Пластика Месопотамии. Особенности. Эволюция. Хронология. Памятники
Пластика Двуречья. Скульптура. В связи с изобретением сверла для обработки камня в периоды Урук и Джемдет-Наср создавалось много небольших скульптурных трехмерных изображений животных — быков, овец, баранов, телят. Изготовление таких фигур, очевидно, было обусловлено религиозно-магическими представлениями о возможности воздействовать на производительные силы природы. В стилистическом отношении всю эту пластику отличают общие черты. При передаче характерных признаков животного всегда выразительно обобщены как основные массы фигур, так и детали. Скульптурные настенные изображения почти полностью отсутствовали в оформлении храмов Шумера периодов Урук и Джемдет-Наср. Единственный пример, к тому же уникальный по уровню художественного исполнения,— мраморная женская голова (немного меньше натуральной величины) из Урука. Плоско стесанная сзади, она была предназначена для прикрепления к стене. Предположительно, она изображает богиню плодородия, любви и распри Инанну (или Иннин). В периоды Урук и Джемдет-Наср произошло закрепление двух закономерностей построения композиций, подчиненных наиболее действенному воплощению изображений, связанных с религиозно- магическими представлениями. Это так называемая геральдическая композиция, основанная на принципе ритмической идентичности правой и левой половин, а также композиция построчная, основанная на постепенном развертывании повествования, с распределением изображений поясами (например, на каменном КУЛЬТОВОМ сосуде начата 3 тысячелетия до н.э., из храма богини Инанны в Уруке. Стилистические черты рельефов: выразительность силуэтов, пластически мягкая, объемная проработка форм, торжественность ритмов движений и поз людей и животных. Вполне определенны в них и основные правила изображения на плоскости человеческой фигуры: четкая, условная ее распластанность — голова и ноги в профиль, а глаз и туловище чаще всего в фас (иногда плечи в трехчетвертном повороте). Так же, (по принципу передачи наиболее ясного представления об изображаемом), как бы совмещая несколько точек зрения, воспроизводили и животных. Например, фигуры быков, баранов, птиц передавали в профиль, но с глазом в фас и с двумя рогами или крыльями, как бы видимыми тоже в фас. Интереснейшими памятниками являются также резные печати - особый вид искусства, существовавший в Передней Азии почти на всем протяжении ее исторического развития.
Шумеры. Скульптура. Скульптурные изображения из разных пород камня (известняка, песчаника местного алебастра), бронзы, а возможно, и из дерева исполняли преимущественно для храмов. Размер их в основном небольшой — до 35—40 см.
Фронтально расположенные фигуры статичны. Они переданы стоящими, очень редко с выдвинутой вперед одной ногой, или сидящими. Согнутые в локтях руки сомкнуты ладонь в ладонь у груди просительным жестом. В широко открытых, прямо глядящих глазах и в тронутых улыбкой губах — мольба. Молитвенная поза и мимика просителя — вот то главное, что требовалось выразить при исполнении этой скульптуры. Отсутствовало религиозное, магическое требование воплощать конкретные, индивидуальные признаки оригинала. В облике человека передавали характерные этнические его признаки как шумерийца: крупный нос, тонкие губы, маленький подбородок, большой покатый лоб. Сквозь них лишь проглядывают черты того или иного конкретного человека. Не случайно на спине или плече многих фигур вырезали в прямоугольной рамке имя того, кого скульптура изображала, а также имя божества, которому она была посвящена.
Мастера-художники раннединастического периода создавали типизированных человеческие фигуры-символы. Однако в ту эпоху, несмотря на общую идеологию, еще отсутствовали устоявшиеся и узаконенные официальной традицией и единой верховной светской и религиозной властью нормы и приемы исполнения. Каждую из скульптур делали, не повторяя буквально, не копируя другие. Очень различны лепка причесок, бород, крупных прядей шерсти на одежде. Линии и завитки этих прядей глубоко прорезаны по поверхности статуй и рельефов, то плавно и легко, а то угловато и сухо. Эти детали наряду с инкрустированными черным и белым камнем глазами оживляют изображения, делают их декоративными, нарядными.
Статуя Эбих-Иля созданная из голубого и белого камня, его просительно воздетые глаза придают облику этого бородатого человека выражение наивности. Эбих-Иль сидит на круглом «табурете» в пышной юбке с украшающими ее прядями густой шерсти. Вся его фигура реалистична, пропорциональна. Торс и руки обнажены.
Рельефные изображения раннединастического периода в связи с отсутствием еще единых канонизированных норм исполнения, отмечены своеобразной выразительностью и декоративностью. Это сказывается, в первую очередь, в разнообразии композиций в различной моделировке форм. Господствует последовательность изобразительного повествования о том или ином событии. Чтобы передать всё как можно более ясно, отдельные сцены распределены поясами, фигура главного персонажа — правителя или бога — выделена большим, чем другие размером, как бы более крупным планом.
Рельефы вырезаны на нейтральном, не занятом другими изображениями фоне четкими более или менее плоскими силуэтами. Лица, а также фигуры в целом типизированы.
Наиболее распространенные сюжеты: закладка храмов, победа над врагами, пир после закладки или победы.
Стела Эанатума была создана в ознаменование победы города-государства Лагаша над одним из соседних городов Уммой. Стела Эанатума высечена, несомненно, творчески одаренным автором. Победу олицетворяет крупная фигура бога Нингирсу, которая занимает всю лицевую сторону плиты. Однако бог вполне реально добивает булавой пленных воинов Уммы, барахтающихся в сетчатом мешке. Рельефные строки на другой стороне стелы еще более конкретны. Эанатум на колеснице, занеся копье, вступает в бой. За ним воины. Выше Эанатум возглавляет пеший строй лагашитов. Всего девять голов воинов видны над большими щитами, закрывающими их тела. Возникает же ощущение очень большой, неуклонно движущейся массы людей. Такой результат получен при помощи изображения высовывающихся из-за шитов многочисленных рук, сжимающих копья.
Аккад. Скульптура и рельеф. От времени Аккада сохранилось небольшое число памятников своеобразного реалистического облика. Наиболее выразительные индивидуальные черты волевого, мужественного человека нашли воплощение в монументальной медной голове.
Характерными стилистическими особенностями круглой пластики и рельефов периода Аккада были также стройность пропорций, естественность свободно переданных движений, мягкая лепка всех форм, живописность общих силуэтов и декоративно проработанных деталей. Наиболее мастерски применены все отмеченные изобразительные средства в рельефе на стеле царя Нарам-Сина посвященной его победе над горным племенем луллубеев (из Суз. около 2300 г. до н. э). Художественными средствами в этом памятнике воплощена идея героического восхождения к «победоносным вершинам». В рельефе имеются стилистические черты, свойственные и более раннему шумерскому искусству символичность вдвое большего, чем воины, размера фигуры царя и двух крупных астральных знаков над горой, овеществляющих мысль о покровительстве богов аккадскому царю; образно-ритмическая выверенность силуэтов с трудом восходящих в горы солдат Нарам-Сина и низвергаемых в пропасть луллубеев. Стилистические же черты новой аккадской эпохи—большая пластическая мягкость, объемность рельефных фигур, скульптурная проработка отдельных групп мускулов на обнаженных частях тел, введение в изобразительный рассказ деталей, которые вполне определенно характеризуют горный пейзаж со скалистыми уступами и цепляющимися за них деревьями.
Позднешумерский период.(2200-1997 гг. до н. э.) Скульптура. О стилистических особенностях искусства времени Гудеа можно судить, в первую очередь, по посвятительным статуям самого Гудеа. Кроме того, сохранились рельефы на стенах Гудеа и посвятительных сосудах того времени. Все пластические изображения характеризуют объединение в них стилистических признаков раннединастического и аккадского периодов. От аккадского искусства идет портретность черт лица. Одни скульптуры передают Гудеа в зрелом возрасте, а другие — юношей. От периода Аккада были восприняты и другие характерные черты, свойственные фигуре Гудеа и статуе его сына Ур-Нингирсу, — их стройность, пропорциональность. Другие статуи Гудеа — приземистые, с условно укороченными пропорциями. На обнаженных торсах всех скульптур переданы могучие мышцы.
Период III династии Ура.(около 2112—1997 гг. до и.э.) Рельефы. В рельефах времени III династии Ура органично слились традиции аккадского и шумерского искусства. Но претворены они в особенно строгих, отточенно сдержанных, уже канонизированных, повторяющихся композициях и формах. Характерным примером является памятник наиболее значительный по смыслу и уровню художественного исполнения — стела царя Ур-Намму, посвященная сооружению зиккурата в Уре. На сохранившихся фрагментах этой прямоугольной известняковой плиты высечены в низком рельефе построчно расположенные композиции. Каменщики с корзинами, полными кирпича поднимаются друг за другом по лестнице, приставленной к стене. Сам царь Ур-Намму в сопровождении жреца шествует на торжественную закладку «дома божества» — зиккурата: на плече его мотыга строителя — символ его приниженного ревностного служения богам.
Изобразительный рассказ развертывается последовательно снизу вверх, подводя ко все более важным сценам. На верхних поясах царь передан четырежды предстоящим перед верховным богом и богиней. Он совершает возлияния на жертвенники. Божества же протягивают ему символы власти — жезл и кольцо, а может быть, опять-таки атрибуты «строителя во славу богов» — свернутую веревку и меру длины. Солнечный диск и серп луны. Как бы дополнительно освящающие угодное богам деяние царя, вырезаны на самой верхней, полукруглой части стелы.
Стиль рельефных композиций — свидетельство сохранения отобранных вековой практикой, наиболее действенных средств воплощения идеи власти, получаемой от богов, и, таким образом, её непререкаемости и незыблемости. От раннединастического шумерского искусства пришли приемы неторопливого повествования в иллюстрациях, а также величавая статика поз и движений, геральдичность размещения персонажей, четырехкратная повторяемость одного сюжета — предстояния царя перед троном божества. Аккадское искусство привнесло сюда стройность фигур и объемную, живописную промоделированность форм тел и одежд.
Искусство Древнего Египта. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса.
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: время разложения родового и становления классового общества, постепенного сложения форм древнеегипетского искусства, конец 5—4 тысячелетия до н.э.: два этапа развития — I и II додинастические культуры.
РАННЕЕ ЦАРСТВО: I и II династии, приблизительно с 3000 до 2800 гг. до н. э.
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО: III-VI династии, 28—23 вв. до н. э.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО: XI-XII династии, 21—18 вв. до н. э.
НОВОЕ ЦАРСТВО: XVIII-XX династии, 16—11 вв. до н.э.
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД: XXI-XXXII династии, 11—4 вв. до н.э.
Время правления VII—X династий — первый период распада централизованного египетского государства. В течение правления XIII—XIV династий происходит второй распад. Во время XV— XVI династий в страну вторгаются гиксосы. XVII династия, успешно боровшаяся с гиксосами также не оставила значительных памятников.
Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная географическая замкнутость, дававшая возможность стране жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры, без тех больших внешних политических потрясений, которые приходилось переживать, например, Двуречью.
«Даром Нила» назвал его плодородную долину греческий историк 5 в. до н.э. Геродот. Эти слова ярче всего определяют огромное значение в жизни Египта великой реки, протянувшейся по территории этой страны почти на тысячу километров — от первых порогов у Асуана на южной ее границе до Средиземного моря-"— на северной.
Египет чрезвычайно богат камнем различных пород. Камень в строительном деле очень рано заменил собою дерево, которое в Египте хотя и встречалось, но было гораздо более дорогим материалом.
Месторождения металлов в земле Египта очень невелики, но золото еще до оформления здесь государства, в так называемый додинастический период, стали добывать недалеко от южной границы страны — в Нубии. Медь разрабатывали на Синайском полуострове или доставляли с острова Кипр, сношения с которым у египтян начались чрезвычайно рано (так же, как и с восточным, сиро-финикийским побережьем Средиземного моря). Серебро, ценившееся в Египте в древнейшее время дороже золота, поступало, вероятно, из Малой Азии, с гор Тавра, через посредство того же сиро-финикийского побережья. Железо же вошло в употребление, у египтян только со второй половины 2 тысячелетия до н. э., то есть со времен Нового царства, и то в очень умеренном количестве.
Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов и средств. Поэтому возникшее уже в древнейший период развития культуры страны египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков, нескольких тысячелетий. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство видоизменялось, рождая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.
Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Иными словами, египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная н наиболее характерная черта. Библиография: Матье М.Э. Искусство Древнего Египта, п.п.гнедич ,Доброклонский
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 2004;