Структура этики. Проблема выделения нормативной этики.
Структура этики: 1) История этических учений; 2) дескриптивная этика – описание развития нравов и их современного состояния; 3) Теоретическая этика (теория морали) – учение о сущности морали, ее структуре, принципах, категориях и механизме действия, о моральных нормах, ценностях и идеалах; 4) прикладная этика – совокупность учений, конкретизирующих общечеловеческие нормы морали применительно к определенным группам людей, в зависимости от их образа жизни и профессии, приложение морали к решению актуальных проблем общества; 5) метаэтика – изучение языка этики, ее категорий, способов аргументации. Попытка отделить теоретическую этику от нормативной предпринималась в рамках аналитической философии и привела к возникновению метаэтики (Джордж Мур «Принципы этики»).
Дескриптивная этика – это наука о сущем, а нормативная (теоретическая) – о должном, об идеале, который как путеводная звезда недостижим, но указывает направление движения. Нормативная этика или этическая дидактика – это нравоучения, морализм. Она появляется в глубокой древности у всех народов. Тогда как теоретическая этика – появляется гораздо позже и не у всех. Они соотносятся как язык и языкознание, поэзия и поэтика. Этика теоретическая, т.е. собственно этика как наука, появляется там и тогда, где и когда сформировался развитый философский дискурс.
Но даже теоретическая этика включает концепции, которые опираются на конкретные нормативные программы. В этом специфика этики как науки. Классификация этических концепций, поэтому, возможна на основании качественного своеобразия их нормативных программ: этика счастья, этика долга, этика удовольствия, этика созерцания, этика любви, этика сострадания, этика пользы, этика разумного эгоизма, этика сентиментализма, этика благоговения перед жизнью, этика ненасилия и др.
Некоторые из этих концепций являются доктринальными, т.е. опираются на различные философские и религиозные доктрины.
Нормативность этики ставит вопрос о ее статусе как науки. Формирование в рамках этических учений представлений об идеале, о должном приближает этику к статусу искусства. В тоже время, представления о должном в рамках этики формируются на основании опыта и в процессе рационального дискурса. Большинство нормативных программ используют ту или иную логику обоснования своих идеалов.
Объективность как требование идеала классической научной рациональности недостижима в этике. Потому что в этике нет объекта, отделенного от познающего субъекта. Нравственное познание есть самопознание субъекта, а создание идеала есть творчество, подобное искусству. Поэтому нет одной, общей для всех морали и этики, а есть многообразие нравственного опыта и способов его теоретического освоения.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1194;