КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 64 страница
Русская культура в том виде, как она оформилась в течение первых двух с половиной веков после крещения Руси, по многим параметрам сильно напоминает культуру германороманских народов той же эпохи. И здесь и там к XII веку оформилось сословие служивой военной знати, и там и здесь господствовала так называемая феодальная раздробленность, в обеих частях Европы наблюдался неуклонный экономический подъем, росло население и особенно города, расчищались от лесов и вводились в сельскохозяйственный оборот новые земли, прокладывались торговые пути в близкие и отдаленные страны, расцветало искусство и духовная жизнь, строившаяся вокруг храмов и монастырей и т. д. Когда обращаешься к Руси начала XIII века, трудно удержаться от вздоха: «Эх, если бы не татаро-монгольское нашествие, да разве наша страна отстала бы так от Запада? Ведь она ничем ему к началу XIII века не уступала!» С подобными легко дающимися и очень лестными для национального чувства мыслями и настроениями, видимо, лучше все-таки быть осторожнее. И не только потому, что нам не дано знать, возможно ли было пройти мимо Руси монгольской экспансии и как сложилась бы наша история и культура, не будь нашествия татаро-монголов. Знаем мы, например, другое. Новгородской земли татарский погром не коснулся. Никаких особых преимуществ у нее от этого не появилось. Новгород последние 100 лет своей истории безнадежно проигрывал соперничество с находившейся под непрерывным давлением татар Москвою. Так что отставание Руси от остального Запада к нашествию кочевых племен явно не сводится. Еще до всякого нашествия русская культура была существенно иной по сравнению с Западом. Причем ее инаковость может быть зафиксирована и по внешним параметрам.
Так, на Западе в XII веке начинается невиданное ранее явление — возникновение и бурное развитие университетов. Стандартным для университета было наличие четырех факультетов: низшего факультета «семи свободных искусств», далее шли более высокие медицинский и юридический, высшим же считался теологический факультет. Создание университетов оформило и выразило собой качественный рост тех областей культуры, которые в русской культуре практически представлены не были, а именно науки, философии и богословия. Даже в самую тяжелую для Запада пору исторического безвременья VI—-VIII веков наука, философия и богословие не канули в небытие, при всей ее скудости жизнь в них как-то
BBga la §• cA a s s p §• *
теплилась. XIII же век — это уже расцвет сохранившихся от Античности и переживших безвременье областей культуры. Очевидно, что для возникновения университетов в XII и XIII веках на Руси не было соответствующей почвы. Крещение дало стране письменность на родном языке, но она так и не стала языком науки, философии и богословия. Русские люди осваивали вероучительные тексты и сами создавали произведения словесных жанров: летописи, жития, поучения, сборники афоризмов. Это могли быть выдающиеся произведения, но они не принадлежали к сфере научной, философской и богословской мысли. Такого рода наследия учительница Руси Византия ей не передала или ученица оказалась к нему невосприимчивой. Это обстоятельство тем более заслуживает быть отмеченным, что русская культура, как уже отмечалось, в других областях невероятно быстро достигла вершин. Она очень рано заявила о себе как об одной из великих западных культур. Но на протяжении всего Киевского, да и Московского периода оставалась, по известному определению, культурой «великого молчания*. Ее вершинами стали архитектура и иконопись. Уже по ту сторону культуры находится тесно с ней связанная святость. Но и она, в отличие от Запада и византийского Востока, была святостью, не размыкавшей уста для богословских построений. Поскольку, начиная с XI века, на Руси возникает словесность в ее письменных жанрах, то, конечно, в буквальном смысле русская культура не молчала. Молчание ее нужно понимать в более глубоком смысле. Оно сохранялось, потому что письменное слово менее всего было до конца последовательной и выверенной мыслью, потому что русский человек так и не помыслил мир в целом, не свел его к единству и не вывел из достигнутого единства многообразия мира.
Сказанному ничуть не противоречит такая вполне обоснованная и убедительная характеристика древнерусской литературы, принадлежащая перу одного из авторитетнейших ее исследователей: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни. Не то чтобы все произведения литературы были посвящены мировой истории (хотя этих произведений очень много): дело не в этом! Каждое произведение в какой-то мере находит свое географическое место и свою хронологическую веху в истории мира. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами. Литература рассказывает или по крайне мере стремится рассказать не о придуманном, а о реальном. Поэтому реальное —. мировая история, реальное географическое пространство — связывает между собой все отдельные произведения». 8
Чувство целого, восприятие во всем происходящем в мире сквозного единства, по отношению к которому определяются те или иные события или явления, о которых Д. С. Лихачев говорит как о важнейшем признаке литературы Древней Руси, разительно отличают эту литературу от новоевропейской. Такой цельности и единству можно было бы только позавидовать, если бы не такая особенность, присущая древнерусской литературе, как ее ориентация исключительно на реально происходившие события. Зададимся вопросом, многое ли осталось бы от великой русской литературы XIX века, отдели мы от нее сознательно вымышленные события и лица? Почти ничего. Практически вся она — вымысел. И это совершенно оправдано. Уже древние греки прекрасно сознавали, что задача поэта — говорить не о том, что было, а о том, «что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости»? Говоря современная языком, поэзия (художественная литература) стремится не к фактической истинности, а к правдоподобию и истине, которые вполне уживаются с измышлением событий и действующих лиц. Пока литература этого не знает и не культивирует этого в себе вполне осознанно, она не есть в полном смысле литература, как
одна из разновидностей художественного творчества. Это очень существенно, что в нашей литературе киевского, а затем и московского периодов, с их ориентацией на фактическую реальность описываемого, не было и следа ее различения с историческими сочинениями. Те же греки, в частности, только что цитированный Аристотель, полагали, что поэт — это совсем не историк и смешивать их недопустимо. Поскольку недопустимое для греков было вполне допустимо для Киевской Руси, то и о литературе, применительно к ней, говорить можно только условно, с оговорками. Скорее, в Киевской, и в целом Древней Руси, существовало некоторое нерасчлененное целое, которое уместнее было бы обозначить как словесность.
В отличие от собственно литературы, она тяготела не к разделению на устойчивые жанры, а к включению произведений, которые могли бы быть отнесены к определенному жанру, в обширные и многосоставные рукописи. Такими рукописями были Четьи-Минеи (церковный сборник, содержащий отдельные тексты, расположенные по месяцам в соответствии с днями памяти каждого святого) или летописные своды (в них повествование велось по годам). Множество известных памятников древнерусской литературы, которые сегодня известны в качестве самостоятельных произведений, первоначально отдельно не издавались, включались в Четьи-Минеи или летописные своды. И те и другие тяготели к тому, чтобы развернуть всеобъемлющую картину мироздания такой, как ее видела Православная Церковь. Четьи-Минеи и летописные своды представляли собой письменное слово как таковое. Очень часто у отдельных текстов Четьи-Миней и летописных сводов не было авторов. И уж, конечно, не могли иметь автора Четьи-Минеи и летописные своды, взятые как целое. Они принадлежали Церкви и выражали ее. Отсюда монументальность и величие Четьи-Миней и летописных сводов. Но они же могут служить свидетельством отсутствия индивидуально-личностного пафоса в древнерусской культуре. Тот или иной автор, создавая свой текст, не обращал его напрямую к читателю, тем заявляя и обнаруживая себя. Этому тексту предстояло стать частицей многообразного и обширного целого, объемлющего великое множество других текстов. Но и это целое, если под ним понимать данные Четьи- Минеи и летописный свод, тоже менее всего замыкалось на себя и читателя. Оно в свою очередь входило на этот раз уже во всеобъемлющую и универсальную сферу древнерусской словесности. Последняя всегда носила учительный и поучительный характер. Была словесностью, стремившейся быть неотрывной от жизни русского человека, взятой во всей ее полноте. Вряд ли можно утверждать, что научая и поучая образованных людей, русская словесность наполняла их досуг. Чтение было жизненно серьезным делом спасения души, так же как и участие в богослужебной жизни, отношения с ближними или добывание хлеба насущного. Жизнь древнерусского человека в результате образовывала целостность, в которой не было самостоятельных или автономных сфер; До некоторой степени ее можно сблизить с ритуалом в его исходном смысле, уподобить ему. Как и в ритуале, русский человек Киевской Руси жил в обращенности к сакральной реальности, к своему Богу и ничего происходящего с ним от смысла не оставалось внеположным этому решающей значимости обстоятельству. Менее же всего древнерусская словесность. На своем уровне она выражала Бога и Божий мир. Обращавшихся к ней читателей словесность впускала и вмещала в себя, помогая им обрести свое место в христианском универсуме. Сходным, однако, было и положение авторов произведений древнерусской словесности. Они не издавали так называемых художественных произведений, не стремились к чему-либо подобному. Авторы прежде всего тяготели к согласию с тем, что уже существовало в словесности. Они как бы свидетельствовали своими текстами о том, что усвоили ранее преподанные им словесностью уроки и поучения, или же прямо выступали свидетелями происходившего перед их глазами или слышанного ими. В любом случае авторы текстов древнерусской словесности авторами- творцами или хотя бы умельцами и искусниками себя не ощущали. Такое смирение по- своему неотразимо привлекательно, но в нем невозможно создание богословско-философ-
ских и научных произведений, так же как и достижение вершин художественного творчества.
Обыкновенно возникновение философии и богословия на национальной почве служит знаком того, что в культуре наступает период индивидуально-ответственных поисков и решений в сфере мысли, мысль впервые становится действительно мыслью. Такого периода в XII-XIII веке не наступило, очевидным образом его ничто и не предвещало. Русские люди в это время получали при храмах и монастырях такого рода образование, которое резко отличалось от западного и византийского. Оно не включало в себя непременного освоения греческого или латинского языка, не могло быть и речи о настоящей философской и богословской выучке на основе текстов античных философов и Отцов Церкви. В результате образование русских людей менее всего было интеллектуальным. Соответственно, и русская культура изначально шла несколько иным путем, чем остальной Запад не только потому, что ее основания были православными, а не католическими.
По этому пункту образование в русских землях резко отличалось от образования не только на католическом Западе, но и на православном византийском Востоке. Образованным византийцам, скажем, вполне доступно было изучение произведений крупнейших античных философов — Платона и Аристотеля. И нередко, действительно, их изучали. А вот представить себе русского ученого-книжника, хорошо знакомого с текстами, принадлежащими Платону или Аристотелю, в Киевской Руси решительно невозможно. Образование, которое получали русские люди, когда оно не ограничивалось простой грамотностью, к чему в подавляющем числе случаев дело и сводилось, носило всецело церковный характер. Его получали, как правило, представители духовного сословия. Если же образованными ставились светские люди/ в их образовании по существу ничего не менялось; все равно оно оставалось точно таким же. Церковным оно было и на Западе и в Византии. Между тем это обстоятельство вовсе не исключало обращения к дисциплинам, самим по себе не имеющим прямого отношения к христианскому вероучению и просвещению. Напомним уже проговоренное. Чтобы получить образование, западному клирику или монаху, так же как и любому другому человеку, необходимо было изучить «семь свободных искусств», которые Средневековье унаследовало от Античности. Уже по одному этому обучение в церковной школе приобщало учеников не к одному только христианству, но и к античному наследию. Нельзя упускать из виду, что античная культура была в значительной степени утеряна Западом ввиду крушения Римской империи и последующей варваризации, а не по причине повсеместного торжества христианства. Скажем, такие известные деятели Церкви, как Тертул- лиан или Августин Аврелий были одновременно представителями античной культуры. В нх лице Античность не изживала себя, а обретала новую перспективу развития. Этой перспективе не суждено было осуществиться. Античная культура исчезла под ударом варваров. Но живой связи с Античностью Запад все же никогда не терял. В частности, это для него означало, пускай и через период длительного упадка, создание в своей культуре богословия, философии и науки. Тех своеобразно западных областей культуры, которые были вполне чужды Киевской Руси. В результате у нас так и не появились фигуры не просто образованного, но еще и ученого монаха, клирика или мирянина, которому внятны не только философия и научные трактаты античных авторов, но и богословские сочинения Отцов Церкви первых веков после принятия христианства и последующего времени. Во всяком случае, в Киевской Руси они не переводились и не комментировались, как это было на Западе и в Византии. Интеллектуальная деятельность наших далеких образованных потомков ограничивалась переводом поучений житейской мудрости, литературы проповеднического характера и т. п.
Отличает культуру Киевской Руси от западной и то, что в ней не сложилось никакого подобия рыцарской и бюргерской культур. На первый взгляд, на Западе были бароны и рыцари, у нас — князья, бояре и дружинники; у них — бюргеры, у нас — горожане. Но
продолжим сравнение, чуть его углубив. Рыцарство запечатлело себя не только в крестовых походах, турнирах, придворной жизни и т. п., но и в обширной и разнообразной словесности: эпосе, рыцарском романе и лирике, в текстах, осмысляющих и воспевающих рыцарский дух. Обратившись к Киевской Руси, можно обнаружить в ее словесности едва ли не единственный текст, типологически близкий рыцарской словесности — наше «Слово о полку Игоревен. Его вполне можно поставить в один ряд с такими эпическими произведениями, как французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о Сиде» или немецкая «Песнь о Ни- белунгах». То, что никакого подобия рыцарского романа или лирики трубадуров на русской почве в XII—XIII веке создано не было, легко объяснить своеобразием православного взгляда на любовь. И все-таки, нельзя не поразиться — у нас воинское сословие не имело такого права голоса в культуре, какое ему принадлежало на Западе. Следовательно, не было в Киевской Руси и своего соответствия рыцарской культуре. Если в какой-то мере к рыцарской культуре или ее подобию все-таки можно отнести «Слово о полку Игореве», то все же не более, чем в качестве произведения, в котором содержатся тенденции и обещание того, что так и не получило своего развития. В частности, в «Слове» вполне ощутимо выражен непременно обязательный для рыцарства героический момент. В этом легко убедиться, обратившись к таким, например, строкам, «Слова»: «Тогда Игорь взглянул / на светлое солнце/ и увидел воинов своих / тьмою прикрытых. / И сказал Игорь-князь / дружине своей: / “О дружина моя и братья! / Лучше ведь убитым быть, / чем плененным быть; / сядем же, братья, / на борзых коней / да посмотрим хоть / на синий Дон”. / Ум князя уступил / желанию, / и охота отведать Дон великий / заслонила ему предзнаменование. / “Хочу, — сказал, копье преломить / на границе поля Половецкого; / с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, / либо шлемом испить из Дону /”». 10
Давно стало общим местом истолковывать мотивацию похода князя Игоря в половецкую степь с позиций борьбы за общерусское национальное дело защиты Родины от разрушительных набегов кочевников. Отрицать этот мотив в «Слове о полку Игореве» заведомо бессмысленно, но в нем сполна присутствует и другое — стремление Игоря к чистому самоутверждению на грани и вопреки грозящей гибели. Поход Новгород-Северского князя в степь и без того был делом, в высшей степени рискованным, а тут еще недвусмысленное предзнаменование, после которого, казалось бы, оставалось одно — расседлать коней и ожидать лучших времен и обстоятельств для похода на половцев. Ничуть не бывало, угроза предстоящей гибели только распаляет князя Игоря, делает для него битву с половцами особенно желанной. Типологически ситуация, в которую поставил себя князь Игорь, сходна с ситуацией графа Роланда, на этот раз, из французского рыцарского эпоса «Песнь о Роланде». У последнего тоже ум уступил желанию, когда он отказался от предложения своего друга и соратника графа Оливье трубить в рог и тем вызвать на подмогу войско императора Карла. Роланд предпочел неравную, если не безнадежную битву с маврами помощи всего франкского войска. И князю Игорю, и князю Роланду одинаково подавай ситуацию погибельной встречи с необоримым, в которой сполна раскроются их в свою очередь необоримая стойкость и доблесть. Князь Игорь пренебрег союзом с другими русскими князьями и водительством великого киевского князя, Роланд — помощью сюзерена. Это и позволило каждому их них осуществить восхождение к вершинам героического. И все же не менее существенна и разница между ними. В «Песне о Роланде» особенно акцентированны воинские подвиги Роланда, его собственные деяния непременно находятся в центре повествования. Подобных акцентов в «Слове о полку Игореве» не обнаружить. Оно именно о полку, о воинстве, бившемся с половцами под предводительством Игоря и его брата Всеволода. Никаких поединков «Слово о полку Игореве» в себе не содержит. Один раз только традиционно-эпически, правда, очень кратко, описаны в «Слове» действия
князя Всеволода, что мало его выделяет в повествовании и уж тем более не делает его центральной фигурой событий.
Отмеченное различие между «Словом о полку Игореве» и «Песнью о Роланде», как впрочем и всеми другими рыцарскими эпосами, может быть объяснено тем, что наше «Слово» создавалось по горячим следам. Той временной дистанции, котороая обыкновенно обязательна для эпических произведений, оно не знает. Характерно, что создавалось оно наряду с соответствующей записью в летописи. И, скажем, расписывать какие-то сверхчеловеческие деяния своего современника автору «Слова» было бы неуместно. Современники принадлежат вовсе не правремени, когда жили герои-богатыри, люди с ярко выраженными сверхчеловеческими чертами. И все же отмеченное обстоятельство не отменяет того, что воинское сословие, в среде которого, несомненно, возникло «Слово», смотрело на себя иначе, чем рыцарство. Последнее — это всегда и обязательно конкретные рыцари из того или иного знатного рода, со своей родословной, своим гербом, родовой и собственной личной славой. Не только эпические сражения, но и реальные войны рыцарей осуществлялись как цепь поединков, в которых вот этот рыцарь побеждал именно этого рыцаря или проигрывал ему поединок. В этом отношении рыцарские войны не так уж отличались от эпических, если, конечно, вывести за скобки неизбежные в последних и немыслимые в реальности сверхчеловеческие масштабы деяний. Такой же индивидуальной выделенности, как рыцарская, русские воины не знали. Они были дружиной и братьями своего князя, действовавшими нераздельно и сообща. Понятно, что успех в битвах приносил в первую очередь славу князю. Но и князь в свою очередь подчеркивал свою тесную связь с дружиной. Он мыслил себя кем-то в промежутке между старшим братом и отцом своих дружинников, не отделяя своей славы от той, которая достается соратникам. «Слово о полку Игореве» выражает этот момент ясно и недвусмысленно. Оно об Игоре как предводителе дружины, но его собственное героическое действие и, в частности, битва, как бы растворены в действиях войска.
Да, князь Игорь совсем не «первый рыцарь королевства», так же как не рыцари и дружинники. И тот и другие — воины, которые, несмотря на свою сословную отличность от остального населения своего княжества, не противопоставлены ему каким-то особым стилем жизни, не отгорожены от него аристократической выделенностью и замкнутостью на себе. В «Слове о полку Игореве» перед нами предстает мир героев, который никак не определился в своем героизме, сделав его особым героизмом своего сословия, как это произошло с рыцарством. Последнее, в частности, настолько глубоко и всерьез воспринимало свою рыцарственность, что для него со временем стало непременно обязательным самоопределение по отношению к первосмыслам культуры, каковым было христианство. Рыцарство еще и потому создало свою рыцарскую культуру, что видело в воине не только воина-героя, но еще и воина-героя-христианина. Как бы ни была самопротиворечива попытка соединить исходно противоположное и несовместимое, в чем-то она удалась. Пускай рыцарь в качестве рыцаря был плохим христианином, ущербным становится и его героизм. Однако парадоксальным образом в рыцаре все-таки осуществлялся и замысел героя-христианина. Наиболее ярко это момент выразился в крестовых походах. Как бы ни были они далеки от подлинного пути христианина, все же через крестовые походы рыцарство попыталось, оставаясь воинским сословием, обрести свою особую христианскую миссию. Отсюда, в частности, идет возникновение духовно-рыцарских орденов и появление фигуры рыцаря-монаха. Никакого, даже отдаленного, подобия крестовым походам Киевская Русь не знала, и слава Богу. Но оборотной стороной этого обстоятельства стала невыделенность в Киевской Руси воинского сословия в качестве самостоятельной культурной реальности в рамках общенациональной культуры. Воины-дружинники группировались вокруг своих князей — «старших братьев» и «отцов» — и служили нм по образцу и смыслу семейных отношений. Сами же князья образовывали единую семью Рюриковичей. Эту семью практически непрерывно
после* смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) расдирали распри. Но хотя бы номинально и, самое главное, по смыслу князья Рюриковичи оставались семьей. Тем самым их отношения строились по единому для всех русских людей патриархальному образцу. В этом отношении князь и его дружинники мало чем отличались от горожан и крестьян, составляя в главком единое с ними целое.
Обратившись к современному Киевской Руси Западу, мы обнаружим иную картину. Рыцарство здесь было оформлено и организовано вовсе не на патриархальных и родовых началах, а на началах вассалитета. Отношения между сюзереном и вассалом могли, конечно, приобретать родственный и патриархальный оттенок, но доминировало в них другое: связь верности и служения, основанная на индивидуальном выборе и решении. Она была связью свободных и в принципе равных друг другу людей, одни из которых свободно принимали служение, другие же чтили в своих слугах ту же самую свободу, которая была присуща им. Это обстоятельство резко выделяло рыцарское сословие из остальных. Оно действительно обладало привилегией свободы, и отсюда — исключительным достоинством по сравнению с другими сословиями. Начиная с XII века за рыцарями начинают тянуться горожане и бюргеры. Они стремятся завоевать свободу на свой лад. У них она лишена царственности и героизма, более приземлена и прозаична. Бюргеры образуют свою, резко отличную от рыцарской, культуру. Возвращаясь к нашим русским воинам-дружинникам и их предводителям-князь- ям, отметим, что они, конечно же, сильно отличались от зависимых от них крестьян-смердов и тем более рабов. Однако отличие это не было выстроено изнутри, в качестве некоего культивируемого мира свободных людей. Патриархальный и семейный принцип не есть принцип свободы. В семье, выстроенной на патриархальный лад, индивидуальная свобода тяготеет к распре. Такую свободу русские князья-дружинники знали сколько угодно. Б распре буйствовали неукротимая языческая стихия, безответственность и беспамятство. Опамятование приходило тогда, когда участники распри возвращались к традиционным патриархальным и родовым нормам. Главным же образом за счет того, что в князьях и дружинниках давала себя знать их принадлежность к христианству. Очень характерным в рассматриваемом отношении является один из самых известных текстов древнерусской словесности эпохи Киевской Руси — «Поучения Владимира Мономаха». Владимир Мономах оставил о себе самую добрую славу в памяти потомков. Она сопоставима со славой двух других выходящих из общего ряда князей Киевской Руси — св. равноапостольного князя Владимира и его сына Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах всю свою жизнь провел в отражении набегов половецких орд и нанесении встречных ударов по их полчищам и кочевьям, причем половецкая опасность отходит на задний план в результате успешных действий князя. Известен он и своей терпимостью^ стремлением к согласию и хоть какой-то справедливости в отношениях между князьями-Рюриковичами. Исключительная роль и масштабы личности Владимира Мономаха не помешали ему сполна выражать дух своей эпохи, совершенно немыслимой без кровавых распрь между князьями, борющимися за власть над княжествами. Всю свою жизнь Владимир Мономах провел на коне, в походах. По его собственному свидетельству, «всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных не упомню меньших». [127]
Сказать, что все эти походы были борьбой с внешним врагом или подавлением крамолы, у нас нет никаких оснований. Вот как при всей скупости на слрва внятно свидетельствует Владимир Мономах об одном из своих походов: «На ту осень ходили с черниговцами и с половцами читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины»/2Страшная реальность стоит за приведенными строками. Русский князь напал на стольный topon другого русского князя, такого же христианина, как и он сам, и не просто захватил его, а истребил подчистую. Да еще навел на Минск злейших врагов Руси — полов-
у Я ^ v ч п о гч
0
|
я |
1 IIfl11ailE i I
со <
p,g 5 I
цев. Владимир Мономах никак не комментирует свои действия, не радуется им, но и не печалится. Они для тех времен обычны и не единичны для самого Мономаха. Он упоминает еще и поход, в котором его войска «выжгли Полоцк». |3Вместе со своими черниговцами в походе против половецкого князя Всеслава Владимир Мономах «пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска»[128] и т. п. Самое примечательное здесь даже не то, что Мономахом по христианским меркам были совершены преступные злодеяния. Примечательнее его нечувствительность к смыслу содеянного. Вовлеченный в распри с князьями, Владимир Мономах действовал вполне по меркам эпохи. Хотя и выделялся своей рассудительностью, дальновидностью, незлобивостью и великодушием. По-настоящему же опамятование начало приходить к нему в конце жизни, когда Мономах писал: «Все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьей, не покаявшись и не примирившись между собой».[129] Теперь он выступает как человек вообще, христианин, предстоящий своему Богу, а не воин- князь, по христиански осмысляющий свой путь воина и государя. Последних нужно было совлечь с себя, прежде чем во всей глубине ощутить свою ответственность перед Богом. «Песнь о Роланде» свидетельствует о том, что доблестный граф тоже вспомнил о Боге только в канун гибели, но французский эпос — это только самое начало исторического пути рыцарства. Позднее рыцарство осмыслит рыцарский путь как христианский, попытается совместить воинскую доблесть со служением Богу и тем создаст свою рыцарскую культуру. То, аналог чего так и не возник на русской почве. Если уж выделять в целом культуры Киевской Руси определенные пласты, как-то ее дифференцирующие, то можно выделить церковный и низовой фольклорный пласт. Причем культура, исходящая от Церкви и духовенства, по сути была почти тождественна всей высокой культуре. Только от духовенства исходило образование, почти исключительно с храмом и монастырем были связаны письменность и словесность; архитектура и иконопись Киевской Руси тем более немыслимы вне храма и монастыря. Что касается низовой народной культуры, то она, как и на Западе, никогда прямо не противостояла высокой культуре. Низовая культура проникала в высокую, пополняя ее своими моментами, фольклоризуя отдельные эпизоды летописи, давая о себе знать в орнаменте резьбы, украшающей храм, и т. п. И уж, конечно, низовая культура сохранялась в повседневной жизни русского человека. Здесь она давала о себе знать в совмещении языческих традиций с православно-христианским укладом жизни.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 415;