ИМИДЖ В СТРУКТУРЕ МИРА 8 страница
Помимо процесса ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ, по нашему мнению, важным также является процесс ВИЗУАЛИЗАЦИИ. Именно здесь мы должны дать ответ на вопрос, как реально показать ДРУЖБУ и как продемонстрировать наличие РЕПУТАЦИИ. Интересно, что тут достаточно ограниченный набор базовых симвсогизаций, на которые "криэйто-ры" выходят неосознанно, но они вполне перечислимы. ДРУЖБУ мы демонстрируем, например, склоненными головами, прикосновением рук и т.д. То есть перед нами возникает процесс следующего вида:
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
t ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
t ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
Например, символический объект СДАЧА В ПЛЕН подавался во время войны во Вьетнаме (и войны с Японией)
через акцентуацию символов СЕМЬИ, СТРАХА СМЕРТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ, НЕУМЕЛОСТИ ВЕРХОВ. Пропагандистская война с Японией покоилась на двух стратегиях, которые важны и для нас сегодня. Это стратегия правды, когда пропагандисты давали тот ряд сообщений, который должен был воспитать у аудитории ощущение, что это правдивый канал. В результате возникал кумулятивный эффект правды, что было особенно важно, поскольку аудитория воспринимала данный канал как враждебный. Второй стратегией стал запрет на негатив по отношению к императору. Было установлено, что это очень болезненная для японцев тема, поэтому объектом критики стали генералы вокруг императора, но не сам император.
Спонсорство также является эффективным коммуника-тявным средством для порождения нужной информации. Это отдельная тема, приведем лишь некоторые вопросы, позволяющие определить интерес к спонсорству со стороны организации [563, р. 156-158]:
•Может ли предлагаемое спонсорство усилить имидж организации?
•Может ли построение имиджа организации быть использовано за пределами ситуации спонсируемого мероприятия?
•Дает ли спонсорство возможность усилить имидж компании среди сотрудников?
• Помогает ли предлагаемое спонсорство построить реальный мост между компанией и другими секторами общества?
Следует также отметить, что чем более разветвленный характер имеет организация, тем сложнее выработать и удержать для нее единый корпоративный имидж. Специалисты считают, что коммуникации сами по себе не в состоянии создал» отличаемый от других образ. Реальность работы компании является главной составляющей создания корпоративной идентичности.
В настоящее время происходят изменения в средствах выражения корпоративного сообщения:
•корпоративная визуальная составляющая (лого и т.д.);
•корпоративная визуальная составляющая + корпоративные коммуникации;
•корпоративная визуальная составляющая + корпоративные коммуникации + корпоративное поведение.
Как считают специалисты, компания сама стала корпоративным брэндом, а первое лицо — менеджером в области корпоративного брэнда. Корпоративные коммуникации требуют применения маркетинговых технологий, которые используются для продвижения продукта, для продвижения компании [563, р. 30]. Исходя из новых представлений, нельзя просто поменять визуальную составляющую, надо также включить в действие корпоративные коммуникации и корпоративное поведение. Все это получило название интег-ративного подхода к корпоративной идентичности. Кстати, есть хороший пример сложности выработки новой идентичности в политической сфере — это страны СНГ, которые, отказавшись от советской идентичности, пока не смогли выработать четкую свою.
Японцы (С. Окада) видят три составляющие фирменного стиля компании: стратегия компании (маркетинговая идентичность), деятельность компании (поведенческая идентичность), имидж компании (визуальная идентичность). Имидж корпоративного духа описывается такими параметрами, как близость к клиентам, хороший вкус, индивидуальность, высокая активность. Составляющие имиджа репутации: обладает доверием, отличается стабильностью, имеет традиции. Корпоративная коммуникация протекает по трем направлениям: маркетинговая коммуникация, социальная коммуникация, внутренняя коммуникация.
В заключение приведем разграничение паблисити и рекламы [464, р. 113]: "Реклама — это то, за что организация заплатила; паблисити — бесплатно. Хорошее паблисити может улучшить имидж компании и соответственно увеличить продажи практически за одну ночь; плохое паблисити может дать отрицательный эффект столь же быстро". То есть существует очень важное информационное поле, на котором надо постоянно работать, чтобы получить результаты в поле реальном.
3. Примеры удачных коммуникативных стратегий
Рассмотрим конкретные примеры рекламных кампаний западных финансовых структур. Однако прежде всего следует упомянуть такой образец корпоративных коммуникаций, как Белый дом. Служба коммуникации Белого дома в борьбе за повестку дня (agenda setting) интеллектуально переигрывает все масс-медиа США, поскольку аксиоматикой этого процесса является следующее: нельзя разрешать масс-медиа устанавливать приоритеты. В результате возникают такие правила: администрация должна говорить в унисон, что обеспечивается как координацией всех интервью, так и инструкциями, что именно подчеркивать в этих интервью; координацией всех пресс-релизов, чтобы голос администрации звучал постоянно; выходом на региональную аудиторию, минуя столичных журналистов, которые рассматриваются как определенный фильтр, отсеивающий ряд сообщений.
Интересное мнение прозвучало в номере журнала Тайм", посвященному работе администрации в случае слушаний по импичменту: задачей наших собраний была выработка альтернативного сообщения, запуск чего-то иного, чем импичмент. И далее мнение специалиста по стратегии демократической партии: "Защита себя от импичмента является другой частью президентских паблик рилейшнз. Все это четко взаимосвязано" (Time, 1999, February 1).
Т. Лебедева подробно рассматривает пример рекламной кампании одного французского банка — банка Попюлер [200]. Это имиджевая реклама, построенная на эксплуатации возникшего в то время интереса к индейцам. Индейцы плывут на пироге, попадая в данный банк. 45-секундный ролик был запущен сразу по нескольким телеканалам. За индейцами пошли еще два фильма. "Но при этом все подчинялось единой концепции: настроение авантюризма, вызова, динамизма и отваги присутствовало в трех фильмах, акцентируя и развивая таким образом ценности, которые, по замыслу создателей кампании, должны были отвечать идентичности банка и делать его образ узнаваемым" [200, с. 53]. И еще один интересный вывод: чем стандартнее набор услуг, тем больше усилий должно уходить на создание имиджа банка, Развитию его морально-этических ценностей. Дифференциация уходит сегодня от самого объекта, поскольку он становится неразличимым.
Николас Инд анализирует новый финансовый продукт -запуск пластиковых карточек банком Барклай [502]. Первоначальная кампания оказалась неудачной: люди не смогли оценить преимущества. Поэтому потребовалась перестройка. В качестве известного лица остановились на Аткинсоне — мистере Бине. Поскольку традиционно финансовые организации рассматриваются как бездушные и бессердечные, юмористический подход помог ввести личностный отгекок. Была боязнь, что Аткинсон как известная личность может затмить сам банк, но этого не произопшо, поскольку речь шла о существенных отличиях между финансовым продуктом и личностью актера. Аудитория очень позитивно оценила эти ролики.
И в 1991 г. последовала серия из трех шестидесятисе-кукдных фильмов, эксплуатирующих шпионскую проблематику. Телевидение было избрано, чтобы скоростным методом отойти от старых ассоциаций. Ролики эксплуатировали стилистику шпионских сериалов, и люди наслаждались просто эстетикой данного типа. Шпионская серия дала скачок известности с 13% до 34%. Вывод автора: Барклай показал, как известные личности могут эффективно использоваться, когда опора на их индивидуальность становится частью кампании. Еще один очень важный вывод: финансовый продукт очень легко скопировать, в отличие от каких-либо технологий. Но когда новый финансовый продукт поддержан сильной рекламной кампанией, это не так легко сделать.
4. Примеры неудачных коммуникативных стратегий
Мы допускаем определенные ошибки в проведении коммуникативных стратегий, что следует учитывать при их планировании. Аналитики сформулировали некоторые параметры, которые приводят к негативным результатам. Среди них есть и такие [566, р. 113]:
• Кампания должна иметь реалистические цели, учиты вающие то, что аудитория слабо заинтересована в сообщении;
•Передача просто информации является недостаточным фактором. Следует комбинировать массовую коммуникацию и межличностную для большей эффективности;
Имидж как составляющая современной цивилизации 119
•Следует ориентироваться не на монолит, а на разные целевые группы со своими предпочтениями.
Хороший пример последнего знания дает пропагандистское воздействие во время Второй мировой войны. Когда союзники засыпали немцев сообщениями "Сдавайся, и ты спасешь себя", немцы не сдавались. Когда в результате исследований было обнаружено, что немец более социальное существо (не атом, а молекула), пропаганда перестроилась. Стали посылать сообщения "Сдавайся, и ты спасешь свою семью". Немцы стали сдаваться. Знание аудитории необходимо, поскольку это является как бы "картой мозгов" получателей сообщений, а без карты ни один путешественник не отправится в путь.
Можно добавить и проблему исправления сложившейся негативной ситуации. Наша борьба, например, с коррупцией в глазах западного мира обречена на провал. Это неправильная стратегия, поскольку уже сформирован соответству-юшяи стереотип. Считается, что не имеет смысла тратить деньги на избавление от стереотипа, можно только строить новый стереотип с опорой на старый. Тут возможен только процесс, который мы назовем лестницей, когда из негативного объекта пытаются сделать позитивный, но постепенно, акцент при этом делается на самом процессе. Так, ЮАР позиционировала себя в США в период апартеида, говоря, что и у вас была расовая дискриминация, сразу все исправить нельзя, мы движемся к этому постепенно, по ступеньке преодолевая всю лестницу.
Можно вводить новую черту, которая должна отодвинуть на периферию внимания старую, назовем этот процесс обменом: например, банк может спасти себя, объявив, что у него самая сильная команда менеджеров. Достаточно часто мы смеряемся с отрицательной чертой, ср. высказывание о некоторых мэрах: он будет воровать, но и нам что-то перепадет.
Мы вводим более системную черту, которая не всегда может оказаться правильной. Ср. рекомендацию имиджмейкера Е. Русовой А. Чубайсу (Версия, 1999, №9) покрасить волосы, поскольку рыжих на Руси не любили испокон веков. »это системно правильная черта, но она вступает в противоречие с самим объектом. Жириновский с этой точки зрения
все равно системен, но на более высоком уровне. Как, кстати, и Ельцин, у которого несистемная черта "непредсказуемость'' выступает как определяющая.
Есть один пример кампании, в рамках которой изменили стереотипные представления. Это привлечение рекламы к журналу "Rolling Stone". Кампания называлась Ощущение и Реальность. Задачей кампании было показать, что на самом деле читателями журнала являются не хиппи, а вполне благонадежные молодые люди. В результате объем рекламы возрос на 224% [5021. Эта кампания иллюстрирует возможности изменения отношений, которые в результате приводят к изменению поведения. Мы привели этот пример, чтобы показать, что даже раз и навсегда заданные правила возможно изменять.
5. Модель имиджевой корпоративной коммуникации Западные аналитики пришли к выводу, что на европейском рынке надо уходить от национальных стратегий, а пользоваться общеевропейскими стратегиями. Исходной точкой становится определение имиджевых характеристик компании среди лидеров мнения, медиа, финансовых аналитиков. Но стремиться надо к новой цели. Поэтому вводится различие между сегодняшним и целевым имиджем. Могут возникнуть следующие наборы переходов [563, р. 93]:
для компании
сегодняшний имиджцелевой имидж
мощнаядинамическая
загрязняющая
окружающую среду_____ ответственная
иностранная международная
для организации
сегодняшний имидж | целевой имидж |
незапятнанная | незапятнанная |
тяжело работающая | эффективная |
неясная | важная |
Имидж как составляющая современной цивилизации 121
для продукта
сегодняшний имидж | целевой имидж |
излишний | инновационный |
дорогой | высокого качества |
национальный | международный |
Стратегия может потребовать усиления имиджа продуктас помощью имиджа компании, образуя в результате следующее:
Позиционирование кампании | Позиционирование продукта |
динамическая и ответственная | новативный, высокого качества |
международная | международная |
То есть сначала определяется реальный и желаемый имидж, а затем переходят к его реализации.
В этой же области лежит то, что носит название "корпоративного позиционирования", "миссии", "корпоративной философии". П. Грин отмечает, что суть не в том, чтобы записать это, а в том, чтобы ввести во все формы коммуникации, которые проводит организация [496]. Корпоративная идентичность не способна изменить реальность, но она способна представить ее в более благоприятном свете. Поскольку мы (клиенты и работники) люди, мы можем реагировать только на человеческие параметры любой системы (психологические, эмоциональные, символические ее составляющие). В области коммуникации одной из важных составляющих является постоянство. Р. Никсон учил своих сотрудников, что лишь тогда, когда их рука устанет вписывать одни и те же слова в тексты, только тогда американский народ впервые услышит то, что они хотели сказать. То есть повторяемость может быть как многоканальной, так и многоуровневой.
ИМИДЖЕЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ИЕРАРХИЙ
Человек постоянно занят созданием иерархических оценок. Например: нравится/не нравится, сильный/слабый и т.д. Именно на эксплуатации этого естественного свойства строится вся наша систематика чемпионатов, рейтингов и конкурсов. Сюда же подпадает систематика выборов. В противном случае происходил бы "разрыв" иерархий, а так они пущены в иное русло. Революция — это разрыв иерархий, позволяющий введение новой иерархии, когда царь из первого лица переходит в положение арестанта. И обратная возможность: кто был никем, тот станет всем.
Имиджелогия пытается совершать перекодировку некоторых признаков иерархий из одной ветки "дерева иерархий" в другую. К примеру, стандартно мы ищем решение экономических проблем в рамках политических. Лозунг "Кто съел мое мясо?" кодируется в неправильность политического устройства. Политика в принципе рассматривается как универсальный ключик ко всем проблемам.
Одновременно мы пытаемся подвести лидера под те или иные иерархические требования. Настоящий лидер может расходиться с нормой, зафиксированной в массовом сознании в качестве идеального лидера. Соответственно, имиджмейкеры начинают смещать свой объект под идеал. К примеру, Рейгана следовало сделать более "теплым", более человечным. Это естественное человеческое свойство, но в случае Рейгана оно не было выведено в ранг публичных свойств, публично был продемонстрирован статус Хиллари Клинтон, когда она вышла на сцену с блюдом собственноручно испеченных пирожков. Как феминистка она сопротивлялась именно этой символической нише. То же касается жены Т. Блэра, которую подавали населению как мать троих детей, умеющую вязать джемперы и варить варенье, учитывая отрицательное отношение избирателей к феномену Хиллари Клинтон.
Украинский тип политика характеризуется определенной нечеткостью, что может быть отмечено в качестве национальной особенности построения иерархий. Российские политики гораздо более рельефны. Жириновского трудно представить на украинской почве, поскольку национальное
восприятие, вероятно, имеет другой порог активности. Кстати этим же можно объяснить странную особенность украинского варианта оппозиции, которая всегда является частью властной иерархии. Это власть, которая одновременно является оппозицией самой себе.
Задачей имиджелогии становится порождение тех или иных признаков, ведущих к заполнению определенного места в естественной иерархии. Массовому сознанию предлагаются подсказки, указывающие на данное место. При этом американский типаж лидера более внешне сориентирован — он приятен, коммуникабелен и т.д. Здесь также имеет место ЙфНюдировка, когда умение общаться на ток-шоу переносится на умение управлять правительством. Массовое сознание получает подсказки по всему спектру каналов воздейс-чриг — на вербальном, визуальном и событийном уровнях. Сеадается вариант эшелонированного воздействия, когда нет возможности увидеть "брешь" в наступлении. Напри-мер, реклама лекарств, проходящая на наших экранах, часто пользуется образом человека в белом халате. Россия в последнее время наложила даже юридический запрет на та-йой вариант воздействия: "Рекламодатель не имеет права решать свои проблемы через образ человека в белом халате, нвюрому мы привыкли доверять" (Столичные новости, 1998, 21-28 апреля).
Именно по этой причине для профессионалов, работающих с массовым сознанием, "опасны" различного рода указания на иные характеристики, которые вступают в противоречие с создаваемым системным представлением. Профессионалы называют их «обнаженным моментом». Это может быть стрижка Б. Клинтона, которая обошлась двухчасовым стоянием самолетов в аэропорту. Это Может быть стрижка жены Тони Блэра, которая взяв с собой в официальную делегацию своего парикмахера, создала ситуацию, близкую к скандальной. То есть в этом случае наружу выходит то, что до этого старательно скрывалось работой имиджмейкеров. При этом происходит как бы попытка смещения иерархического места. Ожидаемый аскет и скромник, а именно он психологически более приятен на посту первого лица, оказывается сибаритом за счет налогоплательщиков.
Профессионалы называют два варианта таких «взрывных» ситуаций:
1) когда начинают подтверждаться ходящие в обществе слухи;
2) когда реальная ситуация вступает в противоречие с создаваемым в массовом сознании образом.
Вышеприведенные варианты "стрижек" как бы даже совмещают в себе оба варианта опасной ситуации.
Уровень естественных иерархий вступает в противоречие с уровнем искусственных (навязанных) иерархий. Ведь сама позиция (статус) президента, к примеру, это иерархия, навязанная обществу с использованием его нормальной тяги к естественным иерархиям.
В этом случае мы можем увидеть следующие варианты воздействия:
•перенос иерархического контекста — к примеру, контекста восприятия Бога на контекст восприятия царя, как это было в случае династии Романовых;
•перенос географического контекста — поскольку социал-демократия хороша на Западе, то она будет хороша и у нас;
•перенос исторического контекста — ностальгическая отсылка на советские времена, когда акцентируется внимание не том, что было лучше, но при этом не упоминается, что было много другого, отрицательного.
Имиджмейкеры занимаются усиленным созданием позитивного мнения аудитории, поскольку известно, что человек легко подключается к чужому мнению. Для этого используются:
а) известные личности, которые могут добавить свою положительность к необходимому объекту;
б) локальные авторитеты, знание которых переносится на знание объекта;
в) массовость внимания: человек лучше воспринимает общий контекст, поскольку стремится избежать одиночества.
Вышеназванные подходы призваны легитимизировать навязываемые имиджмейкерами изменения в иерархии. В этом случае человека подводят к позиции согласия с уже прозвучавшим мнением, противостоять которому ему уже не так просто. Глобальной задачей имиджмейкера становится смещение его объекта на новое иерархическое место.
При этом важное значение приобретают те или иные каналы воздействия, которые способны произвести изменения в поведении. Подчеркнем еще раз введенный термин - речь вдет о каналах воздействия, а не о каналах коммуникации, которые в данном случае выступают просто в качестве «транспортного средства". Например, при избрании Б. Ельцина факторы, которые привели его к победе, имеют следующий вид [203, с. 10] (таблица 1).
Тут следует обратить внимание на низкую эффективность воздействия посредством актеров и музыкантов, единственным смягчающим фактором может служить то, что население может реально не ощущать, что именно повлияло на него наибольшим способом.
На избирателя также влияет, как именно поступит большинство, то есть каким будет выбор всех. Это боязнь остаться в одиночестве выглядит следующим образом (таблица 2).
Тут важно то, что среди голосующих за Б. Ельцина больший процент людей считал, что именно так поступит большинство, поскольку присоединение к мнению большинства является одной из стратегий имиджмейкера.
В заключение отметим некоторые существенные черты имиджа как объекта. Имидж входит в число единиц, порождаемых повышенным вниманием массового сознания. То есть он неразрывно связан с массовым сознанием, являясь его составной частью. Из этого понимания мы можем вывести следующие черты имиджевых единиц:
•они более структурированы (в плане противопоставления хаотичности и неупорядоченности);
•в них наблюдается преобладание какой-то одной черты, что ведет в сильной степени к черно-белой картинке мира, все остальные характеристики становятся при этом зависимыми от центральной;
•внешние признаки более значимы для них, чем внутренние, точнее сказать, что внутренние в принципе оказываются возможными только в случае внешнего своего проявления;
•они создаются в результате концентрации внимания на объекте, практически имиджмейкер занят тем, что "подключает" некоторые характеристики к объекту внимания.
Таблица 1
Варианты ответов | Опросы | ||
5 июня | 12 июня | июля | |
Программа кандвдата, его выступления по ТВ | |||
Понял, к чему приведет избрание кандидата | |||
Понял, что у России нет другого выбора | |||
Убедили последние действия кандидата | |||
Убедили выступления специалистов | |||
Убедили актеры, музыканты | |||
Оказали впечатление рекламные ролики | |||
Убедили простые люди, агитировавшие за него | |||
Узнал, что за него будут голосовать близкие люди | |||
Понял, что у того, за которого собирался голосовать ранее, нет шансов | |||
Разочаровали действия кандидата, за которого собирался голосовать ранее | |||
Другое | |||
Затрудняюсь ответить |
Таблица 2
Варианты ответов | Опросы | |||
~ Считают что большинство проголосует за Б. Ельцина | ||||
все голосующие | — | |||
за Б. Ельцина | — | |||
Считают, что "местное" большинство за Б. Ельцина | ||||
все голосующие | ||||
за Б. Ельцина |
Следует провести параллель с русской формальной школой, которая выросла на противопоставлении языка поэтического и языка обыденного. Если язык поэтический сконцентрирован на форме, то язык обыденный на содержании. Имиджелогия движется в рамках подобного представления поэтического языка, где форма оказывается важнее содержания, точнее говоря, формальные характеристики "тянут" за собой содержательные, а не наоборот.
Выдвинем и такую гипотезу о преобладании для массового сознания того или иного канала коммуникации. Массовое сознание, вероятно, сориентировано на невербальные каналы. С этим связана и легкость вхождения в современную цивилизацию и телевидения, которое кардинальным образом "подмяло" под себя другие каналы коммуникации, свойственные цивилизации до того. Соответственно, даже получая вербальную информацию мы препарируем ее по канонам невербальной. Отсюда любовь имиджмейкеров именно к визуальной и событийной стороне дела. Сообщения, сделанные в рамках этих сфер, гораздо легче проникают в массовое сознание. Чем больший массив людей, тем примитивнее становится канал воздействия, по которому они объединяются. Увеличение масштабов человечества привело к телевизионному каналу, что в результате отразилось на создании "глобальной деревни". Более интеллектуальный печатный канал отошел на второй план, он оказался более мощным для человечества, которое не смогло реально его переварить".
Подобная примитивизация может трактоваться как возврат к определенным чисто биологическим основаниям
коммуникации, когда главенство отдавалось тому, кто сильнее. Это аспект командирского голоса, возраста, соответствующей солидной внешности. Интересно, что именно отсутствие этих характеристик ставилось в вину и.о. премьера России С. Кириенко. Отсутствие "солидности" характерно и для Б. Немцова. По этой причине они как бы не страшны для Б. Ельцина. В то же время В. Черномырдин был снят, когда стал "весомее". Косвенными признаками силы становятся отсылки на типы физического времяпрепровождения; охота, спорт и т.д. Сила, а не ум записаны в нашей памяти как признак царей и падишахов. Ум доставался скорее их министрам и визирям.
Массовое сознание носит более простой характер. Оно не должно "считывать" и понимать сложные сообщения. Из подобных усложненных текстов оно все равно вбирает простые и понятные истины черно-белого характера. Все это должен учитывать имиджмейкер, поскольку он "разговаривает" именно с массовым сознанием.
Глава вторая
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИМИДЖЕЛОГИИ
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
, Имиджелогия, как и паблик рилейшнз (далее — ПР) ищет наиболее эффективные методы воздействия на свою аудито-,';■ рию. Одним из них является выход на лидеров мнения, ког-■,, да работа с 10-20% аудитории реально покрывает весь необ-' холимый массив. Не менее значимой является технология позиционирования, первоначально созданная для продажи и продвижения товаров на рынок. И в том, и другом случае мы действуем по принципу сужения (аудитории — в одном случае, характеристик объекта — в другом) с тем, чтобы сделать коммуникацию более эффективной, поскольку это дает возможность сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочки.
Можно представить себе, что ПР действует в рамках триады - ОБЪЕКТ, АУДИТОРИЯ, КАНАЛ. Основополагающим при этой коммуникации есть понятие АУДИТОРИИ. Именно с точки зрения аудитории отбирается канал коммуникации. Пример: в период выборов М. Тэтчер было установлено, что ее электоратом является квалифицированный рабочий класс, соответственно, на следующем шаге остановились на вечерних телевизионных новостях как излюбленных в этом электорате, и все сообщения о Тэтчер стали готовиться именно под этот вариант канала коммуникации. Еще один пример: советское посольство в Берлине находилось в осаде. Чтобы передать сообщение в Москву, одного
из сотрудников "позиционировали", будто бы он настолько обворожен немецкой девушкой, что ему нужно встретиться с ней, и охранники разрешили его выпустить [36].
Позиционирование мы можем представить себе как помещение объекта в благоприятную для него информационную среду. Чужой, неизвестный, незнакомый объект в принципе потенциально опасен для потребителя. Поэтому задачей становится превращение его в знакомый и нужный. Позиционирование проходит под лозунгом: а что это дает ДЛЯ МЕНЯ. Дополнительным плюсом такого подхода становится включение наряду с рациональной такой же сильной эмоциональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запоминается. Вспомним, как в советской классике — фильме "Волга-Волга" герою Бывалову, которого играет И. Ильинский, предлагается два варианта: 1) отправьте наш оркестр в Москву, 2) поедете во главе нашего оркестра в Москву. Естественно, выигрышным оказывается второй вариант, а письмоносица, которую играет Л. Орлова, вынуждена сама искать пути, как добраться со своим оркестром до Москвы. Или такой пример из украинской парламентской борьбы 1998 г., когда партии зеленых удалось подать себя как представителей третьего пути. За нее тогда проголосовали те, кто не хотел голосовать ни за компартию, ни за Рух.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 576;