Этические и юридические принципы супервизии.
Этические и правовые нормы деятельности супервизоров в системе социальной работы представлены в Этическом кодексе супервизора (см. приложение А). Рассмотрим ниже некоторые характеристики ведущих принципов супервизии.
1) Профессиональная компетентность и эффективность работы. Супервизор должен стремиться поддерживать высокий стандарт работы и развивать свою профессиональную компетентность. Супервизор, осознающий границы своей профессиональной компетентности:
· берется за работу, в которой (в соответствие со своим уровнем профессионального развития) он может принести максимальную пользу;
· консультируется в своей работе с коллегами;
· посещает тренинги, повышающие его профессиональное мастерство, развивая знания и навыки в соответствующей области;
· получает в необходимых случаях супервизию на супервизию;
· соблюдает этические принципы организации, к которой он принадлежит;
· толерантен к гендерным, расовым, конфессиональным различиям, сексуальной ориентации, особенностям языка, социоэкономического статуса, физических возможностей и поведения;
· имеет необходимые знания, умения и опыт для работы (например, при групповой супервизии – знания, навыки и опыт работы с группой).
2) Профессиональная и социальная ответственность в значительной мере касается отношений с супервизируемым, с профессиональным сообществом и обществом в целом. Общепринято, что супервизор не должен проводить супервизию и терапию одного и того же лица в один и тот же период времени, а также не может использовать супервизируемого в материальном (не касается оплаты за супервизию), эмоциональном или сексуальном отношении (Кодекс этики и практики Британской ассоциации консультирования, этические принципы Американской психологической ассоциации). Кроме того супервизор отвечает за свое личное и профессиональное развитие. Данное требование предполагает индивидуальную терапию при возникновении личных проблем, прохождение тренингов по супервизии и участие в конференциях, деятельности профессиональных организаций, регулярное получение супервизии на супервизию.
Супервизор несет ответственность за соблюдение официальных обязательств перед супервизируемым (расписание супервизии, условия ее проведения, время, предупреждения об оплате, полнота курса), сообществом или организацией, в которой он работает. Он также ответственен за соблюдение баланса между критичностью взгляда терапевта на свою работу и поддержкой его собственной профессиональной ответственности по отношению к клиенту.
3) Информированное согласие – средство защиты психолога (социального работника) и супервизора от судебного преследования со стороны клиента. Оно означает, что клиент должен быть предупрежден о потенциальном риске или альтернативных возможностях оказания помощи.
Супервизоры должны внимательно следить за достижением 3-х уровней информированного согласия:
ü супервизор должен быть уверен, что психолог информирует клиента обо всех особенностях работы;
ü супервизор должен быть уверен, что клиент осознает эти особенности;
ü супервизор должен информировать супервизируемого о критериях оценки супервизорского процесса и других экспертных аспектах ситуации (например, о том, что от супервизируемого может потребоваться интервью или навыки описания практической работы).
4) Соблюдение прав всех участников процесса супервизии.В обязанности супервизора входит защита прав и клиента, и психолога (социального работника), например, окончательная негативная оценка супервизируемого без предупреждения и предварительного предоставления возможности улучшения его профессионального функционирования – это нарушение его прав.
5) Конфиденциальность. Во время работы супервизор постоянно сталкивается с конфиденциальной информацией, касающейся личной жизни клиента и профессиональной (а иногда и личной) жизни терапевта.
Если супервизор или супервизорская группа получат доступ к материалу пациента, то может возникнуть этический конфликт, поскольку при этом нарушается абсолютная конфиденциальность между клиентом и терапевтом. Следует решить, этично ли обойтись без согласия клиента на представление его материала к рассмотрению на супервизии; в равной мере это относится и к решению о публикации клинического материала. В то же время конфиденциальность этой информации не может быть полной из-за наличия социальных и профессиональных ограничений.
Социальные ограничения вызваны требованиями правового законодательства, налагающего на членов общества обязанности по даче показаний в суде, или вмешательством правоохранительных органов с целью предотвращения ущерба или насилия, если такие сведения поступили от клиента.
Профессиональные ограничения касаются предоставления такой информации для определения степени компетентности терапевта при его сертификации или при получении разрешения на супервизию. В этом случае руководитель образовательной программы обсуждает с другим тренером или супервизором уровень профессиональной компетентности каждого участника программы.
Потому в начале работы с супервизируемым специалистом необходимо обсуждать (и отражать это в контракте) действия супервизора, которые могут и будут приводить к нарушению анонимности. К таким действиям могут относиться расследования конфликтных случаев по инициативе профессиональной организации, а также публикации или презентации случаев. Именно супервизор несет ответственность за разъяснение и обозначение границ своих договорных обязательств в рамках конфиденциальности. Вариантом может быть сообщение клиенту в начале лечения о возможности того, что относящийся к терапии материал будет передан на супервизию. И супервизируемый специалист и клиент должны быть поставлены в известность и подтвердить в контракте свое согласие на это (если они не дают согласия, ситуация в корне меняется). Обязанностью супервизора является как подчинение общественным нормам, так и обеспечение безопасности для клиента и специалиста. Супервизор отвечает за такую организацию работы, при которой эти условия выполняются в максимально возможном варианте.
Супервизор должен учитывать возможность двух вариантов развития ситуаций, подразумевающих нарушение принципа конфиденциальности – возможность совершения самоубийства или убийства.
Очень важно определить границы конфиденциальности, и в рамках процесса супервизии специалист должен иметь возможность доверять своему супервизору личную информацию, и, в то же время, он должен знать об исключениях из правила приватности (куда будет предоставлена информация о его профессиональной компетенции).
6) Объективная оценка и организация работы. Важное отличие роли терапевта от роли супервизора состоит в том, что к супервизору часто обращаются с просьбой дать качественную оценку работы супервизируемого. Супервизор может переживать за практиканта или стажера, борющегося за повышение своей квалификации, однако тот же супервизор должен составить отчет, на основании которого обучение практиканта (стажера) будет завершено или продолжено. Любое действие в такой ситуации повлияет на работу практиканта (стажера) с клиентом и на характер отношений между супервизором и супервизируемым; при этом суровому испытанию может быть подвергнуто установление хорошего рабочего альянса.
Исходя из этого, в начале работы с супервизируемым супервизор, соблюдая принцип информированного согласия, предоставляет специалисту информацию об условиях работы (время, форма оплаты и т.д.), включая информацию о методах оценки работы специалиста. Обсуждаются требования к терапевту, касающиеся представлений аудио- и видеозаписей работы, стенограмм и протоколов сессий, приводятся анонимные протоколы письменной оценки деятельности терапевта, предоставляемые в профессиональную организацию.
Кроме того, специалист должен иметь возможность получить независимую экспертизу своих знаний и навыков согласно Кодексу этики и практики Британской ассоциации консультирования. Для этого (в случае конфликта) в профессиональной организации обычно существует экспертный совет, заключение которого об уровне профессиональной компетентности супервизируемого специалиста является окончательным.
В целом, для того, чтобы процедура супервизии была полезной и этичной, ее следует уподобить терапевтической процедуре. Для этого предлагается соблюдать ряд простых основных правил, тесно соотнесенных с такими основными терапевтически и правилами, как нейтральность, анонимность, надлежащим образом оговоренная оплата, регулярные встречи в установленное время.
Супервизор может себя поддерживать и защищать:
• продолжающимся обучением (профессиональные дискуссии относительно этических и юридических дилемм);
• консультациями с коллегами;
• документацией по поводу супервизорского процесса.
Этический кодекс супервизора также включает шесть базовых этических правил взаимодействия, а именно:
1) соблюдение баланса между ответственностью за работу супервизируемого и уважением его самостоятельности;
2) проявление должной заботы о благополучии клиента и его защита с уважением его автономии;
3) действие в границах своей компетенции, обращение за помощью при необходимости;
4) лояльность – верность открыто и скрыто сделанным обещаниям;
5) отказ от использования подавляющих действий;
6) открытость критике и обратной связи вместе с обязательством продолжать учиться.
Важным является следование принципа «не навреди». Также необходимо учитывать межкультуральные различия.
В Кодексе также отражены качества идеального супервизора: эмпатия; понимание; искренность; самораскрытие; гибкость; забота.
Хорошему супервизору важно обладать такими качествами, как эмпатия, открытость, естественность и гибкость. Он воспринимает своих супервизируемых и как личностей, и как профессионалов и очень сензитивен к индивидуальным различиям.
Он позитивно относится к супервизируемому и демонстрирует высокую вовлеченность в процесс супервизии. Такой супервизор имеет высокий уровень концептуального функционирования, ясное ощущение своих собственных возможностей и ограничений.
Хороший супервизор понимает, каким образом личностные черты и стиль взаимодействия могут влиять на проведение супервизии. У него есть чувство юмора, которое помогает его супервизируемому пройти через все трудности их совместной работы и достичь здоровой перспективы роста.
Что касается профессиональных навыков, то хороший супервизор — это знающий и компетентный терапевт, имеющий в своем багаже необходимое количество тренинговых часов (достаточное для его сертификации и как терапевта, и как супервизора) и опыт терапии (супервизии), которые помогли ему достичь успеха в сфере своей деятельности. Он может эффективно использовать различные супервизорские интервенции и свободно их выбирать, учитывая актуальные потребности супервизируемого и его личностные характеристики.
Хороший супервизор обладает также профессиональными качествами хорошего учителя (использует теории обучения, оценивает интервенции и знания супервизируемого, ставит цели) и хорошего консультанта (объективно оценивает проблемную ситуацию, обеспечивает альтернативные интервенции, концептуализацию проблемы или клиента, облегчает супервизируемому поиск альтернатив, сотрудничает в развитии стратегий роста и супервизируемого, и клиента). Хороший супервизор эффективно функционирует в обеих этих ролях, осознанно выбирая, какую роль нужно использовать во время работы с супервизируемым.
Он ответственен за то, что случается с терапевтом и клиентом, осознает их динамику и анализирует сходство между ними. Он имеет представление о клиентских потребностях и определяет, как может помочь терапевту в них ориентироваться.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 5386;