" и его порождающей основе. Рефлексия и самосознание сплелись друг с другом в содержании анализа данного типа.

Рефлексия в ее подлинном виде может опираться лишь на соответствующий уровень самосознания как механизма, а не знания, на его порождающее бытие и свободность от содержательности. Человек "раздваивается" на живущего и рефлектирующего и в рефлексии – самосознавательно полагающего проекты и обеспечивающего их реализацию, управляющего собой по результатам рефлексии (см. сх. 93).

 

Схема 93

"Интеллектуальное Я" реализует управленческое самоотношение применительно к мышлению и тогда осуществляется фиксация, выделение представлений, сопоставление, построение обобщенных заместителей, создание сопоставительных комплектов (суждение, умозаключения) и т.п. Самосознание, опирающееся на механизмы рефлексии и самоотношения, выделяется в инстанцию психики, обладающую свободой, "волей", исходным началом всех внешних проявлений психики. Основным явлением бытия самосознания предстает рефлексивная самоорганизация.

Свобода, получаемая за счет развития рефлексии и самосознания, опирается на преодоленность "естественной логики"бытия субъекта, его рефлексии, самосознания, но это связано уже с ролью абстракций как средств мышления и инструментализацией всей субъективной активности, включая "ядро" активности – активность "Я". Но возникает вопрос о пути, ведущем к такому эффекту. Он обсуждается в генетической психологии и психологии развития, а также генетической культурологии, языкознании и т.п. Мы остановимся на этом более конкретно в другом разделе (гегелевская версия пути духа).

Рефлексия как специфическое "самоотношение" принимает различные формы в зависимости от выделения рефлексивной функции в деятельностной кооперации и "подборе" конкретного механизма для реализации функции. Поэтому при введении механизма мыслекоммуникации появляется диалоговая форма рефлексии, сначала внешняя (обсуждение партнеров), а затем ее внутренний аналог (обсуждение с самим собой или с воображаемым партнером).

При реализации рефлексивной функции в деятельности поводом для запуска рефлексии выступает затруднение, "разрыв" в деятельности, и результатом использования рефлексии становится преодоление затруднения, устранение разрыва. Выделение рефлексивной позиции в тип мышления и затем в тип деятельности приводит к типичным усложнениям – обеспечению средствами, способами, методами, своими сервисами и сервисными деятельностями (например, обучение рефлектирующих как субъектов деятельности). В качестве средств выступают и те специальные понятийно-категориальные системы, которые предназначены для рефлексии (деятельности, общения, мышления и т.п.). На этом пути появляется методологическая рефлексия и методология.

В процессе рефлектирования создаётся морфология мышления. Формообразование в мышлении связано с привлечением языковых средств. Остановимся на мышлении более подробно.

Сама потребность в мышлении тесно связана с затруднениями в практике, поиском путей дальнейшего действия. В то же время общение и коммуникация имеют свои рутинные формы, привлекающие мышление. В едином "пространстве мышления" выделяются различные формы самого мышления, высшие и низшие. Само мышление включает в себя проявления иных психических механизмов, включая сознание, самосознание, волю, чувства и т.п. Для рассмотрения траектории развития психики важно иметь достаточно дифференцированное представление о мышлении. Остановимся на обзоре ряда теоретических различений в психологии конца XIX – XX вв.

 

Мышление

Таблица 7

Автор Содержание
Уотсон Последовательность мысли включает в себя "проблемную ситуацию – ответ – удовлетворение" и она тесно связана с развертыванием речевых навыков при торможении в одном направлении и возбуждении в другом. Течение оканчивается тогда, когда группировка слов стирает побуждение к мышлению, разрешая прежние проблемы и решая новые задачи.
Жане Язык отчасти заменяет действие. За счет вербальных действий достигается сокращение, создание эскизов действий, их интериоризация.
Майер Язык ведет к упрощению, сбережению сил сознания, сжатию отражения, отказу от выявления многих образов, объединяет раздельное, ведет к овладению обобщениями.
Халл В схему "стимул – реакция" вмешивается влияние предшествующего опыта.
Дьюи В мышлении наряду с целью и данностью в ситуации выявляется промежуточное, их согласование.
Толмен Целенаправленное поведение предполагает анализ вмешивающихся факторов. Включаются познавательные процессы. Если ожидания не подтверждаются, то происходит уменьшение вероятностного значения введенного ожидания.
Лингарт В мышлении возникающая установка или желание чего-то достигнуть ведет к моделированию "этого", предвосхищению, порождающему ориентации в поведении на успешный финал.
Миллер Мышление включает дополнительное к стимулу и реакции звено нахождения нового свойства.
Вундт Наиболее отчетливо содержание мысли осознается в фиксированной, благодаря вниманию, точке. В сложных мыслях идея сначала осознается целиком, в чем принимает участие чувство, обладающее неограниченностью и нефиксированностью содержания. Идея, данная сознанию в целом, предопределяет направленность мыслей. Объединение образов в целое придает им упорядоченность.
Кюльпе Мысли зависят от чувств и знаков. Знаки освобождают мысли от чувств, делая их более независимыми и создающими смысл как содержание сознания. Но смыслы можно отделить и от знаков, делая их свободно соединяющимися в сознании. Наше "Я" порождает детерминирующую тенденцию, влияющую на выбор альтернативы, а само "Я" зависит от задачи и побуждений к деятельности и настраивается под их давлением. Так как наблюдение за мышлением и мышление происходят неодновременно, то акты мысли, суждения содержательно ненаглядны.
Зельц Процесс решения задачи направляется сознанием. Но и сама "задача" является средством ее решения. В ходе сознавания задачи, которое может быть непроизвольным и произвольным, появляется "схема", в которой выражается целое и, прежде всего, цели, влияющие на ход достижения цели. Произвольность сознавания задачи стимулирует прогнозирование, антиципацию результата, детерминирующие ход получения нужного результата. Сначала актуализируются знакомые операции и операции в ответ на раздражители, сопровождающие факторы, а затем, при их недостаточности, операции, позволяющие прийти к новым способам решения задачи. Новизна появляется неожиданно из ситуации или в ходе анализа структуры задачи. Первичные свойства, характеристики могут преобразовываться и создаются модели того, что требуется найти, организующие вокруг постоянного элемента, общего для разнообразного материала, различные комбинации и суживающие зоны поиска. Возникающие и замечаемые зоны пропуска заполняются, что и выражает направленность поиска. Поиск организуется внутренним взором. При участии сознания и бессознательного устанавливается связь между условиями задачи и операциями, в число которых входит репродукция, дополнение, абстрагирование и другие, ведущие к переработке материала. В результате появляется "общая задача", с помощью которой определяется проблемный комплекс или незавершенные процессы. Варьирование материала позволяет выявить новые отношения и синтезирование новых свойств. Сначала новые свойства носят схематический характер, а затем они раскрываются полностью.
Уикк Проблема является результатом познания. Она указывает на пустые места, выявляет противоречия "знаю – не знаю", ведет к процессу преодоления противоречий.
Майер Неожиданные изменения в организации материала ведут к появлению из старых элементов нового гештальта. Меняется значение прежних элементов и локализация доминирования в сознании под воздействием иной его направленности.
Секкей Реорганизация знаний зависит от ситуации и от знаний. Она ведет к появлению плана действий, охватыванию структурных отношений в обобщенном виде.
Вертхаймер При необходимости более ясного понимания осуществляется управление перецентрацией, выделение части поля, критического центра. В результате складывается новая структура и точка зрения и новые требования структуры к критической части. Изменяется функциональное значение элементов. Новая структура может вести к предсказанию новых событий.
Дункер Постановка задачи ведет к напряжению, к появлению элементов схожих и несхожих с прежним гештальтом и гештальт изменяется, а недостающие элементы обнаруживаются в поиске. Поиск предопределяется проблемной ситуацией, наличием в ней конфликта, попыткой понять ситуацию как целое и после достижения понимания в инсайте совершается конкретизация. Понимание ситуации приводит к появлению адекватных действий через процесс принятия функциональных решений, в которых выражаются существенные черты подхода. В задаче фиксируется то, что дано и то, что требуется и процессы текут под углом имеющихся требований, поставленных целей. Мышление осуществляется за счет развития проблемы и последующего решения, повторения всех фаз, варьирования свойств ситуации с точки зрения целей и продуктивного преобразования проблемы. При проникновении в конфликтность условий сведения совмещаются в целостную ситуацию. Определяется функциональное значение феноменальных содержаний, их отношение к цели, что способствует усмотрению пути, предвосхищению общего как основания будущего результата. Выделение общего правила как функционального решения дает те черты процесса и содержание решения, которые отрывают от ограниченности реальности.
Пиаже Интеллект нужен для реализации возможностей организма за пределами непосредственного и одномоментного, для достижения устойчивых отношений. Интеллект способен к отклонению и возврату в действиях, к прогрессивному конструированию, беспрепятственному включению новых операций, адаптации к новым условиям. Интеллект обеспечивает стремление организма к ассимиляции, к аккомодации к действительности, к освобождению от подчиненности ей. Мышление возникает из дифференцировки обозначающего и обозначаемого и включает в себя организованные и интериоризованные системы операций.
Брунер Мышление включает в себя выдвижение гипотез, вызывающих сопоставление с новыми событиями, с подтверждением или опровержением гипотез. При опровержении гипотезы видоизменяются видоизменение способствует выявлению общего, позволяющего избирательно реагировать на классы событий. Чем сильнее гипотеза, тем меньше нужно информации для подтверждения. Сила гипотезы зависит от частоты подтверждения предшествующего опыта, числа конкурирующих гипотез, мотивационной поддержки. В ходе мышления выдвигаются стратегии, с которыми связана особая субъективная уверенность, наличие понятий с минимумом подтверждающих случаев, минимумом нагрузки на память и минимумом ошибок.
Выготский Знаковые средства определяют конституирование процессов и это главное в реализации высших психических функций. Имеющиеся структуры подчиняются задаче и особенностям применяемых средств (культуры). Это ведет к перестройке психических операций. После постановки задачи при столкновении с затруднениями автоматизированные формы вытесняются, замедляются в проявлении и возникает анализ, выявление способа решения задачи с использованием внутренних и внешних средств анализа. Внутреннее оперирование включает использование внутренней речи, где языковые средства применяются в выяснении, в применении средств для себя, понятно лишь себе, сокращенно и содержательно. Во внутренней речи произвольность, осознанность, культурность совмещается с субъективной логикой. В ней выделена предикативность, схематичность смыслов. В проблемных ситуациях смысл преобладает над значением, концентрируется в сгустки, позволяющие увидеть решение в принципе.
Рубинштейн Психический план деятельности проявляется в отражении и регулировании. Для мышления характерно реагирование не на раздражители, а на объекты. Мышление включает анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Значения языка являются схемами, неразвернутыми мыслями. Новые данные заставляют выходить за пределы фиксированных условий, приходить к новым выводам, привлекать новые связи, новые понятия ведут к переформулированию задач. Изменения задач через проблематизацию составляют общую базу мышления.
Матюшкин В проблемной ситуации возникает осознание недостаточности прежних знаний для ответа на вопросы новой задачи и необходимость новых знаний. Условия задачи преобразуются и выявляются желаемые искомые. Процесс сопровождается изменением психических состояний, отношений к прежним условиям. Это составляет этап развития психики. Переосознавание условий ведет к изменению и самого неизвестного, обладающего определенной степенью обобщенности.
Пушкин В творчестве требуется построение новой стратегии деятельности на базе установления новых связей.
Брушлинский Поиск неизвестного осуществляется за счет выявления отношений внутри содержания задачи, за счет оперирования объектами, а не знаковыми средствами, открытия новых свойств в содержании искомого. Основу прогнозирования составляет избирательность целого, сопровождаемая рефлексивной самооценкой и поиском критериев самоорганизации.
Ломов В решении сложных задач важную роль играет отбор и укрупнение информации. В тактику мышления входят пошаговые способы, глобальные схемы, удобные для проверки гипотез, планы решения, дающие направленность процессов. Ход решения задач сопровождается рефлексией.
Пономарев Интеллект – механизм ориентации во времени и пространстве. Для этого осуществляется манипулирование образами в рамках и за рамками решаемой задачи. Проводится планирование последующих попыток, контроль и оценка, самокоманда в рамках замысла. Учитывается логика не потребностей, а вещей. Неудачи стимулируют творческую ситуацию, вовлекают интуицию.
Тихомиров Пробы, обследование, проигрывание действий под воздействием потребностей оформляют специфические мыслительные потребности. В мышлении происходит выявление требуемого, прогнозирование возможного, планирование поиска, ведущие к уменьшению неопределенности, сужению зоны поиска. В мышление входят фазы логического анализа, интуитивного решения, вербализации и формализации.
Гальперин Переход от стихийной ориентации к организованной, надежной, осознанной и т.п. опирается на выявление всеобщих качеств объекта и действия с ним. Абстрактная ориентация, базирующаяся на применении общих понятий, используется и в ситуационном построении способа действия. Она предопределяет безошибочность мыслительных действий в меняющихся условиях.
Давыдов Обобщение и построение абстракций как конструкций происходит с использованием знаковых средств, которые фиксируют результат конструирования и участвуют в ходе построения абстракций. Основная функция мышления состоит не в подведении случая под понятие, а открытии нового материала содержаний, поиске, построении гипотез, доказательствах и опровержениях, установлении связи известного и неизвестного. Поиск рефлексивно осознается и корректируется с помощью модельных гипотез. Применяются наглядные формы выражения содержаний. Теоретическое мышление опирается на моделирование объектов, изучение их в "чистом виде" и решение задач общим способом. В мыслительном процессе модель может трансформироваться, переходить от одной содержательности к другой. Рефлексия способов построения понятий позволяет управлять мышлениями и действиями, организовывать приход к новому. Теоретическое мышление требует ориентации не только на содержание, но и форму мышления, на слежение за проявлениями абстракций в условиях их применения в реальных ситуациях.
Семенов Целостность мышления определяется его личностными предпосылками (ценностями, нормами, целями, потребностями, мотивами и т.п.), производными тех социальных отношений, в которые включена личность. При решении задач личностный уровень обеспечивает: а) включенность субъекта в ситуацию поиска решения, возникновение внешней мотивации, направленной на выполнение задания и ее перестраивание во внутреннюю мотивацию, связанную со стремлением продуктивно продвинуться в предметном содержании задачи, проблемной ситуации и разрешить составляющий ее конфликт; б) оценивание в процессе поиска собственных усилий и самочувствия, а также самооценку в связи с этим с точки зрения проявления своей индивидуальности и удовлетворенности совершаемой деятельностью; в) стимуляцию и активацию эмоционального тонуса, волевой решительности, самоконтроля и самодисциплины перед лицом трудностей. Необходима самооценка своих резервов и самочувствия, осознанность значимости моментов поиска и самоопределения относительно них. Личностному уровню соподчинен рефлексивный уровень организации мышления.

 

Даже не учитывая многих иных различительных характеристик мышления, которые возникли в науке и философии, методологии, культурологии, языкознании и т.п., мы видим самую разностороннюю картину. Однако многие версии не обладают достаточной определенностью, совмещенностью отдельных характеристик и полнотой. Выделим в многообразии характеристик ряд, который мог бы быть лежащим в "центре" картины.

Самое простое видение мышления можно связать с акцентом на динамику "образного ряда". Во внутреннем плане отражения появляются образы объектов. Так как они являются результатом имитационной и структурирующей активности познавательных органов, то отражающая функция реализуется совместной активностью различных "органов". Имитационная составляющая предопределяется активностью собственно органов чувств, а структурирующая составляющая – органами "анализа и синтеза", "обобщения и замещения". На вершине структурирования мы находим "Я", его рефлексивное бытие, обеспечивающее и отражение (концептуализация материалов имитационного типа), и проблематизацию (обнаружение познавательной или нормативной неполноты или излишка и т.п.), и прогнозирование, и нормоконструирование, и оценивание (порождение и применение всеобщих значимостей – ценностей). Тем самым, самое простое имитационное воспроизведение и следообразование проходит путь трансформаций, вплоть до высших абстракций (аналитического и синтетического типа) и их инструментального, нормативного, отражательного, прогностического и проблематического использования (см. сх. 94).

 

Схема 94

Структурирование лежит в основе всех мыслительных эффектов. Оно активизируется вместе с недостаточностью, затруднениями при попытках непосредственного использования результатов имитационного следообразования в интеллектуальном (рефлексивно-мыслительном) обеспечении действий (см. сх. 95).

 

 


Действие








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 678;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.