Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
Язвенная болезнь (ЯБ) – хроническое рецидивирующее заболевание, протекающее с чередованием периодов обострения и ремиссии, основным признаком которого является образование дефекта (язвы) в стенке желудка или двенадцатиперстной кишки, проникающего, в отличие от эрозий, в подслизистый слой.
В странах Европы и Америки более распространен термин пептическая язва. В Росийской федерации, странах СНГ – термин язвенная болезнь.
МКБ‑10:
• К25 – язва желудка
• К26 – язва двенадцатиперстной кишки
• К27 – пептическая язва неуточненной этиологии
• К28 – гастроеюнальная язва.
Эпидемиология
Язвенная болезнь широко распространена во всех странах мира, этой болезнью страдает 8 % взрослого населения. Городское население страдает ЯБ чаще, чем сельское, мужчины болеют в 6–7 раз чаще женщин (особенно ЯБ двенадцатиперстной кишки). В возрастной группе до 50 лет чаще болеют мужчины. Соотношение язв желудка и 12‑перстной кишки составляет 1:4, а у лиц молодого возраста более существенное – 1:13.
Кроме того, удельный вес язв желудка и 12‑перстной кишки зависит от географического положения страны. Так, если в Северной Америке и Европе соотношение желудочных и дуоденальных язв составляет 1:4, то в Индии 1:19, а в Японии 2:1. Причины этих различий не совсем ясны.
В последние годы происходит глобальное уменьшение заболеваемости и смертности от язвенной болезни в развитых странах. Оно началось в конце 60‑х гг., продолжается по настоящее время и связано с уменьшением распространенности хеликобактериоза, с одной стороны, и с активным внедрением антихеликобактерной терапии язвенной болезни, с другой.
Этиология
«История причин возникновения простой язвы окутана глубоким мраком, и скорее эта болезнь показывает все признаки гастрита. Но почему одна точка, одна единственная точка желудка, глубоко поражается, в то время как все другие точки органа находятся в состоянии прекрасной целостности?» – Крювелье (Cruveilhier), 1835 г. Вот что оказывается достаточно трудным для объяснения и в настоящее время.
Предложено множество теорий развития язвенной болезни (механическая – Ашофа, 1912 г., кислотно‑пептическая – Bernard, 1856, воспалительная – Palmer, 1926, сосудистая – Вирхов, 1852 г., нервно‑гормональная – Рысс С. М. и др.,1963). Однако ни одна из них не смогла полностью объяснить происхождение болезни и особенности клинического течения. Lemaire и Aussanaire (1948) писали: «Патогенез гастродуоденальной язвы и, лучше сказать язвенной болезни, остается таинственным (mystere)».
Поэтому в настоящее время ЯБ принято рассматривать как полиэтиологическое заболевание с различными звеньями ульцерогенеза.
Среди этиологических факторов, ведущих к развитию ЯБ или ее обострению, выделяют (факторы риска):
1. Стрессовые влияния, длительно или часто повторяющиеся нервно‑эмоциональные напряжения.
2. Конституционально‑наследственные особенности, в том числе стойкое повышение кислотности желудочного сока конституционного характера.
3. Наличие хронического гастрита, дуоденита, функциональных нарушений желудка и 12‑перстной кишки гиперстенического типа (предъязвенное состояние).
4. Нарушение режима питания.
5. Курение.
6. Употребление крепких алкогольных напитков.
7. Лекарственные препараты (нестероидные противовоспалительные препараты – НПВП, глюко‑кортикостероиды).
8. Инфекцию – Helicobacter pylori (Hp).
9. Другие редкие этиологические факторы ЯБ (химикаты, гастринома и др.).
Значение психоэмоциональных нагрузок подтверждается частотой заболевания у лиц, чья профессия связана с нервно‑психическим перенапряжением. Признание решающей роли нервно‑психических факторов нашло свое отражение в кортико‑висцеральной теории, предложенной К. М. Быковым и И. Т. Курциным в 1949 г. Согласно этой теории, под воздействием выраженных эмоциональных нагрузок ослабевает тормозящее влияние коры на подкорковые центры, в которых образуются очаги «застойного» возбуждения, что приводит к дезорганизации секреторной и двигательной функции, трофическим изменениям слизистой оболочки гастродуоденальной зоны и в итоге – язвообразованию. Однако в настоящее время роль психологических факторов в патогенезе ЯБ остается спорной. Вопреки прежним взглядам, не существует типичного склада личности «язвенника». Однако длительное тревожное состояние и эмоциональное перенапряжение могут способствовать обострению ЯБ.
Генетическая (наследственная) предрасположенность занимает важное место среди этиологических факторов. Так, распространенность ЯБ среди родственников больных в 5–10 раз выше, чем у родственников здоровых людей. У белых мужчин с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки чаще обнаруживается HLA‑B5.
Установлен ряд генетических факторов, которые реализуются в тех или иных звеньях патогенеза. Это:
1. наследственно обусловленное увеличение массы обкладочных клеток,
2. их гиперчувствительность к гастрину,
3. повышение пепсиногена – I,
4. дефицит выработки JgA,
5. наличие HLA – антигенов B5, В15, В35 и др.,
6. О (I) группы крови (риск заболевания увеличивается на 30–40 %),
7. положительный резус‑фактор (риск заболевания увеличивается на 10 %),
8. статус «несекретора» (т. е. отсутствие способности организма секретировать антигены системы АВН),
9. характерная дерматоглифическая картина.
Однако предрасположенность к ЯБ реализуется при воздействии других дополнительных факторов.
Хронический гастрит. Гастрит в зависимости от его топографии и выраженности может как увеличивать, так и уменьшать риск возникновения язвенной болезни. Так, антральный гастрит увеличивает риск возникновения ЯБ (язвенный фенотип хронического гастрита), в то время как фундальный гастрит с атрофией (раковый фенотип хронического гастрита) – уменьшает.
Нарушению характера питания в настоящее время стали уделять меньше внимания. Однако повседневный опыт учит, что начало и рецидивы ЯБ возникают после погрешностей в еде и что особенно важно, при нарушении ритма приема пищи. Из элементарных факторов можно указать на злоупотребление рафинированными углеводами, пристрастие к кофе, «Лечебное голодание».
Никотин усиливает секрецию и моторику желудка, нивелирует тормозное влияние секретина на желудочное сокоотделение, снижает внутридуоденальное поступление щелочных панкреатических ферментов, вызывает парез пилорического сфинктера, усиливает процессы обратной диффузии ионов водорода. Курение увеличивает риск ЯБ, снижает эффект лечения и увеличивает смертность. Непосредственно на выработку соляной кислоты в желудке курение не влияет.
Крепкие растворы алкоголя приводят к угнетению слизеообразования, слущиванию поверхностных эпителиальных клеток, повышению обратной диффузии ионов водорода, нарушению кровообращения в слизистой оболочке, торможению синтеза бикарбонатов в желудке и поджелудочной железе и подавлению регенерации эпителиальных клеток (Алкоголь используют для вызывания в эксперименте язв у животных).
Многие лекарственные средства, особенно НПВП и глюкокортикоиды подавляют выработку слизи и простагландинов, а другие (кофеин и др.) усиливают кислотно‑пептическую агрессию желудочного сока, а третьи (атофан и др.) реализуют свой ульцерогенный эффект путем освобождения гистамина, серотонита, катехоламинов, лизосомальных, гидролаз, что приводит к гиперсекреции и трофическим изменениям слизистой оболочки.
При поражении НПВП используется термин «НПВП – гастропатия». Эрозивно‑язвенные поражения желудка и двенадцатиперстной кишки (сопровождающиеся диспепсией или бессимптомные) обнаруживаются при эндоскопическом исследовании практически у 40 % больных, длительно принимающих НПВП. Повреждение слизистой оболочки желудочно‑кишечного тракта при приеме НПВП вызвано снижением синтеза простагландинов, имеющих цитопротективное значение, за счет ингибирования ЦОГ‑1. Такие простагландины, как PGE2 и PGE1, синтезируемые благодаря ЦОГ‑1, экспрессируемой слизистой оболочкой, снижают секрецию кислоты париетальными клетками желудка, увеличивают местный кровоток, стимулируют слизеобразование и секрецию бикарбонатов.
НПВП вызывают повреждение слизистой в несколько раз:
1. во время всасывания (через рот или per rectum);
2. вследствие системного воздействия после всасывания;
3. после экскреции печенью при попадании НПВП с желчью в кишечник;
4. при повторном попадании в желудок вследствие дуоденогастрального рефлюкса;
5. при повторном попадании в кишечник в процессе энтерогепатической циркуляции.
Известно, что Hp является возбудителем хронического антрального гастрита. Непосредственно сам HP не вызывает язвенную болезнь. Роль Hp в развитии ЯБ подтверждается тем, что успешная эрадикация этих микроорганизмов обусловливает резкое снижение частоты рецидивов (не более 5 %), тогда как при отсутствии успешной эрадикации рецидивы ЯБ в течение года возникают в 50–80 % случаев. Эта бактерия выявляется при ЯБ с локализацией язвы в антропилородуоденальной зоне почти в 100 % случаев и в 70 % случаев – при язве тела желудка. С другой стороны, язва развивается только у 15–20 % носителей Hp, что свидетельствует об участии и других факторов.
Редкие этиологические факторы ЯБ:
1. Химикаты.
2. Гастринома, синдром Золлингер‑Эллисона.
3. Мастоцитоз.
4. Гиперпаратиреоз.
5. Некоторые инфекции (вирус простого герпеса тип I).
Патогенез
ЯБ сложен и неоднороден. Не касаясь предложенных в разное время теорий патогенеза ЯБ, необходимо остановиться на наиболее известной и признаваемой в настоящее время теории, согласно которой развитие ЯБ обусловлено нарушением равновесия между факторами «агрессии» и факторами «защиты» слизистой оболочки желудка и 12‑перстной кишки. Эта теория нашла свое отражение в знаменитых «весах H. Shay» (1961 г.), где на одной чаше весов находятся "агрессивные" факторы, способствующие язвообразованию, а на другой – «защитные» факторы, препятствующие этому процессу. За прошедшие годы конкретные механизмы «агрессии» и «защиты», претерпели существенные изменения, но сама концепция осталась неизмененной.
К факторам «агрессии» в настоящее время относят:
1. Высокий уровень соляной кислоты и пепсина , что может быть связано с увеличением массы обкладочных клеток желудочных желез, избыточной их стимуляцией блуждающими нервами и гастрином. Нормальная слизистая оболочка желудка и двенадцатиперстной кишки устойчива к воздействию агрессивных факторов желудочного и дуоденального содержимого в нормальных (обычных) концентрациях.
2. Желудочно‑дуоденальную дискинезию . При задержке содержимого в желудке вследствие пилороспазма создаются условия для образования гастральных язв. При интенсивном поступлении кислого содержимого в 12‑перстную кишку («кислотный» удар) образуются язвы 12‑перстной кишки. Возможен рефлюкс дуоденального содержимого в желудок за счет антиперистальтики дуоденум и «зияния» привратника с нарушением барьерной функции желудка, что способствует образованию медиогастральных язв.
3. В качестве факторов «агрессии» обсуждается также роль активации процессов свободнорадикального окисления липидов (ПОЛ).
На другой чаше «весов» помечены факторы «защиты».
1. Слизистые оболочки образуют 2 «линии защиты».
• Первой из них является слизисто‑бикарбонатный барьер, который состоит из видимой (нерастворимой) слизи, имеющий гельную структуру и состоящей из белково‑углеводных комплексов. Под слоем слизи располагается слой бикарбонатов, образуя единый барьер. В просвете 12‑перстной кишки кислое содержимое желудка ощелачивается также бикарбонатами сока поджелудочной железы.
• Вторую «линию защиты» составляет однослойный поверхностный эпителий.
2. Важнейшим фактором «защиты» следует считатьдолжный кровоток. При ЯБ в сосудах наблюдаются интраваскулярные, васкулярные, периваскулярные изменения, которые сочетаются с нарушением свертывающей и противосвертывающей системы крови.
3. В обеспечении процессов обновления слизистого бикарбонатного барьера крови и регенерации принимают участие и простагландины.
4. Иммунная защита. У больных ЯБ отмечены разнообразные отклонения в уровне Т‑ и В‑лимфоцитов (уменьшаются Т‑лимфоциты и увеличиваются В‑лимфоциты).
5. Равновесие между факторами агрессии и защиты поддерживается нейроэндокринной регуляцией. В нейроэндокринную систему, регулирующую деятельность органов пищеварения, включают парасимпатическое звено вегетативной нервной системы:
• симпатоадреналовая система;
• система гипоталамус – гипофиз – периферические эндокринные железы.
• Гастроинтестинальные гормоны.
Таким образом, нарушение равновесия в пользу преобладания факторов «агрессии» ведет к образованию язвы. При этом в генезе дуоденальных язв и язв пилорического отдела желудка имеет большее значение усиление агрессивных факторов, а в генезе медиогастральных язв – ослабление факторов защиты.
В последние годы выяснена роль инфекции Hp в патогенезе ЯБ. Hp может усиливать факторы агрессии и ослабевать факторы защиты слизистой.
Прежде всего, Hp приводит к существенному уменьшению факторов защиты. Попадая в организм, Hp расселяется преимущественно в антральном отделе желудка, что приводит к развитию активного хронического воспаления (нейтрофильная инфильтрация эпителия и собственной пластинки слизистой оболочки), а также мононуклеарной инфильтрации. При адгезии Hp к эпителиальным клеткам, последние отвечают продукцией целого ряда цитокинов, в первую очередь ИЛ‑8. В очаг воспаления мигрируют лейкоциты и макрофаги, секретирующие ФНО‑a и y‑интерферон, что привлекает очередные клетки, участвующие в воспалении. Метаболиты активных форм кислорода, вырабатываемого нейтрофилами, также повреждают слизистую оболочку. Заселение слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки и желудка возможно после формирования в ней очагов желудочной метаплазии в ответ на кислотную агрессию.
Hp тесно связан с факторами агрессии при ЯБ. К настоящему времени изучены многочисленные факторы вирулентности Hp. Основные среди них – жгутики, продукция ряда энзимов (уреазы, супероксиддисмутазы) и молекул клеточной адгезии. Кроме этих факторов, свойственных всем штаммам Hp, ряд факторов вирулентности продуцируется лишь некоторыми из них. К ним относятся, в частности, вакуолизирующий цитотоксин VacA и цитотоксина‑ссоциированный антиген CagA. Пациенты, инфицированные цитотоксичными штаммами и/или имеющие анти‑CagA сывороточные антитела, более подвержены риску развития активного хронического гастрита с последующей атрофией, изъязвлениями и малигнизацией. В тоже время, штаммы Hp, продуцирующие VacA‑цитотоксин, выделяются чаще у пациентов с язвенной болезнью, чем у больных хроническим гастритом. Следовательно, цитотоксические штаммы Hp более ульцерогенны, чем нецитотоксические. Предполагают, что Hp непосредственно, а также опосредованно через цитокины воспалительного инфильтрата приводят к дисгармонии взаимоотношений G‑клеток (продуцирующих гастрин) и D‑клеток (продуцирующих соматостатин и играющих роль в функционировании париетальных клеток). Гипергастринемия сопровождается увеличением числа париетальных клеток и повышением продукции соляной кислоты. Одновременно развивается своеобразное нарушение моторики желудка, при котором происходит ранний сброс кислого желудочного содержимого в двенадцатиперстную кишку, что приводит к «закислению» содержимого луковицы двенадцатиперстной кишки.
Таким образом, Hp являются главной причиной, поддерживающей обострение в гастродуоденальной области. Однако, благодаря особенностям строения и функционирования слизистой оболочки желудка часть людей генетически невосприимчивы к Hp. У этой категории людей Hp, попадая в организм, не способны к адгезии (прилипанию) на эпителий и поэтому не повреждают его.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1376;