ИМИДЖ В СТРУКТУРЕ МИРА 7 страница
Что еще общего с прошлым? Если раньше человек несомненно был бесправен перед партийным или государственным аппаратом, то сегодня его бесправие не так персо-нализовано.
С другой стороны, десять лет стали временем осадка пены. Некоторые мечты выявили свой странный оттенок. Так, спасение виделось в западной жизни. Но оказалось, что вся страна не сможет переселиться на Запад. Надо учиться жить тут и по-новому.
Серьезные изменения претерпела идеологическая сфера. Не то важно, что исчезли "Ленин-Партия-Комсомол", а вместо них пришли на одних плакатах "Бандера-ОУН-УПА", на других "Рьшок-Еаучер-приватизация". Сами эти объекты оказались не самыми важными, поскольку работают те же процессы сакрализации и те же жрецы руководят этими процессами. Это привело к следующим последствиям:
а) за счет резкой смены "богов", но не "жрецов" размылись жизненные ценности, идеалы;
б) большие социальные группы оказались вытесненными на маргинальные позиции. Например, ученый, военный, ветеран. Нехорошо, когда кого-то лишают права на собственную гордость, на смысл прожитого пути;
в) отсутствие идеологии оказалось не лучше, чем ее жесткое навязывание.
Прошло более десяти лет. Стали ли мы старше? Такое чувство, что биологически — да, за счет взросления наших
Ихипж как составляющая современной цивилизации 101
детей. Но социально — нет. Мы как бы законсервировались социально, поскольку включились новые механизмы роста, когда следует начинать сначала.
В этой же плоскости лежит странный феномен отсутствия новых книг, фильмов. Финансовое объяснение тут не может быть основным. Перед нами какой-то парадоксальный ОТКАЗ ОТ ОСМЫСЛЕНИЯ происходящего. Психоанализ объяснил бы это тем, что человек страшится узнать будущее. Роман — это "долговременный" тип текста и со стороны автора, и со стороны читателя. Детектив — кратковременный. По сути это повтор того же явления, что и в экономике — отсутствие инвестиций. Только теперь в социальную память. Работают исключительно кратковременные проекты.
Это одновременно отказ от интерпретации этого мира. В какой—то степени отказ от будущего. У многих будущее, как ковровую дорожку, свернули перед носом и убрали. Без будущего нельзя. Будущее должно активно порождаться государством. Однако сегодняшнее общество и сегодняшнее государство живут по своим отдельным законам. Раньше тоже было плохо: государство подавляло общество. Сегодня оно тоже сильнее, но контроль оставило лишьза ключевыми сферами - за ВЛАСТЬЮ и ДЕНЬГАМИ. А в остальном -резвитесь как хотите.
Перестройка начиналась, если кто еще помнит, возвратом к ленинским традициям. Но в ходе этого возврата очертания трехбородых классиков марксизма-ленинизма постепенно растворились в пространстве и времени. Кто идет им навстречу? Бог их знает... Поскольку от "Бога нет" мы как марксисты-диалектики столь же яростно уходим в другую противоположность — введению института капелланства в армии. Жрецу всегда найдется место под солнцем: преподаватели атеизма читают теперь религиоведение, преподаватели истории КПСС — историю ОУН-УПА, борцы с буржуазным национализмом — пишут историю украинского освободительного движения. Все они сохранили свое профессиональное чутье. За что им и спасибо, поскольку они единственные вносят элемент системности в этот непонятный мир, и бла-ЛЭДЯРЯ им понимаешь: в мире ничего не исчезает бесследно, а только переливается в иные, новые формы. '-Правда, исчезли анекдоты как нечто интеллектуальное. Твлерь они стали рассказами о "новых русских". Это, вероятно, вновь компенсация массового сознания, которое пытается "отыграться". Но персонализированный смех всегда интереснее: любой анекдот о Брежневе намного сильнее и интеллектуально тоньше.
За этот период произошла естественная мимикрия номенклатуры к новому контексту власти: переход к новым имиджам и отход от имиджей старой власти. "Знак-доминанта здесь не только одежда, прическа (после провала августовского путча многие представители партноменклатуры немедленно отпустили бороды), значки, но и любые культурные стандарты, в том числе и стандарты поведения (ритуалы собраний, уличных скандалов, погромов, шествий с факелами и т.п.). Знаком-доминантой может выступить и анти-символ, выражающийся в опрокидывании старого (например, разрушение памятников, бюстов тоталитарного режима, отторжение сложившихся норм "социалистического коллективизма"), отказ от языковых стандартов и морфо-логем, привычной вербальной и невербальной атрибутики, даже на грани утраты коммуникативных свойств, лишения смысла — лишь бы уйти, максимально дистанцироваться, не походить ни в чем на скомпрометированный образ властии [343, с. 77]. Человек оказался более гибким существом, чем это казалось ранее. К примеру, некоторые работники ЦК теперь гордо именуют себя "спичрайтерами".
Новые имиджи не пришли сами с собой. Сильную роль в их продвижении сыграло телевидение. Вспомним, роль передач типа "Взгляда" или КВНа, которые показали новые людские типажи. Реально они оттесняли с авансцены, к примеру, партийного работника. Он смещался на уровень чисто формального лидера. Но неформальными лидерами стали другие люди. Это действительно были лидеры не производства, а досуга (по модели Д. Рисмена). Ими оказались актеры, режиссеры, писатели, журналисты. И они заслуженно оказались на этом месте, ибо по сути своей являются профессионалами воздействия в разных сферах. А партийный лидер реально за годы советской власти реально сместился в область руководства производством, а не людьми. М. Горбачев попытался преодолеть эту тенденцию, используя неформальные контакты с населением. Но он не смог удержаться в этой сфере, поскольку был в двойственной позиции. Он должен был быть одним в ситуации этих контактов, и другим в случае Тбилиси или Вильнюса. Эта двойственность разрушила его образ. Ему не удалось достичь совмещения формальных и неформальных связей в одном лице. Одновременно нарушение формальных связей, в результате распада СССР, вытолкнуло его и за пределы неформальных связей.
Существенным феноменом обыденной жизни стала «приватизация". Оказавшись под потоком с его точки зрения иррациональных событий обычный человек обращает внимание туда, где сохраняется возможность управления событиями им самим. Он отворачивается "от неприятной реальности, обращаясь к "выращиванию своего собственного садика", игнорируя происходящее вокруг" [467, р. 140]. В нашем случае объективной фиксацией этого может быть отказ от чтения газет, от просмотра новостных программ телевидения, что особенно ярко видно в случае молодого поколения. Вероятно, благодаря этому молодежь в состоянии сохранить более оптимистический взгляд на мир, как бы не вникая в него. События "преподносятся аудиториям как некоторая травмирующая ситуация, из которой нет выхода и на которую повлиять невозможно. Сообщаемые факты игнорируются, оставляя неприятный осадок и увеличивая отчуждение личности. Индивид проявляет еще большую тенденцию к переключению своего внимания на вопросы личной жизни" [420, с. 13S]. Соответственно, молодежь начинает утрированно впитывать положительные новости. Это может быть увлеченность поп-звездами, имиджем жизни в западных странах. То есть в рамках защиты личности происходит как бы самопорождение позитивных новостей, если их не могут дать национальные СМИ.
ПЕРЕХОД ОТ ИМИДЖА К МИФУ, ПРОЦЕССЫ СТОЛКНОВЕНИЯ МИФОВ
Имидж, как мы уже отмечали, может рассматриваться как результат воздействия на массовое сознание, которое характеризуется определенной долей невнимательности, разорванности, невключенности в событие. С этой точки зре-и*м имидж может дописывать в реальные события те ^Фалеристики, которых нет в действительности. С чем это
связано? Человек живет сразу в двух вариантах действительности: реальной и символической. Возможны различные виды взаимовлияния между ними. Массовое сознание само дописывает в имидж как символическую единицу те черты, которые могут и отсутствовать в лидере. Но они должны быть там. Это переход от несуществующего в мире реальном на существующее в мире символическом. Соответственно, лидер начинает выводится на те или иные поступки, чтобы самому соответствовать тому имиджу, которое приписало ему массовое сознание, таким образом происходит переход от мира символического в мир реальный.
Имидж возможен (хотя это некоторое упрощение) и вне контекста. Когда же имидж мы встраиваем в определенный контекст, возникает развитие того или иного сюжета, в рамках которого есть имиджи других действующих лиц. Вот это сочетание имиджа с другими имиджами в рамках определенного сюжета мы и назовем мифом. Здесь зависимость от того, что записано заранее в массовом сознании, многократно возрастает. Миф — это только то, что уже было закодировано в сознании как вариант построения той или иной ситуации. "Герой" в этом плане это всегда миф. Все герои выстраиваются в более или менее однотипном сценарии. Павлик Морозов и Зоя Космодемьянская были введены в массовое сознание как вариант преодоления биологических норм ради норм социальных. Здесь проигрывается "отторжение" своей биологической жизни: в одном случае поднятие над смертью, в другом — над своим биологическим отцом.
В этих примерах действует мифология принесения жертвы, которая давно апробирована человечеством. Жертвоприношение богам способствует победе. Лидер советского времени жертвовал семьей, временем ради обшей цели. То есть перед нами мини-жертва, оправдывающая мини-победы. Отсюда идея показного аскетизма, характерного для руководителей сталинского времени.
Миф победителя, а не жертвы более характерен для лидера. "Герои" типа Б. Ельцина появляются на танке в самый ответственный момент. Их призывает народ для разрешения самой страшной проблемы. Мелкие проблемы для них вовсе не важны. Интересно, что они являются героями без прошлого. Из их биографии усиленно стерта (мы стараемся не замечать этого) их роль в рамках прошлой системы. Это
касается как Б. Ельцина, Л. Кравчука, так и больше десятка всех президентов постсоветских республик. Они могут порождать тексты, обличающие компартию, которые совершенно серьезно воспринимаются населением, и никто не обращает внимание на странную парадоксальность подобных высказываний именно из их уст. У них в принципе оказывается полностью вычеркнутым реальное прошлое, даже детство. Особенно это характерно для советских лидеров. Так, М. Горбачеву задали вопрос в передаче "Акулы полит-пера" (ТВ-6, 1997, 21 октября), правда ли, что его колотили одноклассники. Этот вопрос четко выявляет то, что мы ничего не знаем реально о детстве лидера. Горбачев тогда ответил следующее: "Никогда в жизни не колотили, даже в детстве". Такие "провалы'' памяти связаны именно с мифологизацией образа лидера, в ней остается только то, что важно для мифа. Все остальные характеристики должны быть стерты. В этой же передаче Горбачева спрашивают, он всегда так официально одет, а бывает ли он когда-нибудь, например, в шортах. Это также очень характерный вопрос. Ведь в официальной агиографии Горбачев не то, что не мог появится в шортах, на первых официальных портнерах отсутствовало его родимое пятно.
Столкновение мифологий всегда имеет место в историческом развитии. В петровскую эпоху в Россию входит западная мифология, сопротивление которой оказывала мифология российская. Например, вводились бритье бород и немецкое платье, хотя именно в таком виде на иконах изображались черти. Затем был долгий период соседства двух мифологий: русской и французской. Часть населения могла вырастать в рамках французской мифологии, даже не зная языка, на котором говорили вокруг. Революция 1917 года снова продемонстрировала столкновение двух мифологий. Мифология дворянская с центром в виде монархии была сметена мифологией пролетарской, в центре которой стоял рабочий. В этом случае все лозунги были простыми и четкими (типа "земля - крестьянам, фабрики - рабочим").
Миф предстает перед нами как сценарий развертывания шшджа, в котором сразу заполняются до этого пустые роли Друзей и врагов главного героя. Миф является целой конструкцией, в этом его принципиальная выгодность, поскольку большое число нужных характеристик теперь будут
всплывать автоматически. В случае подключения мифа уже нет необходимости порождать как бы целые тексты, можно только намекать, подсказывая существенные характеристики, подводящие массовое сознание к тому или иному мифу. С другой стороны, при этом резко возрастает предсказуемость лидера, что также немаловажно. Мы можем моделировать даже несуществующие реально ситуации. Представим, к примеру, столкновение Б. Ельцина и В. Жириновского. Б. Ельцин должен выглядеть как нечто большое и массивное. Если сегодня он представим на танке, то в средние века он сидел бы на коне. Размахивая рукой, он то и дело вставляет слово "понимаешь". В. Жириновский, максимально юркий, со спущенным галстуком может "бегать" вокруг всадника, выкрикивая обидные для него лозунги. Это шаржированный пример, но главное в том, что эти два "персонажа" заняли прочное место в нашей памяти. Мы можем представлять их действия в виртуальных ситуациях. Это говорит о яркости, выпуклости их образов.
Определенная мифология связана с теми или иными имеющимися социальными институтами. Когда мы слышим слово "армия", у нас возникает как понятие "дедовщины", так и понятие "дисциплины", что в сильной степени противоречит друг другу. Поэтому мы имеем возможность самим выбирать ту мифологию, которая более соответствует данному сообщению. Так, появление на политической арене генерала А. Лебедя автоматически вызывает в социальной памяти позитив, связанный с армией. Теперь критика со стороны оппонентов А. Лебедя будет разбиваться о щит мифологии, заданный данной культурой.
Определенная мифология связана с хлебом: вспомним эксплуатацию этой мифологемы в брежневском "будет хлеб, будет и песня". Ю. Степанов пишет по поводу этой константы:
"Хлеб у русских — больше, чем пропитание - он - символ пропитания. Вот и сейчас часто говорят, например, Картошка — наш второй хлеб. Во Франции и Испании нищие просят "на чашечку кофе", у нас - "на кусок хлеба" [367, с. 202].
Национальная мифология требует учета тех или иных характеристик, которые имеют свою символизацию в рамках данной культуры. А. Коржаков вспоминает следующий эпизод из времен предвыборной кампании в России:
«Символом грядущей победы на выборах в Татарстане должен был стать обыкновенный глиняный горшок. Все татарские газеты накануне нашего приезда написали, что если Ельцин с завязанными глазами сумеет разбить горшок, то непременно выиграет выборы. Мы же о предстоящем испытании узнали только тогда, когда приехали в Казань. Я спросил своего коллегу Асхата: — Что вы там задумали с этим горшком? Оказышется5 из штаба пришел очередной сценарий, учитывающий на этот раз национальные традиции татар. По одной из них истинный воин, сильный и ловкий, способен вслепую разбить палкой глиняный горшок. Точное попадание сулит удачу. Теперь Ельцину предстояло исполнить роль татарского воина" [180, с. 335].
Страны порождают свою мифологию не только с помощью своих государственных деятелей, но куда более эффективно с помощью кинофильмов и другой массовой культуры. США живет в рамках своей мифологии, Россия - своей. Если США уже задана как супердержава, то задачей России является возврат кположению бывшего СССР. США порождает свою готовность защитить демократию и свободу как у себя, так и во всем мире. В мифологии также зафиксирована быстрота и сила реагирования со стороны США
Имиджмейкер заинтересован в "подключении" лидера к имиджу как более мощному оружию. Миф "защищает" лидера, делая его образ более объемным, чем он есть в действительности. Миф создает для лидера не только символическую историю, но и символическое будущее, задавая набор поступков, которые от него ожидают. В ряде случаев запуск мифа используется как отрицательный инструментарий. Так, достаточно часто в СНГ "сбивают" политиков, прикрепляя к ним мифологию привязки к прошлому КГБ. Или такой пример: на встрече в верхах лидеров СНГ в ою< тябре 1997 г. в Кишиневе сначала планировалось провести вечер в винном подвале, но потом из-за ожидаемых реакций прессы от этого "мероприятия" пришлось отказаться. Как сыР°низировал в программе "Итого" В. Шендерович (НТВ, 1997, 25 окт.), Б. Ельцин отменил свое посещение подвала, поскольку не захватил с собой дирижерской палочки. Порождение биографии лидера также идет по определенным мифологическим сюжетам. Их позитив лежит в определен-
ной апробированности воздействия на аудиторию. Все эти структуры прошли проверку временем задолго до рождения самого лидера.
Можно отметить также ряд мнений исследователей по поводу распространенности мифов сегодня [247]:
"Почти единодушно принятая населением Украины идея независимого развития как мгновенно ведущего к процветанию. Этот миф через 3 года разрушился" (Евгений Головаха).
"Трагедия в том, что человек с улицы жаждет доброго мифа, а у нас его никто не творит. Есть только негативные, разрушительные мифы. Человек с улицы доверчив, и профессиональные политики это прекрасно знают. Но сейчас ситуация не благоприятствует созданию доброго мифа, например, о батюшке-президенте" (Семен Глузман).
"Миф о казащве, хотя и играет пропагандистскую роль для становления национального самосознания, но не такой невинный, как кажется Вся Европа боролась за то, чтобы выйти на какое-то социальное равенство, а тут хотят выделить какую-то специфическую социальную группу" (Владимир Жмир).
"Очевидно, никакие объективные факты, которые свидетельствуют, что уровень жизни на Украине не снижается, не влияют на человеческое сознание так, как мифология, заложенная коммунистическим обществом" (Дмитрий Стус).
"На украинском материале до сегодняшнего дня не существует национального мифа. Мы объявили себя нацией, не имея национального мифа. Мы создали государство, не создав предварительно догосударсгвенного мифа. Посмотрим, что у нас претендовало на статус государственного мифа - та же самая казацкая идея, или казацкий миф" (Наталия Яковенко).
"Миф — это коллективная форма самоутверждения" (Евгений. Быстрицкий).
"Мифологема "Украинское общество обречено на реформы" исчезла. Возможно, достаток и растет, но людей трудно убедить. Теперь появилась новая идеологема: "Новая украинская Конституция — гарант независимости и достатка". Соответственно, "враг украинской Конституции — враг украинской государственности" (Николай Томенко).
"Существовал особый мифический образ "восточного украинца" и было понятно, что мифом про национальное государство его не купишь. Таким образом, его можно купить на миф о
колбасе. По УТ-1 показали донецкого шахтера, который сказал, что на украинском языке заговорит тогда, когда будет колбаса. Реакция была моментальной — сотни посылок с колбасой пошли с Украины по адресу этой шахты. Миф был создан за счет грандиозных перформансов, бомбардировались этическая память и социальные составляющие. В результате Кравчук начал пропагандировать, что если мы проголосуем, жизнь станет лучше" (Александр Кривенко).
Имиджевые характеристики предопределяют наши оценки даже в области визуального измерения. Так, опрос читателей "Комсомольской правды" (1997, 19 декабря) вынес на первое место как самого красивого мужчину Вячеслава Тихонова. При этом читатели-женщины называют в своих предпочтений много мужчин политиков, чего не делают читатели-мужчины. Среди этого списка предпочтений были и Юрий Лужков, и Николай Рыжков, и Борис Немцов, например. То есть здесь политическая их составляющая как бы вписывается в реальные оценки в совершенно ином измерении.
Возможно также столкновение мифологем, описывающих объект как бы с разных национальных моделей. Так, Борис Ельцин предстает с точки зрения Запада как "русский медведь", внутри страны он позиционируется как "царь". Правда, и та, и другая характеристики могут объединиться в такой черте, как "непредсказуемость", что в очередной раз проявилось в ситуации снятия В. Черномырдина и последующих премьер-министров. Ср. также активно насаждаемую имиджмейкерами Б. Ельцина идею о том, что он никогда не подчиняется давлению извне. Она каждый раз возникает, когда появляется возможность воздействия на Б. Ельцина со стороны оппозиции. Правда, и эта характеристика годна как для "медведя", так и для "царя".
В целом опора на миф предстает как включение в массовом сознании уже давно существующих там предпочтений. Введение новой информации требует оценки ее сознанием, подключение к уже имеющейся информации в этом плане гораздо эффективнее.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Факторы, формирующие корпоративную информацию Финансовые ПР являются одной из трех наиболее сильно растущих областей ПР (другие две области — это кризисные и правительственные ПР). В Великобритании финансовые ПР "съедают" 25% всех расходов на ПР в стране. При этом сразу следует подчеркнуть, как это делает Ф. Арфин: "Финансовые паблик рилейшнз, как и другие коммуникативные дисциплины, не являются точной наукой. Хотя есть много полезных количественных инструментариев, многое из того, что должно быть сделано, не подлежит измерению. Большая часть решений, принимаемых компаниями, являются квалитативными и субъективными" [455, р. 86].
ПР всегда определяется как синтез науки и искусства. Типичная задача в области ПР состоит из следующих переходов:
проблема
целевая аудитория
каналы коммуникации ключевое сообщение
То есть наша целевая аудитория является результатом определения проблемы: для одной она одна, для другой — другая. Например, США имели двадцать типов целевой аудитории при высадке на Гренаду, причем с одной из них общение шло через такой канал, как Интернет.
Финансовые ПР очень жестко относятся к своей аудитории. Англичане после периода распада и слияния компаний, когда выяснилось, что несколько тысяч вкладчиков, сбрасывающих свои акции, могут за один день уничтожить любую компанию, обязательно поручают исследование аудитории своих акционеров не одной, а двум фирмам, чтобы иметь более достоверный результат. Они должны знать, какие пе-
редачи смотрят их акционеры, какими еще акциями они владеют и тд., чтобы иметь возможность за один день выйти на масс-медиа и успокоить своих вкладчиков.
При этом подчеркивается, что недостаточно иметь чисто объективную информацию, ее следует дополнить "психогра-фикой", т.е. моделями поведения, свойственными той или иной группе. В разных ситуациях население подразделяется на небольшое число типажей поведения, поскольку считается, что профессор и слесарь могут иметь один уровень доходов, но все равно будут иметь разные модели поведения. Например, для какого-то проекта банка может понадобиться типаж "авантюриста", значит, в ответ должна появиться соответствующая коммуникативная стратегия.
Каждая аудитория имеет свои предпочтительные типы ключевых коммуникаторов, свои идеалы и тд. Точкой отсчета, для коммуникации является аудитория, а не ее создатель. Например, в процессе деноминации российского рубля ролики первоначально были сделаны от имени известных политиков, которые, например, рассказывали, как они заработали первую в своей жизни зарплату. Но оказалось, что население с недоверием относится к информации из уст политиков. И ролики пришлось переделать, заменив политиков на известных актеров. В целом в той кампании доверие так и не было достигнуто, но хотя бы была уменьшена боязнь неопределенности.
В этой цепочке очень важным компонентом также является процесс позиционирования, что должно быть сделано до формулировки ключевого сообщения. Специалисты должны вычленить в объекте: какие характеристики отличают его от других объектов этого же сегмента рынка, что будет мотивировать людей на выбор данного объекта.
Коммуникативная кампания должна иметь также четкие цели, которые можно измерить количественно, например, увеличить известность банка на 10%. Проктер и Гембл используют акроним SMAC* для описания подобных целей [4571. Аналитики корпоративной культуры в восьмидесятые годы сформулировали следующие компоненты корпоратив-ной культуры [526, p. 23J:
•Specific, Measurable, Achievable, Compatible (англ.). Конкретные, Измеримые, Достижимые, Сопоставимые. - Прим. автора.
Компонент | Описание | Пример |
Ценности | Цели, идеалы, философия, признаваемые в качестве важных организацией | Выражение миссии компании |
Ритуалы | Действия и перфор-мансы, отражающие важные аспекты организации | Ежегодный обед; собрание |
Герои | Члены организации, достигшие успеха в согласии с ее культурой | Ли Якокка (Крайслер), Билл Гейтс (Микрософт) |
Коммуникации | Сети, по которым передаются сообщения о работе и социальным вопросам | Командная цепочка |
Нормы | Нормы, стандарты, пути выполнения работы в организации | Один день в неделю свободной одежды; привилегии при парковке |
Истории, мифы и легенды | Пересказываемые примеры опыта | |
Климат | Ощущения, сформированные тем, как члены организации взаимодействуют друг с другом | Положительная оценка того, как относятся к людям |
Организационная культура позволяет единым образом интерпретировать как старые, так и новые события. Это позволяет членам коллектива ощущать себя единым целым, поскольку они видят мир одинаково. Новые типы коммуникации создают новые аспекты корпоративной культуры. Первая интерпретация является законом удержания общее-
твенного внимания. Так поступал первый директор ФБР Гувер, которого научили, что первое официальное лицо, высказавшее свое мнение по какой-то ситуации, будет постоянно упоминаться в последующих интерпретациях.
Как видим, для корпоративной информации важна как внешняя, так и внутренняя аудитория. Свои сотрудники также должны быть охвачены кампанией: не может быть расхождений между своими и чужими. Эти люди также являются носителями очень мощной межличностной коммуникации. Как не может быть и расхождений между миром символическим, о котором мы говорим, и миром реальным. Для того, чтобы информация срабатывала, реальность должна в сильной степени поддерживать коммуникативную политику.
Паблик рилейшнз представляют организацию отобранной заранее целевой аудитории. При этом отмечают следующие требования к этой презентации [563, р. 29]:
• четко выражать миссию, направленность, ценности и цели;
• то, что говорится, должно соответствовать тому, чему верят и делают.
Выделение подобных сообщение возникает только в совместной работе организации и специалистов по паблик рилейшнз. Кстати, та же ситуация возникает и в избирательной кампании, когда именно Клинтон формулировал стратегические цели. Аналогично действовала М. Тэтчер, формулируя свое видение.
2. Выбор корпоративных характеристик и порождение корпоративной информации
Мы работаем с символическим миром. Это заставляет нас искажать определенные характеристики мира реального в пользу наилучшего представления символического объекта. Есть красивые символические карты мира, построенные на анализе новостей. Каждая из стран отдает предпочтение своему контексту, существенно искажая реальность.
Какова же вообще структура убеждающего сообщения? Производители кофе, например, ничего не говорят о своем продукте в рекламе, они акцентируют социальные характеристики преимуществ его использования*, дружба, любовные
отношения и проч. Они акцентируют то, что нужно людям, подчеркивая, что именно с помощью кофе решаются все проблемы. С точки зрения потребителя рекламное сообщение вплетено в более общий контекст, с которым скорее может быть достигнуто согласие. Образуется сцепка типа ДРУЖБА + НЕСКАФЕ. Следует подчеркнуть, что для всех пршсладньгх коммуникаций (реклама, ПР, избирательные технологии, 1шформационные/психологические операции) главным остается путь косвенного воздействия. Рассматривая двучленную структуру КОНТЕКСТ + СООБЩЕНИЕ, необходимо отметить, что если в обыденной коммуникации главное содержится в сообщении, в косвенных видах коммуникации главное содержится в контексте.
Для банка такими акцентуированными характеристиками могут быть РЕПУТАЦИЯ, ДОВЕРИЕ, СОЛИДНОСТЬ, МОГУЩЕСТВО, ДОЛГОВРЕМЕННОСТЬ. Очень важными характеристиками корпоративной информации является "очеловечивание" образа банка. Нельзя полюбить нечто нечеловеческое, поэтому черты ТЕПЛОТЫ, ДРУЖБЫ и т.д. очень важны.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 670;