И отказ от принципов НЭПа
Новая экономическая политика советского государства с самого начала более носила характер допускаемой государством социально-экономической практики, нежели государственно-правовой концепции основных направлений экономического, социального, политического и культурного развития. Все важнейшие государственно-правовые явления находились под контролем ЦК РКП(б).
Решение о переходе от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике было принято Х съездом РКП(б) в 1921 г. Съезд указал на необходимость замены продовольственной разверстки продовольственным налогом. В интересах укрепления хозяйственного союза рабочего класса с крестьянством допускалось развитие товарно-денежных отношений через рынок, в определенной мере способствовавшее оживлению капиталистических элементов как в городе, так и в деревне.
В соответствии с указаниями Х съезда партии ВЦИК утвердил ряд декретов, определявших основные черты новой экономической политики. Важнейшим из них был Декрет от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». В первой половине 1921 г. аналогичные декреты были изданы и в других советских республиках. В отличие от разверстки государство через продналог изымало у крестьянина не все излишки произведенной продукции, а лишь часть их. Крестьянин вправе был по своему усмотрению распоряжаться остатком, в том числе мог продавать его на рынке. Значительная часть беднейшего крестьянства полностью освобождалась от налога.
Первые шаги по подъему сельского хозяйства, сделанные на базе НЭПа, способствовали восстановлению промышленности. С мая 1921 г. законодатель рекомендовал местным органам власти избегать излишней регламентации частной хозяйственной деятельности. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный порядок регистрации, пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда.
Согласно Наказу СНК «О новой экономической политике» 1921 г. главным в перестройке промышленности стал перевод ее на хозяйственный расчет, на работу в условиях ограниченного рынка. Крупная государственная промышленность была реорганизована на основе самостоятельных трестов и синдикатов. Часть промышленных объектов была денационализирована или передана в аренду частным лицам, а также иностранному капиталу на условиях концессии.
В 1922 г., когда рынок, торговый оборот, коммерческий метод ведения дел приобрели большое значение в организации всего народного хозяйства в целом, возникла нужда в общей кодификации частных имущественных прав и закреплении их в едином документе. Таким документом стало майское постановление ВЦИК РСФСР 1922 г. «Об основных частных имущественных правах», в котором был провозглашен принцип «все, что не запрещено, – дозволено». Декларированные в постановлении имущественные права были детально развернуты в статьях принятого четвертой сессией ВЦИК девятого созыва Гражданского кодекса РСФСР.
Кроме замены продразверстки продналогом и перехода промышленности на хозрасчет НЭП отличали следующие черты:
- расширение торговли как основной формы экономической «смычки» города и деревни, разрешение частной торговли под контролем государства;
- разрешение аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве;
- развитие кооперации, прежде всего, потребительской;
- усиление материальной заинтересованности трудящихся, отмена трудовой повинности, обязательных сверхурочных работ, упразднение трудовых армий, восстановление отпусков, обеспечение промышленности рабочей силой через биржи труда;
- укрепление денежной системы, переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг;
- изменение системы управления народным хозяйством с сохранением за государственным аппаратом функций подавления эксплуататорских классов и обеспечения обороны страны;
- начало государственного планирования экономики.
Первые итоги НЭПа были подведены XI съездом РКП(б), собравшимся в марте 1922 г.
Наиболее быстрыми темпами шло восстановление легкой, особенно текстильной, промышленности. Начали оживать крупнейшие металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Заметно увеличилась добыча каменного угля, нефти и торфа. В соответствии с планом электрификации России (ГОЭЛРО) успешно шло строительство Волховской, Каширской и других электростанций.
Одной из самых успешных составляющих нового курса стала финансовая реформа. Был восстановлен единый Государственный банк, появились кооперативные и муниципальные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Постепенно создается новая система налогообложения. В июле 1921 г. вводится промысловый налог, в феврале 1922 г. – общегражданский подушный налог, с ноября 1922 г. начинается взимание подоходного налога. В налоговую систему включаются местные налоги. Вводятся пошлины, сборы и платежи.
В ходе финансовой реформы появляется конвертируемая валюта, обеспеченная золотом и ценными бумагами – червонец. Все остальные суррогатные деньги постепенно объявлялись утратившими силу. Несмотря на то, что свободный обмен червонца на золото официально декретирован не был, Советская власть фактически легализовала такой обмен на валютных биржах. Новая финансовая политика привела к отмене в 1925 г. продналога и замене его денежным налогом.
Переход к мирному строительству и реализация новой экономической политики потребовали определенной перестройки системы органов государственного управления экономикой. Центром деятельности хозяйственных ведомств стал Совет Труда и Обороны (СТО), новое положение, о котором в январе 1922 г. утвердил VIII Всероссийский съезд Советов. Председателем СТО был председатель Совнаркома. На СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.
Значительную роль стал играть Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), который все больше ориентировался на вопросы развития промышленности. При переходе к НЭПу главки и центры ВСНХ были реорганизованы по функциональному признаку, а основная масса предприятий, ранее им подчиненных, передана в ведение губернских совнархозов. В феврале 1921 г. при СТО была учреждена Государственная общеплановая комиссия (Госплан), ставшая впоследствии самостоятельным органом управления и перешедшая к разработке перспективных планов развития народного хозяйства. В апреле 1922 г. образуется Главный комитет по делам о концессиях и акционерных обществ.
Восстановление народного хозяйства и подъем экономики страны в ходе проведении НЭПа побудили партийно-государственное руководство к переходу к социалистической индустриализации страны. Курс на индустриализацию был провозглашен XIV съездом ВКП(б), состоявшимся в декабре 1925 г.
В ходе индустриализации страна превратилась в огромную новостройку: строились электростанции, нефтеперегонные и лесопильные заводы, были заложены десятки новых угольных шахт и карьеров по разработке полезных ископаемых, начато сооружение гигантских металлургических комбинатов – Криворожского, Кузнецкого и Магнитогорского. Значительные успехи были достигнуты в строительстве предприятий легкой промышленности. Развивалось отечественное машиностроение, начат выпуск первых отечественных фрезерных и сверлильных станков, другого сложного оборудования. Создавалась техническая база для будущей социалистической реконструкции сельского хозяйства. В Ростове и Саратове строились заводы сельскохозяйственного машиностроения, в Сталинграде – тракторный завод.
В сельском хозяйстве НЭП первоначально дала впечатляющие результаты – был не только ликвидирован голод, но и начался вывоз зерна на экспорт. Однако вследствие установленных государством высоких цен на промышленные изделия и низких на сельскохозяйственную продукцию крестьяне во второй половине 20-х гг. неохотно сдавали зерно в государственные фонды. Политическое руководство страны пошло не по линии экономического стимулирования, а по пути принудительного изъятия зерна и мясопродуктов. В 1928 г. принудительно осуществляются поставки сельскохозяйственной продукции, а в 1929 г. начато массовое создание колхозов, у которых государство стало изымать произведенную продукцию.
Искусственное ускорение процесса коллективизации повлекло за собой массовые нарушения принципа добровольности. Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. были утверждены сроки коллективизации по различным районам страны. На Северном Кавказе, в Нижнем и Среднем Поволжье её планировалось завершить к осени 1930 г., а в целом по стране – до 1933 г.
Такие методы вызвали сопротивление крестьянства, в том числе в вооруженных формах. Только в начале 1930 г. произошло более 2 тыс. антиколхозных и антисоветских выступлений крестьян.
В марте 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после которого начался массовый выход крестьян из колхозов. Но затем вновь возобладал курс на принудительную коллективизацию.
В деревне она сопровождалась борьбой с кулачеством, проведенной преимущественно насильственными средствами. Инициаторами «ликвидации кулачества как класса» были центральные органы партии и государства. В ходе ликвидации кулачества репрессиям подвергались многие середняки, а порой даже и бедняки. Причисление их к «подкулачникам» часто использовалось для принуждения к вступлению в колхоз: не хочешь вступать в колхоз – значит, ты «чуждый элемент». Вместе с тем наиболее предприимчивые кулаки заблаговременно распродали свое имущество и разъехались по городам и многочисленным новостройкам.
В целом в начале 30-х гг. общий уровень сельскохозяйственного производства снизился на 14 %. В то же время объемы государственных заготовок увеличились вдвое. Это явилось одной из причин голода, который охватил в 1932 – 1933 гг. преимущественно зерновые районы страны. Таким образом, принудительная коллективизация дала эффект прямо противоположный тому, которого от нее ожидали.
Создание индустриальной базы страны сопровождалось снижением жизненного уровня трудящихся и осуществлялось, главным образом, за счет крестьянства. Коллективизация и раскулачивание обеспечили индустриальные объекты миллионами дешевых рабочих рук. Интенсивно входило в практику использование труда заключенных, это позволяло рассматривать увеличение их числа как важнейшую народнохозяйственную задачу. Политический режим пытался решать задачи экономического развития страны репрессивно-охранительными средствами. За период с начала 30-х до начала 50-х гг. каждый четвертый житель РСФСР в той или иной степени подвергался уголовному преследованию. В эти годы на фоне укрепления индустриального и оборонного могущества страны была произведена насильственная криминализация общества.
Таким образом, в начале 20-х гг. был предпринят ряд мер, призванных оптимизировать развитие экономики молодой Советской Республики. В конце 20-х начале 30-х гг. политика НЭП была свернута в пользу централизации производства и распределения и авторитарного управления экономикой.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1787;