ИМИДЖ В СТРУКТУРЕ МИРА 15 страница
Этим методом пользуются политики, когда, к примеру, рассказывают нам о "чилийском опыте реформирования экономики".
Имиджмейкеры также пользуются методами, которые подучили в НЛП свои собственные обозначения. Это ин-«онгруэнтность (то есть несоответствие сигналов, которые посылаются через разные каналы коммуникации) и борьба с ней, что выражается, в частности, в обучении политиков умению не демонстрировать неуверенность и растерянность.
При этом интересна и общая задача, которая стоит в рамках НЛП - согласование моделей мира клиента и психотерапевта. Ее формулируют в следующем виде:
"Когда ваша репрезентация какого-либо явления или пе-реживания значительно отличается от репрезентации другого человека, вы приходите к выводу, что кто-то из вас "галлюцинирует" или даже "лжет". С другой стороны, если ваши репрезентации очень схожи, то вы начинаете полагать, что находитесь в состоянии "эмпатии". <...> Для наших целей не столь важно, что было сказано на самом деле; нам важно понимать, что один говорит нечто одно, а другой слышит нечто другое" [83, с. 84].
• В этой области и лежит умение "сильных коммуникаторов?' типа Рональда Рейгана, который мог говорить так, что «©хорошо понимали все. Как политика, понятного для всех, мрактеризует И. Иванченко Владимира Жириновского:
"Жириновский непредсказуем. Он может утром говорить одно, вечером другое, а делать третье. И это идет, как вам это ни странно, ему на пользу. Потому что неопределенность притягивает. Этого человека все время хотят видеть и слышать, даже думая о нем негативно. Его имидж гениален. В России Жириновский, пожалуй, народу ближе всех политиков. Если выступают, скажем, Явлинский или Гайдар, понятно, что они будут говорить о процентах, бюджете и прочих малоприятных вещах. И особо слушать их не стремятся. То ли дело непредсказуемый Жириновский!" (Факты и комментарии, 1997, 17 октября).
Одна из первых переведенных работ по НЛП называлась "Из лягушек в принцы" [94]. Но собственно именно по этой стратегаи и идет вся работа имиджмейкера, ведущего свой объект к максимально позитивному полюсу. Следует также отметить статью профессора Н. Конюхова "Психотехнологии предвыборных баталий" [179], где предложено выделение двух типов электората: с метапрограммой "общее" и с метапрограммой "различие". Одни склонны выделять общее, сходное, аналогичное, они менее ситуативны и менее подвержены влиянию эмоций. Другие видят во всем различия, несовпадения, контрастности, для них важна предрасположенность кандидата к к новому, к динамизму своих взглядов. Первый тип избирателя отличается стабильностью интересов, на него нужно влиять задолго до начала избирательной кампании. Заблаговременная агитация людей с метапрограммой "различие" не имеет смысла, поскольку им наиболее приедается повторяющийся стиль убеждения. Таким образом, разные типы избирателей получат разные типы работы с ними.
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
Важным феноменом управления общественным вниманием следует признать введение не только самой информации, но и одновременное введение моделей ее позитивного восприятия и оценки. Человек при этом получает не только сообщение о той или иной кампании, но и модель одобре-
ния ее из уст уважаемых и популярных личностей. Мы также уяпя в атмосфере, когда СМИ постоянно были заняты порождением "одобрямса". Это важно по причине возможности разнообразных моделей оценки того, что происходит. Чтобы избежать не той оценки, вводится тип поведения, который призван положительно оценить происходящее.
Массовое сознание нуждается в определенных подсказках, в определенных опорных точках, которые помогают ему вырабатывать свое мнение. Даже на элементарном уровне, к примеру, в рамках теории переговоров, говорится о том, что следует находить общие с аудиторией оценки, что позволяет затем осуществлять перенос на те события, по которым аудитория еще не имеет своих оценок. Среагировав положи-явпьно на совпадающие оценки в прошлом материале, аудитории более легко воспримет предлагаемые ей новые типы ццвнок. При отсутствии общих точек, к примеру, незнако-мые люди могут начать говорить о погоде.
Достаточно часто эта идея введения модели восприятия предлагаемой информации дискутировалась во внутренних «рявериалах кампании 1968 г. Р. Никсона. Одновременно эта щв модель заложена в переходе от одноступенчатой к двухступенчатой модели восприятия сообщений СМИ, в рамках которых функционируют "лидеры мнения", влияние когорта на аудиторию превосходит влияние СМИ. Лидеры мнения сами по себе являются положительной моделью восприятия, которая облегчает проникновение сообщений СМИ в сознание. Лидеры мнений используют уже имеющиеся в их распоряжении пути воздействия, которые были апробированы на ином материале.
Таким образом, создать прогнозируемую реакцию на сообщение можно путем создания этой самой реакции с помощью введения готовых моделей восприятия. Именно на эксплуатации этой особенности массового восприятия стро-ится, к примеру, опора на лидеров мнения. Известно, что их число составляет 10-20%, но они в свою очередь «накрывают» всех остальных. Создаются определенные мини-кружки, (состоящие из 4-5 человек, где происходит окончательное восприятие сообщений. В результате чего СМИ сначала воз-действуют на лидеров мнения, а те в свою очередь на осталь-ное население, что получило название "двухступенчатой" модели коммуникации.
Вспомним, что в бывшем СССР этот метод внедрения активно использовался. Одновременно с сообщениями создавались и модели их восприятия, и оценки. Например, типичной сценкой могло быть следующее — рабочие обсуждают (читай — одобряют) решения съезда. Развертывались пропагандистские кампании, где существенным моментом было именно внедрение позитивной оценки происходящего путем таких мини-сценок одобрения, к примеру, обсуждение произведений Л. Брежнева "Целина" и др. Население при этом получало не только Текст, но и следующий шаг — принятую в обществе оценку этого Текста.
В рамках правительственных паблик рилейшнз США работает аналогичный метод использования surrogate speakers*.
Если сама администрация рассказывает о себе и своих действиях, население воспринимает подобное сообщение с долей скептицизма. Когда же в этой роли выступают люди нейтральные (профессор университета, отставной генерал), то уровень доверия к такому сообщению возрастает. Особенно учитывался "местный колорит" в отборе этих "суррогатных выступающих", это должен быть, к примеру, профессор из данного штата, где проходит это выступление. Но по сути это та же модель одобрения, исходящая со стороны.
Нам представляется, что и религия активно строится на ритуальных моделях восприятия своих сообщений, поскольку она достаточно четко определяет не только порождение сообщений, но и правила их слушания. Религиозная коммуникация жестко задает не только возможные типы сообщений, но также предопределяет типы реагирования на них, то есть реальные типы коммуникативного поведения в рамках данного религиозного поля. То есть идет явная подсказка населению, выводящая на тот или иной тип поведения. С другой стороны, средства массовой коммуникации не дают нам подобных моделей восприятия своих коммуникативных потоков. Они отданы на откуп стихии. И если в случае телевидения (например, восприятие "мыльной оперы") мы можем говорить о многотысячной зрительской модели, то она не отличается многообразием. Это просто люди перед телевизором, что говорит о достаточно сильно пассивной
Коммуникаторы, заменители (англ.) — Прим. Т.П.
модели зрительского поведения, даже в случае максимальной увлеченности этим типом сообщения.
Массовое сознание постоянно нуждается в подсказке, поэтому внедрение моделей восприятия становится для него очень необходимым. Модель работы здесь покоится на том, что, как считают психологи, для человека более комфортно иметь представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются ими. Человек сам стремится в более комфортную для себя ситуацию, которая в данном случае выступает как поддерживающая его представления.
Модель официальной коммуникации благодаря такому подходу приобретает личностный характер, а личностная коммуникация несомненно более эффективна, чем внелич-ностная коммуникация. Внедрение моделей восприятия в аудиторию представляет собой перевод официальной коммуни-кации в неофициальную. СМИ в любом случае сильно сориентированы на интересы аудитории. Они в качестве "эха" повторяют то, что до этого высказала сама аудитория.
Важным аспектом этого подхода является также и то, что, пк считают психологи, человек все время стремится находиться на уровне, комфортном для себя, как об этом мы говорили выше. С этой точки зрения, ему "выгоднее" иметь те представления, которые поддерживаются, а не оспариваются другими. В соответствии с этой моделью ему и предоставляются готовые ситуации одобряемого поведения.
КОНТЕКСТНОЕ ВВЕДЕНИЕ ЗНАКОВ
- В основном мы говорили о введении сообщения с помощью знака-человека. Но этот "инструментарий" часто является недостаточно четким. Амбивалентные сообщения наименее интересны для передачи, посколысу неизвестно, как Шенно они будут проинтерпретированы. И в результате мо-*Уг быть потрачены интеллектуальные и материальные ре-<3фсы, а введенное сообщение будет способствовать продвижению к иной цели.
Следует отметить также, что даже в том случае, если •"объект" прекрасно владеет языком тела, все равно массовое сознание нуждается в существенной подсказке, поскольку
мы привыкли работать в ситуации языка с большой долей избыточности, как это имеет место в случае естественного языка. Тогда никакой уровень "шума" не мешает продвижению сообщения.
НЛП говорит в этом плане о конгруэнтности/инкошру-энтности. Для нашего случая этот процесс можно понять, как подачу сигналов, которые противоречат один другому. Специалист по НЛП сориентирован на поиск подобной ин-конгруэнтности, чтобы проследить наличие определенной проблемной ситуации как характерной для данного человека. В случае лидера мы можем говорить о не очень выгодном для него сочетании противоположных характеристик. Так, случилось, например с Н. Рыжковым, когда, благодаря А. Собчаку к нему приклеился ярлык "плачущего большевика". Это принципиально плохое сочетание для лидера, поскольку в его образе не может присутствовать черта уныния вообще, да еще в такой крайней форме, как "плачущий". Интересно, что в другом случаенесочетаемые характеристики вполне приемлемы. Это образ леди Ди. Вот какие записи сделали российские граждане в "Книге соболезнований" английского по сольства в Москве (Комсомольская правда, 1997, 4 сентября):
"Ты была самой изящной женщиной Земли, сильной и твердой и необыкновенно нежной и хрупкой одновременно..." "Маленький мотылек с огромным сердцем..." "Удивительное сознание Божье с грустным взглядом нежных глаз, за что забрал тебя от нас Господь?..."
Вероятно, в этом случае качества "лидерские" и "женские" позволяют создать такой необычный букет, неприемлемый в случае сочетания с "мужской" характеристикой.
Имиджмейкер должен уметь пользоваться методами косвенной коммуникации, когда нужное сообщение передается путем насыщения контекста лидера знаками того сообщения, которое нужно передать. Например, нам необходимо ввести такие характеристики, как "ум" или "храбрость". Первое может быть визуально передано с помощью введения в контекст знаков, которые массовое сознание традиционно связывает с понятием "учености". Это могут быть кни-
ги, газеты, журналы, компьютер. Лидер может заняться работой с бумагами, писать какие-то тексты. Лидер должен быть помещен в принципиально авторитетную позицию: он говорит, остальные "внимают". Именно так подается лидер в телевизионных новостях. Лидер должен легко отвечать на вопросы журналистов, при этом за кадром может остаться то, что он отвечает на уже известные ему вопросы. А чтобы не попасть в непредсказуемую ситуацию, Р. Рейган мог просить не глушить мотор вертолета, пока он шествовал по лужайке к Белому дому, а ожидавшие его журналисты не могли докричаться до него со своими вопросами. Коммуникация "храбрости" возникает на фоне знаков, передающих "опасность", "хаос", "нестабильность". Лидер на фоне бушующей толпы. Леди Диана, посещающая больных СПИДом. Лидер среди развалин, оставшихся после землетрясения.
Во всех подобных ситуациях нейтральный лидер принимает на себя знаковость контекста. Это нечто вроде монтажа в кино, когда оказавшиеся рядом кадры начинают связываться причинно-следственной связью. Это же лежит в основе приглашения на те или иные мероприятия "звезд". Как сообщает пресса, приглашение Майкла Джексона стоит 2,4 миллиона долларов, Элтона Джона или Уитни Хьюстон - 1,6 млн. Дешевле всех стоит Том Джонс — 90 тыс. долларов, поскольку он уже ушел с центра общественного внимания (Факты и комментарии, 1997, 24 октября). Отсюда видно, что подобные "знаки" используются достаточно осознанно. Они могут быть как "человеческими", задающими особый статус тому или иному перформансу, так и просто "вещественными".
В этой сфере лежит и феномен меценатства. Првиедем пространную цитату из труда довоенных исследователей, чтобы увидеть в этом аспекте также и исторический оттенок:
"Меценатство многообразно и изменчиво. Незадолго до революции роль покровителей литературы и искусств любили играть московские купцы. Большинство из них не имело при этом собственных литературных и художественных вкусов и всецело полагалось на окружавших их литераторов и художников, сбывавших им модернистские произведения в эпоху, когда на художественном рынке спроса на них не бы-
ло, и основывавших на их средства журналы и издательства, рассчитанные на ежегодную дотацию. Поскольку каждая новая литературная система, прежде чем она дойдет до широких кругов потребителей, обеспечивающих ей своим спросом материальную возможность существования, должна пережить своеобразный "детский возраст", поскольку далеко не все в искусстве тем значительнее, чем большим рыночным спросом оно обладает, постольку нельзя отрицать за меценатствующими миллионерами Москвы крупного значения в деле помощи литературному символизму и некоторым футуристическим течениям живописи. Следует при этом отметить, что низкое художественное образование этих купцов и своеобразная конкуренция между отдельными торговыми фирмами обеспечивали художникам и литераторам их полную материальную независимость. Не понимая в искусстве ничего и поэтому им не удовлетворяясь, купцы руководствовались в своем меценатстве отнюдь не эстетическими соображениями: тут играла роль мода, стремление заставить о себе говорить, сомнительное удовольствие видеть свое имя на обложках непонятных книг и журналов" [15, с. 48].
Как видим, мотивы меценатства очерчены достаточно подробно.
Глава третья
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИМИДЖЕЛОГИИ
"ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА" ИМИДЖЕЛОГИИ
Мы рассмотрели некоторые аспекты, условно определив их как "инструментарий имиджелогии". Но самым главным правилом имиджелогии служит следующее: никакая имид-желогия не сможет заменить реалий. Она может только помочь — усилить позитивные стороны и приглушить отрицательные. Если же реальность не будет поддерживать имидж, ок подлежит разрушению. В целом в качестве идеального примера можно разобрать известную сказку Ганса Андерсена "Новый наряд короля". В основу ее сюжета заложена идея — глупец не может увидеть волшебной ткани, которую ткут ткачи-мошенники. И каждый, боясь оказаться не на своем месте, подтверждал, что видит и узоры, и краски. И король так бы и ходил, кстати, подтверждая теорию Э. Но-аяь-Нойман о "спирали молчания" [261], где считается, что меньшинство боится говорить, а человек не хочет оказаться Я меньшинстве. Ситуацию в сказке разрушает ребенок, единственное существо, которое не было еще включено в сети социального взаимодействия.
Брендан Брюс говорит о таких четырех параметрах, являющихся базовыми для любой кампании [469, р. 97]:
• следует обращаться к созданию 1шиджа задолго до того, как. наступят выборы;
• в основе коммуникации должен быть простой язык, а Рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого;
• обязательно необходимы эксперты со стороны;
• создание имиджа является только дополнением, но не заменой политики.
"Высшей математикой" имиджелогии станет использование данного инструментария в кампании, т.е. в стратегической, а не тактической коммуникации.
На первое место при этом выходит утрировка. В целях работы с массовым сознанием не подходит акварель, лучше работает плакат или театральная декорация, т.е. то же изображение, но утрированное в целях более эффективного воздействия. Мы должны добиваться принципиальной утрировки характеристик, чтобы достичь массовой аудитории и закрепиться в ее памяти. Например, мы уже говорили выше об ориентации по полу. Сейчас попытаемся свести эти характеристики в единую систему. Утрировка требует от политика-мужчины максимальной подчеркнутости мужских черт, начиная от жестов Б. Ельцина, командирского голоса А. Лебедя, обаятельности тембра Ю. Яковлева и тд. В то же время другой полюс, где расположена женщина — поп-звезда, требует максимальной утрировки ее женских характеристик, отсюда часто встречающийся тип эстрадной певицы — женщина-вамп. Поэтому и возникает порождение к месту и не к месту сексуально-ориентированных интервью для прессы. Женщина-политик уже занимает иные позиции: ей сознательно вводят определенные мужские черты. Интересно, что современные певцы-мужчины в своем голосе несут сильные женские черты. Имидж Мадонны несет информацию не только о гетеросексуальной, но и гомосексуальной ориентации.
Если политик "умный", то он должен выглядеть "умный, аж страшно", говоря словами одной киногероини. Это построение по типу "человека рассеянного" С. Маршака, когда подчеркивание той или иной характеристики доводится до максимально возможного предела.
Политические кампании являются высшим взлетом имиджелогии, представляя собой комплексное применение ряда приемов. Вспомним прошедший на наших глазах ряд подобных кампаний.
Б. ЕЛЬЦИН в президентской кампании 1996 г. дистанцировался от ситуации с экономикой и перевел борьбу в плоскость борьбы с коммунизмом с приписыванием Г. ЗЮГАНОВУ максимально негативной роли. При этом негатив-
ная роль компартии в прошлом автоматически переносилась на ее роль в настоящем.
A. ЛЕБЕДЬ в рамках той же кампании был представлен в ситуации "военного командира", активизировав в сознании законы автоматического подчинения, перенеся на образ кандидата надежды на решение кризисной ситуации элементами военного управления, в первую очередь, это касалось борьбы с преступностью. В качестве примера такой работы активно демонстрировалось мирное урегулирование ситуации в Приднестровье.
Л. КУЧМА в президентской кампании 1994 г. шел под имиджем реформатора, которому не дали развернуться в роли премьера. То есть запускалась не только выгодная для массового сознания того периода роль, но и оправдание отсутствия результата в этой роли.
Ю. ЛУЖКОВ для того, чтобы перейти от уровня московского хозяйственника на уровень общенационального лидера, запустил сценарий, связанный с Крымом, т.е. соответствующий уровню явно другого порядка.
B. ЖИРИНОВСКИЙ, не имея иной возможности выхода на массовую аудиторию, активно порождает события, имеющие "самопересказываемый" характер, к примеру, венчание В январе 1996 г. со своей супругой Галиной после того, как они уже отметили серебряную свадьбу. Характерной стратегией для символизации первых лиц является подача их как бы "над схваткой" — как символа и арбитра нации. От-oiona борьба даже в области орфографии — требование писать с большой буквы слово Президент. Сходные процессы наблюдались в истории России. Монарх начинает в процессе богослужения называться "святым", "Христом", что вызывает прЬтесты со стороны старообрядцев. Возникают даже те же орфографические проблемы: слово "царь" пишется в сокращении с титлом однотипно как в случае царя небесного, так ■ в случае царя земного. Аспекты возвышения переносятся ва всю семью: "сакрализация распространяется на всю царскую семью, высокоторжественные дни с их пышностью и награждениями складываются в особую систему религиозного почитания царя и царского дома" [386, с. 284].
В этот же период сакрализации возникает и проблема са-мозванцев: "Самозванчество и является при этом претензи-ей на сакральный статус царя" [386, с. 219]. Кстати, в рам-
ках бывшего СССР после смерти Сталина мы видим уже обратный процесс десакрализации, когда "монархи" — члены политбюро, наоборот, начинают постепенно терять остатки харизмы. Наиболее ярко это проявилось при Брежневе, когда вся официальная риторика была направлена на завышение имиджа, а вся неофициальная в виде анекдотов — на занижение. Эти противоположно направленные тенденции окончательно "разорвали" этот имидж. Помощник К. Черненко Виктор Прибытков считает также, что против Брежнева специально запускалась отрицательная информация:
"В самом начале 1982 года вокруг имени Брежнева закрутился целый ряд интригующих событий и фактов. Для затравки из КГБ начали интенсивно распространяться слухи о том, что генсек резко и бесповоротно "впал в маразм", потом была произведена "утечка информации'' о незаконных валютных операциях детей генсека, при этом говорилось, что они чуть ли не бегут за границу. Неожиданно разоблачается друг Брежнева — секретарь Краснодарского крайкома партии Медунов. Начали мереть, словно мухи, другие сторонники генсека: во время пустячной операции в "Кремлевке" гибнет первый секретарь Якутского обкома партии Чиряев, за ним тотчас следует непонятная смерть первого секретаря из Татарии, первого секретаря из Таджикистана, председателя Совмина Грузии...'' [311, с. 150-1511.
Важным аспектом имиджелогии является учет постоянно меняющихся массовых настроений. Каждая кампания должна отталкиваться от своей позиции, полученной в результате тщательно проведенных опросов общественного мнения. Р. Верслин строя свою кампанию для Р. Рейгана, четко уловил это.
При этом базовые характеристики остаются неизменными. Приведем их в интерпретации Н. Греча.
"Я сказал уже, что вступление на престол Александра приветствуемо было как самое счастливое и вожделенное событие. И в сане наследника престола был он любимцем и кумиром русского народа. Молодой, красавец, кроткий, любезный, благотворительный царевич привлекал к себе все сердца и царствовал в России еще до вступления своего на престол" [89, с. 119-120].
Здесь присутствует список качеств, с которым и сегодня никто не поспорит.
Базовым же остается стремление двигаться вдоль списка доложительных характеристик и дистанцироваться от характеристик отрицательного свойства. В передаче КВНа (март 1997) прозвучала шутливая реклама, опирающаяся на эти две закономерности: "L&M — свидание с Америкой. "Беломорканал" — свидание закончено". Или вот тип аргументации, оправдывающей поведение у А. Лебедя:
"Было время, когда я верил коммунистам. Но после XVIII съезда компартии мне стало понятно, что у них нет будущего. Ельцин такой же партийный работник, как и Зюганов. Я выбирал не Ельцина, а наименьшее зло. А то, что я ушел из государственных структур, расцениваю как победу, а не как поражение" (День, 1997, 20 февраля).
Политика и политики начинают повторять те или иные свойства массовой культуры в целях увеличения эффективности своего воздействия. Д. Рисмен говорил, что политику пришлось стать актером, чтобы уметь рассмешить, уметь удержать внимание человека, сидящего у экрана телевизора {537J. Соответственно "телеинтерпретация" выборов концентрируется не на разнице проблем и подходов, а на освещении процесса гонки претендентов [527]. Последнее, вероятно, связано с тем, что гонка более зрелищна и может заинтересовать большее количество зрителей, чем копание в сути обсуждаемых проблем. В выборах 1992 года освещение "гонки" заняло 35% вечерних новостей (в 1988 году - 27%). На втором месте стали опросы общественного мнения - 33%. Проблемы заняли менее трети времени (две пятых - в 1988 г.).
Мы видим, что канал коммуникации начинает существенным образом определять суть происходящих событий, впитывая из процесса только то, что сам считает нужным. Но это отражается на самом процессе, который в ответ начинает усиленно порождать типы событий, интересных в первую очередь телевизионному каналу. Это феномен влия-иияформы на содержание. Он также прослеживается во влиянии массовой культуры на политику.
Современная массовая культура может трактоваться нами как производство продукта для массового потребления. Отсюда следует принципиальная одноразовость этого продукта, что необходимо для постоянно возобновляемой продажи
его. Вечность Моцарта с точки зрения сменяемости продаваемого товара становится неинтересной. Одноразовость предполагает определенную одинаковость продукта, в противном случае кому-то удалось бы выделиться и закрепиться надолго. Если перенести эту ситуацию на политику, то она объяснит нам сегодняшнее существование многих партий с "лица необщим выраженьем". Они есть и их одновременно нет, поскольку потребитель не может реально отделить одну партию от другой.
Как сегодняшние дети больше любят героев комиксов с их внешне выраженными приключениями, чем героев сказок с выраженным внутренним развитием, так и современные новости концентрируются на внешне выраженных событиях, а не на их версиях или стоящих за ними объяснениях. Венчание В. Жириновского сменяется спрыгиванием на арену цирка Ю. Лужкова — этот калейдоскоп не имеет конца. При этом нам все время приходится учитывать повышение порога безразличия из-за привыкания аудитории. Условный пример: если в классическом детективе необходимо было иметь только одно убийство, то сегодняшний боевик требует уже десятки убийств для того, чтобы удержать зрительское внимание.
Моцарт требует подготовленного слушателя, современный поп-певец удовлетворяет всех. Для охвата самой массовой аудитории произошло упрощение сообщения, чтобы достичь самой массовой аудитории. Политик также обращается к массовой аудитории, поэтому он и выходит на такие параметры воздействия, как умение рассмешить, поддержать внимание. Происходит явное понижение сложности порождаемого текста. Р. Верслин, к примеру, говорит о работе только с тремя-четырьмя темами.
Вкусы массового сознания достаточно консервативны, поэтому население стран СНГ избирает политиков из того же "политического гнезда", что правило до этого. Практически все первые президенты — это секретари ЦК республиканских компартий. Именно им удалось порождать сообщения амбивалентного характера, в которых были громкие слова о реформах, но и успокаивающая информация о том, что ничего кардинально не изменится.
Массовая культура подает поп-звезд в обязательном контексте их личной жизни, это же стала делать и политика. В вихре политического внимания закрутились не только до-
чери и жены, но даже и любовницы, как это имело место с Б. Клинтоном. Но, как оказалось, подобное внимание было характерно даже для такого затворника, каким был "товарищ Сталин". Дочь Светлана вспоминает, как ее внезапно привезли на встречу с Черчиллем:
"Отец был чрезвычайно радушен. Он был в том самом гостеприимном и любезном расположении духа, которое очаровывало всех. Он сказал: "Это моя дочь!" и добавил, потрепав меня рукой по голове: "Рыжая!". Уинстон Черчилль заулыбался и заметил, что он тоже в молодости был рыжим, а теперь вот — он ткнул сигарой себе в голову... Потом он сказал, что его дочь служит в королевских военно-воздушных силах. Я понимала его, но смущалась что-либо произносить. Со мной было покончено, разговор пошел по другому руслу - о пушках, самолетах... Я почти все понимала еще до того, как переводчик В.Н. Павлов стал переводить. Но мне не дали слушать долго, — отец меня поцеловал и сказал, что я могу идти заниматься своими делами. Почему ему захотелось показать меня Черчиллю, мне тогда не было понятно. А, впрочем, теперь мне это понятно — ему хотелось хоть немного выглядеть обыкновенным человеком" [6, с. 132-133].
Об этом же пишет в своем меморандуме Генри Треливен, из избирательной команды Р. Никсона, подчеркивая свой интерес к рекламе в женских журналах:
"В США больше женщин-избирательниц, чем мужчин-избирателей. Будут ли голосовать женщины за Ричарда Никсона, которого они сегодня считают холодным, непривлекательным, необаятельным? Нет. Смогут ли изменить этот давно сформированный имидж искусно задуманные тридцати- или шестидесятисекундные рекламные ролики? Пишущий считает, что, вероятно, нет, из-за ограничений ТВ-канала по следующим параметрам:
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 647;