ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ.
Организационный опыт накапливался и хранился людьми с доисторических времен, когда были созданы формы группового поведения, восходящие к половозрастной организации стада гоминид.
Естественной основой первичной семейно-родовой организации стал переход от полигамной к моногамной семье, на основе которой возникли ранние организационные структуры первобытнообщинного строя - род, племя, первые формы культурной традиции (древнейшая - мистикорелигиозная традиция). В них организационный опыт проявлялся в виде обычаев и правил, связанных с поведением людей и регулирующих разные стороны их жизни.
Накопление опыта происходило стихийно, вне какой-либо последовательности.что видно в священных книгах, где одновременно можно увидеть нагромождение разнородных элементов: правил культуры, гигиены, юридических и технических обычаев, законов о постройке зданий и пр.
С появлением и развитием четко оформленных государств складывается организационная и управленческая структура иерархического типа. Накопленный запас эмпирических знаний продолжал управляться религией, а не наукой.
Античный период в науке характеризуется оторванностью от практического опыта и умозрительным подходом с использованием при этом категории цели. Только землемерие и астрономия, породившие геометрию, сами пользовались ею.
В основу первичной системологии Платона и Аристотеля были положены нерасчленяемость первичных элементов мироздания - земли, воды, воздуха, огня (их целостное рассмотрение). Принцип универсальной целостности основан на всеобщей связи вещей и явлений в природе; позднее его назовут принципом холизма. Порядок элементной структуры космоса и тел своеобразно распространялся и на устройство души, государства. Категория цели использовалась повсеместно.
Пифагор: оперирует понятиями целого и части, ограниченности и безграничного, определенности и неопределенности.
Гераклит: искал первопричину подчинения в космосе всего сущего определенному ритму и гармонии; высказал идею непрерывного изменения; противоположности проявляются в вечной борьбе, однако в космосе царит скрытая гармония.
Сократ: задумывался над законами человеческого общества.
Платрн: идеальное государство представляет как иерархию 3 сословий - правителей-мудрецов, воинов и чиновников, крестьян и ремесленников; выдвигает 5 форм организации правления в государстве: аристократию (правление лучших людей - знати), олигархию (правление немногих сильных и имущих), тимократию (правление худших и корыстных), тиранию (единоличное правление на основе насильственного захвата) и демократию ( народовластие). Аристотель позднее добавит охлократию (временную власть возмущенной толпы).
Аристотель: ввел термин экономика (способ ведения хозяйства, направленный на приумножение и приобретение благ, необходимых для жизни или полезных для государства и дома); сформулировал принципы демократического управления (суверенный народ, а не закон; богатые и бедные участвуют в управлении на базе низкого имущественного ценза; должности могут занимать все граждане, кроме подвергшихся судебному преследованию и рабов). Труды Аристотеля считаются образцом организации знания: он первый разграничил науки, дал четкие определения бытия, сущности, материи, формы, классифицировал причины бытия, ввел понятие энергии, развил учение об энтелехии (представление о наличии объективной целенаправленности и целесообразности во всем); заложил философские основы учения о самоорганизации; строит свою концепцию самоорганизации на категориях случайного, необходимого и вероятного.
Христианские взгляды в Средние века в Европе: процессы, происходящие в природе, необратимы (это касается и судьбы человека, и истории отдельных народов). Блаженный Августин: история выглядит как результат Божественного предопределения; изображает 2 формы организации человеческого общества: 1) в основе которой лежит духовная общность и любовь к Богу; 2) в основе которой - любовь человека к себе и презрение Бога. Идея свободы воли человека преломляется в идее многовариантности сущностей и поведения._Фо_ма. Аквинский: считал, что организация миропонимания основана на гармонии веры и разума, где вера (теология) контролирует разум (науки и философию). Первопричиной свободного действия человека является Бог.
16 век - перелом в понимании случайных явлений. ДКардано создает первую науку о случайном («Игра в кости»). Л.Молина стал рассматривать вероятность как степень возможности данного события в цепи событий; развил оригинальное учение о самоорганизации, примиряющее статистическое множество единиц, обладающих свободой воли, с Божественным промыслом. Эпоха Позднего Возрождения и великих географических открытий разрушает многие схоластические учения, но представления об организации людей, вещей и идей пока еще разобщены. Р.Декарт: развивал математику, физику, космологию, реформировал логику. Ф.Бэкон видел задачу организации знаний и человеческой практики в победе над силами природы; проповедовал рационализм (уму подвластны законы природы).
Ш.Монтескье: несколько сблизил естественнонаучные знания и общественно-научные представления об организации; полностью отвергает теологическую доктрину и истолковывает организацию жизни с позиции материалиста: природный мир имеет в основе естественные причины, которые , по его мнению, распространяются и на социальный уклад организации общественной жизни; классовая структура общества неизменна, однако государство можно гармонично организовать на основе общественного договора.
Н.Макиавелли: основал науку о государственном управлении; отрицает общественный договор; считает, что люди ценят имущество, блага, богатство, уважают силу, внушающую страх; государство должно строить систему своего управления на основе жесткого подавления всяких беспорядков ( в те времена Италия была раздроблена). И.Ньютон соединил экспериментальные методы с математическим методом анализа бесконечно малых величин; свойственно «изгнание» категории цели и сведение изучение целого к изучению его частей (редукционизм).
В естествознании утвердился детерминизм -убеждение в существовании однозначных причинно-следственных связей между явлениями природы. Ж.Б.Памарк: биологическую эволюцию рассматривал как результат действия определенных причин (классический детерминизм).
В начале 19-го века А.Лежандр. K.fvcc. П.Лаплас. С.Пуассон заложили основы современной теории вероятностей: оказалось возможным определять следствия множества случайных событий (причин); чем больше причин, teM точнее и определеннее следствие (схоластический детерминизм). На схоластическим детерминизме основано и учение Дарвина. Заложил основы схоластического детерминизма в основу концепции кибернетики Н.Винер, соединив их в концепцией атомизма, дискретности. Дискретно-математическая база кибернетики стала основой мира ЭВМ.
Утвердившиеся в образовании и науке Физикализм и редукционизм оказались плодотворными при изучении вещественно-энергетических свойств простых систем и несостоятельными при изучении сложных систем, для которых определяющими стали структурно-поведенческие свойства.
Современный системный подход, включающий основы теории организации, возник из потребности анализа сложных систем при помощи их целостного рассмотрения. В организационной системологии определяющими при изучении социальных систем стали структурно-поведенческие качества. Принцип холизма теперь уже преобладает над редукционизмом.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 582;