Проблема предметного самоопределения этики.

Несмотря на долгую историю развития этики и разнообразие этических концепций объект этики достаточно устойчив. Объектом этики является мораль, нравственное бытие человека. А предмет этики, как и предмет любой науки исторически изменчив. Он зависит от того, как понималась мораль, какие именно вопросы оказывались в центре внимания. В связи с этим многие специалисты считают невозможным определить предмет этики прежде, чем будет пройден весь курс этики (А. А. Гусейнов). На филфаке МГУ так формулируют предмет этики в самом широком смысле: изучение всего, что относится к поиску человеком смысла его индивидуальной жизни и наилучших форм пребывания в мире других людей (А.А. Скворцов). Другая формулировка объекта и предмета: объект – отношения людей, предмет – их нравственная основа.

Этика в качестве самостоятельной дисциплины со своим предметом и понятийным аппаратом была выделена Аристотелем. Понятие «этика» было образовано Аристотелем от понятия «этос», смысл которого изначально определялся как жилище человека, логово зверя, т.е. местопребывание живого существа. Позже понятие этоса употреблялось для обозначения сущности чего-либо, устойчивой природы, характера (натурфилософы, Гераклит). Затем сущность трансформировалась в эталон, образец для подражания. И наконец применительно к человеку этосом стали называть нравы, обычаи, привычки.

В латинском языке аналогом понятия «этика» стало понятие «моралитас» (мос-морес-моралис) (4 в. н.э.). Таким образом, этимологически понятия этика и мораль означают одно и тоже.

В обыденном языке понятия «моральный», «нравственный», «этический» употребляются как синонимы. В научном языке «мораль» и «нравственность» можно также понимать как синонимы. Но этика – это наука, изучающая мораль и нравственность. В свою очередь синонимами понятия «этика» в философской литературе принято считать понятия «нравственная философия», «моральная философия».

К предмету этики Аристотель относил изучение добродетелей – особых качеств человека, соотнесенных с привычными формами общественного поведения. Он критиковал Пифагора за отождествление добродетели с числами, Сократа – за отождествление со знанием, Платона – за отождествление с абстрактным высшим благом. Этика – наука о добродетельном поведении, часть политики, науки об обществе. Аристотель четко очертил предмет этики, выступая против ее онтологизации и смешения с теоретической философией. Начиная со стоиков этика стала считаться одной из трех основных философских дисциплин (наряду с физикой-метафизикой и логикой). После Канта этика была признана особой наукой о должном, о внеэмпирической реальности.

К предмету этики относится: 1) изучение поступков людей, из которых складывается поведение, и поиск наилучших форм поведения; 2) изучение нравственных ценностей, а также того, что мешает их достижению – разных форм зла; 3) изучение принятых в обществе нравственных норм, обычаев и традиций; 4) изучение нравственных качеств человека, как мотивов поведения.

Главной целью этики Аристотель считал достижение человеком высшего блага. В этом сразу обозначился практический характер этики: не просто познать благо, а достичь его. Познавать добро – не значит следовать ему. («знаю лучшее, но следую худшему»). Практическая направленность этики определяет ее как философию, управляющую поступками, философию действия, преобразующую бытие как человека, так и общества.

В тоже время, этику следует отличать от морализма, нравоучения, моральной проповеди, т.е. готовых предписаний, норм, рецептов достижения счастья. В отличие от этого этика является именно философской наукой, т.е. рациональной формой познания морали, теоретическим знанием. В рамках этики нормы становятся предметом рационального дискурса. Этика направлена не столько на описание опыта, сколько на познание существенного в морали. Она познает общее, а не ограничивается описанием единичных фактов: нравов отдельных людей, народов или эпох.

 

Зачем морали нужна этика? Почему человеку и обществу недостаточно морали? Мораль антиномична, раздираема противоречиями. Когда моральное сознание заходит в тупик, оно обращается к разуму для разрешения противоречий. В ситуации нравственного кризиса возникает потребность рационального анализа духовных основ жизни, обоснования морали. Эту функцию выполняет этика. Этика преобразует мораль, выводя ее из тупика (этическое учение христианства, этика Просвещения и др.)

 








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 746;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.