Бытие социума: основные концепты и проблемы социальной философии
Социальная философия (онтология) - размышление о бытии общества ("socio" - соединять, объединять, совместно, сообща затевать) как системе вне- и надындивидуальных форм опыта, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми.
Стартовая позиция - рассмотрение общества, как открытой динамичной системы, в которой принципиальное значение имеют не только элементы и их свойства, но и характер связи между ними и в этих связях возникают системные качества. Только на этой основе социальная философия может стать научной, т.к. только здесь можно вести речь о законах существования и развития общества.
Три альтернативных позиции объяснения общественного развития:
1. законы общественной жизни также строги, как законы природы, и мы подошли к их открытию. Социология может и должна быть такой же строгой, доказательной и предсказательной наукой, как естествознание (позитивизм). Проблема состоит в том, что законы природы вытекают из повторяемости однотипных явлений, а в истории нет строгой повторяемости, каждое событие обладает своеобразием.
2. исторические события уникальны, следовательно, мы должны оставаться на уровне их рассмотрения, как индивидуальных действий (неокантианство). Метод наук о природе – генерализующий (обобщающий). Метод наук о культуре – индивидуализирующий. Это две группы исследований противоположны. Главный способ объяснения фактов в естествознании – соотнесение с законом. Главный способ осмысления исторических явлений – соотнесение с ценностями. Любое описание исторического процесса неизбежно носит оценочный характер. Недостаток: Использовать знание об одном событии невозможно для другого исторического события.
3. Метод социальной теории должен отличаться от метода естествознания, учитывая специфику объекта (немецкая классика). Но основная задача научного исследования совпадает: обнаружение сущности за явлениями, теоретическая конструкция закономерностей, которые проявляются через совокупность конкретных событий. На первое место впервые поставили не свойства, а отношения.
Компоненты общества – сферы и социальные институты.
Сферы:
1.Экономическая сфера
Виды общественного производства: воспроизводство, материальное производство, духовное производство.
Отрасли экономики: с/х, промышленность, торговля, финансы, коммуникации.
Типы хозяйствования: присваивающее и производящее; натуральное хозяйство и товарное хозяйство.
Производительные силы – это ресурсы, обеспечивающие производство. Они
включают: а) средства производства – техника и инфраструктура (дороги,
источники энергии, средства связи), б) трудовые ресурсы (специалисты), в) орудия труда, технологии и способы организации производства. Общества отличаются друг от друга в первую очередь по уровню развития производительных сил, которые всегда принадлежат кому-то в исторически- конкретных формах.
Производственные отношения. Основное производственное отношение – это отношение собственности на средства производства. Это отношение определяет другие группы производственных отношений: а) отношение непосредственного производства (расстановка людей в производственном процессе), б) отношение распределения (кто и в каком объеме присваивает себе результаты производства), в) отношение обмена, г) отношение потребления. Производственные отношения определяются уровнем и характером развития производительных сил, т.е. определенные производственные ресурсы предполагают определенные формы собственности.
Существует обратное воздействие производственных отношений (форм собственности в первую очередь) на производительные силы. Адекватные или неадекватные формы собственности могут ускорить или затормозить развитие производительных сил. Производственные отношения – это экономическая структура общества.
Логика развития производства определяет ход истории в целом. Обоснование определяющей роли производства: это сфера, развитие которой обеспечивает саму возможность существования общества. Концепция Маркса называется «Материалистическое понимание истории», т.к. материальную сторону общественной жизни (общественное бытие) он считает определяющей по отношению к духовной деятельности (общественное сознание).
2. Политико-правовая сфера. Политические и правовые отношения, т.е. отношения в обществе по поводу распределения власти. Характеристики: государственное устройство, разделение властей и их полномочий, доступность власти для различных слоев населения, господствующая идеология, соответствующее законодательство.
Политические и правовые отношения - это объективная структура общества, не сводимая к личным качествам людей у власти. Политическая власть в любом обществе, в конечном счете, оказывается принадлежащей тому, у кого в руках экономическое могущество. Обратное воздействие состоит в том, что организация и состав органов управления, уровень принимаемых законов создает реальное условие экономической жизни общества, развития производства. Право как механизм государственного регулирования и нормирования поведения и воздействия на человека.
3. Социальная сфера. Семья, нация, сословие, класс, социальная группа.
4. Духовная сфера жизни общества, которая включает науку, религию,
философию, художественно-эстетическое творчество (все формы искусства, литературы), мораль, систему образования и воспитания.
Социальные институты, т.е. особые формы общественной организации, соответствующие сферам. Ключевые институты: семья, собственность, власть, наследование.
На основе понимания взаимосвязи основных сфер общественной жизни вводится понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это исторически-конкретный тип единства производительных сил, производственных отношений (общественное бытие, базис), политической и правовой организации общества, социальной и духовной структур (общественное сознание, надстройка).
Общественное бытие – реальный процесс жизни людей. Общественное сознание – отражение общественного бытия.
Общественно-экономические формации - сменяющие друг друга этапы жизни общества.
1. Первобытнообщинная формация.
2. Рабовладельческая формация.
3. Феодальная формация.
4. Капиталистическая формация.
5. Коммунистическая формация.
Формационная концепция прогресса. Механизм развития общества.
В основе развития общества лежит взаимодействие производства и
потребностей людей. Потребности определяют развитие производства, но, с другой стороны, производство создает новые возможные потребности,
обеспечивая количественный и качественный их рост. В рамках производства производительные силы меняются непрерывно. Производственные отношения относительно устойчивы. В какой-то момент их традиционная система вступает в спор с новым уровнем производительных сил, и они изменяются в относительно короткий исторический период. Вместе с ними также быстро изменяются политические и правовые отношения. Происходит политическая революция – смена политических отношений. Преобразуется и духовная сфера, но постепенно, в соответствии с внутренней логикой развития. Социальный субъект, интересы которого определены и отличны от интересов других социальных субъектов, называется общественным
формированием. История с субъективной стороны – это деятельность
общественных формирований, стремящихся реализовать свои интересы.
Общественным формированием могут быть: нация, класс, сословие,
профессиональная группа, партия, отдельная личность.
Влияние личности на ход исторического процесса зависит от периода
исторического развития и может оказаться существенным.
Теоретические границы формационного подхода:
1. Формации, как этапы развития, определены только для европейской
истории. За пределами Европы аналогичные стадии в развитии общества не обнаруживаются.
2. Соотношение элементов общественно-экономической формации и их развитие в ходе истории не является простым переходом от одной целостности к другой. Некоторые элементы сохраняются, а другие появляются раньше, за пределами собственной формации.
Формационная концепция рационализировала историю, обращая внимание на единую направленность ее развития и основных этапов. Альтернативой ее в ХХ в. становится цивилизационный подход, основанный на идеях качественного своеобразия региональных, локальных культур.
О. Шпенглер «Закат Европы». История человечества не является линейной, и универсальная периодизация ее невозможна. История человечества – это «спектакль мощных культур, имеющих каждая собственную идею, собственную жизнь, воления, чувствования и собственную смерть».
Историческое развитие складывается из периодов поочередного выдвижения на первый план локальных культур, реализации их потенциалов. Всего существует восемь локальных культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Арабская, Майя, Западно-Европейская. Эти культуры не сменяют друг друга на каждой стадии, а развиваются, каждая на собственной основе, независимо. Любые заимствования носят внешний и второстепенный характер. Жизненный цикл
культуры составляет примерно 1000 лет. Он включает рождение, рост, расцвет, упадок. Упадок – не обязательно физическая гибель культуры. Это может быть ее остановка на достигнутом, воспроизводство стереотипов, закостенение.
А. Тойнби. История – это жизнь обществ, локализованных в пространстве и во времени. Всего имеется 21 локальная цивилизация, живые и неживые. Живые: Западная, Православно-Христианская, Индуистская, Дальневосточная. Импульс к росту цивилизации – это вызов, т.е. специфические условия или изменение ситуации. Чтобы справиться с ними, общество должно измениться. Таким образом, цивилизация дает ответ, т.е. вырабатывает соответствующий образ жизни, формы социальной организации, технологии, систему ценностей. В формировании ответа выделяется творческое меньшинство, которое становится правящей элитой. Рано или поздно на очередной вызов элита не сможет дать ответ, с этого момента ее власть опирается уже не на авторитет, а на силу. Происходит надлом, за которым следует гибель.
Н.Я. Данилевский ввел понятие культурно-исторический тип, аналогичное понятию локальной культуры. Культурно-исторический тип подобен живому организму, он растет, дряхлеет, борется с другими культурно-историческими типами. Культурно-исторический тип может быть обоснован на специфике религии, духовной культуры, политической организации, экономической организации или на сочетании этих фактов. По Данилевскому КИТ представлен следующим образом:
1) египетский,
2) китайский,
3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический,
4) индийский,
5) иранский,
6) еврейский,
7) греческий,
8) римский,
9) ново-семитический или аравийский,
10) германо-романский или европейский.
В настоящее время социальная философия считает необходимым рассмотрение и формационного и цивилизационного подходов. При попытках синтезов этих подходов:
1. вводится обобщенное понятие цивилизации, как стадии в развитии
культуры. Цивилизация здесь противопоставлена варварству и объединяет несколько формаций.
2. вводится понятие традиционной и техногенной цивилизации, как двух
наиболее общих типов социальной организации. Традиционные общества (Индийское, Китайское, Египетское, Арабские государства,
страны третьего мира в ХХ веке) характеризует медленный темп социальных изменений, приоритет традиций, высокая роль общественных норм. Техногенная цивилизация ориентирована на быстрые изменения. В ней приоритетны инновации, ключевая роль принадлежит автономной личности. Становление техногенной цивилизации связано с формированием классического естествознания и техники. Эта цивилизация впервые сформировалась в Европе в XV-XVII вв. Затем началась ее экспансия, в ходе которой поглощались и преобразовывались бывшие традиционные общества. Сейчас в стадии цивилизационного разлома находятся Россия и Арабский мир.
Выделяются в соответствии с этапами развития техники стадии:
доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества. (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, О. Тоффлер).
Социальная структура общества.
Семья
Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства.
Сословие
Нация - сложное единство социально-экономических и этнических черт; устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.
Демографические группы
Формы и механизмы общественного развития:
- эволюция (реформа) и революция
- прогресс и регресс
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Основы теории центрифугирования. | | | КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ КОЛЕСНЫХ ПАР |
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1791;