Интеграция в философии понимается как процесс взаимодействия каких-либо компонентов, частей, так и конечный результат — некое целостное образование разного уровня сложности.
Сопоставление понятий «интеграция», «комплекс», «синтез», выделение в их значении сходных и отличительных черт дают основание судить о том, что «комплекс» выступает как более низкий, а «синтез» — более высокий уровень интеграции.
В работах философов рассматриваются различные подходы к классификации объединения различных искусств, образно называемые терминами «склеивание», «симбиоз», «размывание», «снятие», «соподчинение», «концентрация» (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, М.С. Каган).
Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.Понятие "С. и." подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов.
Каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всем ее многообразии. Это возможно только при наличии синтеза искусств.
В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собств. задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ.
Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (напр.. др.-егип. арх-ра, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Как в отд. ист. эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (арх-ра и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях 20 в.).
В древние времена, искусство было синкретичным (первоначальная нерасчленённость видов искусства, непосредственно вплетённых в деятельность человека и его ритуалы), а затем произошло его разделение на отдельные виды. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя свою специфику и своеобразие, возникает и обратное стремление к их синтезу.
Связь между видами искусства выражается в их взаимообогащении. Примером могут служить происходящие в Москве, в Музее изобразительного Искусства им. А.С. Пушкина, музыкальные вечера, когда эстетическое восприятие картин художников обогащается слушанием прекрасной симфонической музыки в исполнении известных музыкантов.
Вопрос.
В 1976 г. в Москве состоялся симпозиум «Проблемы взаимосвязи и синтеза искусств», который явился началом научной разработки этой проблемы.
А.Я. Зись говорит о двух тенденциях: первая—тяготение к синтезу; вторая—сохранение суверенности каждого вида искусства.
В.И. Тасалов отмечает три фактора, которые явились причиной формирования в 50-60-е гг. XX в. нового понимания интеграции искусств: «1) усложнение элементов творческого труда человека во всех сферах; 2) творческое развитие каждой личности как сугубо практическая потребность нового этапа, без решения которой нельзя реализовать цели современного научно-технического прогресса; 3) утверждение большого числа «новых феноменов собственно художественной практики», например художественное конструирование в технике и производстве, дизайн, прикладная и промышленная графика, телевидение и т.д.».
Проблема синтеза искусств, взаимодействия видов художественной деятельности рассматривались в ряде педагогических исследований. Остановимся на некоторых из них.
В конце 70-х годов XX в. научными сотрудниками лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР было проведено исследование проблемы индивидуально-дифференцированного подхода к детям на художественных занятиях (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, И.Л. Дзержинская, Л.Я. Панкратова, Г.Н. Пантелеев, Л.В.Пантелеева, Л.Н. Комиссарова, Л. С. Фурмина). Н.А. Ветлугина отмечает, что процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален, поэтому необходимо правильно сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы. Разработана идея комплексных занятий, которые дают возможность осуществлять синтез, «межпредметные связи», помогают установить взаимосвязь рисования, музыки, художественного слова с целью нахождения наиболее выразительных средств для изображения жизненных явлений. Эти положения были экспериментально проверены в работе с детьми. Прежде чем интегрировать виды художественной деятельности, следовало провести их дифференциацию. С этой целью на занятиях по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию дети осваивали практические навыки, умения для того, чтобы затем их использовать на комплексных занятиях. Принципы построения последних определялись темой, отбором ведущих художественных средств, которые объединяли все виды искусства (например, ритм, композиция, форма).
В педагогическом процессе комплексные занятия занимали ведущее место, если опирались на полученный детьми художественный опыт в процессе обучения на занятиях (по музыкальному воспитанию, художественно-речевых, по изобразительной деятельности).
Соотношение отдельных видов художественной деятельности, взаимодействие искусств менялось в зависимости от поставленных задач, программного содержания. Была разработана система занятий разного типа. В нее вошли как традиционные, так и «доминантные» (Е.Е. Корой), на которых какой-либо вид искусства и художественной деятельности являлись ведущими, доминирующими. Система комплексных занятий дала возможность педагогам избегать стереотипов, проявлять свою инициативу, что в свою очередь способствовало развитию творческой активности детей.
Поиск оптимальных условий организации процесса приобщения ребенка к различным видам искусства при их взаимодействии—главная задача современной дошкольной педагогики. В 20-30-е годы XX в. многие философы, психологи, педагоги ставили эти проблемы, искали новые пути художественного воспитания детей, развития их творчества. Многие самым важным считали невмешательство, сохранение самостоятельности, свободы детского творчества, так как оно ярко, самобытно, похоже «на гейзер». Свои идеи комплексного воздействия искусств исследователи претворяли в практику художественного воспитания детей. В конце XX в. эти идеи находят свое подтверждение в аспекте новых тенденций эстетического образования и воспитания дошкольников.
Е.Н. Зуйкова на основе исследования сделала вывод о том, что проблема взаимодействия искусств не потеряла своей актуальности для современной теории и практики. Автор проводит глубокий исторический анализ этой проблемы с конца XIX в. и по настоящее время, выделяет четыре периода и основные направления в проблематике исследований творчества в каждом периоде:
I период (конец XIX—начало XX в.) — развитие фантазии, бессознательного, сенсорики; синкретичность детского творчества (идеи 3. Фрейда, К. Юнга, К. Риччи, М. Моитессори, Л.Г. Оршанского);
II период (1917—1930) — роль среды; развитие образного мышления; активность и свобода творчества ребенка; опора на возрастные особенности (Л.С. Выготский, К.Н. Вентцель, Ф.И. Шмит, Ж. Пиаже, А.В. Бакушинский, Б.В. Асафьев);
III период (1940—1970) — обогащение жизненных впечатлений; роль обучения; связь видов искусств; формирование творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова и др.);
IV период (1980—1990) — современные тенденции развития детского творчества с позиций личностно ориентированной модели, синтеза и взаимодействия искусств, интегрированной системы образования и воспитания. Краткая хронологическая периодизация естественно, не может охватывать весь спектр изучаемых проблем. Однако выделенные автором направления дают возможность проследить главное звено в каждом из них. С другой стороны, акцентированные Е.Н. Зуйковой стержневые вопросы помогают увидеть переход исследований проблемы взаимодействия и синтеза искусств на новый качественный уровень. В частности, это касается разработки новых интегрированных программ по различным видам искусства, основывающихся на «полихудожественном» подходе. Они выполнены коллективом научных сотрудников под руководством Б.П. Юсова. Одна из этих программ — «Живой мир искусства» — соединяет разные виды художественной деятельности — музыку, изобразительное искусство, родной язык, литературу, хореографию, театр — в содержательный для детей 1-4 классов процесс. Идея интегрированного подхода к взаимодействию искусств и разных видов художественной деятельности создает увлекательное для ребенка «пространство». В этом процессе происходит взаимодействие ребенка с экологией, этнокультурой, художественными традициями, национальными особенностями культур разных народов. Программа имеет гуманистическую сущность и направлена на развитие творческой личности.
В аспекте концепции «полихудожественного образования» большой интерес представляет исследование И.Н. Клюевой, посвященное предметно-пространственной деятельности дошкольников на занятиях изобразительным искусством.
Взаимодействие предметно-пространственной деятельности с изобразительным искусством ребенка И.Н. Клюева рассматривает как оптимальный путь развития сенсорных и творческих способностей, формирования эстетического отношения к окружающему миру.
Полихудожественное развитие рассматривается автором как многосоставная структура, включающая детскую продуктивную деятельность, синтез разных искусств. На основе экспериментально апробированной системы занятий изобразительным искусством создана оригинальная программа «Калейдоскоп», в которой раскрыты пути взаимодействия предметно-пространственной деятельности с детским творчеством. В ней полихудожественное развитие средствами изобразительного искусства детей 2-7 лет представлено по пяти направлениям; общеразвивающее, развитие чувства пространства, формы, цвета, композиции. На каждом возрастном этапе обозначено приоритетное направление, которое включает взаимодействие средств изобразительного искусства детей:
• 2-3 года — вхождение ребенка в мир прекрасного через слово и форму (изображение), познание окружающей среды и ее эмоциональное освоение в процессе экспериментирования;
• 3-4 года — начало освоения красоты мира через слово и цвет (изображение), расширение представлений об окружающем мире, его красок, эстетических качествах предметов, стремление изображать самому;
• 4-5 лет — через слово и действие освоение многообразия форм в окружающей природе, видение прекрасного в произведениях искусства (музыке, картине, танце и т.д.),
проявления творчества в процессе художественной предметно-пространственной деятельности;
• 5-6 лет — через действие и форму создание художественных образов, развитие эстетического восприятия произведений искусства и реализация в творчестве
своих впечатлений, участие в разных видах художественной
деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной);
• 6-7 лет — через изображение-музыку, действие, развитие у ребенка ощущения среды, пространства, посредством сочинительства в рисунке, в пластике, в словотворчестве, в сюжетных играх и т.д., проявление индивидуальности во всех видах художественной деятельности, освоение многообразия сюжетов, материалов, техник в изобразительном
творчестве, при создании сказочных композиций, декораций к спектаклю, проявление авторской позиции, своего «я» как в процессе творчества, так и в оценке его результатов.
В предложенных возрастных этапах ранний возраст (2-3 года) рассматривается как период освоения формы (изображение), что является, по мнению автора, приоритетным направлением. Однако наши многолетние исследования показали, что в этом периоде главное для ребенка — цвет, создание цветовых ассоциативных образов. И только на следующем возрастном этапе (3-4 года) форма (изображение) выступает, наряду с цветом, основой изобразительной деятельности. Поэтому в данных возрастных периодах важно найти соотношение цветовых и графических образов.
И.Н. Клюева подробно останавливается на тех тенденциях, которые в области предметно-пространственной деятельности являются основными, и приходит к выводу о недооценке этого аспекта в работе дошкольных учреждений, указывая на необходимость разработки новых направлений в системе эстетического воспитания на основе интегрированного подхода. Она делает вывод о том, что предметно-пространственная деятельность наиболее успешно проявляется на основе интегрированных форм и методов работы с детьми.
Проблему предметно-пространственной деятельности Г.Н. Пантелеев рассматривает в аспекте детского дизайна, который включает проектное макетирование детьми построек из различных материалов, оформление и создание аранжировок из цветов, веток, оформление одежды для персонажей кукольных спектаклей и т.д. Детский дизайн дается как новое направление в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.
В целом ряде педагогических исследований изучались проблемы синтеза и взаимодействия музыки, изобразительного искусства и художественных деятельностей. Так, Т.Г. Рубан рассматривает развитие музыкального восприятия у дошкольников в условиях взаимодействия искусств и делает вывод о том, что основными принципами методики проведения музыкальных занятий на основе синтеза искусств являются разбор произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры), органичных музыкальным произведениям (оперы, балеты); использование литературно-музыкальных композиций; проведение интегрированных занятий, включающих восприятие музыки, просмотр слайдов, чтение стихов, рисование.
Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста раскрыта в Программах «Гармония», «Синтез» В. Тарасова, Т.Г. Рубан и др.). В их основе проблема взаимодействия искусств, что обеспечивает приобщение современных детей к миру художественной культуры, в котором музыка занимает значительное место. Взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразительно творчества дошкольников изучала С.П. Козырева.
Ею делается вывод о том, что музыка способствует развитию сюжета в рисунке, созданию многопредметных композиций. С другой стороны, дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков; сочетанием цветов, форм, линий, что свидетельствует о понимании ими средств музыкальной выразительности.
В исследовании В.В. Домогацких изучается проблема развития у дошкольников цветомузыкального восприятия. Автор понимает цветомузыкальное восприятие как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета и создает модель поэтапного усвоения «языка» (выразительных средств) музыки и изобразительного искусства при условии их дифференциации, а затем — интеграции.
Во многих работах изучаются взаимосвязи изобразительной деятельности с другими художественными деятельностями. Так, Т.С. Комарова рассматривает в широком диапазоне взаимосвязь изобразительной деятельности с художественным творчеством детей. О.Ю. Зырянова исследует взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомления детей с природой. Проблемы взаимосвязи музыкального и народного искусства в эстетическом воспитании детей рассматривает Г.П. Новикова.
Проблемы речевого развития ребенка, его словесного творчества и значение взаимодействия искусств изучались Е.В. Савушкиной, Г.А. Куршевой, А.А. Дмитриевой, СМ. Чемортан, О.С. Ушаковой, А.П. Ильковой, Л.В. Таниной и др. В исследовании взаимосвязи изобразительной и театрально-игровой деятельностей старших дошкольников, проведенного Е.Л. Трусовой, показано, что при взаимодействии изобразительной и театра льно-игровой деятельности создаются условия для активного, творческого выражения детьми своих впечатлений через перенос средств выразительности (ритма, цвета, формы, композиции, движений, образности речи).
В педагогической практике наибольшую сложность представляет взаимодействие изобразительной и художественно-речевой деятельности. Исследование О.А. Вепревой в этой области освещает одну из сторон данной проблемы. Полученные автором результаты представлены как три взаимосвязанных этапа: развитие эстетического восприятия и эстетической оценки; развитие выразительности рисунка и речи; развитие творческой активности ребенка. Обобщенные способы создания образа в графической и вербальной формах являются, по заключению автора, важным условием развития художественного творчества детей дошкольного возраста.
Итак, краткий анализ педагогических исследований проблемы синтеза и взаимодействия искусств, проведенных в 70-90-е годы XX в., показал, что это направление является одним из ведущих в области эстетического воспитания ребенка. Каждый исследователь подчеркивает идею о том, что синтез, объединение, интеграция намного эффективнее возможностей отдельных искусств и отдельных видов художественной деятельности.
В дошкольной педагогике проблема интеграции изучена еще недостаточно. Исследователи выделяют два аспекта: а) дифференцированный подход — «предметные циклы» занятий искусством, художественными деятельностями; б) интегрированный подход, при котором происходит синтез, взаимодействие разных искусств, видов детского творчества. Второй аспект значительно эффективнее для полихудожественного развития, так как личностно ориентированный подход предполагает приоритет человека, его ценностей, личную свободу, его способность к саморегуляции и самоконтролю в художественной деятельности. Проблемы синтеза искусств и взаимодействия художественных деятельностей, в силу своей актуальности для современной теории и практики эстетического воспитания детей, требуют дальнейшего исследования.
Организация художественно-развивающей предметно-
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 2804;