Значения, понятия и категории 1 страница
Таблица 8
Автор | Содержание |
Гегель | Категории – всеобщи, служат для более точного определения, являются сокращениями |
Кант | Категории – не знания, а формы мышления, служат для создания знаний из наглядных представлений, как логические функции, руководят проявлениями рассудка в опыте. |
Бредли | Понятия – творения разума, элементы целого, застывшие в самостоятельности. |
Леонтьев | За значениями стоят общественно выработанные способы. |
Бланшар | В восприятии осуществляется подведение под универсалии. |
Наторп | Понятия – это не разговор о вещах, а о чистых закономерностях мышления. |
Мах | Понятия – замена реального опыта, экономия сил. |
Мариген | Понятия – средство познания. |
Дьюи | Понятия формулируются в терминах операций. |
Куайн | Понятия – конвенциональны, системы удобных связей, могут быть пересмотрены. |
Айдукевич | Изменение понятий ведет к изменению формулировок проблем при тех же данных. |
Давыдов | Понятие – это средство обнаружения скрытого. |
Домбская | Изменение конвенции ведет к изменению вопросов и ответов при том же опыте. |
Мейерсон | Идеальные объекты – схемы, руководящие усилиями разума. |
Бриджмен | Понятие – совокупность операций. |
Кассирер | Понятия – ориентиры в многообразии явлений, выходят за данное в созерцании, строгие. |
Буслаев Лурия | Значения – появляются через понимание, абстрагирование, обобщение первичных представлений. |
Шахматов | Значения определяются через отношения с другими знаками. |
Карцевский | Значения – результат схематизации представлений. |
Резников | Это конструктивный концепт. |
Рижский | Это выражение существенного. |
Шпитцер Звегинцев | Значение предопределяется культурными условиями. |
Фолсом Щедровицкий | Зависит от социальных коопераций, является конвенциальным. |
Соссюр Якобсон | Значение постоянно до его конструктивного изменения. |
Бенвенист Ельмслов | При делении знаков делится и значение. |
Звегинцев | Значение зависит от требований коммуникации. |
Блумфилд Щедровицкий | Деление значений – конструктивная процедура. |
Бозанкет | Значение состоит из универсалий, опирающихся на тождество. |
Рубинштейн | Понятие это и конструкция мысли, и отображение бытия. |
Кант | Категории чистые понятия рассудка, условие возможности опыта, доопытные и применимы ко всем элементам опыта, сообщают единство чистому синтезу. |
Горский | Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки объекта, образуемая словом, это – огрубление. |
Щедровицкий | Значение является средством понимания текста, конструкция, созидаемая для трансляции, является замещением смысла. |
Гамезо | Понятия – выражают сущность явлений, опираясь на инструментальные свойства абстрактных знаков |
Строгович | Понятие возникает в обобщении, выделении существенного в группе объектов. |
Асмус | Понятие объединяет группу существенных признаков как содержание, определение понятия. |
Якобсон | Связь означающего и означаемого в языке является заученной и закрепленной обычаем, обязательной для всех членов языкового коллектива. |
Карцевский | Понятие – схематический продукт интеграции, общий тип. |
Баженов Бирюков | Значение знака предполагает соотнесение общества, языка и человека. |
Бриджмен | Значение – применение понятия в конкретной ситуации. |
Мы видим, что представления этого типа создаются в мыслекоммуникативных взаимодействиях, когда первичные, индивидуальные, ситуационные и т.п. представления перестают быть эффективными в понимании, в критике, не могут обслужить требования, возникающие в общении, в коммуникации, в познании, организованном как социокультурный процесс, в социокультурной критики и т.п. Иначе говоря, когда появляется потребность в социокультурных содержаниях, в средствах преодоления эгоцентризма индивидуального мышления, в результатах "коллективного" мышления, в доказательности и несубъективной убедительности, тогда "смыслы" перестраиваются, обобщаются, конструктивно замещаются и т.п. и становятся значениями. Они утверждаются в согласовании (конвенции) всех заинтересованных сторон в дискуссии или конструируются с направленностью на будущее утверждение согласующимися. Так как первичные представления возникают, прежде всего в познании, а все иные направленности использования образов объектов опираются на "познанность", на выявленность объектной сущности, то переход к "значениям" сопровождается и усилением познавательного эффекта, углублением, приближением к отражению сущности.
Сам переход к "глубине", к сущности меняет субъективную ситуацию в человеке, трансформирует содержание сознания, сам механизм сознания и самосознания, так как без такой трансформации нельзя привести индивидуальные состояния и динамику смыслов в соответствие с требованиями языка, языковых значений, нового типа содержаний. Тем более что сама "техника" оперирования значениями (понятиями, категориями) требует от человека, его сознания, самосознания, воли и т.п. высших механизмов психики иного бытия и самоорганизации. Изнутри определяемые действия становятся подчиненными внешним критериям, внешней организации, подчинением нормам оперирования, создающимися извне. Тем самым, и со стороны содержания представлений, и со стороны организации языкового и коммуникативного поведения человек ищет опоры и приобретает извне, им подчиняется, меняется в ходе подчинения, приобретает качественно новые свойства.
Для интеллектуального саморазвития важен переход от смыслов к значениям путем самостоятельных усилий. Для этого человек должен войти в позицию строителя языка, семантической стороны языка, точнее – семантической парадигмы. Заимствование подобной позиции стимулируется арбитражной потребностью, возникающей в практике дискуссий. В самоорганизации внешний характер стимулов к арбитражности и самой дискуссионности, критическим отношением в версии автора заменяется внутренним стимулированием. Следовательно, человек должен обладать способностью к активизации себя в критическом отношении к своей предшествующей версии, к организации самопротиводействия, к обнаружению общего в версиях и к использованию общего в качестве средства успешного завершения "дискуссии". Естественно, что без соответствующего развития "Я", его самодвижимости, без опыта совмещения активности "Я" с внешними требованиями хода мышления в коммуникации, рефлексии, решении задач и проблем, достигнуть указанного эффекта невозможно.
На фоне арбитражной активности меняется характер и базовых процессов – изложения и понимания точек зрения, критики точки зрения.
Именно использование содержательных конструкций парадигмы языка, значений, и порождает оформление процессов, появление логики. Остановимся на особенностях логических форм подробнее.
Вместе с включением в мышление языковых средств и закреплением за знаками языковых значений сам мыслительный процесс перестает быть зависящим только от внутренних факторов, а в реагировании на внешнее – их рассмотрение как случайного набора условий. Появляется внешнее предопределение, в том или ином объеме, самого хода процессов. Появляется внешняя предписывающая форма мышления, которой приходится подчиняться. Персонификация организационного отношения, введение внешнего организатора очевиднее всего обнаруживается в связи с освоением языка как системы средств, содержащих предписывающую силу. Организатор процесса усвоения организует и само оперирование знаковыми средствами, формирует соответствующие операциональные стереотипы, соответствующую рефлексивную самоорганизацию.
В мышлении, имеющем организованность, форму процессов, особую роль играет языковое средство. Эта роль во многом раскрывалось в логике. Приведем ряд исходных идей логики, ее "сущности".
Логика и мышление
Таблица 9
Автор | Содержание |
Анахт | Логика включает в себя правила мышления, она служит для доказательства каких-то положений. |
Гоббс | Способность к суждениям, рассуждениям приобретается усвоением правил, употреблением имен. |
Кант | Логика – наука о необходимых законах рассудка и разума, об одной форме мышления вообще, отвлекаясь от содержаний, о необходимых правилах, о том, как мы мыслим, как должны мыслить. |
Дидро | Логика – наука правильного мышления, употребления умственных способностей. |
Гоббс | Логика учит последовательности слов для образования суждений, рассуждений. |
Юркевич | Логика порождает номы для мышления. |
Хаякава | Логика – совокупность правил употребления языка. |
Чичерин | Это умение связывать понятия. |
Фортунатов | Она определяет условия правильности процессов суждения при помощи слов. |
Гегель | Логика – наука чистого мышления. |
Спиноза | Она учит как совершенствовать разум. |
Юм | Логика объясняет принципы, действия способности суждения, природу идей. |
Декарт | Логика учит управлению разумом для приобретения истин. |
Потебня | Она обсуждает сочетание понятий при неважности предметного содержания. |
Бэкон | Логика состоит в улавливании отвлеченного содержания. |
Пор-Ройяль | Суждение состоит из двух членов: о чем и что утверждается. |
Платон | Кто не подобрал слова – тот не знает. Слова идут за отличиями вещей. Они схватывают общее. |
Кант | Суждение – это подведение под правило. Логический момент здесь – способы соединения представлений. Мы мыслим вещи с помощью категорий. Вещи приписывается априорное знание. Априорное познание – познание предметов возможного опыта. Априорные основоположения – основания других суждений, имеют в своей основе еще более общего. |
Гегель | Всеобщее определяет себя из самого себя. Предмет логики – мышление, всеобщее во всех представлениях. В логике мысль не имеет другого содержания, кроме как порожденного мышлением. Суждение содержит синтетический и аналитический моменты, всеобщее определяет себя через себя как другое по отношению к себе. Логика – формальная наука об абсолютной форме. Предмет логики – мышление вообще, о сути вещей, их понятии. Суждение требует предиката, относящегося к субъекту, как отношение понятия, всеобщее к особенному или единичному. Мышление – соотношение с собой. Логическое имеет абстрактное (рассудок), диалектическое (негативный разум), спекулятивное (позитивный разум). |
Фортунатов | Суждение имеет подлежащее, о чем, и сказуемое, что мыслится о подлежащем. |
Лосский | В суждении субъект дает основание для предиката. |
Как мы видим, в логике фиксируются "правила" для мышления, "законы" мышления, знания о сущности мышления. Подчеркивается еще, что имеется в виду "чистое" мышление, особое использование мыслительных способностей (рассудка, разума), которое может вести к "истине". Отмечается и то, что благодаря таким правилам и опоре на такие законы, на сущностные знания, можно совершенствовать мыслительные способности.
Тем самым, логика обеспечивает переход от случайного мыслительного процесса к неслучайному, от стихийности самовыражения мыслителя к самоорганизации, подчиненной общим формам, правилам, с одной стороны (нормативной) и сущностным ориентирам, знаниям о самом мышлении, с другой стороны. Поэтому в самоорганизующемся мышлении необходимо выходить к знаниям и предписаниям (логическим) как организующему внешнему, социо-культурному основанию, следует не только рефлектировать и предполагать ее, но и вносить в нее критериальную базу (сущностные представления о мышлении), переходить от ситуационных, индивидуализированных предписаний для себя к надситуационным, надиндивидуальным нормам как средствам и ориентирам в построении конкретных, ситуационно значимых предписаний, способов достижения целей мышления.
Овладение логикой объективно меняет и сам мыслительный процесс, и субъективную его базу, свойства сознания, самосознания, воли, самоопределения. Мышление выходит за рамки "внутренних" процессов и в него включаются внешние культурные (логические, языковые и т.п.) факторы, субъективные носители этих факторов, сама социокультурная среда. Но их включение в конкретное мышление имеет особенности, раскрываемые в знаниях о мыслекоммуникации, решении задач и проблем и т.п.
Сама предписывающая сторона логики или ее практическая основа, относительно которой наука о мышлении выступает в качестве сервиса, прикреплена прежде всего к тому, что легче всего регламентировать. Внутренние субъективные процессы регламентировать непосредственно невозможно, хотя ради них и предпринимаются усилия, вводятся регламентации. Поэтому регламентации подвергается прежде всего "действенная" сторона, оперирование со знаками – "правила употребления языка", "условия суждения при помощи использования слов" и т.д.
Но оперирование знаковыми средствами важно лишь в той мере, в какой оно связано с содержательной стороной мышления. При стихийности содержаний, их динамики ("течения ассоциаций" и т.п.) правила не нужны и применение знаковых средств лишь сопровождает внутреннюю динамику как внешне – внутренний фактор. Организация и предписывание оперирование языком, знаками становится важным для преодоления стихийности мышления, обеспечения выхода на сущностные результаты, прихода к требуемому эффекту и т.п. если знаки скреплены с очень строгими, имеющими конструктивную форму, сущностными представлениями – с "значениями", "понятиями", "категориями".
Оперирование со знаками воплощается в построение текстов, в перестраиваниях их, создании замещающих текстов и т.п. Поэтому появляется сама необходимость так организовывать построение знаковых структур, текстов, чтобы в них отражался мыслительный поиск, внутренняя исходная динамика. Выведенное во вне, в оперирование текстами мышление воссоздает первичное течение его организацию. В первичном материале выражаются смыслы, а языковые значения (и понятия, категории) используются для мыслительной оценки материала. Так возникают суждения, имеющие стороны материала (субъект мысли) и средства (предикат мысли). В мышлении человек осуществляет поиск, раскрытие, констатацию и др., но уже не непосредственно, за счет соотнесения смыслов, а за счет перехода от случайной стороны содержания и поиска к неслучайной, обеспечиваемого культурными, надиндивидуальными содержательными средствами – значениями. Логика регламентирует соотнесение смыслов и значений в реализации различных мыслительных функций, типовых целей и задач. Чаще подчеркивали функцию познания. И тогда значение, как замещение смыла, дает более глубокий, сущностный вариант знания. Для "полного" раскрытия требуется построение синтетических значений, конструирование на основе выраженности первичных смыслов. В логике регламентируется такое конструирование и оно возможно лишь за счет отхода от естественного, докультурного "оперирования" смыслами, требует того, что называли "чистым мышлением" ("мышление вообще", "мышление сущности" и др.).
Однако помимо познавательной функции мышления существуют и другие (понимание, изложение мнения, критика, решение задач, решение проблем, постановка задач, постановка проблем, проектирование, прогнозирование и т.п.). Рефлексивный характер основной "массы" мышления требует иной регламентации, других логических форм. Особую роль в самоорганизации вообще и в самоорганизации в связи с самостоятельным мыслительным поиском, вхождением в новые поля проблем, в новые области проблем, в новые области знания, а также в связи с участием в совместных формах мышления и т.п. играют такие мыслительные формы, как "решение задач", "решение проблем", а также "постановка задач", "постановка проблем". В этих функциональных линиях потока мышления формы мышления и средства мышления ведут к интеллектуальному развитию, что предполагает поиск эффективных форм самоорганизации и саморазвития мыслителя.
Особую роль в теоретическом мышлении играет логическая идея «восхождения» от абстрактного к конкретному. Именно она была специфичной для Гегеля и Маркса.
Логические формы мышления выявлялись прежде всего в анализе языкового мышления, хода рассуждения, материализуемого в развертывании текста. Поэтому единицей мыслительной цепи выступало суждение, соотнесение субъекта и предиката с опорой на предикат. В умозаключении фиксировались различные варианты изменения предиката и переопределение первоначальных утверждений. Важно было следить за поводами и действием их на "переделки" предиката. Так как сам предикат либо рекрутировался из парадигматического набора, "словаря", либо строился с участием парадигматических элементов, то важную роль играло соотноношение между парадигматическим набором (постоянным корпусом средств) и синтагматическим конструированием (переменные результаты). Вместе с построенностью предикативной структуры приобретало определенность и содержание структуры, а также содержательное "чтение" структуры.
Приведем ряд идей той организации конструирования синтагмы и ее содержательного прочтения, которая имела названия "восхождения" от абстрактного к конкретному или "диалектического движения мысли".
Логика "восхождения"
Таблица 10
Автор | Содержание |
Платон | Ум в диалектике делает предположения и идет до непредположенного, начала всего. Он держится связанного с ним и так идет до конца, не трогая чувственного. Идеи определяются через идеи и для идей, оканчиваются на идеях. Надо принять положение за верное, двигаться вперед, условившись, что даже если покажется что-то иначе, решать все, исходя из этого положения. |
Декарт | Руководить за ходом мыслей, начиная с предметов простейших, легко познаваемых, восходить по ступеням до наиболее сложного, допуская порядок даже среди тех, которые в естественном порядке не предшествуют друг другу, не пропуская ничего. |
Фихте | Научное изложение исходит из самого неопределенного и определяет на глазах у читателя. Объектам приписываются другие предикаты, чем вначале. Это развивает положение, которое затем опровергает и таким образом посредством антитезиса движет вперед к синтезу, оканчивающемуся в конце. |
Гегель | Наука должна начинать с абсолютно простого, всеобщего, пустого, развивая то, что в зародыше, давая свободу, произвол мышлению. Всеобщее определяет себя из самого себя. Цель научного устремления – возвысить эмпирически известное до понятия, истинного. Метод в науке – объясняющее себя понятие, принцип и душа предмета. Диалектическое в мышлении – всеобщее определяет себя из самого себя как другое по отношению к себе. Мысли в логике понимаются как не имеющие другого содержания, кроме порождаемого им, входящим в состав мышления. Мысль идет поступательно от одного содержания к другому, от простых дефиниций к более богатым. Всеобщее, как основа, сохраняется в обособлении, обогащается новой определенностью. Результат содержит свое начало. На каждой ступени всеобщее поднимает выше массу предшествующего содержания, не оставляя ничего позади, уплотняя его внутри себя. На каждой ступени образ абсолютного ограничен и гонит себя дальше. |
Энгельс | Диалектическая логика, в противовес формальной логике, не перечисляет формы движения мысли без связи, ставя их рядом друг с другом, а выводит эти формы, субординирует, более высокие выводит из более низких. |
Ильенков | Конкретное в мышлении синоним объекта, является целью, а абстрактное – средством. Оно синтезируется в конкретное. Восхождение от абстрактного к конкретному – способ усвоения объект, способ его анализа. |
Агуров | Восхождение от абстрактного к конкретному – это способ познания развивающихся, целостных объектов. Он состоит в вычленении исходного противоречия в объекте ("клеточка"), слежение внутри него, анализе главного противоречия на этапе движения мысли, построение первого шага в разрешении противоречия, спуски на конкретное решение задач, индуктивное обобщение (эмпирическое), второй шаг в решении задачи, поднятие до теоретического, выводы из решения, вычленение следующей проблемы. |
Кумпф | Конкретное – не чувственные данные, а логическое воспроизведение объекта, единство определений, конкретное понятие. Оно предполагает выделение моментов, абстракции как начала, содержащей противоречие, ведущее к самодви жению. Из абстрактного необходимо вытекает остальное. Начало – имеет минимум дефиниций. |
Швырев | Теоретическое мышление стремится к построению особого "теоретического мира", который имеет свою "онтологию", представляющую некоторое многообразие в единстве, единое в многообразии. Построение такое целостности, внутренне дифференцированной картины теоретического мира является целью теоретического мышления. Первичные концептуализированные образования неизбежно несут в себе тенденцию к внутренней дифференциации, конкретизации. |
Карнап | Построение языка науки включает использование элементарных терминов и на их основе – более абстрактных терминов. С вершины, где выбраны несколько абстрактных аксиом, движение идет вниз, ко все менее абстрактным терминам, определениям. |
Щедровицкий | Главное в методе восхождения – зависимость последующей операции от характера и результатов предшествующей операции, обратная зависимость от всех последующих операций. Это ведет к методологическому планированию последовательности операций и управлению каждой. Надо выделить в объекте не произвольную сторону, независимую от ранее выявленной, а ту, которая снимает исходную, содержит свойства, не существующие в предшествующем, а операции будут другими, чем при построении односторонних знаний. Новая сторона не равна сумме прежних. |
Нас интересует не широкий контекст познания, его теоретической формы, прихода к истине и т.п., а способ мышления, способ перехода от одного предиката к другому.
Во всех вариантах идеи, которая обсуждалась в указанном ряду, различались два этапа работы мысли. На первом этапе осуществляется отход от созерцательного многообразия материала смыслов, имеющих конкретный уровень, в оппозиции "конкретное – абстрактное", и переход к абстракциям высшего типа, когда уже не остается ничего конкретного. В этом случае любое утверждение по содержанию перестает опираться на иное, на наблюдаемое, на внешнее самому мышлению, мыслительному механизму. Путем построения ряда замещений мыслитель доходит до предельного заместителя (заместителя заместителей) и "избавляется" в нем от первичного материала смыслов, упрощает содержание, дает ему абстрактный статус. Однако само "упрощение" не должно быть формальным устранением частей смыслов. Упрощение состоит в конструировании такого целостного, структурного заместителя, в котором опознавалась бы целостность объекта. Соединение технологических признаков упрощения и сохранения структуры объекта и соответствует введению представлений о наименее развитом этапе бытия объекта. В конструктивном заместителе вводятся минимально необходимое количество признаков объекта, которые максимально значимы для характеристики этапа и уровня развития объекта.
Таким образом, за счет введения абстракций высшего уровня как "изображений" начального уровня развития объекта, достигается возможность организованно усложнять, конкретизировать абстракции, внося в них то, что отзывается на противоречие и ведет к более развитому состоянию. В этом контролируемом усложнении при сохранении усложненного как принадлежащего одному и тому же и состоит техническая сторона этой формы мышления. А содержательная сторона состоит в реконструкции развития, последовательного ряда возникновения и разрешения структурных, бытийных противоречий. Подобное мышление предельно связывает динамику содержания, порядок его усложнения с мыслительным конструированием, а не привлечением самих изначальных смыслов, эмпирических фиксаций. Поэтому если конструирующий мыслитель желает придавать конструкциям содержательность и предопределить чтение конструкций "логикой объекта", а не произволом интерпретации, то мыслитель сам должен подчинить ход конструирования логике объекта, отказаться от конструкторского произвола. Его свобода должна быть содержательно необходимой. Мыслитель тогда вынужден как бы спрашивать у содержания соизволения проявить конструкторскую активность, найти доказательство, что следующий конструкторский ход подчинен новому "возникшему" противоречию и возможности его снятия.
Формная сторона мышления состоит в том, что последующий предикат является синтезом предшествующего как уточняемого и особого, вводимого как бы извне предиката как уточняющего. Уточняемое содержание либо приемлет уточняющее и тогда синтез не ведет к кризису, дестабилизации движения мысли, либо производится отторжение уточняющего содержания и нейтрализуется формализм мыслительского конструирования. Мыслитель должен уметь находить, строить исходный уточняемый предикат ("клеточка") и выявлять, строить ряд уточняющих предикатов, использование которых позволяет пройти путь к самой конкретной абстракции (синтетическому предикату). Сама же содержательность имеет своим прототипом сумму начальных смыслов. Именно на них и ориентируется мыслитель. Он строит чистомыслительный аналог сумме смыслов. Этим он и воздает сущностный дубликат "знания" об объекте.
Для самоорганизующегося мыслителя и имеющего на "входе" массу смыслов, результатов наблюдений, описаний, мнений очевидцев, заготовок концепций и т.п. основной задачей является "очищение" материала от его несущественности. Это возможно лишь на пути построения абстрактного заместителя. Если он владеет указанной техникой мышления, то любые трудности ему не будут преградой. Он в последовательности попыток находит лучший вариант заместителя и сущностно раскрывает материал, а затем использует конструкцию в целом, ее этапы, исходный и уточняющие предикаты для решения любых возникающих задач и проблем. Если же он не владеет, но знает общие требования к конструированию заместителя, то он проходит самостоятельно путь приобретения способности. На этом пути он преодолевает все случайности проявлений мышления, сознания, самосознания, самоотношения и т.п. Он приобретает способность действовать в логике не своих настроений и стремлений, а выхода на объективное, на логику объекта, "внутриобъектное" движения мысли, без чего невозможно перейти к решению всех типовых задач и проблем в мышлении и рефлексии. У мыслителя создаются абстрактные аналоги всех содержаний, синтез абстракций, вплоть до мировоззрения. К нему можно устанавливать и соответствующее его уровню отношения, что ведет к возвышению потребностей до уровня ценностей. Появляются высшие качества интеллектуального духа, включая и "духа вообще".
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 557;