ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.ТЕМА
2.СОБЫТИЕ
Если научная теория формируется посредством организации фактов и объектов в определенное пространство и время, связав их причинно-следственной связью, то в искусстве мы имеем такую же связь событий.
«Выделение событий – дискретных единиц сюжета – и наделение их определенным смыслом, с одной стороны, а также определенной временной причинно-следственной связью или какой-либо иной упорядоченностью, с другой, составляет сущность сюжета» (Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973. С.40)
3. ПЕРСОНАЖИ – МОТИВЫ - ХАРАКТЕРЫ
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция – это способ организации событий, персонажей, мотивов, характеров, которые задают коллизию художественных произведений. Происходит от compono – складываю, располагаю. Всякое художественное произведение представляет собой системы определенных деталей, которые создают целостный образ.
СЮЖЕТ
Сюжет представляет собой временную организацию художественной формы. Идеальные события художественного мира, организуются в связи не только композицией, но и сюжетом. Следует отличать фабулу художественного произведения и сюжета. Фабула задает нам внешнюю последовательность событий, а сюжет образует именно художественное время, которое может убыстряться или замедляться, иметь разрывы, оно может «перескакивать».
Как писал А.Н. Веселовский: «Сюжеты – это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности. С обобщением соединена уже и оценка действия, положительная или отрицательная» (Веселовский А.Н. Собрание сочинений Том 2 Вып.1 Спб.,1913 с.4)
Способ развертки сюжета во многом зависит от типа употребляемых способов выражения. Если это литературное произведение, то оно зависит от систем слова, если же это музыкальное произведение или драматическое, то от присущих этим видам выражения способам.
Существует пять обязательных элемента сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Это членение восходит еще к Аристотелю. Хотя некоторые оспаривают один элемент- развитие действия, считая, что это предполагается самим определением сюжет, как движения во времени. В принципе, имеет смысл говорить лишь о трех элементах: завязка, кульминация и развязка, ибо экспозиция (пролог и эпилог) – это лишь вспомогательный элемент, который задает встроенность данного сюжета в иной сюжет
Далее рассматривается действие традиции в формах разных направлений в искусстве: классицизма, романтизма, реализма и модернизма. Отмечается типичность сюжетных линий и прослеживается их связь с древними мифологическими схемами. Здесь за основу берутся типологические анализы В. Проппа, О. Фрейденберг, В. Топорова, Е. Мелетинского , С. Аверинцева, Ю. Лотмана. Что-либо добавить тут совершенно невозможно.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 735;