Искусство Мезолита. Общая характеристика. География. Хронология. Основные памятники.
Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 10—6 тыс. лет до н. э.), который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников.
В эпоху мезолита и неолита (новокаменного века) развитие населения юга и севера пошло различными путями. С отступлением ледников в Европе начинается потепление. Глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам флоры и фауны. Северный олень, служивший основной добычей мадленских охотников, окончательно исчезает в Южной и Центральной Европе. Предметом охоты становится лось, благородный олень, зубр, кабан, мелкие животные, водоплавающая птица. Интенсивно развивается рыболовство. Совершенствуется обработка каменных орудий труда, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться весьма обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Появление патриархата усложняет отношения между людьми. Усиливается роль магии, наивное восприятие природы исчезает.
Эти изменения отразились в искусстве, прежде всего в наскальной живописи. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из отдельных, не связанных между собой фигур, то в наскальной живописи мезолита преобладают многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни охотников. Красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии демонстрируют отчетливо выраженный новый подход к решению сюжетной сцены, обусловленный обращением к композиционному принципу организации изобразительного материала, на основе которого создается выразительно-смысловое целое, развивается повествовательное начало.
Центральное место, как по количеству, так и по качеству изображений, принадлежит сценам охоты и сражений. «Сражающиеся лучники» — одна из самых ярких мезолитических композиций (Восточная Испания). Содержание изображения связано с человеком. Само сражение воспроизведено с помощью восьми человеческих фигурок. Они являются вариантами единого мотива: человек в стремительном движении изображен несколько зигзагообразными плотными линиями, слегка расширяющимися в верхней части «линейного» туловища, и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.
4. Искусство Неолита и энеолита. Общая характеристика. География. Хронология. Основные памятники.
Неолит. Существенные изменения в жизни первобытного общества дали возможность назвать этот период развития истории «неолитической революцией». Таяние ледников, оставившее след в памяти человечества в виде легенды о всемирном потопе, привело в движение народы, начавшие интенсивно заселять новые пространства. Самым значительным изменением был переход к производящему хозяйству, которое предполагает оседлый образ жизни с постоянными поселениями. Человек научился возводить новые типы жилища – на сваях, сооружения из высушенного на солнце кирпича (сырца), научился защищать свое поселение. В искусстве того времени все более значительную роль начинают играть изображения людей, деятельность коллектива становится центральной темой искусства.
Изобразительное творчество населения Евразии в эпоху неолита представлено двумя направлениями: монументальными наскальными рисунками и памятниками искусства малых форм – деревянной, каменной и костяной скульптурой, глиняной пластикой и изображениями на керамике.
Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала – глины – обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Первоначально, еще в палеолите, основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном. Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины. В глину, чтобы она не трескалась при обжиге на открытом огне, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.
В эпоху неолита человечество впервые научилось искусно выделывать глиняную посуду. Богатство форм (кувшины, миски, чаши), орнаментация сосудов неолита позволяют рассматривать их как художественно оформленные произведения искусства. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров (так называемого ямочно-гребенчатого типа), покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралей, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т.д. Узоры часто были многоцветными. Использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.
Неолитические мастера знали и ценили четкий ритм, симметрию в расположении узора, соразмерность форм и строгую орнаментальную композицию. Именно керамика в своем более или менее массовом производстве благодаря своей однотипности и замедленной эволюции декоративных элементов дает археологам надежные хронологические ориентиры и позволяет говорить о той или иной археологической культуре чаще всего одного региона.
К наиболее ранним образцам относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Все знаки росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.
Трипольская керамика (село Триполье, Украина) знаменует собой следующий этап развития керамики, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные – другими словами, множество элементов. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символы женского божества, посылающего на землю «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или злаковый колос.
Керамическая роспись представляла собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого сознания уже не единичное явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества (сражение, охота, танец и т.д.), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания (в том числе абстрактного мышления) первобытного человека.
Отдельно необходимо сказать о развитии орнамента, который появляется не только на глиняных сосудах, но и на других предметах быта. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем появляются геометрические узоры (параллельные полосы, двойные спирали, зигзаги, концентрические круги и т.д.), растительные мотивы, имеющие разнообразное смысловое значение.
В древней скульптуре неолитических охотников-рыболовов нашли свое воплощение две главные темы: человек и зверь. Особенно отчетливо продолжение традиций палеолитического искусства прослеживается в зооморфной скульптуре. Для нее характерны реалистическая трактовка образа, тщательность моделирования морды зверя, устойчивость изобразительных приемов при передаче отдельных деталей. В скульптуре преобладают изображения отдельных голов животных, что является одной из особенностей первобытного анималистического искусства. В глазах древнего охотника голова олицетворяла саму суть зверя. Специфика первобытного мышления вынуждала его выразить это представление наглядно, и поэтому голова делалась непропорционально большой, а ее детали выписывались особенно тщательно. Эта закономерность наблюдается и при изображении полной фигуры животного.
Антропоморфные фигурки делались из тех же материалов, что и бытовые предметы (дерево, глина, кость, рог, камень). Однако в отдельных исторически сложившихся группах прослеживается известная избирательность материала. Антропоморфные и зооморфные фигурки, передавая определенные образы древнейшей мифологии, были, несомненно, неотъемлемыми принадлежностями совершенно определенных религиозных обрядов. Антропо-зооморфные статуэтки, найденные в небольшом количестве, символизировали неразрывную связь человека с окружающей его природой.
Еще одним характерным жанром изобразительного искусства в эпоху неолита были петроглифы – многофигурные сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных. Петроглифы были распространены в Северо-Западной Европе, на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней Азии. Они выбивались на скалах или скалистых речных берегах («Лодки, олени», II тыс. до н.э., Карелия).
Энеолит.
Обычно выделяют два больших периода – энеолит (медно-каменный век) – переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век (III – II тыс. до н.э.). С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего, это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы – с использованием лошади для верховой езды.
В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий труда происходит крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Ремесло отделяется от земледелия, все большее значение приобретает мужской труд, что окончательно приводит к утверждению патриархата, беспрекословному подчинению старшему в родовой общине.
С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами. Расширяется тематика изображений, складываются новые приемы передачи образов, резко возрастает роль образной символики, все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются все реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное – знак.
Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта – все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным «изобразительным языком», знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства продолжает проявляться в орнаментации керамики и других предметов быта.
В изобразительном творчестве эпохи бронзы можно выделить два основных направления: антропоморфная и зооморфная скульптура и предметы быта – деревянные, глиняные, каменные, костяные и бронзовые, а также сооружения мегалитической архитектуры.
Для древнего искусства европейского северо-запада чрезвычайно характерна своеобразная антропоморфная глиняная пластика. Особую группу в ней составляют маленькие человеческие фигурки с сильно изогнутым туловищем. Несмотря на пластические свойства глины, позволяющие широко варьировать формами, эти изображения выполнены в строго регламентированных канонах. Сам образ предельно обобщен: руки отсутствуют, ноги переданы слитно. Акцентированы такие детали, как массивный выступающий нос и нависающий над лицом «козырек».
В числе ранних памятников примитивного канонизированного искусства – широко распространенные в южных районах Европы и Средиземноморья антропоморфные изваяния, в том числе так называемые «каменные бабы» Северного Причемноморья – вертикально стоящие, грубо отесанные каменные плиты с более или менее ясно обозначенной головой и сложенными на груди руками. Среди дополнительных элементов (лук, булава, посох) наиболее каноничны изображения пояса и человеческой стопы. На стелах не всегда обозначены признаки пола, однако некоторые косвенные данные указывают на то, что большая часть антропоморфных изваяний позднего неолита и эпохи бронзы соответствует их русскому прозвищу «каменная баба». Во Франции, где подобные изображения встречаются не только на стелах, но и в виде рельефов, высеченных на стенах многочисленных пещер, их считают олицетворением неолитической богини – «покровительницы мертвых».
Встречаются изображения людей и в дереве (Восточное Зауралье). Разнообразие форм антропоморфной скульптуры в эпоху ранней бронзы наглядно показывает, что уже в это время в результате осознания первобытным коллективом общественной сущности человека его образ занимает одно из центральных мест в творчестве древних мастеров.
Овладение техникой бронзового литья расширило творческие возможности древних мастеров. Появляются бронзовые изделия, орудия труда, оружие. Нередко рукояти бронзовых кинжалов увенчаны головами животных, в частности лосей. Выполненные в металле, они продолжают традиции древней резьбы по дереву и рогу.
Искусство бронзового литья особенно ярко проявилось в предметах Галичского клада (сер. II тыс. до н.э.), найденного в Костромской области и сейчас находящегося в Государственном историческом музее в Москве. Особенно интересен бронзовый кинжал, рукоять которого венчает голова змеи с открытой пастью. В прорези рукояти – изображение ползущей змеи. Среди предметов клада находится бронзовая маска-личина, повторяющая в основных чертах лица антропоморфных мужских идолов. Она увенчана двумя профильными изображениями животных, смотрящими в противоположные стороны. Полая фигура животного с длинным хвостом и «клювовидной» мордой тоже входит в состав клада. В целом бронзовые вещи Галичского клада, вероятно, представляют собой атрибуты, связанные с формированием шаманства.
Важнейшим явлением, почти повсеместно характеризующим эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствуют о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду от Ирландии до Кореи, от Скандинавии и Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч.
Существует три типа мегалитических сооружений:
§ Менгиры – одинокие сигаровидные каменные столбы до 20 метров высотой – несут в себе черты и архитектуры, и скульптуры. Иногда на них высекали рельефы, иногда их форма сближалась с человеческой фигурой (условно к менгирам можно относить и «каменные бабы»). Они возводились на возвышенности, и сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающим его небольшими деревянными хижинами или землянками.
§ Архитектурное начало сильнее всего выражено в дольменах – скорее всего погребальных сооружениях из нескольких отвесно поставленных камней, перекрытых широкой горизонтальной каменной плитой. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, Крыму и на Каказе.
§ Более сложные постройки – кромлехи. Самый грандиозный из них был возведен в Стоунхэндже (нач. II тыс. до н.э., Англия) из огромных грубо отесанных четырехгранных глыб синего камня. В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо, в центре которого находится каменная плита – возможно алтарь, составлено из небольших менгиров.
В результате археологических раскопок внутри мегалитических монументов, либо под ними, либо вблизи от них часто открываются захоронения. Это наводит археологов на мысль интерпретировать монументы как места особой значимости для похоронных ритуалов, которых придерживались земледельческие сообщества данной местности.
В Нью-Грейндже (Ирландия) существует огромный 11-метровый курган из камней и торфа. Через основание кургана на 24 метра вглубь тянется коридор, снизу и сверху выложенный массивными камнями. Он заканчивается тремя помещениями тоже облицованными камнем. В определенные дни лучи восходящего солнца проникают в коридор и освещают центральный зал, расположенный в самой глубине.
В Карнаке (Бретань, Франция) на несколько километров протянулись по равнине ряды вертикально стоящих камней. Сегодня от десяти тысяч первоначально поставленных камней осталось только три тысячи. Хотя под карнакскими менгирами не было найдено ни одного захоронения, неподалеку от них имеется множество мегалитических могил.
В пользу гипотезы о какой-то неизвестной единой культурной традиции говорит также и то, что распространение получает не только сама идея таких сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки. На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает и то, что некоторые из них (например, Стоунхэндж), ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.
5. История Искусства Древнего Мира. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления.
Важное: около 5-4 тыс. лет до н.э. – Северо-Восточная Африка-Передняя Азия (государства Междуречья) – 3-2 тыс. лет до н.э. Крито-Микенская цивилизация – важнейшее достижение - синтез искусств (СИНТЕЗ ИСКУССТВ - сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие). Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла. Архитектурно-художественный синтез искусств образуют архитектура, изобразительное и декоративное искусства (архитектурный ансамбль, здание, интерьер).) – искусство тесно связано с религией - в искусстве утверждается образ человека.
Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали начиная примерно с IV тысячелетия до н.э. на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Египет, Вавилон, Ассирия, Шумер, Крито-Микенская цивилизация. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств — важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира. В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыслить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.
В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу. Первая — восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек - Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам; (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие интереса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда заостряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное художественное воплощение, в значительной мере определив путь дальнейшего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремленность к значительному и совершенному.
Вторая форма рабовладельческого общества - античная - характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытеснением деспотий греческими государствами-полисами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тенденции гармоничного развития обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем мире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.
В эпоху эллинизма - следующий этап развития античной художественной культуры - искусство обогатилось новыми разнообразными аспектами восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясность. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Искусство эпохи поздней империи - эпохи упадка античной культуры - содержало в зародыше то, что принесло плоды впоследствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.
Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам.
История Искусства Древнего Мира. Библиография вопроса. История изучения.
Благодаря усилиям многих ученых познания об этом регионе заметно расширились. Сотни ученых, археологов, лингвистов проделали невообразимый труд, чтобы донести до нас первые свидетельства письма древних. И если древнейшие таблички даже говорили только на языке счета и наименований, если в них нет еще «ни одной связной мысли», то и за это нижайший поклон всем, кто расшифровал их. Тексты, труды ученых, писателей должны воплотиться в художественной культуре, чтобы вызвать в нашей душе яркие ассоциации и древние образы, обогатить нынешнюю жизнь. Далеко не все народы Древнего мира сумели оставить после себя следы письменной культуры. Шумерам, египтянам, китайцам, грекам, римлянам это удалось. А вот на территории нынешней Палестины и Израиля хотя и были обнаружены древние города и найдены предметы материального быта и предметы культа, хуже обстояло дело с рукописным наследием. Долгое время земли Финикии, Палестины и Сирии хранили упорное молчание. Ранее лишь во дворце Ахава (в Самарии, Центральная Палестина) ученые обнаружили груду таблиц с записями хозяйственного содержания. Это свидетельствует об отсталости и местечковости обитавших там племен и народностей (в том числе и евреев). Египетские тексты лишь раз упоминают о сынах Израиля. Да и «отец истории» Геродот ни разу не упоминал в своих трудах ни Иудею, ни Иерусалима. От индоариев не осталось ни летописных хроник, ни документов или записей исторических событий. В Двуречье же найдено множество ценнейших источников, говорящих о жизни и культуре обитавших там народов. Безусловно, многого ученые XVIII, XIX, XX веков еще не знали. Однако уже в то время немецкий исследователь XIX века К. Бецольд писал: «Если сравнить клинописные данные вавилоно-ассирийской истории с источниками других народов, например, со средневековыми летописями или китайскими и египетскими памятниками, то нельзя не воздать должного всей обстоятельности, наглядности, точности и относительной достоверности тех исторических повествований, которые сохранились в монументах Ниневии и Вавилона». Б. Тураев (1868–1920), египтолог, ярчайшая звезда нашего востоковедения, охарактеризовал историю восточных цивилизаций, что предшествовала как эллинизму, так и христианству, как первую главу в истории человечества. Важны и слова относительно хронологических рамок истории Востока. Тураев писал: «На вопрос о хронологических пределах истории Древнего Востока давались различные ответы. Одни полагают, что она оканчивается там, где культурное первенство переходит к грекам, т. е. на времени развития эллинской цивилизации, совпавшем с эпохой после столкновения эллинского мира с объединенным восточным в лице персидской монархии, и с началом того времени, когда судьбы Востока и Запада тесно сплетаются и Восток начинает наводняться греками, предвестниками эллинизма. Но рассматриваемая сама по себе история восточных стран и после персидского завоевания обнаруживает тот же характер и те же явления, что и до него: национальные культуры продолжают не только жить, но и развиваться, политическая жизнь не умерла и нередко возрождается. Историография Востока и Запада развивалась стремительно. В начале XIX века дешифровали древнеегипетские иероглифы и вавилонскую клинопись. Затем последуют открытия памятников древнеегипетской и месопотамской культур. Когда после стольких веков молчания вдруг заговорили старые камни и книги, покрытые древневосточными письменами, то рассеялись последние сомнения, стало ясно: именно культуры Востока лежат в основе процесса всемирно-исторической цивилизации, несмотря на то, что многие народы и расы, казалось, и не сохранили их древневосточного прошлого. Этой точки зрения придерживался Шампольон, открывший тайну египетских иероглифов. Последующие находки подтвердили взаимосвязь между двумя древнейшими цивилизациями. В Египте и Шумере затем были найдены четыре цилиндрические печати, имеющие месопотамское происхождение и датируемые периодом Урук-Джемдет Наср (то есть они относятся к 3500–2900 гг. до н. э., к додинастическому периоду истории Египта). На Востоке (Египет, Ассирия, Вавилон) возникли и первые организованные социальные структуры и очаги культуры. «Мы знаем сегодня, – говорил Э. Церен, – что в недрах этой земли скрыты древнейшие культуры, созданные человечеством. Там находится колыбель нашей культуры, колыбель человеческого гения, его представлений и понятий, его веры и убеждений». Ясперс писал: «Обе названные выше культуры – египетская и вавилонская – обладали всемирно-историческим значением, ибо, воспринимая их, отправляясь и отстраняясь от них, углубляясь в соприкосновение с ними, утверждалась как культура иудеев, так и культура греков, заложивших основы Западного мира». Но и Запад и Русь представляют собой «взаимосвязанный мир – от Вавилона и Египта до наших дней». Одни считали центром цивилизации Египет, другие – Месопотамию (земли современного Ирака и части Сирии). Греки называли Месопотамией «междуречье» («месос» – середина, «потамос» – река). Ирак же, в переводе с арабского, означал – «земли, лежащие по берегам». Исторические реки Мечников называл великими воспитателями человечества, поскольку во многом благодаря рекам строились города, зарождались торговля и промышленность. Им обязаны расцветом и благосостоянием чудесные египетские Фивы, богатый Вавилон и Александрия. Все же не случайно мы часто слышим слова – свет культуры пролился на Запад с Востока. Он писал: «В разных климатических поясах, под различными широтами, в разных областях суши и морей среда меняется, и вместе с ней меняется человек. Но среда изменяется не только в пространстве, она меняется также и во времени. Из века в век изменяются условия в каждой местности, и иногда случается, что условия, бывшие в известную стадию развития благоприятными для человека и имевшими большое значение для его жизни, позднее становятся бесполезными или даже вредными». Иначе говоря, условия обитания могут оказать как благотворное, так и сдерживающее влияние на наше развитие.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 2659;