Проблема определения науки
Естественнонаучная картина мира
Проблема определения науки
На протяжении всей своей истории люди вырабатывали различные способы формирования мировоззрения, то есть познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов, безусловно, является наука. Нам хорошо знакомо это слово, мы очень часто употребляем его в повседневной жизни, но абсолютно не задумываемся над его действительным значением. Понимание роли и места науки в жизни людей представляет собой сложный процесс, который не завершён и в наши дни. Только в 10-е годы прошлого столетия возникла новая научная дисциплина, получившая название “науковедение” и призванная раскрыть сущность и особенности науки. Ее создателем был А.А. Богданов (Малиновский) – знаменитый философ, ученый, сказочник, создатель Института переливания крови, оппонент Ленина по многим вопросам философии, создатель науки об общих законах организации – тектологии, многие положения которой предвосхитили идеи кибернетики.
Как известно, латинское слово - “scientia” в переводе означает “знание”. С определённого времени это слово стало обозначать науку и в этом значении вошло в некоторые европейские языки. Но проблема заключается в том, что не всякое знание является наукой. Знания приобретаются человеком в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности: в обыденной жизни, в политике, в экономике, в искусстве, в инженерном деле, но в них получение знаний не является главной целью.
Что такое наука? Масса фактической информации? Или совокупность теорий? А может быть, это совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории? На самом деле наука — сочетание всего перечисленного.
Ученые имеют дело с проблемами.Несомненно, все проблемы возни-кают благодаря тому, что человечеству свойственна любознательность. Большинство молодых людей любопытны. Они постоянно спрашивают, почему, какпроисходит это или то. Эта интеллектуальная любознательность людей всех возрастов служит громадной движущей силой в науке. Эти вопросы сродни классическим вопросам русской интеллигенции: “Кто виноват?” и “Что делать?”. Приведу высказывания на эту тему одного из ярких представителей русской интеллигенции 20-го века философа А. Лосева *1 « Мыслить предмет - это уметь отличать его от всего другого, но вместе с этим отличением также и соединять его со всем прочим, преодолевая возможные на этом пути противоречия и противоположности. Мыслить - всегда значит отвечать на вопрос «Почему?». Без этого «почему» и без ответа на него тоже ведь не получается мышления. Но тогда преодоление всех возможных противоречий и противоположностей всегда должно быть ответом на вопрос «почему».
*1 А.Лосев Из бесед и воспоминаний. ("Студенческий меридиан", No 8, 1988, с.20-27).
Бесспорно, трудно находить верные ответы, но ученые считают, что еще труднее четко ставить вопросы. Альберт Эйнштейн говорил, что сформулировать проблему часто бывает гораздо труднее, чем ее разрешить, причем разрешение проблемы является, главным образом, делом математики и экспериментального мастерства. Чтобы поднять новые вопросы, рассмотреть старые проблемы под новым углом зрения, необходимо творческое воображение вместе со способностью оценивать действительные успехи в науке.
По степени важности проблемы бывают самыми разнообразными. Чтобы быть ученым, необязательно быть гениальным, так как всегда найдутся задачи по способностям. Но первый шаг заключается в том, чтобы понять проблему и сформулировать ее четко и ясно.
Наука подобна следственной работе. Чтобы проиллюстрировать развитие науки, представим себе ученого в роли детектива. Как и детектив, он постоянно вовлекается в разрешение какой-то задачи. Деятельность ученого направлена только на решение данного вопроса.
Чтобы получить даже частичное решение какой-то проблемы, ученый, как и детектив, используя творческое воображение, должен собрать необходимые факты, логично связать и объяснить их.
Итак, исходя из нашего понимания сущности науки, наука, как и юриспруденция, - это взаимосвязь фактов и идей..
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 2724;