Соотношение науки, философии и религии
Существует несколько способов познания мира. Наряду с наукой – это искусство, философия, религия.
Как соотносятся между собой эти способы познания?
Наука создаёт мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики.
Искусство посредством художественных образов отражает реальность, создаёт эстетические ценности, выражает отношение к реальному миру.
Религия, в отличие от науки, создаёт мир трансцедентного (выходящего за пределы познаваемого) знания, в котором человек общается с Богом.
Философия (любовь к мудрости, впервые – у Пифагора) формирует знания человека о бытии, о месте человека в мире и о его собственном внутреннем мире.
В античные времена наука и религия не могли соперничать с философией как системой мировоззрения. В средние века наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки по меньшей мере на тысячелетие. В это время были преданы забвению многие достижения античной науки. В Средние века началось “массовое производство” естественных наук, толчком к которому стали труды Галилео Галилея. Ему принадлежит зажигательная фраза: “Нужно измерять то, что может быть измеренным, и сделать доступным для измерения то, что пока неизмеримо”. Тем самым было дано новое направление исследованиям.
Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей (для неграмотного большинства ведущую роль по-прежнему играет религия). И лишь в XIX веке, в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, продолжавшийся почти до наших дней (а по некоторым вопросам – продолжается и теперь). Суть его сводится к борьбе за право обладания истиной в последней инстанции. Однако «абсолютная истина» – это мираж, который всегда отдаляется по мере того, как человек обретает новые знания. Вот почему мировоззрение никогда не сможет быть сведено к чисто научному, рационалистическому миропредставлению. Сказанное абсолютно не соответствует тем канонам, которые пытались привить нам в прошлом, но это так.
Рациональное начало в мировоззрении нельзя ни с чем смешивать. И в рамках рационализма нельзя говорить о Боге и любом иррациональном, то есть о том, что не является логическим следствием того или иного эмпирического обобщения.
Таким образом, исходя из вышеизложенных представлений о сущности и роли науки в культуре и обществе, мы можем дать её более точное определение. Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии.Содержательно это понятие включает в себя также процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы их применения в практической жизни людей. В дополнение же к этому научному определению науки можно привести эмоциональное суждение о науке А.Лосева «Наука представляется мне какой-то прекрасной дамой, величественной и всемогущей, которая только и может научить совмещать бытовую жизнь с красотой вечной молодости. Это та наша возлюбленная, которая является единственно верной, всегда окутанной вечными тайнами, но всегда раскрывающей эти тайны в их вечно молодой привлекательности.»
Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Вместе с тем некоторый познавательный момент несомненно свойствен (был всегда и присутствует сейчас) и вненаучным формам духовной культуры — искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и религии.
Донаучное и вненаучное обыденное, житейское знание позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояния предметов, вещей, фиксировать некоторые факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление.
Наука стремится к максимальной точности, объективности, ее задача – построить объективную картину мира, существующего «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.
Поскольку основная цель нашего курса – представить как можно более полно палитру современного естествознания, следует дать определить его места в науке. Естествознание - это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических, обобщений, описывающих природные явления..
Как уже гворилось выше, ученые имеют дело с фактами и явлениями, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Явления существенно отличаются от законов науки. Явления, например броуновское движение молекул, можно непосредственно наблюдать в опыте; молекулярно-кинетическая теория газов и жидкостей – объяснение этого явления. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки.
Поскольку в науке истинным является положение, подтвержденное воспроизводимым опытом, то основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку, то есть опыт - решающий аргумент в пользу принятия данной теории.
Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т.е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Этим оно принципиально отличается, например, от обществознания, которое всегда было связано с групповыми ценностями и интересами самого ученого, и учитывает поэтому как объективные данные, так и субъективное отношение к ним.
Естествознание включает (обычно это происходит при составлении государственных программ развития науки) естественные и технические науки , а также подразделяется на фундаментальные и прикладные. Во многом такое деление ности условный характер, однако принято, что фуундаментальные науки — физика, химия, астрономия — изучают базисные структуры мира, а прикладные, например, инструментальные методы анализа вещества, занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач, в частности задач юриспруденции..
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 5012;