ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВО
«Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным же образом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированны или ликвидированы, если они несправедливы» (Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск. НГУ. 1995).
ВЛАСТЬ
ТЕОРИЯ ЭЛИТ
В общественных изменениях большую роль играют элиты. Эти элиты и формируют те социальные институты, на основе которых формируется общество и его история. Известно высказывание Паскаля: «Если бы нос Клеопатры был короче или длиннее, весь лик Земли изменился бы».
Теория элиты ведет происхождение от Гераклита. Макиавелли, Карлейль, Ницше, Тард, Михайловский, Лебон, Парето, Фрейд.
правление
Неформальные системы власти
ИНСТИТУТЫ
Социальная система общества играет важную роль. Л.Мэмфорд, один из известных культурологов правильно подчеркивает, что фактором глубоких изменений в человеческой культуре, которые произошли в третьем тысячелетии до н.э. были не столько технологические изменения: изобретение письменности, гончарного круга, ткацкого станка, плуга, способы изготовления оружия и орудий труда из металла, переход к производящей экономике, но и изобретение невидимой «мегамашины» социальной организации. Эта невидимая для современных археологов мегамашина, может быть, в большей степени, чем новые технологии, сыграла значительную роль в становлении современной цивилизации, корни которой как раз находятся в том периоде. Эта новая форма социальной организации, возникшая из ранней неолитической культуры, «не рассеянная в мелких единицах, но объединенная в большую; уже не «демократическая», то есть основанная не на соседской интимности, обычаях и согласии, но авторитарная, управляемая из центра, контролируемая господствующим меньшинством; не прикованная более к ограниченной территории, но умышленно переходящая границы, чтобы захватить сырье, поработить более слабых, расширить свой контроль, наложит дань на покоренных. Эта новая культура способствовала не только росту богатства, но и экспансии коллективной власти. Усовершенствовав новые орудия принуждения, правители этого общества к третьему тысячелетию до н.э. достигли такой индустриальной и военной мощи, масштабы которой оставались непревзойденными вплоть до нашего времени.
В этот период человеческие усилия перемещаются с горизонтальной плоскости деревни и семьи в вертикальную плоскость общества в целом. Новая общность сформировала иерархическую структуру, социальную пирамиду, включающую от основания до вершины множество семей, множество деревень, множество занятий, нередко множество регионов, и не в последнюю очередь множество богов. Эта политическая структура была базовым изобретением новой эпохи: без нее ни ее монументы, ни ее города не могли быть построены – нужно добавить – без нее не происходило бы так часто их преждевременное разрушение» (Мэмфорд Л. Миф машины\\ Утопия и утопическое мышление. М.,1991 с.80)
До сих пор составляет тайну, как могли египтяне создать такие мощные монументальные творения, создание которых и сейчас представляет сложную техническую задачу. Тайна же кроется в том, что египтяне создали четко работающую человеческую «мегамашину», организованную из единой центра посредством царской власти, которая смогла из аморфного образования деревенских сельских общин создать «механизированную группы, которой можно было бы манипулировать с помощью команд»(с.87)
Центральным понятием социальной сферы является понятие «института». Это понятие ведет происхождение от латинского institutum – установление, учреждение, обычай. Понятие «институт» – это социологический аналог понятия «традиция». Вообще всякий институт возникает как типизация привычных действий. Как пишут П. Бергер и Н. Лукман- «любая такая типизация есть институт» (Соц. кон реал.с.92)
Институт – социально организованная определенной системой символов, образов мыслей и поведения группа с устойчивой системой социальных взаимодействий, которая обладает способностью воспроизводить и транслировать выработанный тип социальных взаимодействий последующим поколениям.
Понятие «института» как центрального понятия при анализе социальной организации было дано еще Э. Дюркгеймом, в предисловии ко второму изданию своей работы «Метод социологии», говоря о сущности «социального факта»- центрального понятия в его социологии он пишет следующее - «чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас (так как он образуется из множества сознаний), то он непременно имеет следствием закрепление, установленное вне нас определенных способов действий и суждений, которые не зависят от каждой отдельно взятой воли… есть слово, которое, если несколько расширить его обычное значение, довольно хорошо выражает этот весьма специфический способ бытия; это слово «институт». В самом деле, не искажая смысла этого выражения, можно назвать институтом все верования, все способы поведения, установленные группой. Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (с.405)
Из социологов, которые исследовали феномен института, наиболее известен Торнстейн Веблен (1857-1929), который является одним из основателей так называемого институционализма. В своей знаменитой работе «Теория праздного класса»(1899) он дает понятие об институте как социальной общности, объединенной устоявшимся образом мыслей и поведения, который передается от поколения к поколению. Наиболее четкое определение института, которое во многом идентично пониманию института Т.Вебленом дает другой представитель институционализма У. Гамильтон: «Институты – это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай.. Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспасабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов» ( Цит. Веблен Т. Теория праздного класса. М.,1984 с.6). Определенным недостатком такого понимания является то, что делается упор на ментальные системы организации института, тогда как институт как форма социальной организации имеет смысл трактовать как устойчивую систему социальных взаимодействий, которые конечно «подкреплены» устойчивой системой ментальности.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 596;