ИМИДЖ В СТРУКТУРЕ МИРА 11 страница
Психолог А. Добрович предлагает роли, который также могут представить интерес для имиджелогии [цит. по 318, с. 112], поскольку задают разнообразные виды зависимости:
роль Покровителя - могучего и властного;
роль Кумира — знаменитого, обаятельного, пользующегося всеобщим восторженным восхищением;
роль Хозяина, или Господина - если вы будете послушны Господину, вас приблизят, обласкают, облекут относительной властью, но Господина нельзя гневить;
роль Авторитета - он больше других разбирается в каком-нибудь важном деле, не прислушаешься к нему, сядешь в лужу,
роль Виртуоза, или Ловкача - завораживает публику тем, что может совершить невозможное;
роль Удава — он видит все ваши слабости и в любую минуту готов поразить вас, вы предпочитаете подчиниться ему,
роль Дьявола - беспредельная власть и беспредельное зло.
Мы сами можем легко подставить те или иные фамилии политиков под эти роли (за исключением последних двух, чтобы никого не травмировать). Так, на роль Покровителя
можно вписать Б. Ельцина, на Хозяина, или Господина — Лужкова, на Авторитета - Г. Явлинского, на Виртуоза, или Ловкача — В. Жириновского. Роли Кумиров возникают у политиков спорадически. Тот же Б. Ельцин был кумиром, когда стоял на танке. Политики сильны как раз исполнением подобных стереотипных ролей, для которых заданы столь же стереотипные правила поведения окружающих.
Д. Ольшанский также выступил со своей типологией, подчеркивая, что она задана экспертным опросом пятидесяти человек (Совершенно секретно, 1998, №3). Политики получили кодовые имена, но полюса их шкалы задала страсть К вяасти, где первое место занял Б. Ельцин, последнее — М. Горбачев. Типология Д. Ольшанского предстает в следующем виде: - Царь — это особая сила власти, на фоне которой разговоры о демократии выглядят досужими. Б. Ельцин как политик №1 на российской арене. Он приходит как быстрый, решительный на смену медлительному и нерешительному М. Горбачеву.
Пяртайгеноссе — эта роль отдана Г. Зюганову, который, как считает Д. Ольшанский, стал за последнее время тенью Б. Ельцина. Он также выдвинул весьма интересную гипотезу, что Г. Зюганов еще и не готов взять власть: "Говорят, что в предвыборной президентской кампании 1996 года Геннадий Андреевич боялся своей победы больше, чем Ельцин - поражения. Иначе трудно объяснить резкий спад его активности между первым и вторым турами. Ельцин тогда слег по сердечным делам — и Зюганов затих. Понимал: его время еще не пришло. Знал: даже больной царь от власти не откажется".
Печник — так обозначена роль Ю. Лужкова. Это роль строителя, где наивысшую квалификацию имеет как раз печник. Возникающая ассоциация - русский купец. Его экспансия направлена не вертикально, а горизонтально, на захват новых территорий. Как пишет Д. Ольшанский: "Градоначальник — никак не царь. Это хозяин, причем работа-ющий. С психологической точки зрения это тип начальника. Сегодня — начальник города. Завтра, если сложится, начальник страны. Но только если само сложится. Если позовут — не из Кремля, а из Посада".
симулятор — на эту роль претендовал А. Лебедь. Главное в поведении - это симулирование политической дея-
тельности. В результате его не делают ни министром обороны, ни чиновником по особым поручениям. Спасает А. Лебедя и привлекает к нему то, что все он делает вполне искренне.
Понтер - это человек-игрок В. Жириновский, который может исчезнуть, если исчезнут окружающие его софиты. За кулисами он предстает как совсем другой человек, усталый и опустошенный.
Домоуправ — это аппаратчик В. Черномырдин, который не смог стать публичным политиком. Он не способен к жестким решениям, а может только претворять их в жизнь.
Умник — это роль Г. Явлинского, которая имеет одну опасную сторону: избиратели плохо относятся к подобному типажу. Самой сильной его стороной являются прекрасные навыки общения, самой слабой — недостаточные организационные навыки.
Расстрига — это образ М. Горбачева, который сам ушел от власти. Д. Ольшанский говорит, что он уничтожил власть: "И всю оставшуюся жизнь обречен оправдываться, как поп-расстрига, начавший вдруг преподавать научный атеизм - с той же истовостью, но с обратным знаком".
Минусом такой классификации является не типологическая ее ориентированность, а совершенно иное стремление — рассадить за конкретный столик конкретных людей. Приход нового человека сразу потребует введения нового типажа.
И. Винокурова говорит о дихотомии "господин - холоп" как традиционной для русской культуры. "Не ищи жилья, ищи хозяина", — говорили издревле на Руси, выражая еще одну интересную особенность русской ментальности. Признание получает тот "господин", который способен взять на себя ответственность и решить за "холопа" какие-то его проблемы" (Экономика и жизнь, 1995, №49).
В истории России было разграничение правильного/неправильного царя.
"Концепция особой харизмы царя коренным образом меняет традиционные представления: противопоставление праведного и неправедного царя превращается в противопоставление подлинного и неподлинного царя. В этом контексте "праведный" может означать не "справедливый", а
"правильный", "правильность" же, в свою очередь, определяется богоизбранностью. Таким образом, не поведение, а предназначение определяет истинного царя. При этом встает проблема различения истинного царя и царя ложного, которая не поддается рациональному решению: если истинные цари получают власть от Бога, то ложные цари получают ее от дьявола" [386, с. 218].
Интересно проследить "линию жизни" современных лидеров с их предшественниками: типа Клинтон - Кеннеди или генсек — верный ленинец. То же самое наблюдается и на уровне масс, когда фашисты прослеживали свою линию до энного колена в направлении чисто арийского происхождения.
И. Иванченко (Факты и комментарии, 1997, 17 октября) следующими словами характеризует миф в рамках работы имиджмейкера:
"Миф — это самое тонкое орудие. Для его создания нужен не просто имиджмейкер, а тайный советник, обладающий очень глубокой психологической подготовкой. Миф должен базироваться на определенном архетипе. Коща разыгрывается архетип, идет огромная волна идентификации тысяч людей с этим политиком. Например, архетип "драконобо-рец". Классический пример — Борис Ельцин во время осады Белого дома. Это бесстрашный герой, побеждающий во имя народа чудовище. Архетип "трикстера" - обаятельного и гениального авантюриста, вроде Остапа Бендера или барона Мюнхаузена. Этот архетип блестяще разыграл Владимир Жириновский. Вакантны архетип "Мудрого Старца" и женский "Великой Матери" (Индира Ганди, Беназир Бхутго). В Украине пока нет политика, положившего в основу своего образа архетип".
Мифологизация сознания аудитории предопределяет мифологическую опору и в массовой коммуникации. Поэтому идет попытка осуществить распределение по мифологическим полкам даже на уровне просто газетной статьи. Сергей Варцин написал в "Независимой газете" (1997, 15 февраля):
,(. "Где Сахаров, где Солженицын? На рынке славы другие .,,., Имена. Мефистофель наш российский, Жириновский, оказался не черным пуделем нашего воображения, а дьяволом,
и чуть не воплотился. Вообще, что за чертовщина кругом? Что ни политик, то мещанин, мелкий или крупный бес.
Но что ворчать о валетах, когда в королях ходят шестерки? Ельцин, Зюганов, Чубайс, Гайдар, Явлинский, Черномырдин — нарочно всех в кучу - представители разного по качеству мещанства. Степень популярности и есть степень омещанивания. Самый лучший мещанин, король мещан, — мэр Юрий Лужков. Потому и любим он больше всех. Не по хорошу он нам мил, а по милу хорош".
И. Черепанова предлагает метод строительства индивидуальных мифов в качестве психотерапевтической коррекции. Так, офицеру спецназа, но не уверенному в себе, не соответствующему своему мужественному образу, был написан ключевой текст под названием "Доктор-Воин". Газетная статья излагает результат в следующем виде: "Через несколько дней офицера, прочитавшего, "какой он парень", знакомые встречали вопросом: "Ты что, ростом выше стал?.." (Комсомольская правда, 1997, 11 февраля) Можно привести следующий отрывок из этого текста в качестве примера:
"Он - воин. Он побеждал днем и ночью, в воздухе и на земле, в степях и горах. Сотни раз он специально поднимался высоко в небо и ястребом падал на землю, выполняя свое особое назначение" [419, с. 320]. Здесь мы имеем как бы обратный процесс: воздействие не на аудиторию, а на сам объект. Правда, можно говорить, что это и воздействие на аудиторию сквозь миф, усвоенный самим объектом.
Миф человека военного также используется современными политиками, поскольку образ армии занимает лучшее место в массовом сознании, чем представители исполнительной власти. Р. Аушев, отвечая на вопрос С. Сорокиной в программе "Герой дня" (НТВ, 1998, 10 марта), почему он ходит в военной форме, отвечал, что так ходят и ходили Де Голль, Кастро, Саддам Хусейн.
Определенная степень коварства также записана в этот идеал политика. Отсюда наше спокойное отношение к констатации типа: политика — это грязное дело. А Кива писал в далеком 1991 г.: "Говорят (именно говорят, ибо подтвердить этого я не смогу), что, встретившись с Михаилом Горбачевым первый раз, когда он был не то вторым, не то третьим человеком в нашем государстве, Маргарет Тэтчер
отозвалась о нем очень высоко, однако же обронила слово (может быть, лишь намек) "коварный" (ЛГ-досье, 1991, 7*6). Подобная черта как раз и позволяет политику делать непредсказуемые поступки, когда его положение ухудшается. Его задачей является всегда находиться на гребне волны — и популярности, и власти.
Мифологизация образа политика вытекает из того, что работа происходит с массовым сознанием. Массовое сознавав приемлет только четкие картины. При этом достаточно часто происходит "перевод" на картинки упрощенного по-Так, Кравчук стал "хитрым лисом", Ельцин воспринимается в мире как "русский медведь". В Германии Адена-до был "старым лисом", а Эрхард из-за его грузных форм — "человеком-барокко". Кстати, и Клинтон считался "хитрым Билли". Интересно, что на самом деле это не совсем внешние параметры, они в сильной степени задают и тип поведения, свойственный тому или иному лидеру. Введение подобных символических интерпретаций существенно облегчает для массового сознания восприятие образа политика, делает его более понятным и предсказуемым. Массовое сознание принципиально заинтересовано в упорядочивший окружающего его мира.
Борис Березовский в "Новой газете" (перепеч. в "Киевские ведомости", 1999, 18 декабря) включился в комментарий по поводу мифа о президентской семье:
"Мифотворчество — это попытка борьбы с ним, с президентом. Поскольку прямая борьба невозможна, потому что этот человек себя не запятнал чем-то таким, что для общества было бы знаком, кроме, конечно, чеченской войны, которая была ошибкой, им, кстати, признанной. Так вот, поскольку прямая борьба невозможна, создается мифическое "окружение", мифическая "семья", уже не такая, по их замыслу, безупречная, как сам президент. И пытаются его косвенно опорочить через это окружение".
В принципе это стандартная процедура "привязки" Объекта к негативу или позитиву. Ср. лозунг на пролужковском митинге "Кириенко родил дефолт. С ним и оставайся" (ГВЦ, 1999, 14 декабря).
мифы придают нашей жизни осмысленность и дают возможность понимания происходящих событий. Поток дейс-
твительности столь бексонечен и разнообразен, что остановить его могут только структуры другого порядка. Можно сказать, чтобы "остановить действительность", необходимо действовать в другом режиме.
----------------►
В чем разница "режимов"? Например, непересекающиеся словари — в идеологической схеме "я" отсутствует, в ней делается акцент на "мы". Присутствуют "они" в качестве врагов, которые могут отсутствовать в реальном контексте. Условно эти два контекста можно представить в следующем виде:
мифологический контекст | мы | они |
реальный контекст | я | — |
Враг осязаем и силен в мифологической схеме, но виртуален для реальности. Оперирование с виртуальными ценностями является характерным для мифа. "Коммунизм — наше будущее" — один из характерных примеров этого рода. "Мясом" насыщается виртуальная реальность, создавая в результате непобедимый информационный продукт.
Мифологизация опирается на точки замедления действительности. Это прошлое или будущее. Отнюдь не случайно советская действительность опиралась на мифологизацию Октября 1917 г. (прошлой точки) или "Вперед к победе коммунизма" (будущей точки). Это "остановленные" ситуации, которые могут служить опорой для интерпретации вечно изменяющейся действительности. При этом данное "замедление" произведено чисто искусственно, только так можно затормозить ситуацию для выработки в ее рамках мифа. Подобная "остановка" также позволяет использовать еще одну характеристику мифа — его черно-белый характер. Любой движущийся объект не может быть столь однозначным.
Миф задает ужесточение определенных схем интерпретации действительности, он не знает альтернативности. Ср.
следующее высказывание: "Настоящий лидер должен быть добр и справедлив по отношению к своему народу, но беспощаден по отношению к врагам. Он поддерживает четкое разделение: "МЫ" - народ и лидер и "ОНИ" - враги, соперники. Все действия "архетипического" лидера должны оцениваться как успешные и победоносные" [285, с. 423].
Информация должна облекаться в определенные формы дет ее более эффективного усвоения. Такой типичной формой является миф (сказка), поскольку это многократно проверенный метод введения информации. Вероятно, он также соответствует определенным структурам самого головного мозга человека. Если эти структуры совпадают, эффективность усвоения информации повышается.
ЭМОЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Очень важным является правильное соотношение рацио-щиыпа и эмоциональных составляющих воздействия. Письменный текст, на который мы все ориентированы, лишен примет эмоциональности, которая по сути выступает основной составляющей воздействия, поскольку в процессе его прочтения требуется совершить перевод текста с языка ра-цноналъного на язык эмоциональный. Любая атака в прошлом учитывала нанесение удара в эту сферу. Например:
"Мрачный глухой барабанный гул насмерть напуган и, быть может, даже окодцовал при Каррах легионы Красса. Вместе с тяжелой артиллерией барабан получает применение и в хань-свом Китае. В шаманских обрядах бубен был одним из средств путешествия в царство мертвых, им изгоняли или закрепощали духов. Он также оказывал экстатическое воздействие на конных воинов. Он сеял страх и ужас в стане противника, вынуждая его бездействовать или повергая в панику" (164, с. 90-91].
Эмоционально окрашенная информация легче проходит фильтры аудитории и лучше запоминается. Она как бы более живая, потому воспринимается понятной и знакомой. Разговор о НАТО занимает далекий полюс, а рассказы о любовницах Клинтона - близкий.
В этом плане интересен Хлестаков Гоголя, о котором Г. Гуковский писал, что Гоголь демонстрирует на этом образе не результат воздействия среды на человека, а процесс, механизм воздействия. Процесс лжи Хлестакова он характеризует следующим образом:
"Хлестаков говорит именно то, что от него хотят услышать его собеседники, подобострастно смотрящие ему в рот и, в сущности, вытягивающие из него реплики... Инициатива в ходе диалога все время не у Хлестакова. Он чаще всего лишь старается сказать то, чего от него ждут, и быть приятным "выведывающим". С самого начала он все хвалит — заведения, обычай города, завтрак, рыбу лабардан. Он чувствует, что его похвалы ждут, как манны небесной, - и ему не жалко: он хвалит" [97, с. 423-4241-
Перед нами происходит утрированная переориентация на язык и цели аудитории, то есть максимально разумная стратегия с точки зрения говорящего, если перед ним стоит задача понравиться аудитории. Происходит слияние с аудиторией. Но, собственно, это имеет место и в случае харизматического вождя, где, наоборот, аудитория сливается с атмосферой вождя, если воспользоваться терминологией Михаила Чехова. Можем построить такое соотношение:
Атмосфера выступающего | Атмосфера аудитории | Результирующая атмосфера |
Хлестаков | Аудитория | Аудитории |
Вождь | Аудитория | Вождя |
Можно предложить такие пути "имплантации" эмоций в наши сообщения:
1) конкретизация — рассказ о конкретном объекте может стать главным источником эмоций. Например, рассказ о девочке Маше изначально выгоднее в этом плане, чем повествование о всем народе. В последнем случае мы переходим в патетику, которая вызывает отторжение у аудитории. Один из классиков, исправляя фразу начинающего писателя "пятак упал", написал "пятак упал, звеня и подпрыгивая". Такой конкретный объект сразу становится более наглядным;
2) сопереживание - так мы обозначим подстраивание под чужую эмоцию. В штате Никсона был человек, собиравший
реальные ситуации из его жизни. Подобные понятные факты легко переводятся в разрад "своих" эмоций,
3) заимствование чужих эмоций — это отсылка на чужие победы, чтобы сделать их своими. Так, Социал-демократическая партия Украины (объединенная) символически связала себя с киевским "Динамо", чтобы иметь возможность опираться на его победы.
Повторим еще раз: эмоции лучше запоминаются, лучше воспринимаются, поэтому любое сообщение, несущее эмоциональную информацию, весьма важно для воздействия. Те же механизмы действуют и в таком случае: при измене--шш расстояния мы заменяем акварель на плакат. В этом же шанс лежит тип одежды и поведения клоуна: нос красный, штоса, рыжие, башмаки длинные. Если он плачет, то из него льются ведра воды. То есть требуется усиленная утрировка вявк имеющихся характеристик. К примеру, Геббельс натяга Гитлера выступать в более энергичной манере. Это 4»ответствует идее М. Чехова о "центре", который есть у каждого человека и к которому сходятся его основные пси-яояогаческие качества и особенности: "Представьте себе «яаыюго, волевого, энергичного до агрессивности мужчину. Он просто не сможет удержать свой "центр" в пределах «явственного тела. "Центр" этот будет обнаруживаться подобно некоему фантому в различного рода делах и событи-ях происходящих вокруг этого человека" [421, с. 3291. Актер вообще считал, что на сцене не может бьпъ той же степени активности, что и в повседневной жизни, поскольку это создает впечатление пониженной активности.
Есть также наблюдения психологов, которые сформули-ровали следующее правило: "Чем более не структурирована ситуация (т.е. чем меньше имеется фактической информации о ней), тем скорее будет сформировано отношение, основанное на эмоции и в результате отдаленное от реальности. Это правило одновременно демонстрирует в определенной степени конкурирующее одно с другим представление — либо эмоциональное, либо рациональное представление.
ФОРМАТ
Под термином формат мы будем понимать процессы создания выгодных доя коммуникатора контекстов. Известно, к примеру, что более гомогенная аудитория легче поддается воздействию, чем разношерстная. Поэтому опытные ораторы даже стараются посадить людей поближе друг к другу, чтобы усилить эту общность, хотя бы физически. Люди на митингах лучше поддаются воздействию, поскольку при этом они стоят близко, локоть к локтю, друг к другу. Такое расстояние считается личностным, и на него не допускаются чужие люди. Если же это произошло, то человек как бы более возбужден, потому более подвержен влиянию. Разочарованные люди также склонны к более легкому воздействию на них. "Они легко верят сказанному, если, конечно, оно соответствует тому, чему они хотят верить, без всяких сомнений. Они глядят на прошлое с обожанием, а на будущее — с тревогой, стремясь вернуться в "старые добрые времена" [468, р. 253].
Или такой вполне конкретный пример. Передо мной реальное приглашение на "специальную презентацию уникального отдыха", напечатанное на открытке, которую я получил в универмаге. Что способствует тому, чтобы привлечь меня на это мероприятие? От руки наискось на нем написано: "Последняя юбилейная презентация". Этот рукописный текст сразу привлекает мое внимание на фоне текста печатного. Тем более, что такая фраза в печатном виде уже не была бы правдивой. Она бы выглядела как на одной карикатуре советского времени, где на ларьке, продающем пиво, была установлена монументальная фраза "Пива нет". В тексте не говорится о покупке чего-то, используется совершенно иной подход: "На презентации Вы станете обладателем сертификата, подтверждающего бесплатное недельное проживание для 4-х человек на одном из наших курортов, при выполнении условий, приведенных ниже". Далее сообщается, что мне будет предоставлена существенная скидка, предлагаемая только в день презентации. Следует "обязательно подтвердить по телефону Ваше участие в презентации, поскольку количество мест у нас ограничено". Список условий состоит всего из трех пунктов: быть старше 25 лет, состоять
в браке и посетить презентацию с супругой/супругом. Последнее и составляет тот необходимый коммуникативный контекст, о котором идет речь. Оказалось, что пары лучше переубеждакугся, чем отдельный человек. Жены как более эмоциональные слушатели лучше переубеждаются и уже могут воздействовать на своих мужей.
Те или иные форматы приносят победу тому, кто ими лучше владеет. В выборах 1960 г. Кеннеди - Никсон победу приносит телевизионный формат. Те, кто слушали теледебаты по радио, признали победившим Никсона. Однако более телегеничный президент Кеннеди побеждает в рамках нового формата. В 1968. г., учтя этот опыт, команда Никсона искала форматы, более выгодные для своего "объекта". Они решили, что такими являются контексты, где Никсон чувствует себя более непринужденно, действует свободно. В выборах 1992 г. Клинтон — Буш главенствующим форматом стала ситуация ток-шоу, в которой как рыба в воде ощущал себя именно Б. Клинтон. Дж. Буш первоначально отказывался принимать в них участие, заявив, что он не мальчик. Когда же жизнь заставила и его обратиться к этому формату, он всеми силами подсознательно демонстрировал свое неприятие этого формата: поглядывал на часы, не слушал собеседников и т.д. Как оказалось, владение данным форматом помогло Б. Клинтону продемонстрировать свою заботу о простых людях Америки. Этот формат моделировал его как открытого к общению кандидата в президенты, вслушивающегося в беды других.
В украинских президентских выборах 1994 г. новым стал формат теледебатов между претендентами. Как вспоминает один из руководителей избирательной кампании со стороны Л. Кравчука, В. Матвиенко, они пытались отговорить своего "патрона" от участия в дебатах (День, 1998, 20 февраля), поскольку в этом случае сработал "закон парадокса":
"Чем сильнее Кравчук будет загонять в угол Кучму, тем больше сочувствующих будет у претендента. Так и произошло. Респектабельный, основательно-уверенный в себе Пре-эВДеит на фоне усталого, с запавшими глазами, к тому же, в темном свитере кандидата явно проигрывал в глазах простых людей. И с каждой минутой, проведенной на телеэкра-..-не, терял и терял сотни тысяч голосов".
Несомненно, что в число аргументов следует добавить и то, что работали не только имиджевые характеристики, но и общее экономическое ухудшение. Но на результат повлияло и то, и другое.
Для лидера наиболее важным контекстом является создание доверия к нему. К примеру, именно с этой оценки началось триумфальное движение М. Горбачева на Западе. "Итоги визита подводились и на берегах Темзы. Именно тогда Маргарет Тэтчер, беседуя с журналистами о Горбачеве, произнесла свою знаменитую фразу: "С этим человеком можно иметь дело... Ему можно верить!" [137, с. 20-21]. Одним из формальных приемов, которым пользовался М. Горбачев, оказался отказ от заранее написанных текстов в беседах с М. Тэтчер. Хотя сегодня подобные беседы и оцениваются неоднозначно. Первый раз это выглядело следующим образом:
"У Горбачева в кармане — заготовленная и прошедшая через каналы МИД памятка "К беседам с М. Тэтчер". Когда оба собеседника уселись у камина, поговорили, как это водится в лондонском свете, о погоде, Михаил Сергеевич сунул руку во внутренний карман пиджака, чтобы вооружиться инструкциями, а Маргарет открыла свою черную сумочку. И тут Горбачев вдруг сказал: "А что, если нам поговорить свободно, без этих бумажек?" "О, охотно!" - отозвалась Маргарет. Так начиналась их беседа" [137, с. 18].
Есть определенные ситуации, которые настолько позитивно окрашены, что не позволяют ввод критической информации. Представим разговор между двумя влюбленными, к примеру. Нейролингвистическое программирование предлагает фиксировать подобные ситуации с помощью так называемого "якоря", чтобы потом вызвать их вновь уже в ином контексте. Кстати, и ритуалы праздничных собраний также не дают возможность критической коммуникации. Можно считать, что как контексты "социальной влюбленности" (например, Ленин, партия в советский период), так и индивидуальной влюбленности вводят жесткий запрет на отрицательную информацию.
В США в период Первой мировой войны, когда не было ни радио, ни телевидения, использовалась специально придуманная система. Во все уголки страны рассылались теле-
граммы, которые затем излагались в школах, церквах, университетах специальными людьми, получившими название «четырехминутников", поскольку тексты этих сообщений были небольшими. Тут интересно то, что таким образом удалось перекрыть информацией всю страну. Эта информация интересовала всех, поскольку в период войн и кризисов ценность такого рода информации резко возрастает. Огромным плюсом было также и то, что данная передача информации происходила в ситуации личного контакта, что резко повышало эффективность такого общения.
Определенные ситуации способствуют повышению позитивности имиджа лидера. К примеру, достаточно отрицательно оценивалось отсутствие советских лидеров в Чернобыле в первые месяцы после аварии. Геббельс, наоборот, получает позитивные оценки за свое поведение после бомбардировок. "Поездками по разрушенным городам, встречами с их населением, своими героическими речами, во время которых он представал выразителем чувств ненависти и возмездия, Геббельс и дальше сумел поднять свой рейтинг" [78, с. ИЗ]. Здесь также важно не просто проявление сочувствия, которое выступает в качестве фактора сближения. Геббельс порождает речи, в которых говорит о "часе возмездия". Он как бы исправляет данную невербальную ситуацию вербальным способом. В то же время есть и обратный факт в случае рассказа об однотипном поведении, но уже врагов. "В феврале Геббельс приказал средствам массовой информации в» упоминать о том, что члены английской королевской фамилии посещали места, пострадавшие от бомбардировок немелкой авиации. Пропагандистский эффект таких сообщений был ничтожный. Они, скорее, вызывали обратное воздействие, ибо многие немцы стали уважать короля и королеву" [78, с. 469].
.А. Михальская рассматривает иерархию следующих пове-денческих факторов, влияющих на популярность оратора 1243, с. 70]:
1. Внешность (общий облик, манера держаться).
2. Женственная манера речи у мужчин и мужская у жваннвд.
_ 3. Ивдивидуальные личностные черты (экспрессивность, эмоциональность).
В качестве примера она рассматривает манеру М. Тэтчер, которая прошла специальную полугодичную подготовку. По внешности и по манере речи она получает следующую оценку.
"Внешность премьер-министра, важная часть "имиджа" Маргарет, была сформирована тщательно и умело, недаром о ней сложилось среди модельеров высокого класса мнение как об одной из самых элегантных дам мира. При этом "униформа" политика была создана так, чтобы не раздражать глаз массовой британской публики, "не дразнить" обывателя. Строгий английский костюм (как правило, синий или голубой), традиционная для англичанки прическа. Заметьте: обязательна одна яркая, броская (но не чрезмерно!) деталь — брошь, косынка вокруг шеи. (Последнее тоже специально предусмотрено правилами современной риторики: взгляд публики должен быть чем-то привлечен, "схвачен").
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 557;