Пласттика Древнего Египта. Особенности. Хронология. Эволюция. Памятники.
Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. В искусстве рабовладельческого общества. Скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров.
Такова Скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с каноническими позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки.
Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано.
Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного).Сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.
Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.
Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества.
17.Искусство эпохи Древнего царства. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса.
(28—23 вв. до н. э.)
Период Древнего царства - это время образования примитивного рабовладельческого общества с классами потомственной знати и кровно связанного с ней жречества, свободных общинников — земледельцев, ремесленников и рабов. Одновременно это эпоха окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В период IV—V династий была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства. Неограниченная власть фараонов была основана на земельных богатствах и эксплуатации огромной массы обращенных в рабство военнопленных.
Заупокойный культ в Древнем царстве получил дальнейшее развитие, особенно в связи с культом обожествленного царя. Но к концу Древнего царства сила фараонов, их экономические возможности были уже значительно подорваны усиленной раздачей земель знатному чиновничеству, окружавшему их. Роскошь, присущая царскому двору, сделалась достоянием и вельмож.
Архитектура. Надземная часть мастаба — погребений знати — сохраняла облик и планировку, сложившиеся к концу Раннего царства. Внутри надземной части наиболее крупных мастаб, которые уже целиком выкладывали из плит известняка, устраивалось много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати.
Желание фараонов всемерно утверждать свою власть нашло ярчайшее выражение не только в создании прижизненного культа их личности, но и в стремлении сделать царские усыпальницы преобладающими по размерам, по образу над всеми остальными. Однако простое увеличение площади мастаба фараонов, то есть в одной плоскости — по горизонтали, скоро перестало служить задаче возвеличивания обожествленного после смерти царя.
Важнейшей ступенью в развития архитектуры царских гробниц явилась мысль об увеличении их по вертикали.
Так называемая ступенчатая пирамида — усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 2800 г. до н. э.), созданная зодчим Имхотепом, была первым значительным каменным сооружением, в вертикальной композиции которого воплотилась эта идея. Она достигала в высоту свыше 60 м. и состояла как бы из шести поставленных одна на другую уменьшающихся кверху мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, (в чем можно видеть еще следование традиционному плану мастаба). Блестяще выполнена ее кладка из блоков известняка без связующего раствора: все блоки слегка наклонены к центру пирамиды и поэтому очень устойчивы. Гениальность Имхотепа заключалась и в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади в 1500 кв. м. вокруг этой главной постройки он разместил дворы, в том числе хебседный - для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы, коридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Всё это вместе взятое образовало сложный, но гармоничный по архитектурным формам ансамбль. Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка. Ее оживляли лопатки, ритмично выступавшие на равном расстоянии друг от друга. В ансамбле пирамиды, в молельнях и дворах, впервые встречаются полуколонны вполне развитой формы: папирусообразные — с капителью в виде обобщенно переданной раскрытой метелки папирусе, лотосообразные — с капителью в виде стилизованного цветка лотоса, а также так называемые протодорические, которые представляют собой переданную в камне связку стеблей тростника.
Полуколонны эти не являлись отдельно стоящими несущими элементами архитектурной конструкции. Они были единым целым с каменными блоками кладки стен. Таким образом, новые элементы каменной архитектуры еще служили, своего рода своеобразной смысловой декорацией, основанной на введении в постройку изображений растений, считавшихся в Древнем Египте священными,— папируса и лотоса.
В период IV династии, в 28 в. до н.э., дальнейшим развитием формы монументального надгробия от ступенчатой пирамиды к классическому ее варианту явились пирамиды фараона Снофру, возведенные в Дашуре и достроенная им пирамида одного из фараонов III династии в Медуме. В заупокойном храме одной из дашурских пирамид перекрытия поддерживали уже совершенно свободно стоящие столбы — истинные опоры архитектурной конструкции.
Знаменитые пирамиды 27 в. до н.э. в Гизе последовательно правивших фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хефрен, Микерин, являются следующим логическим звеном в этой цепи построек.
В пирамидах в Гизе идея величия и мощи, всеобъемлющая и всеподавляющая, нашла свое наиболее полное воплощение. В то же время пирамиды являются памятниками архитектуры, формы и пропорции которых, необычайно отработаны, четки и лаконичны, и тем самыми предельно выразительны. Самая значительная по размерам пирамида - Хеопса была, вероятно, построена архитектором Хемиуном, племянником этого царя. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамиды Хеопса (как и пирамид Хефрена и Микерина) основаны на пропорциях «золотого сечения». Она имела 146,6 м. в высоту, а длина каждой стороны ее квадратного основания — 233 м. Эту пирамиду строили двадцать лет, а десять лет до этого прокладывали дорогу для подвозки каменных глыб от каменоломен.
Зодчий, создавший архитектурный ансамбль Хеопса, смело использовал все возможности, которые дают твердые породы камня. Вместо мелкой каменной кладки пирамиды Джосера, здесь были применены крупные блоки камня безупречно пригнанные друг к другу. Пирамида, сложена без какого-либо связующего материала, из блоков известняка Они чрезвычайно плотно пригнаны друг к другу и держатся на своих местах силой собственной тяжести. Вся поверхность пирамиды была первоначально покрыта отполированными известняковыми плитами.
Каждая из пирамид в Гизе— «вечное жилище» фараона — была окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мастаба придворных.
Скульптура. Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой, торжественности образов.
Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в погребальных помещениях мастаба, то есть в гробницах знати или в царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон: они прислонены спиной к плоскости стены или блока, служащих для них фоном. Таким образом, скульптура в значительной степени подчинялась формам и пропорциям архитектуры—ведущего вида древнеегипетского искусства. Для статуй характерны симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдалось не только при изображении стоящей и сидящей фигуры, но и при передаче ее в других позах.
У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с согнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных супружеских статуях жена зачастую обнимает одной рукой мужа за талию. У сидящих фигур также фронтальна постановка, тоже близко сдвинуты, а то и сомкнуты колени, ступни ног, и одна, или обе руки лежат на коленях.
Каноничные правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы. В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчеркивали физическую мощь и силу. Художники обобщали детали, отбрасывая второстепенное, создавали спокойные, бесстрастные лица, могучие, величаво-монументальные тела. Промежутки между руками и телом, между ногами каменных статуй почти всегда не высечены. Эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты — черный или белый. Тела мужских статуй окрашивали красновато-коричневой, а женских — светло-желтой охрой. Волосы — чёрной. Глаза инкрустировали светлым и темным камнем.
Значительным произведением является известняковая раскрашенная статуя правителя нома, представителя придворной знати, писца при особе фараона — Каи. Чрезвычайно остро переданы черты лица, формы головы и всей фигуры человека с вялыми мускулами, ведущего сидячий образ жизни. Застывшая в ожидании, напряженная фигура писца, движение его приподнятой головы, устремленный вперед и чуть вверх сосредоточенные взгляд, руки на свитке папируса, одна из которых как бы сжимает тростниковое перо,— все выражает готовность выполнить приказание фараона. Итак, своеобразие портретной пластики Древнего царства рождают следующие основные стилистические закономерности. Передача спокойных, устойчивых, даже величавых поз. воплощающих идею торжественного «предстояния перед вечностью». Создание фигур, идеализированных в физическом отношении, с лицами в разной степени индивидуачизированными и выразительными, но всегда спокойно замкнутыми, лишенными эмоционачьного напряжения, как-бы отрешенными от «преходяших земных страстей». Сходство статуи с оригиналами достигалось также благодаря инкрустации их глаз (одновременно выразительной и декоративной), связанной с представлениями о магическом оживлении изображений при «переселении» в них души — двойника человека — «ка».
18. Искусство эпохи Среднего царства. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса.
(21 - 18 вв. до н.э.) В течение 21 в. до н.э. шла борьба центральной власти с народными волнениями и между номархами, окончившаяся победой южных номов во главе с правителями города Фив — фараонами XI фиванской династии. Они подчинили себе всю страну и сделали Фивы столицей государства. Однако, став властителями всей долины Нила, фиванские фараоны XI династии, как и первые фараоны следующей XII династии, еще остро ощущали непрочность объединения страны и своего положения: борьбу за обособленную власть продолжали вести номархи Др.Египта.
Архитектура. В строительной практике первой половины Ср.царства выработался новый тип заупокойного храма. Он представлен одним, но очень ярким примером - храмом фараона Ментухотепа I, в долине Деир-эль-Бахари, на западном берегу Нила, против Фив. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть его помещений была врублена в скалу. В композиции этого полускального храма были как бы сплавлены два типа гробниц, слились две архитектурные традиции Древнего царства — мемфисская и местная, фиванская. Гипостильный зал храма Ментухотепа был огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы веди пологие подъемы — пандусы. Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I, иероглифы на первом ряде колонн были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображавшими сцены войн и царской охоты. Рельефы и росписи. В оформлении интерьеров эпохи Среднего царства наряду с раскрашенными рельефами значительное место уже отводится росписям.
Выразительность наиболее официальных рельефов и росписей, выполненных художниками фиванских мастерских, основана на лаконизме силуэтов и обобщенно переданных крупных, декоративно трактованных объемах. Таковы рельефы на известняковых саркофагах из Деир-эль-Бахари царицы Кавит и царицы Ашаит. Яркие образцы рельефов и росписей :Стены гробниц декорированы преимущественно росписями, а не многоцветными рельефами. что было типично для гробниц знатных людей Древнего царства. Широкое применение росписи, очевидно, было связано с тем, что известняковые скалы во многих пунктах Среднего Египта были мягкими по структуре, не пригодными к рельефу. Кроме того, исполнение росписей было менее трудоемким процессом и, таким образом, обходилась, дешевле и могло быть быстрее закончено. Неровности стен предварительно сглаживали слоем грунтовки, давали ей просохнуть и только после этого расписывали. Большинство их сюжетов традиционно: жертвоприношения умершему, сцены жизни в его поместье — охоты, земледельческие работы, пастухи со стадами. Главными же новыми стилистическими чертами росписей явилось тональное объединение всех изображений с фоном, то есть превращение композиций в собственно живописные. Способствовало этому применение более тонких и легких контурных линий, а иногда и отсутствие обводки у фигур, предметов, листвы растений.
Большая свобода творческой фантазии художников местных мастерских сказалась также в употреблении чисто живописных приемов: цветовых сочетаний, тоновых переходов — оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого, густооранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зеленого, в нанесении краски мягкими, разнообразными по форме и насыщенности мазками. Так, например, выполнены отличающиеся большой живостью Фигура кошки, охотящейся среди зарослей папируса, и фигура удода, сидящего на ветке акации, из сцен охоты и рыбной ловли в гробнице Хнумхотепа II.
19.Искусство Нового царства. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса.
Искусство первой половины нового царства (16-15 вв. до н.э.)
В результате победоносных войн в Нубии и Сирии в Египет поступали огромные богатства. В быту необычайно разбогатевшей знати появилось стремление к роскоши, пышности в одежде и украшениях, богатой обстановке жилищ. В связи с этим перед искусством были поставлены новые задачи: для него стало характерным стремление к декоративности в сочетании с изысканным изяществом форм.
Архитектура. Начиная с фараона XVIII династии Тутмоса I все цари стали устраивать для себя усыпальницы в ущельях и обрывах долины, называемой в наши дни «Бибай-аль-Молук» («Долина, или Врата царей»). Царские гробницы, таким образом, окончательно отделились от заупокойных храмов. Эти гробницы представляют собой тщательно скрытые тайники, состоящие, как правило, из коридора, кладовой, помещения для саркофага, комнаты для каноп (сосудов с царскими внутренностями), и для особо ценных даров. Стены помещений царских гробниц расписывали сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу. Наиболее же полно и ярко характер времени сказался в монументальном храмовом строительстве.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н.э.), построенный архитектором Сенмутом недалеко от храма фараона Ментухотепа, в долине Деир-эль-Бахари, является одним из наиболее ранних храмовых сооружений эпохи Нового царства. Будучи близок по типу архитектуры к храму Ментухотепа, ансамбль храма Хатшепсут превосходит его по размерам и богатству декора стен.Для планировки и внешнего облика подавляющего большинства других храмов первой половины Нового царства характерны следующие признаки: прямоугольный план, все главные части располагаются на одной оси. Основные части — это открытый двор, окруженный колоннадой (перистиль), колонный зал (гипостиль), святилище и кладовые. Вокруг храма возводили глухую каменную ограду, прямоугольную в плане. Таким образом, храм — «дом бога» вторил своей схемой жилому дому в усадьбе богатого египтянина, которая тоже была ограждена стеной и включала внутренние дворы, галереи, залы, где кровли покоились на столбах, и, наконец, интимные комнаты в глубине здания.
Фасады храмов имели вид так называемых пилонов (форма возникшая в эпоху Среднего царства) — двух башен похожих на усеченные пирамиды, с прямоугольным проходом между ними. Перед пилонами, как и Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона а к наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога По сторонам дороги располагали ряды сфинксов или овнов - бараноголовых сфинксов, которые были священными животными бога Амона Крупные статуи под открытым небом — во дворах, по краям парадных дорог, перед пилонами, вводились в качестве смысловых компонентов и органично включались в архитектурный фон. Уже издали ясно выделялись на фоне пилонов или между стволами колонн обобщенные, несколько гeометризованные силуэты и объемы сидящих или стоящих фигур .
Строгой конструктивности этих произведений с особой ясностью проявились наиболее каноничные нормы исполнения, восходящие еще к эпохе Древнего царства Мягкая, зачастую декоративная трактовка форм, которая типична для многих заупокойных статуй Нового царства, сказывается в этих скульптурах лишь очень сдержанно — в характере проработки лиц и деталей одеяний.
Искусство середины Нового царства.
Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)
(первая половина 14 в. до н.э.)
Концентрация огромных богатств в руках высшей потомственной знати и кровно связанного с ней жречества, в первую очередь жрецов фиванских храмов Амона необычайно усилила их, особенно к концу правления XVIII династии, при фараоне Аменхотепе III. С целью ослабить все возрастающую политико-экономическую силу знати и жречества, (противостоящую власти и значению самого Царя), фараон Аменхотеп IV (конец XV — начало XIV в. до н.э.) осуществил следующие решительные преобразования. Отстранив от главных государственных должностей чиновников из старой знати, он привлек из служилой знати людей, обязанных своим высоким положением не происхождению, а исключительно воле царя. Для того чтобы уничтожить основу идеологической власти жрецов.
Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, а истинным богом назвал Атона, солнечный диск, культ которого сушествовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из многих местных культов в областях Среднего Египта, но широко распространен не был. Себя Аменхотеп IV стал именовать сыном Атона и единственным, кто познал подлинную веру. Так как поклоняться отныне следовало непосредственно сиявшему на небе солнцу, последовало логическое запрещение любых его персонификаций, то есть воплощения в виде фигур человека или животных, а также ликвидация старых храмов. Святилища всех богов были закрыты, их изображения стали уничтожать, а храмовое имущество конфисковывали. Воспроизводить единственное божество было предписано только в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими руками. В связи со своими личными религиозно-философскими взглядами Аменхотеп IV стремился преодолеть также дрезнюю фиганскую художественную традицию, которая предписывай ту или иную меру идеализация всех изображений. Царь потребовал, чтобы его физический облик, а также облик его жены и детей передавали наиболее приближенно к реальности.
Архитектура. Город Ахетатон, построенный по единому плану, существовал всего лишь около четверти века. Археологические раскопки показали, как четко была организована его центральная часть с улицами, пересекавшимися под прямым углом. В центре города были возведены дворец и дворцовое святилище, главный храм Атона с его складами и жилищами жрецов, административные здания, казармы, а также дома-усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. Ближе к окраинам были расположены дома ремесленников и хижины бедняков.
Новой чертой в храмовой архитектуре Ахетатона было отсутствие в ней многоколонных залов. Так как поклоняться надо было солнцу, сиявшему на небе, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками.
Главный дворец Ахетатона представлял собой прежде небывалый в архитектуре Египта, обширный комплекс из двух частей: приемной, (парадной) и личной, (интимной) с садами, дворцовым святилищем Атона и служебными, хозяйственными помещениями. Обе части, каждая из которых была окружена стеной, соединялись висячим крытым переходом, переброшенным через подводившую к дворцу дорогу. Входы во дворец имели форму пилонов. Среди парадных апартаментов торжественным убранством выделялся Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. Необычайно разнообразными были формы и роспись колонн в парадной и жилой частях дворца. Полы в помещениях для отдыха фараона и его семьи были покрыты многоцветной росписью, которая передавала излюбленные в эпоху XVIII династии изображения бассейнов с лотосами, рыбами, порхающими в зарослях птицами и резвящимися быками, вокруг же — фризы из букетов и ваз, а также фигуры пленников — связанных нубийцев и азиатов.
Скульптура. Период Ахетатона был очень кратким: время правления и деятельности самого Аменхотепа IV—Эхнатона— около двадцати лет. И в эти годы, как и прежде, скульптура играла большую роль в смысловом оформлении дворцов, храмов и гробниц.Однако в связи изменением официальных норм, на основе необычайного характера требований самого фараона к содержанию и форме изображений сложился особый, самобытный стиль.
Резко своеобразен облик немногих сохранившихся статуй и рельефов самых первых лет правления Аменхотепа IV. Их отличает подчеркнуто конкретная, даже обостренная характеристика индивидуальных черт лиц и фигур царя, царицы и их дочерей, некоторая угловатость, резкость силуэтов и объемов. Чрезвычайно хорошо представляют эту своеобразную изобразительную манеру части колоссальных осирических статуй Аменхотепа IV из храма Ра-Горахте в Карнаке. а также рельефы пограничных стел новой столицы, где изображена царская семья, которую осеняет Атон. Все памятники физиономически конкретно, очень определенно воспроизводят тонкие черты аскетичного, одухотворенного лица царя. Отмечены болезненная узость его груди, слабость тонких рук и ног, тогда как бедра широки и массивны.
Искусство второй половины Нового царства
(вторая половина 14—начало 11 в. до н.э.)
Начиная с XIX династии Египет опять вступил в полосу войн. В результате успешных походов фараонов Сети I и Рамсеса II была возвращена утраченная часть египетских владений в Передней Азии — в Палестине и Сирии и укреплено господство в Нубии. В Египет снова хлынул поток богатств, что позволило возобновить широкое строительство.
При кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством, которая приняла теперь скрытые формы. Рамсес II, правивший шестьдесят семь лет, не стремился уже решительно порвать с вновь очень укрепившимися фиванскими жрецами, а постарался лишь ослабить их огромную власть.
Архитектура. В архитектуре и изобразительном искусстве во второй половине Нового царства сохранилось главенство Фив. Именно в этом столичном городе во времена XIX и XX династии развернулось широкое храмовое строительство. Грандиозны были масштабы сооружений, чрезвычайной насыщенностью отличалось их оформление, очень широко применялись колонны. В фиванских храмах окончательно определилась следующая конструкция гипостильных залов: выделение двух рядов более высоких колонн среднего нефа в виде раскрытых метелок папируса, при более низких колоннах боковых нефов в виде одиночных стеблей папируса или их связок с нераспустившимися верхушками. По смыслу эти ряды колонн воспроизводили нильские заросли, где, по древнеегипетским культовым представлениям, родился в цветке лотоса бог солнца. Пышная и красочная декорация стен, стволов, капителей колонн и архитравов в виде полихромно раскрашенных рельефов органично их дополняла.
Именно в эти века достигли наибольшего размаха архитектурные работы в храме Амона в Карнаке. Были продолжены и окончены строительство и декорирование колоссального гипостильного зала— 103 м. длины, 52 м. ширины, со 134 колоннами.
Скульптура. Круглая скульптура второй половины. Нового царства в ряде случаев характеризуется массивностью, подавляющей тяжестью форм, подчеркнутой физической мощью фигур.
Архаизацией облика отличаются и четыре гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле. У этих скульптур обобщены, монументализированы все объемы, в лицах переданы лишь самые основные, типичнейшие портретные признаки. Эти, наделенные сверхчеловеческой мощью и спокойствием монументы, придают величавое звучание грандиозной архитектуре. В лучших образцах круглой пластики, не предназначенных непосредственно для декорации, какого-нибудь здания, таких, например, как статуя писца Хапи из Карнака выразительная портретная характеристика при помощи тонкой моделировки формы, дополненной нарядной, рассчитанной на живописную игру света и тени проработкой прядей париков и складок одежды.
Даже в некоторых статуях царей, например в изображении видящего на троне фараона Рамсеса II лицо, фигура, одеяние и атрибуты трактованы не в обобщающем, приподнято символическом, а в конкретно светском плане.
Рельефы и росписи. В официальных рельефах храмов и дворцов XIX и XX династий художники выделяли образ фараона как покорителя других народов, главу сильнейшего государства, как торжествующего охотника. Причем, даже в этих, наиболее традиционно трактованных храмовых рельефах присутствуют черты искусства XVIII династии: плавность утонченно изящных силуэтов, мягкая декоративная проработка объемов. Фигуры прорисованы легкой, строго графичной линией, но даже при плоскостности каноничной раскраски больших участков одежд и тел общая их цветовая гамма нежная, тонкая.
Из гробницы в Мемфисе происходит рельеф с группой плакальщиков. Композиция включает несколько мужских фигур, стоящих, коленопреклоненных и припавших к земле. Выразительные позы и силуэты; а особенно разнообразные движения рук и пальцев воплощают богатейшую гамму скорбных чувств — разные степени отчаяния, горя, тоски по умершему.
Постепенно в рельефах усиливается изысканная декоративность изображений, технически выполненных с блеском, но в образном отношении академически холодных.
Развитие искусства Нового царства со второй половины 14 в. по начало II в. до н.э. было приостановлено резким ухудшением положения страны. Произошло это потому, что длительные войны, которые вели правители Египта, серьезно ослабили его экономику. В результате к концу Нового царства трон царей Египта оказался в руках верховного жреца бога АмонаIII.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1570;