ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПРОГРЕСС В ИСКУССТВЕ
«Искусство как искусство не имеет истории» (Collingwood R. Essays in the Philosophy of Art Bloomington. 1964. P.151)
«Происходит ли прогресс в искусстве, - вопрос по существу оценочный, требующий стандартов для суждений об улучшении или ухудшении» (Munro T. Evolution in the Arts and other theories of culture history. N.Y. 1963. P. 221)
3. НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФОРМ В ИСКУССТВЕ
СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИСКУССТВА
ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО
ИСКУССТВО И ХОЗЯЙСТВО
ГЛАВА 3 ОБЩЕСТВО
В социальной жизни часто многим трудно представить, что там действуют механизмы традиции. Традиция у многих ассоцииируется с теми исходными ценностями, коими живет общество. Социальная же жизнь – это, как правило, система действий, которая обусловлена не традицией, а интересами и стремлением к выживанию любыми способами. Но, тем не менее, эти интересы и способы выживания также жестко реглпментируются теми установленными традицией правилами игры, типами социального поведения. Сама социальная структура, в рамках которой разыгрывается драматическая игра по выживанию индивидов – это есть форма традиции в социальной сфере культуры. Как правильно пишут П. Бергер и Т. Лукман: «Социальная структура – это вся сумма типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. В качестве таковой социальная структура является существенным элементом реальности повседневной жизни» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. 1995. С.59)
Социальная система в культуре играет важную роль. Л.Мэмфорд, один из известных культурологов, правильно подчеркивал, что фактором глубоких изменений в человеческой культуре, которые произошли в третьем тысячелетии до н.э. были не столько технологические изменения: изобретение письменности, гончарного круга, ткацкого станка, плуга, способы изготовления оружия и орудий труда из металла, переход к производящей экономике, но и изобретение невидимой «мегамашины» социальной организации. Эта невидимая для современных археологов мегамашина, может быть, в большей степени, чем новые технологии, сыграла значительную роль в становлении современной цивилизации, корни которой как раз находятся в том периоде. Эта новая форма социальной организации, возникшая из ранней неолитической культуры, «не рассеянная в мелких единицах, но объединенная в большую; уже не «демократическая», то есть основанная не на соседской интимности, обычаях и согласии, но авторитарная, управляемая из центра, контролируемая господствующим меньшинством; не прикованная более к ограниченной территории, но умышленно переходящая границы, чтобы захватить сырье, поработить более слабых, расширить свой контроль, наложит дань на покоренных. Эта новая культура способствовала не только росту богатства, но и экспансии коллективной власти. Усовершенствовав новые орудия принуждения, правители этого общества к третьему тысячелетию до н.э. достигли такой индустриальной и военной мощи, масштабы которой оставались непревзойденными вплоть до нашего времени.
В этот период человеческие усилия перемещаются с горизонтальной плоскости деревни и семьи в вертикальную плоскость общества в целом. Новая общность сформировала иерархическую структуру, социальную пирамиду, включающую от основания до вершины множество семей, множество деревень, множество занятий, нередко множество регионов, и не в последнюю очередь множество богов. Эта политическая структура была базовым изобретением новой эпохи: без нее ни ее монументы, ни ее города не могли быть построены – нужно добавить – без нее не происходило бы так часто их преждевременное разрушение» (Мэмфорд Л. Миф машины\\ Утопия и утопическое мышление. М.,1991.С.80)
До сих пор составляет тайну, как могли египтяне создать такие мощные монументальные творения, создание которых и сейчас представляет сложную техническую задачу. Тайна же кроется в том, что египтяне создали четко работающую человеческую «мегамашину», организованную из единой центра посредством царской власти, которая смогла из аморфного образования деревенских сельских общин создать «механизированную группы, которой можно было бы манипулировать с помощью команд» (Там же. С.87)
Центральным понятием в отношении устойчивых форм традиции в социальной сфере является понятие «института». Само понятие ведет происхождение от латинского institutum – установление, учреждение, обычай. Понятие «институт» – это социологический аналог понятия «традиция». Институт – социально организованная определенной системой символов, образов мыслей и поведения группа с устойчивой системой социальных взаимодействий, которая обладает способностью воспроизводить и транслировать выработанный тип социальных взаимодействий последующим поколениям.
Понятие «института» как центрального понятия при анализе социальной организации было дано еще Э. Дюркгеймом, в предисловии ко второму изданию своей работы «Метод социологии», говоря о сущности «социального факта»- центрального понятия в его социологии он пишет следующее - «чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас (так как он образуется из множества сознаний), то он непременно имеет следствием закрепление, установленное вне нас определенных способов действий и суждений, которые не зависят от каждой отдельно взятой воли… есть слово, которое, если несколько расширить его обычное значение, довольно хорошо выражает этот весьма специфический способ бытия; это слово «институт». В самом деле, не искажая смысла этого выражения, можно назвать институтом все верования, все способы поведения, установленные группой. Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (с.405)
Из социологов, которые исследовали феномен института, наиболее известен Торнстейн Веблен (1857-1929), который является одним из основателей так называемого институционализма. В своей знаменитой работе «Теория праздного класса» (1899) он дает понятие об институте как социальной общности, объединенной устоявшимся образом мыслей и поведения, который передается от поколения к поколению. Наиболее четкое определение института, которое во многом идентично пониманию института Т.Вебленом дает другой представитель институционализма У. Гамильтон: «Институты – это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай.. Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспасабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов» (Цит. Веблен Т. Теория праздного класса. М.,1984 с.6). Определенным недостатком такого понимания является то, что делается упор на ментальные системы организации института, тогда как институт как форма социальной организации имеет смысл трактовать как устойчивую систему социальных взаимодействий, которые конечно «подкреплены» устойчивой системой ментальности.
Современный представитель школы «институционализма» в России Владимир Быченков в своей объемной работе «Институты. Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности» (1996) правильно подчеркивает что «…рационализация социального действия совмещается с иррационализацией мотива, предопределяющего это действие. Самодовлеющее стремление, страсть к наживе реализуется в системе тщательно продуманных, последовательно организованных действий, операций, акций; предельно иррациональная жажда денег ради самих денег, составляющая существо капиталистического этоса, обслуживается формальной рациональностью, находящей свое предельное выражение в математически точном расчете» (С.719)
Как пишет, в частности А.А. Белик: «Традиционная культура (или тип общества) – это (в самом первом приближении) общество, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиции, установлений. Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводом законов, изменяемых посредством органов власти, избираемых народом» (Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998 с.14)
Предтечей теории элит, как не парадоксально, можно считать просветителей. Именно они считали, что знание и просвещение создают основу для движения общества. А ведущей силой этого прогресса в социальном плане интеллигенцию. Эти же идеи развивал выдающийся русский философ П.Л. Лавров, который утверждал, что интеллигенция, как элита общества, придает динамику культуре.
Сущностью социального процесса В. Парето считал циркуляцию элит. Парето различал два типа элит. Это элита «львов» и «лис». Для «львов» характерно использование грубой силы и крайний консерватизм, для «лис» – обман и спекуляция на чувствах и желаниях людей. Процесс постоянной смены этих элит обусловлен тем, что каждая из элит обладает такими преимуществами, которые со временем перестают удовлетворять условиям лидерства.
Крайне интересно то, что, как подмечает специалист по психологии лидерства Лассуэлл Г., у параноиков есть много несомненных преимуществ в борьбе за лидерство, так как они в экстремальных ситуациях чувствуют себя привычно и энергично, когда нормальный человек, естественно испытывает колебания и старается максимально точно продумать свою стратегию поведения.
Политическая устойчивость общества крайне важна, взять, к примеру, феномен «Возрождения XII в.». после отражения нападения мадьяр и норманнов, Европа приобрела определенную устойчивость. Стало приходить в порядок разрушенное сельское хозяйство, которое стало в состоянии прокармливать не только деревню, но и город. В связи со стабилизацией начинают подниматься города, городские ремесленники, совершенствуя свое мастерство, улучшали качество своих изделий. Оживилась международная торговля и с Востока пошли предметы роскоши. Необходимость управления вызвала потребность в слое образованных менеджеров, которых поставляли монастырские школы, а затем целая сет университетов, возникших по всей Европе.
Стабильность жизни вызывает творческую техническую мысль в совершенствовании орудий труда. Изобретение хомута вносит переворот во всю крестьянскую жизнь. В 1180 г. появляется жесткое рулевое управление, компас делает возможность совершать дальние плавания, налаживать широкие торговые контакты с Востоком.
Обычаи имеют большую силу. Известный исследователь обычаев, «классик» этой темы исследований, У. Самнер (1840-1910) писал: «Обычаи регулируют все действия человека – его купание, умывание, прическу, еду, питье, воздержание. От колыбели до могилы он раб древних традиций. В его жизни нет ничего свободного, ничего оригинального, никакого прогресса в направлении к высшей и лучшей жизни, никаких попыток улучшить свои условия умственно, морально или духовно (W. Sumner Folkways. Boston, 1906. р.8)
ТРАДИЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
«Будучи сложным социальным образованием, традиция соединяет в себе различные уровни и формы общественного сознания и в конечном счете воплощается в общественных отношениях, как перекидывая «мост» от идей, взглядов и чувств к практической деятельности людей, социальных групп и классов» (Салтыков Г. Ф. Традиция, механизм её действия и некоторые ее особенности в Китае \\ Роль традиций в истории и культуре Китая. М. 1972. С.4)
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 817;