Изостудия – специально-оборудованная и оформленная комната (блок помещений), где созданы условия для уединения и объединения детей по творческим интересам.
Это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного опыта ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.
Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей.
Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
Вопрос.
При оформлении изостудии нужно учитывать следующие моменты:
- Помещение должно быть просторным, проветриваемым, с горячим водоснабжением и дневным хорошим освещением. Обязательно фронтальное (равномерное) и местное (направленное) освещение (как правило, искусственное). Для занятий живописью при недостатке дневного освещения используется местный подсвет лампами дневного света.
- Студия оборудуется комплектами общего или местного затемнения для экранных просмотров (шторы, жалюзи) и приспособлениями для организации сменных выставок (карниз по периметру свободных стен, полки-витрины, натянутые под потолком струны для демонстрации детских работ, 1-2 задрапированные стены для монтажа детских выставок, а также могут быть стены с покрытием, позволяющим прикреплять рисунки скотчем).
- Пол из пластика типа мозаики практичен, наряден, маскирует цветной сор и брызги краски во время занятий, позволяет провести быструю и качественную санобработку.
- Беспанельная матовая окраска стен в теплые светлые тона не утомляет ребенка, дает возможность красиво размещать настенные иллюстрации и детские рисунки.
- Угловую зону или нишу студии хорошо выделить цветом, оклеив обоями на уровне роста ребенка. Здесь же – яркий однотонный ковер или детские пуфики.
- В закрытых шкафах хранятся иллюстрации, альбомы, папки, коробки, материалы воспитателя, в открытых (остекленных) – народная игрушка, «предметы красоты» и материалы для художественного творчества.
- Хорошо организовать в изостудии ассортиментный кабинет – выставку изобразительных материалов, обеспечить свободный доступ ребенку к библиотечке, где он может рассмотреть иллюстрации, альбомы и книжки по искусству, открытки и красочные календари.
- В студии удобны полки-стеллажи, тумбы для вертикального хранения больших репродукций и крупных детских работ, стенды-витринки, разные мольберты с подставками для красок, столы - «пятилистники» с откидными мольбертами и другое оборудование (по выбору).
Вопрос.
Художественно-творческое развитие ребенка в детском саду обеспечивается в процессе его активной продуктивной деятельности. Эта деятельность требует соответствующего материального оснащения, своего инвентарного ассортимента для разных видов художественного творчества.
Художественные материалы:
- кисти беличьи и щетинные, большие и маленькие (№3 – 20);
- гуашь, акварель, темпера; масляные, анилиновые краски;
- гелевые ручки;
- маркеры;
- фломастеры;
- акварельные и пастельные карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, уголь, сангина;
- картон; белая, цветная, тонированная бумага разных фактур и размеров;
- комплекты для рисования «юный художник»;
- глина керамическая, пластилин детский и пластикаты4
- дополнительные материалы для коллажа – кусочки ткани, меха, кожи, пуговицы, палочки, крепки, природный материал и т.д..
Оборудование:
- палитры;
- ванночки для красок;
- подставки для кистей, карандашей, ножниц;
- разный клей;
- ножницы;
- вращающиеся подставки для лепки;
- палочки-стеки;
- ведерки детские пластиковые для мытья кистей и слива воды;
- губки, тряпочки, салфетки;
- детская спецодежда для декоративных работ (фартуки, нарукавники);
- детские мольберты, планшеты, подрамники;
- веревки, крючки для развешивания работ;
- багетные рамы со стеклами и без них.
Также в студии используется стол ленточный для оформительских работ, доска настенная для рисования, столик – «пятилистник» и др.
Наряду с отечественными рекомендуется приобретать и комплекты импортного оборудования и материалов для изобразительной деятельности и оформления ассортиментного «уголка искусства». Ко всему должен быть свободный доступ.
Вопрос.
Основой приобщения ребенка к художественным ценностям является развитое художественное восприятие, которое невозможно вне художественной наглядности и слова.
Эти условия обеспечиваются наличием полиграфических и экранно-звуковых пособий по изобразительному искусству:
- книги-монографии;
- альбомы, открытки, календари;
- репродукции картин и предметы искусства;
- произведения народного и декоративно-прикладного искусства;
- картины русских и зарубежных художников;
- мелкая пластика;
- предметы старины и бытовой утвари;
- фотографии, слайды и видеозаписи со съемкой детей в детском саду и в музеях;
- звуковые пособия (старинные грампластинки, кассетные и лазерные записи);
- диапроекторы комбинированные, с дистанционным управлением (с возможностью «полиэкрана»);
- видеомагнитофон;
- экраны (1,5 х 2,0);
- рамки стеклянные для слайдов;
- видеокамеру;
- устройства местного затемнения;
- фотоаппарат;
- указку и др.
Вопрос.
Итак, возвращаясь к вышесказанному, основное требование к созданию предметной развивающей среды – содействие становлению ребенка как личности.
Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, направлена на решение следующих задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, умений, навыков как средства полноценного развития личности, а не цели;
- активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства);
- сотрудничество с детьми.
Принципы построения развивающей среды:
- Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Дети впечатлительные, склонные к рефлексии, особенно нуждаются в этом. Следует учесть другое обстоятельство: творческие замыслы в изобразительной деятельности в отличие от игры чаще всего индивидуальны. Развитие разных замыслов и сведение их в один затруднительно, не менее затруднительно их воплощении, особенно в рисовании. Значительно легче происходит коллективное замысливание и исполнение в лепке, конструировании, аппликации.
- Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. Предметная среда должна пробуждать у детей инициативу, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах можно организовать рисование на длинной полосе бумаги (обоях), размещенной на вертикальной плоскости (стене). Каждый ребенок рисует свою тему, объединенную сюжетом с темами других детей. В более старшем возрасте, когда дети уже приобретают какой-то изобразительный опыт и свободны в воплощении замысла, столы можно разместить так, чтобы одним делом (рисованием) объединялось несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению. Пригодится в данном случае стол - «пятилистник». Необходимо иметь мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование с натуры и «при натуре».
- Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности этот принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке (в группе, на улице, в зимнем саду, в живом уголке и др.). Дети должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотрению в зависимости от своих замыслов, интересов. Как уже отмечалось, для размещения изобразительного материала необходимы шкаф или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски (мягкие и щетинные кисти), природный и бросовый материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях. Здесь же должно быть место для демонстрации детских работ. Хорошо иметь паспарту, рамки (часто их делают вместе с детьми), в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы, дарят малышам, родителям и т.п. Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей на ту или иную тему и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования, т. Е. определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности (комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате). Нередко место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой: силуэтное изображение матрешки, в карманах фартука которой разместились краски, кисти. «Самоделкин» с коробкой бросового материала для поделок. «Карандашик», на палитре которого карандаши, кисти, краски и т.д. Надо иметь в виду размещение специального материала и оборудования на прогулке соответственно сезону. Наличие мольберта, красок, бумаги, глины, пластилина в «живом уголке», «зеленой зоне» может обеспечить ребенку отдых, наблюдение за животными и отражение своих впечатлений в художественной деятельности. В местах, специально отведенных для изобразительной деятельности, можно использовать соответствующую музыку, созвучную настроению и содержанию создаваемых образов. В последнее время в дошкольных учреждениях широко используют специальные помещения для демонстрации произведений живописи, графики разных жанров. Для этого должно быть выбрано удобное место. Оформление произведениями искусства узких переходов, галерей, лестничных клеток, безусловно, обогащает интерьер, делая его более эстетичным, и это ценно само по себе. Однако такое «проходное» место, где невозможно задержаться, подумать без отвлечений, вряд ли подходит для общения с искусством. Гораздо полезнее, если дети и взрослые могут где-то присесть и не торопясь любоваться картинами. И здесь не помешают музыка, звуки природы, подобранные в соответствии с живописными образами. С этой целью в изостудии организуется мини-музей, который организуется не в проходных помещениях.
Вывод: В изостудии учитывается возможность одновременного проведения разновидовых занятий по изобразительной деятельности (рисование разными материалами, лепка из глины (с обжигом и росписью) и пластикатов, всевозможные виды аппликативно-коллажных (оформительских) работ, макетирование с прикладным рукоделием). В студии могут работать дети разных возрастных групп. Каждый ребенок должен иметь возможность попробовать себя в разных видах изобразительно-прикладной деятельности, искать и находить свои пути в творчестве. Успех художественного воспитания – в личностном, индивидуально-дифференцированном подходе к детям, поскольку в каждом ребенке «спрятан» какой-либо самобытный дар, задатки которого призван выявить и развить педагог.
Педагог изостудии всегда работает в тесном контакте со всеми группами детского сада, выявляя художественно одаренных детей на занятиях по изобразительной деятельности. Вместе с тем специфика условий и задачи изостудии ориентируют художника-педагога студии на отбор и дальнейшее развитие интересующихся и способных к художественному творчеству детей. Поэтому работа в изостудии предполагает:
- наличие заинтересованных и способных к изобразительному творчеству детей;
- систематические творческие контакты с художественными музеями и выставками, с деятелями культуры и искусства;
- организацию выставок детского творчества и мастеров изобразительного искусства в условиях детского сада;
- создание картотеки, с помощью которой педагог следит за динамикой творческого развития детей (с анкетированием родителей);
- согласованность с режимом работы детского сада и с возможностью проведения занятий с детьми по индивидуальным планам (экскурсии, работа до и после посещения музея).
В студии (как на фронтальных занятиях) недопустимо:
- предъявлять к ребенку необоснованно завышенные требования, перегружать его заданиями;
- подделывать («улучшать») детские работы без ведома автора;
- останавливать активный творческий процесс ребенка, предлагая ему другое задание;
- захваливать или обижать ребенка в коллективе,
- неуважительно, небрежно относиться к результатам его творческой работы, хранить его рисунки на полу, сворачивать, складывать пополам, мять и рвать работы, бросать и ломать поделки и т.п.
Педагог должен:
- уметь устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения;
- принимать его таким, какой он есть;
- сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;
- распознавать его эмоциональное состояние и учить осознавать свои переживания;
- уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;
- не форсировать творческий процесс;
- минимально ограничивать деятельность ребенка;
- уметь экспериментировать с разными художественными материалами;
- творчески нестандартно мыслить;
- быть хорошим профессионалом, уметь создавать собственные проекты.
Кроме того, педагог должен не страшиться возможных ошибок и учитывать пожелания и рекомендации детей и родителей.
В детском саду могут создаваться и другие студии-кружки для детей – любителей театра и танца, искусства рукоделия. Возможны временные объединения детей по интересам.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 9353;