ИМИДЖ В СТРУКТУРЕ МИРА 16 страница
1) контекст развлечения, который мешает серьезному развертыванию характера;
2) ограничения на время в шестидесятисекундных и трид-; Цатисекундных роликах.
Но богатая, теплая реклама в собственно женском канале, рядом с рецептами тортов и рекламой помады пройдет нуж-
ный путь, как мне кажется, чтобы сделать Р. Никсона подходящим для женских зрителей" [SSS, р. 234].
Задачи имиджелогии лежат в повышении эффективности воздействия, когда ограниченное число сообщений призвано решать максимальное число задач. При этом центральной проблемой становится отбор ключевых сообщений для целевой аудитории. Рей Прайс в своем меморандуме для Ричарда Никсона сформулировал достаточно четкие (и соответственно из-за этого достаточно циничные) требования к работе с имиджем. Он говорил о личностных факторах, что:
"Они должны быть как бы животной реакцией, неартику-лируемыми, неаналитическими, результатом определенного химического взаимодействия между избирателем и имиджем кандидата. Нам следует быть определенными в этом пункте: реакция происходит на имидж, а не на человека, поскольку 99 процентов избирателей не имеют контакта с человеком. Имеет значение не то, что есть, а то, что проецируется на экран, а если сделать шаг дальше, то не то, что он проецирует, а то, что избиратель получает. Не человека мы должны менять, а образуемое впечатление. А это впечатление часто больше зависит от канала и его использования, а не от самого кандидата" [531, р. 204].
При этом начинают использоваться и нетрадиционные методы воздействия на аудиторию. Приведем такой пример: "22 октября пресс-служба президента сделала утечку информации о реакции Б. Ельцина на действия Верховного Совета и Фронта национального спасения. <...> Мы позаботились и о том, чтобы текст этой утечки был незамедлительно от-правлен представителям президента на местах. <...> Это был первый сигнал в адрес московских и петербургских демократов: президент снова встает во весь рост, пора мобилизовать силы" [183, с. 124-125]. То есть утечка как бы призвана восстановить имидж президента России как сильного и агрессивного лидера.
Имиджелогия является системным и целенаправленным процессом, где не может быть ничего случайного. Одновременно она требует максимально творческого подхода как из-за поиска особого выхода на избирателя, так и из-за постоянно меняющихся условий воздействия. Схема же интересующего
нас всего спектра вопросов может быть передана точкой зрения Генри Треливена:
"Нам следует начать с ответа на три центральных для всей рекламы вопроса:
• Что именно мы собираемся говорить? Это наиболее существенный вопрос. И когда ответ на него будет получен, вся реклама должна нести одно и то же сообщение и оцениваться с точки зрения того, насколько четко и запоминающе это передается.
• Как мы будем говорить то, что необходимо сказать? Какими словами, посредством какой аудио и визуальной техники, в каком стиле, каким тоном голоса?
• Где мы разместим наше рекламное сообщение, чтобы оно достигло как можно больше избирателей наи-более эффективным путем и с наименьшими затратами? Это медиа решение, и поскольку это местная проблема, она будет решаться на основании индивидуальных анализов по каждому из штатов" [554, р. 179-180].
Успех в сильной степени сопутствует тому, кто может проблему разложить подобным чисто технологическим способом до более элементарных составляющих, чтобы затем собрать из них нечто целое. И здесь доминирующая роль того или иного канала коммуникации становится одной из существенных компонентов. Впервые это проявилось в 1924 г. в США, когда на первое место в президентской гонке вышло радио. Тогда речь зашла о том, что теперь избиратель получает возможность непосредственной реакции на кандидата. В 1928 г. радио слушали почти 40 миллионов амери-«шцев. Франклин Рузвельт активно опирался на использо-иние радио. Несколько десятилетий спустя уже телевидение ехало диктовать планирование президентской кампании с 5«том визуальной стороны проводимых событий.
Выросшая роль прессы заставляет рассматривать и ее как одного из участников предвыборной гонки со своими собственными приоритетами. И претендентам следует учитывать те предпочтения, которые имеет пресса при освещении предвыборной борьбы. Томас Патгерсон посвятил этому свою Цщгу, одним из положений которой стало следующее: из-за развитости партий в Америке свойственные им функции начинает выполнять пресса. "Информационная культура
журналиста заменила политическую культура кандидата" [527, р. 198]. В этой схеме интересно то, что та или иная функция все равно выполняется, правда, иным способом.
Еще один важный параметр должен учитывать имиджмейкер — это идентификация аудитории с той или иной частью воздействующего сообщения. Структура, вводимая в сознание, должна четко продумывать то место, которое займет в ней аудитория. Например, в случае введения роли вождя населению явственно отдается роль толпы. Однако толпа отдает вождю те характеристики, которыми сама не обладает (или обладает в малой степени). Это агрессивность, смелость и т.д. Вождь как защитник должен "спасти" население, которое перекладывает на его плечи свои заботы. Собственно процесс выбора в этом и состоит, когда население как бы отдает тому или иному кандидату в президенты право решать чужие проблемы как свои. В ряде случаев аудитория выдвигается на позиции, когда от нее требуется решение определенных проблем. Это, например, ситуация митинговой активности, когда решение проблемы переложено на массовое сознание. То есть аудитория может занимать как позиции объекта активности, так и позиции субъекта активности. В ней как бы активизирует пассивность, когда в этом есть потребность, или наоборот, когда требуется смена ситуации, иншщированная снизу.
ГЛУБИННЫЙ УРОВЕНЬ КОММУНИКАЦИИ
Есть еще одна характерная особенность работы имиджмейкера, которую мы также отнесем к уровню "высшей математики" в этой профессии. Вспомним отмеченные выше понятия "базовых ценностей" у Р. Верслина, а также стремление выйти на преимущества, а не на характеристики в рамках британских кампаний.
Собственно, об этом же говорит и А. Маслоу.
"Психолог действует, исходя из предположения о существовании двух миров, двух типов реальности: естественного мира и мира психического, мира упрямых фактов и мира желаний, надежд, страхов, эмоций; мира, который живет по не-психическим законам, и мира, который живет по психи-
ческим законам. Граница между этими двумя типами реальности не очень четкая, разве что в их крайних проявлениях, когда нет сомнений, что иллюзии, сновидения и свободные ассоциации вполне реальны, но в то же время совершенно отличаются от реальности логики и от реальности мира, который будет продолжать существовать даже в случае вымирания всего рода человеческого. Психолог не отрицает, что зги два мира связаны и могут даже сливаться воедино"[227, с. 244].
Сюда же относится и понятие "интереса" в отличие от "позиции'' в рамках Гарвардской школы переговоров. "Интересы являются мотивировкой поведения людей, они являются молчаливой движущей силой людей на фоне гама и шума из-за расхождения позиций. Ваша позиция — это нечто, о чем вы приняли решение. Ваши интересы - это нечто, что заставило вас принять решение" [398, с. 57].
Интересы здесь выступают как элемент более глубинного уровня, чем позиции или проблемы. Поэтому следует искать согласования интересов, из которых может более легко вытекать согласие по тем или иным позициям. Р. Фишер и У. Юри видят также две причины более плодотворного пути по согласованию интересов:
1. Удовлетворить интерес можно несколькими возможными позициями.
2. За противоположными позициями реально могут стоять и такие, которые не входят в противоречие.
Поиск интересов состоит в определении причин, почему именно стороны настаивают на данных "позициях". Ответ на вопрос "почему" помогает выйти на данный глубинный уровень. В другой своей работе У. Юри так формулирует еще один вариант этого процесса — поиск определенных норм, из которых может исходить оппонент:
"Позиция оппонента может показаться вам крайне неразумной. Однако вместо того, чтобы отвергнуть ее, можно воспользоваться ею как трамплином для обсуждения стандартов справедливости. Ведите себя так, как если бы он полагал, что позиция его справедлива - так обычно и полагают. Скажите ему: "Должно быть, у Вас есть веские основания считать это решение справедливым. Я хотел бы узнать, какие" [449, с. 56].
Это тот базовый уровень, от которого отталкивается человек, принимая решение. Он может спорить об этом решении или проблеме, даже не подозревая, что на самом деле он пытается удовлетворить определенные интересы. Поэтому и стратегия кампании должна строиться на выходе на этот глубинный уровень. К примеру, Р. Верслин вспоминает, что в эти годы американцы хотели более жесткой позиции в области обороны, они также видели в роли своего президента более консервативного кандидата. Отсюда возникало вполне оправданное желание представить Р. Рейгана как сильного и решительного кандидата. Р. Верслин говорил в преддверии выборов:
"Этой осенью нам дает надежду тот факт, что американцы в целом рассматривают себя более консервативными, чем это было в прошлом. Второй фактор состоит в том, что в то время как множество людей голосуют за решение проблемы, большое число избирателей голосуют за человека, за тот типаж, который из себя представляет кандидат, и ту личность, которую он проецирует. Мы знаем, что люди, знакомые с губернатором Рейганом, рассматривают его как очень сильного, очень решительного и в сильной степени способного лидера. Мы думаем, что это поможет расширить наше обращение на более умеренных и "либеральных" (The Review of the News, 1980, Sept. 10).
И именно это удалось, поскольку за Рейгана голосовали как республиканцы, так и демократы. Спустившись на более глубинный уровень, ему удалось захватить и тех, и других. Правда, на это ушло, по официальным данным, 29 миллионов долларов США.
Кстати, сам Р. Рейган так оценил действия своего советника по выработке стратегии кампании: "Мистер Верслин был прав в каждом отдельном случае, когда он проводил для меня опросы в прошлом, поэтому у меня была уверенность во всех его планах" (Advertising Age, 1981, Jan. 5).
Рейгана позиционировали на фоне Картера, действующего президента, который не воспринимался как сильный лидер, к тому же, к списку его "прегрешений" добавились высокий уровень инфляции и большая безработица. Сам Р. Верслин говорил до выборов: "Мы
считаем, что плохие результаты Картера заставят умеренных и либеральных избирателей предпочесть Рональда Рейгана, а не такого слабого президента, как Картер" (The Renew of the News, 1980, Sept 10).
Как видим, реальная "война" между кандидатами велась именно на глубинном уровне, а те проблемы, которые обсуждались на поверхности, на самом деле были отражением найденных противоречий более глубинного плана. Но особенностью работы на этом уровне следует признать не просто приближение проблемы к основным причинно-следственным связям, но и попытку заменить работу потребителя информации своей. Потребителю предлагается готовое решение, учитывающее его интересы.
ВИЗУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Визуальные символы лидируют по эффективности воздействия. В. Райх посвящает отдельную главу символизму свастики [319]. Да и сам Гитлер как неудавшийся художник был типажом визуального мышления. А Вяч. Иванов отмечает, что "речевое полушарие в известной мере может тормозить работу образного (и обратно)" [152, с. 3]. Фашизм, как и любое тоталитарное государство, в сильной степени визуален. Подобное сообщение позволяет:
а) охватывать максимальное число людей;
б) своей долговременной формой доказывает вечность своего строя;
в) не дает возможности построения диалогического ответа равноценной величины.
Визуальный диалог авторитарен по своей сути. Зритель не в состоянии заговорить в ответ языком памятников или языком телевизионного сообщения. Проф. И. Крылов приводит интересный пример. В период президентских выборов в Москве стояли рекламные щиты с рукопожагаем Ельцина и Лужкова и слоганом "Москвичи сделали свой выбор". Неоднозначность этого вербального текста выяснилась следующим образом.
*На одной из пресс-конференций Зюганова, на которой присутствовал и автор этих строк, Геннадий Андреевич мас-
терски "отыграл" эту рекламу в свою пользу. "Вот Ельцин уже завесил всю Москву щитами, на которых с ним прощается Лужков". Пришлось президентской команде за ночь наклеить на все щиты прозрачную пленку со слоганом — "Только вместе!" Можете представить, во сколько обошлась удачная шутка Зюганова бюджету столицы?'' [189, с. 153-154].
Вспомним прошлое: даже аршинные буквы "Слава КПСС" на доме иллюстрируют переход вербального текста в визуальный в целях пропагандистского воздействия. То есть происходит резкое усиление вербального текста при переходе его в визуальный. Он становится не текстом-сообщением, а текстом-напоминанием, а это не просто разные функции, но они имеют и разные программируемые реакции. Текст-напоминание не предполагает иного ответа, кроме подчинения. Это касается не только телевидения, вспомним, к примеру, любовь к парадам в эпоху Павла. Кстати, одновременно Павел накладывал множество ограничений на допустимый тип одежды в обществе. Значит, это тот же вариант тоталитарности, отталкивающийся от того же управления визуальным пространством.
Визуализация, которая стремится к обобщенности, должна стирать всякого рода индивидуальные черты. М. Рык-лин подчеркивает:
"Лица людей на фотографиях 30-40 годов часто отретушированы так, что кажутся совершенно гладкими, как бы преобразованными бесконечным чувством, которое должно быть похоронено, замуровано в них. В скульптуре — особенно скульптуре метро — бесконечность чувства имеет своим визуальным эквивалентом стирание лица как объекта созерцания, дискредитацию самого акта созерцания. Взгляд этих существ стирает лицо, уничтожая актом смотрения собственную субстанцию" [335, с. 285].
И даже индивидуальный портрет подчиняется законам "стирания'': ни оспины Сталины, ни родимое пятно Горбачева не хотели приживаться на их официальных портретах.
Визуальное сообщение создает множество одинаковых цепочек восприятия: один объект, который рассматривают тысячи и миллионы. Телевидение стоит в этом же ряду синхронизаторов общественного мнения. Оно как бы уже являет-
ся не просто массовым, а тоталитарным средством общения. Телевидение дает небывалые возможности для управления "повесткой дня" общества. Большую роль сыграло телевидение (как и другие СМИ) в выводе людей на митинги в период перестройки. Сегодня ТВ "портретирует" митинги в совсем иной манере. Типаж коммунистического митинга выглядит как старик или старуха достаточно потертого вида, чем четко вводится отсылка на прошлое. В любом случае визуальным символом перестройки был митинг и человек митинга. И в США все базовые предвыборные ситуации являются в той или иной степени телевизионными. Кеннеди выигрывает президентство у Никсона, проявив себя как более "телевизионный" кандидат во время теледебатов. Клинтон выигрывает президентство у Буша в той же модели победы в ток-шоу: когда Буш поглядывал на часы, Клинтон смотрел в аудиторию.
Визуальные образы войны приводят к проигрышу Америки во вьетнамской войне и России в прошлой чеченской. Наученная горьким опытом, Америка разрешает только видеотексты, прошедшие цензуру во время войны в Персидском заливе, и в результате общественное мнение поддерживает ее.
Определенные визуальные символы очень четко отражают свое время. Так, людей XV-XVII вв. очень волнует проблема быстротечности жизни. В ответ они окружают себя картинами и предметами, выражающими образы времени и смерти.
"Знаки конца жизни и вещей не были принадлежностью лишь картин или гравюр. Они сходят со стен и находят себе место среди мебели и одежды. Савона-ролла побуждал своих последователей носить с собой маленький череп и кости и часто смотреть на них. Костями или их изображениями украшали шляпы и Драгоценности, например, перстни, как было в обычае в Англии XVI - начала XVII в." [18, с. 285].
Визуальная символика передает смену восприятия смерти. Первоначально умершего изображали в виде лежащей фигуры. Потом пришла иная модель, в соответствии с которой смерть стали понимать как отделение души от тела. Тогда произошла смена иконографии: "лежащий" сменился
"молящимся". "В результате надгробие, почти всегда вертикальное, сохранило лишь "молящегося", соединенного с какой-либо религиозной сценой" [18, с. 225]. Затем вновь следует определенное привыкание к этому типу символизма. "В течение XVII в. модель "молящегося" в соединении с религиозной сценой стала иконографической условностью. Следовательно, она просуществовала более трех столетий без существенных изменений, если не считать изменений чисто стилистических. Столь же длительной была и эпоха "лежащих", покоящихся в блаженном сне. Это показывает, насколько в обоих случаях модель отвечала глубокой и устойчивой потребности современников" [18, с. 227].
Визуальная коммуникация протекает в иных физиологических условиях, что создает иные условия ее функционирования. Она сориентирована на иную половину мозга. "Мысль правого полушария — это образ, гештальт. Такая мысль может служить основой догадки, интуиции. Но эта мысль не только глобальная, нерасчлененная и смутная. Не имея соответствующего языкового оформления, она скрыта не только для других, но и для себя" [101, с. 39}. Но отсюда должна следовать и возрастающая роль воздействия, поскольку контроль этого уровня не отработан в той же степени, что и уровня речевого. Более того, в этой области находятся все те характеристики архаического мышления, которые были свойственны людям в древности: "образность, конкретность, превалирование чувственных впечатлений, невыделенность личности из окружающего мира, отсутствие логически построенных понятий и абстракций" [101, с. 40]. Если есть такой тип "языка", то соответственно именно на нем должны писаться тексты, обращенные, к примеру, к избирателям. Мы же излишне рационализируем их, теряя необходимый уровень эмоциональности.
Реально по объему принимаемой информации визуальный канал является основным. Первое впечатление от встречи формируется на семь процентов содержанием, но на 38% — голосом и на 55% — внешностью [540, р. 27].
В результате 16% вербальных тем, переданных по телевидению, запоминается более половиной аудитории, в то время как среди визуальных тем этот процент достигает 34. При этом 69% процентов вербальной информации пропадает, поскольку замечается менее, чем третью аудитории. Это же
имеет место только в случае 50% аудиовизуальной информации. В случае воспоминания вербальных тем 32% испытуемых делают ошибки, 15% - в случае аудиовизуальных тем [495, р. 330].
По этой причине телевидение занимает важнейшее место в политических кампаниях. Президенты прилетают в чужую страну в такое время, чтобы попасть в прямой репортаж теленовостей. Одним из побудительных мотивов захвата заложников террористами служит их желание попасть на экран.
Человеческая цивилизация по разному оценивает роль визуализации в разное время. В средние века приоритет отдается слуху, осязанию, обонянию, общество того времени характеризуют термином "визуальная отсталость" [436, с. 287]. Современный период, вероятно, мы должны обозначить термином "визуальный синдром", когда все варианты сообщений пытаются в обязательном порядке переписать в визуальную форму. Если изобретение письменности начало движение в эту сторону, то изобретение телевидения довело этот процесс до логического конца.
В свое время Лидия Гинзбург писала о жестикуляции, рассматривая ее как внешнее, "физическое" поведение человека, особенно это касается прошлого, когда сословная одежда определяла и жесты человека:
"Потому что в формальных элементах жестикуляции полагалось выражать необходимость повелевать или повиноваться; чувство собственного достоинства или трепет услужли-вости. <...> В наше время, когда одежда главы правительства не должна отличаться от костюма любого служащею, выразительная жестикуляция запрещена по крайней мере на службе. Она пробивается тайком и бессистемно в чересчур заметном поклоне или чересчур нежной улыбке служебного подхалима[79, с.79].
Другой представитель русской формальной школы Виктор Шкловский написал в своей художественной книге "Zoo":
"Если бы я имел второй костюм, то никогда не знал бы горя. Придя домой, переодеться, подтянуться - достаточно, чтобы изменить себя. Женщины пользуются этим несколько раз в день. Что бы вы ни говорили женщине, добивай-
тесь ответа сейчас же; иначе она примет горячую ванну, переменит платье, и все нужно начинать говорить сначала. Переодевшись, они даже забывают жесты" [432, с. 129].
Как видим, внешние параметры могут существенным образом видоизменять поведение человека. Тем более это касается лидера, для которого значимыми оказываются не только основные краски, но и полутона. И возможно, полутона для него могут оказаться в ряде ситуаций даже важнее.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Телевидение занимает первое место среди всех средств коммуникации по таким параметрам, как человеческий интерес, контекстуальная информация и помощь в понимании. ТВ получило оценку 5,5 по семибальной шкале [495, р. 329].
Телевидение создает ощущение синхронности с событием, которое не достигнуто нигде более. СМИ все время стремились к сокращению времени между событием и его освещением. Но газета представляет освещение событий вчерашнего дня, какие бы ухищрения ни предпринимались по этому поводу. Свести этот разрыв к нулю может только телевидение.
Телесобытие воспринимается аудиторией как более достоверное еще и потому, что визуальная коммуникация не учитывает наличие фильтров в виде режиссера, оператора, редактора. Зрителю же кажется, что он видит само событие, к которому никто не прикоснулся. Печатная информация с с этой точки зрения уже не само событие, а описание его. В случае телевидения имеет место феномен совмещения события и описания.
Телевидение, в сравнении с газетой, дает также большой набор тайней информации. Особенно это заметно в случае прямых репортажей. Сопоставляя их с просто телевизионными новостями, можно увидеть массу иной информации, которая в противном случае не попала бы к нам. При встрече официальной делегации мы видим, кто с кем говорит, кто курит, кто как одет. Автор (говорящий) входит в процесс коммуникации наравне с сообщением, в ряде случаев он пересиливает произносимые слова. Д. Рисмен писал о смене ге-
роики эпохи в связи со сменой основного канала коммуникации [S37]. Если раньше это были лидеры производства, то сегодня на первое место вышли лидеры досуга, лидеры потребления (актеры, режиссеры, поп-певцы и т.д.).
Пользуясь классификаций К. Юнга, можно утверждать об определенном переходе от интровертных СМИ к экстравер- тным, хотя он не говорил о СМИ. К. Юнг утверждает, что "экстравертный чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление скорее всего способно мешать чувству" [448, с. 600]. И далее: "Опасность для экстраверта заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого" [448, с. 409]. По сути, это более эффективный способ социального управления, где все заключено во внешних параметрах, а их вполне можно контролировать. Здесь нет мышления, здесь нет сообщения как чего-то нового, а только напоминание, активация того, что уже присутствует в человеке в свернутом виде.
Д. Дайян и У. Катц проанализировали электронные церемонии, т.е. вынесение на экран церемоний, которые являются чем-то средним между спектаклем и празднеством. Церемония в качестве важного своего аспекта включает реакцию аудитории. Авторы анализировали "королевскую свадьбу" — Дианы и Чарльза. Интересной семиотической особенностью в ней было использование "символов символов" - бумажных флажков, бумажных полицейских шлемов, как бы отражающих реальные символы — флаги и шлемы. Реакция аудитории демонстрировала харизматическую легитимизацию данного события типа приветствия флажками официальных символов. Авторы предлагают модель "заражения", когда вся Англия охватывается единым событием. "Символично, всей Англии подавался один завтрак" [478, р. 29]. Телевидение сегодня стало главным инструментарием создания публичности.
МОДЕЛИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Модель М. Маклюэн
Маршалл Маклюэн предложил два центральных пред- ставления. С одной стороны, определяющая значимость Формы коммуникации. В его словах это звучит как "среде-
тво есть сообщение" ("the medium is the message"). При этом содержанием одного средства становится другое средство. Например, содержанием письма является речь. Он также разделил масс-медиа на два класса: горячие и холодные. Горячее средство доводит использование одного органа чувств до максимума. Соответственно, в случае горячего средства требуется меньшая включенность, в случае холодного — большая.
Маршалл Маклюэн считал телевидение и телефон холодными средствами, а радио и кино — горячими средствами коммуникации. "Горячий канал требует меньшего участия, чем холодный, как лекция требует меньшей включенности, чем семинар, также и книга сравнительно с разговором" [521, р. 37]. Соответственно, большинством телезвезд являются мужчины, то есть "холодные характеры", тогда как большинство кинозвезд — женщины, поскольку они могут быть представимы как "горячие характеры" [521, р. 277]. Холодное средство заставляет получателя информации проделать гораздо большую работу, чем горячее средство.
И уже в 1964 г. он справедливо заявил, что будущая война будет выиграна информационными технологиями, поскольку каждая новая война использует самую последнюю технологию. И действительно, три десятилетия спустя мы стали свидетелями развала Советского Союза в результате именно коммуникативной войны, а также особой роли коммуникации в войне в Персидском заливе. Выигрыш/проигрыш сегодня является элементом информационной войны, к примеру, Чечня или расстрел парламента в Москве 1993 года, независимо от результата в мире реальном, проиграны в мире информационном и в мире символическом.
Маршалл Маклюэн соответственно предсказывал те или иные типы передач, исходя из того, что ТВ является холодным каналом: выигрышно то, что представляет процессы, нуждающиеся в завершении. Такими передачами являются "Угадай мелодию", "Поле чудес" и т.д. В этом аспекте могут возникать и спорные высказывания, хотя они полностью соответствуют модели. Так, Маклюэн считает, что человек, внешность которого четко раскрывает его социальную роль и статус, плох для ТВ: "Когда представляемое лицо выглядит просчитываемым, как это было в слу-
чае Никсона, телезрителю нечего заполнять. Он чувствует себя неуютно с подобным ТВ-имиджем" [521, р. 288].
Комиксы также требуют максимального участия, они также соответствуют мозаичной форме газеты. Первые книги комиксов появились в 193S г. Комиксы — это холодные средства, поскольку напоминают рукопись. "В существенно визуальной культуре трудно передавать невизуальные свойства пространственных форм, словно объяснять визуальность слепцу" [521 р. 290]. Маклюэн при этом обращает внимание на странный феномен: мы спокойно относимся к своим изображениям на фотографии или в зеркале, но не узнаем рвав голос на магнитофоне.
Важным для специалистов в области ПР является разгра-ничение кино и телевидения:
"Телевизионное изображение не складывается из большого количества деталей и, в отличие от кино, не несет о них подробной информации. Это аналогично различию между старыми рукописями и печатным текстом. Если для первых характерно свободное начертание, то для второго — одно- образная, интенсивно повторяемая точность. Типографский шрифт привнес вкус к точным измерениям и повторяемости, а эти понятия теперь ассоциируются у нас с наукой, с математикой" [220, с. 173].
Фотография позволяет изолировать события во времени, иле не делает телекамера. И далее по поводу политики:
"На место политической точки зрения пришла за-влека-тельная политическая жестикуляция. Вместо конечного ре-~, эультата аудитория переключила внимание на процессы, ха-и растеризующие политическое действие. В периоды быстрого с роста нового четкость очертаний происходящего оказывается размытой. А размытые контуры как раз и характерны для телевизионного изображения, которое само по себе максимально стимулирует рост и поиски новой завершенности" 20.C.176].
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 610;