Архитектура Древнего Египта. Эволюция. Основные памятники.

Додинастический период (конец 5—4тыс.до н.э.). Древнейшие могилы, как очевидно, и наиболее ранние жилища (из дерева, тростника, циновок и глины), имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, перекрытые ветками и циновками. Затем появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ наиболее состоятельной верхушки родовых общин. Стены этих могил уже укрепляли кладкой из изобретенного в эту пору кирпича-сырца, то есть необожженного кирпича, а сверху их перекрывали ложным сводом из необожженного же кирпича. Особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине. На исходе 4 тысячелетия до н. э., над могилами начали устраивать в наземные сооружения в виде песчаных насыпей.

Искусство эпохи Раннего царства (приблизительно с 3000 по 2800 гг. до н. э.). Архитектура Раннего царства. Дома бедняков в эту эпоху строили, как и раньше, из тростника и глины, дома богатых людей — из дерева и сырцового кирпича Дворцы и богатые дома были ограждены стенами из кирпича-сырца укрепленными и декорированными плоскими прямоугольными в плане выступами, так называемыми лопатками. В архитектуре гробниц царей и крупнейших вельмож Раннего царства закрепилась форма сооружения из кирпича и камня, включающего подземную в надземную части. Надземная часть была в плане прямоугольной, с наклонным профилем стен. В ней устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего. Позднейшее арабское название этих построек — мастаба (скамья) — вошло в науку. Боковые стороны этих гробниц декорированы лопатками. Чем значительнее по положению в обществе был похороненный, тем обширнее мастаба, тем больше в них помещений, кладовых: от одной — трех до сорока пяти. Наконец, при гробницах начали строить заупокойные храмы, то есть помещения для совершения в них обрядов, посвященных погребённому. В заупокойные храмы регулярно приносили дары в виде пищи и питья, обеспечивавшие, по религиозным представлениям, «вечную жизнь» погребенного, «вечное существование» в ином мире.

Искусство эпохи Древнего царства(28—23 вв. до н. э.) Архитектура. Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура. Надземная часть мастаба — погребений знати — сохраняла облик и планировку, сложившиеся к концу Раннего царства. Внутри надземной части наиболее крупных мастаб, которые уже целиком выкладывали из плит известняка, устраивалось много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати. Желание фараонов всемерно утверждать свою власть нашло ярчайшее выражение не только в создании прижизненного культа их личности, но и в стремлении сделать царские усыпальницы преобладающими по размерам, по образу над всеми остальными. Однако простое увеличение площади мастаба фараонов, то есть в одной плоскости — по горизонтали, скоро перестало служить задаче возвеличивания обожествленного после смерти царя. Важнейшей ступенью развития архитектуры царских гробниц явилась мысль об увеличении их по вертикали. Так называемая ступенчатая пирамида — усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 2800 г. до н. э.), созданная зодчим Имхотепом, была первым значительным каменным сооружением, в вертикальной композиции которого воплотилась эта идея. Она достигала в высоту свыше 60 м. и состояла как бы из шести поставленных одна на другую уменьшающихся кверху мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, (в чем можно видеть еще следование традиционному плану мастаба). Блестяще выполнена ее кладка из блоков известняка без связующего раствора: все блоки слегка наклонены к центру пирамиды и поэтому очень устойчивы. Но пирамида не одиноко возвышалась над песками пустыни, прикрывая своей кладкой находящееся под ней царское погребенье. Гениальность Имхотепа заключалась и в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади в 1500 кв. м. вокруг этой главной постройки он разместил дворы, в том числе хебседный - для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы, коридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Всё это вместе взятое образовало сложный, но гармоничный по архитектурным формам ансамбль. Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка. Ее оживляли лопатки, ритмично выступавшие на равном расстоянии друг от друга. Не случайно зодчего Имхотепа до конца истории Древнего Египта почитали как одного из первых строителей каменных зданий, астронома и врача. В ансамбле пирамиды, в молельнях и дворах, впервые встречаются полуколонны вполне развитой формы: папирусообразные — с капителью в виде обобщенно переданной раскрытой метелки папирусе, лотосообразные — с капителью в виде стилизованного цветка лотоса, а также так называемые протодорические, которые представляют собой переданную в камне связку стеблей тростника. Полуколонны эти не являлись отдельно стоящими несущими элементами архитектурной конструкции. Они были единым целым с каменными блоками кладки стен. В период IV династии, в 28 в. до н.э., дальнейшим развитием формы монументального надгробия от ступенчатой пирамиды к классическому ее варианту явились пирамиды фараона Снофру, возведенные в Дашуре и достроенная им пирамида одного из фараонов III династии в Медуме. В заупокойном храме одной из дашурских пирамид перекрытия поддерживали уже совершенно свободно стоящие столбы — истинные опоры архитектурной конструкции. Знаменитые пирамиды 27 в. до н.э. в Гизе последовательно правивших фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хефрен, Микерин, являются следующим звеном в этой цепи построек. В пирамидах в Гизе идея величия и мощи, всеобъемлющая и всеподавляющая, нашла свое наиболее полное воплощение. В то же время пирамиды являются памятниками архитектуры, формы и пропорции которых, необычайно отработаны, четки и лаконичны, и тем самыми предельно выразительны. Самая значительная по размерам пирамида - Хеопса была, вероятно, построена архитектором Хемиуном, племянником этого царя. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамиды Хеопса (как и пирамид Хефрена и Микерина) основаны на пропорциях «золотого сечения». Она имела 146,6 м. в высоту, а длина каждой стороны ее квадратного основания — 233 м. Эту пирамиду строили двадцать лет, а десять лет до этого прокладывали дорогу для подвозки каменных глыб от каменоломен. Зодчий, создавший архитектурный ансамбль Хеопса, смело использовал все возможности, которые дают твердые породы камня. Вместо мелкой каменной кладки пирамиды Джосера, здесь были применены крупные блоки камня, безупречно пригнанные друг к другу. Пирамида, сложена без какого-либо связующего материала, из блоков известняка около 2,5 т весом каждый, а некоторые блоки весили по 30 т. Всего на сооружение пирамиды было употреблено более 2 300 000 таких блоков. Они чрезвычайно плотно пригнаны друг к другу и держатся на своих местах силой собственной тяжести. Вся поверхность пирамиды была первоначально покрыта отполированными известняковыми плитами. Гранитный саркофаг с мумией царя был помещен в небольшой камере, особенно незначительной по сравнению с массой всей пирамиды. В погребальную камеру, выложенную гранитом, ведут узкие коридоры от входа на северной стороне пирамиды. Непосредственно к камере подводит так называемая Большая галерея, 50 м длиной, облицованная известняковыми плитами, которые вверху, на потолке, выступая друг над другом, нависают подобно ложному своду. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов кладки и равномерно распределить его, был придуман своеобразный технический прием: над потолком усыпальницы была устроена разгрузочная камера. В древности пирамиды не были оторваны от берега реки, как теперь. Каждая имела у своего подножия заупокойный храм, а у самого Нила, куда подъезжали, переправясь с его восточного берега,— второй храм. От этого храма, преддверия к пирамиде, вел длинный крытый коридор, поднимавшийся по склону Ливийского плоскогорья и освещавшийся через проемы в потолке. Один из таких нижних заупокойных храмов был раскопан у пирамиды Хефрена. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массивные гранитные прямоугольные столбы. В этом колонном зале получены красочные эффекты от сочетания отлично полированного камня разных пород. Стены и массивные опоры архитравов сделаны из блоков розового гранита, пол выложен плитами белого известняка статуи самого Хефрена, стоявшие вдоль стен высечены из черно-зеленого диорита. Большой сфинкс. Рядом с этим храмом находится уникальная фигура гигантского сфинкса так называемый Большой сфинкс (около 60 м длины), изображающий, может быть, Хефрена в образе льва с человеческой головой в царском платке. Высеченная в основной своей части из выдававшегося здесь скального выступа фигура дополнена с боков и спереди (лапы) кладкой из блоков того же известняка Монументальностью пропорций и масс, статикой позы, величавостью образа Большой сфинкс вторит всему ансамблю пирамид. Пирамиды производят величественное, даже подавляющее впечатление. Ни один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных, характерных черт Древнего Египта, его общественного уклада с неограниченной, деспотической властью обожествленного царя, с представлением о загробной жизни и связанным с ним заупокойным культом, как эти гигантские надгробия.Каждая из пирамид в Гизе— «вечное жилище» фараона — была окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мастаба придворных.

Искусство эпохи Среднего царства(21 - 18 вв. до н.э.) Архитектура. В строительной практике первой половины Среднего царства выработался новый тип заупокойного храма. Он представлен одним, но очень ярким примером - храмом фараона Ментухотепа I, в долине Деир-эль-Бахари, на западном берегу Нила, против Фив. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть его помещений была врублена в скалу. В композиции этого полускального храма были как бы сплавлены два типа гробниц, слились две архитектурные традиции Древнего царства — мемфисская и местная, фиванская. Гипостильный зал храма Ментухотепа был огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы веди пологие подъемы — пандусы. Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I, иероглифы на первом ряде колонн были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображавшими сцены войн и царской охоты. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. За основной частью храма находились вырубленные в скале открытый двор, окруженный колоннадой и крытый второй гипостильный зал. В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижний храмик, или пропилеи. От него к заупокойному храму вела мощеная дорога длиной в 1200 м. огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее на равном расстоянии друг от друга были установлены каменные раскрашенные статуи царя. Перед фасадом заупокойного храма был расположен огромный парадный двор. По сторонам пандуса ведущего на крышу нижней террасы к первому гипостильному залу, были устроены (среди посаженных здесь деревьев и кустов) два больших водоема. На фоне желтовато-белого известняка из которого храм был построен, издалека выделялись зелень растений, а также благодаря сине-желтой раскраске иероглифические надписи на столбах портиков и многоцветные росписи на стенах за колоннадами. Впечатление строгого гармоничного целого производил этот храм, немного приземистый и тяжеловесный, но в образном отношении очень выразительный благодаря лаконичным, сдержанным архитектурным объемам. Пирамиды сооружали и фараоны XII династии. Они были возведены не сплошной каменной кладкой, а лишь из кирпичных, пересекающихся стенок. Пространство между этими стенами засыпали обломками камня, щебнем и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла эти пирамиды от быстрого разрушения. Необычайное увеличение роли и масштабов заупокойного храма и пластических изображений фараона произошло в связи с тем, что в эту эпоху усилилось прижизненное возвеличивание владыки страны, а культ обожествленного после смерти царя начали трактовать как культ всего государства. Каждый ном Египта должен был иметь в царском заупокойном храме свою молельню, посвященную этому культу. Гробницы номархов, знатных людей в номах Среднего Египта, вырезали в известняковых скалах. Фасады — наземные входы этих гробниц были высечены в виде портиков с двумя, четырьмя или шестью раскрашенными протодорическими колоннами, а также с колоннами, воспроизводящими пучки стеблей лотосов. В следовавших за портиками нешироких прямоугольных залах два ряда колонн или столбов членили их на три прохода — нефа. Иногда был выделен по высоте средний неф. Очевидно, в этих случаях воспроизводили архитектурные формы, применявшиеся в жилых постройках. В некоторых из гробниц потолкам была придана форма цилиндрических коробовых сводов, которые поддерживали архитравы, лежащие на столбах.

Искусство первой половины Нового царства.(16-15 вв. до н.э.). Архитектура. Начиная с фараона XVIII династии Тутмоса I все цари стали устраивать для себя усыпальницы в ущельях и обрывах долины, называемой в наши дни «Бибай-аль-Молук» («Долина, или Врата царей»). Царские гробницы, таким образом, окончательно отделились от заупокойных храмов. Эти гробницы представляют собой тщательно скрытые тайники, состоящие, как правило, из коридора, кладовой, помещения для саркофага, комнаты для каноп (сосудов с царскими внутренностями), и для особо ценных даров. Стены помещений царских гробниц расписывали сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу. Наиболее же полно и ярко характер времени сказался в монументальном храмовом строительстве.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н.э.), построенный архитектором Сенмутом недалеко от храма фараона Ментухотепа, в долине Деир-эль-Бахари, является одним из наиболее ранних храмовых сооружений эпохи Нового царства. Будучи близок по типу архитектуры к храму Ментухотепа, ансамбль храма Хатшепсут превосходит его по размерам и богатству декора стен.

Строго спланированный по одной оси, ансамбль начинался, как и предшествующие, пропилеями или пристанью у западного берега Нила. Далее дорога, длиной более километра, окаймленная справа и слева фигурами сфинксов, подводила к первому двору храма с портиком «на два крыла» и пандусом между ними. Поднявшись по пандусу, можно было попасть во второй двор, также с пандусом и двумя портиками расположенными на концах которых возвышались два осирических (то есть с атрибутами бога Осириса) колосса Хатшепсут. Далее находился третий, меньший по площади двор, окруженный колоннадами. Завершали же ансамбль — молельни, высеченные в скале.

Такая последовательность в распределении частей ансамбля способствовала постепенному нагнетанию приподнятого, мистического состояния участников культовых процессий.

Фасад храма, образованный четкими линиями портиков и соединяющих их пандусов, представляет собой гармоничное целое. Храм возведен у подножия крутого обрыва Ливийского плоскогорья, прорезанного живописно выветрившимися вертикальными расщелинами. Колоннады портиков органично вписаны своим мерным ритмом в этот естественный величественный фон. Стены храма покрывали раскрашенные рельефы. На территории ансамбля стояло свыше двухсот полихромно расписанных статуй Хатшепсут и богов. На террасах были устроены пруды и посажены деревья.

Для планировки и внешнего облика подавляющего большинства других храмов первой половины Нового царства характерны следующие признаки: прямоугольный план, все главные части располагаются на одной оси. Основные части — это открытый двор, окруженный колоннадой (перистиль), колонный зал (гипостиль), святилище и кладовые. Вокруг храма возводили глухую каменную ограду, прямоугольную в плане. Таким образом, храм — «дом бога» вторил своей схемой жилому дому в усадьбе богатого египтянина, которая тоже была ограждена стеной и включала внутренние дворы, галереи, залы, где кровли покоились на столбах, и, наконец, интимные комнаты в глубине здания.

Фасады храмов имели вид так называемых пилонов (форма возникшая в эпоху Среднего царства) — двух башен похожих на усеченные пирамиды, с прямоугольным проходом между ними. Перед пилонами, как и Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона а к наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога. По сторонам дороги располагали ряды сфинксов или овнов - бараноголовых сфинксов, которые были священными животными бога Амона Крупные статуи под открытым небом — во дворах, по краям парадных дорог, перед пилонами, вводились в качестве смысловых компонентов и органично включались в архитектурный фон. Уже издали ясно выделялись на фоне пилонов или между стволами колонн обобщенные, несколько гeометризованные силуэты и объемы сидящих или стоящих фигур.

Часто в храмах было несколько дворов и колонных залов. Гигантские колонны и мощные каменные балки архитравов поддерживали каменные плиты перекрытий гипостильных залов, имевших обычно более высокий средний проход. Сквозь зарешеченные проемы в верхних боковых частях центрального нефа в зал проникал свет.
По мере приближения к святилищу потолки помещений постепенно понижались, а уровень пола — повышался.

Внутреннее пространство как бы сжималось, становясь все более скрытым, доступным для все меньшего числа людей — только для посвященных в тайны культа. На стенах, колоннах и пилонах храмов помещали врезанные рельефы, на которых изображали преимущественно культовые сцены, а также фараонов, в символических схватках побеждающих сонмы врагов.

Наиболее значительными в общегосударственном и художественном смысле сооружениями указанного типа являются два храма, возведенные в Фивах на правом, восточном берегу Нила и посвященные богу Амону. В результате архитектурных работ, которые продолжались на протяжении столетий, они были преобразованы в обширный и блестящий по скульптурному убранству храмовый комплекс столицы. В наши дни храмы эти известны преимущественно по названиям двух современных небольших арабских деревень — Карнак и Луксор.
Храм в Карнаке сооружали на протяжении почти 2-х тысячелетий. Однако это не лишило карнакский ансамбль единства и цельности.

Карнакский ансамбль грандиозен во всех своих частях. Мощны его пилоны, величественны гигантские статуи фараонов и обелиски. Обширны молчаливые пространства его дворов, окруженных колоннадами. Полон таинственного полумрака величественный гипостильный зал главного храма Амона с целым лесом тесно стоящих колоссальных колонн, наибольшие из которых имеют высоту 20,4 м, а диаметр 3,57 м. Все здесь рассчитано на создание впечатления сверхчеловеческой мощи, на то, чтобы сообщить вошедшему трепетное, приподнятое экстатическое или подавленное, приниженное состояние.

Храм в ЛУКСОРС был вторым по размерам и значению в стране. Однако именно он оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие всей храмовой архитектуры Нового царства. Будучи построен почти целиком гениальным зодчим Аменхотепом Младшим, он оказался наиболее типичнейшим храмом эпохи. Для Луксора характерна исключительно четкая планировка. К культовым помещениям и молельням со статуями богов в глубине здания ведет величавая анфилада из двух дворов с портиками. За первым двором стройно вздымает могучие стволы большая прецессионная колоннада из четырнадцати колонн, почти 20 м высоты, с капителями в виде широко раскрытых цветущих метелок папируса. Эта колоннада, тип колонн, а также их обилие (всего в Луксоре 151 колонна) оказали влияние на оформление средних нефов гипостильных залов в храмах последующих периодов. Выразителен ритм близко сдвинутых, необычайно гармоничных по пропорциям, пучкообразных колонн в двойных колоннадах второго двора Луксора.

Искусство второй половины Нового царства(вторая половина 14—начало 11 в. до н.э.) Архитектура. В архитектуре и изобразительном искусстве во второй половине Нового царства сохранилось главенство Фив. Именно в этом столичном городе во времена XIX и XX династии развернулось широкое храмовое строительство. Грандиозны были масштабы сооружений, чрезвычайной насыщенностью отличалось их оформление, очень широко применялись колонны. В фиванских храмах окончательно определилась следующая конструкция гипостильных залов: выделение двух рядов более высоких колонн среднего нефа в виде раскрытых метелок папируса, при более низких колоннах боковых нефов в виде одиночных стеблей папируса или их связок с нераспустившимися верхушками. По смыслу эти ряды колонн воспроизводили нильские заросли, где, по древнеегипетским культовым представлениям, родился в цветке лотоса бог солнца. Пышная и красочная декорация стен, стволов, капителей колонн и архитравов в виде полихромно раскрашенных рельефов органично их дополняла. Именно в эти века достигли наибольшего размаха архитектурные работы в храме Амона в Карнаке. Были продолжены и окончены строительство и декорирование колоссального гипостильного зала— 103 м. длины, 52 м. ширины, со 134 колоннами. Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле в Нубии, близ вторых порогов, был целиком вырублен в скалистом откосе левого берега Нила. Плоскости фасада придана трапециевидная форма пилонов: фасад храма украшают четыре двадцатиметровые сидячие статуи Рамсеса II. Прямоугольный проход посредине фасада ведёт в первое помещение со столбами и монументальными статуями царя. Потолок традиционно расписан синим, как небо и усеян золотистыми звездообразными фигурами. Соколы — эмблемы обожествленного царя и одновременно солнечного божества - распластали на этом своде крылья. Далее следует трехнефный колонный зал, а за ним - святилище. В последнем (рядом с изваяниями верховных богов Амона, Ра-Горахте и Птаха) помещено и изображение Рамсеса II. Таким образом, все в храме служит прославлению могучего царя.

Искусство Позднего царства.(II—4 вв. до н. э.). В связи с частой сменой центральной власти и нехваткой средств в Поздний период возводили очень мало монументальных построек. По существу, Поздний период — время медленного, но неуклонного упадка во всех сферах экономики, политической жизни, а также искусства.

 








Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 17163;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.