ИСКУССТВО ОТТОНОВСКОЙ ИМПЕРИИ

вторая половина 10 – первая половина 11 вв.

 

В IX столетии в восточной части империи Карла Великого под властью Лю­довика Немецкого (833—876 гг.) объединились германские земли. Так бы­ли заложены основы будущей Германской империи, или, как её официаль­но называли, Священной Римской империи германской нации.

В 936 г. Оттон I (936—973 гг.), герцог Саксонский (Саксония — истори­ческая область в северо-западной части Германии), короновался в Ахене — когда-то главной резиденции Карла Великого.

В 962 г. Отгон был провоз­глашён в Риме императором. Торжественные церемонии в Ахене и Риме под­чёркивали преемственную связь новой, Оттоновской империи с Каролинг­ской и Римской империями. На рубеже тысячелетий Европа переживала бурный расцвет, который затронул все области жизни.

Культурными центрами этой эпо­хи оставались монастыри и церкви.

АРХИТЕКТУРА.

В церковной архитектуре воплоща­лась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа — путь страданий и искупления.Каждой части здания приписывалось особое значение. Например, столбы и колонны, под­держивающие свод, символизирова­ли апостолов и пророков, опору христианского учения.

С течением времени богослу­жения становились всё более пыш­ными и торжественными.

В X в. широко распространилась вера в чу­додейственную силу реликвий(от лат. reliquiae — «остатки», «остан­ки») — предметов, связанных с жиз­нью Христа, Богоматери, святых. Всё больше паломников стремилось посетить святые места. Архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма — его структура должна бы­ла соответствовать требованиям ус­ложняющегося культа. Стали увели­чивать восточную часть храма, в которой находился алтарь, чтобы хранить в ней реликвии. Появились дополнительные алтари и капеллы, где богослужения совершались иногда почти одновременно.

Собор в Шпейере (1030 — ме­жду 1092 и 1106 гг.) один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церк­ви — величественной и массивной.Таков собор в Шпейере.

Скульптура

Бронзовые двери собора в Гильдесгейме. 1015 г. Германия, целиком отлитые из бронзы и укра­шенные рельефами, на которых изображены сцены из Ветхого и Но­вого заветов, свидетельствуюто высоком мастерстве скульп­торов и литейщиков того времени. На левой створке поме­щён рассказ об истории грехопаде­ния первых людей, на правой — о миссии Христа. В сцене, где Бог осу­ждает Адама и Еву, мастер использо­вал весьма выразительный приём, чтобы зритель понял, кто истинный виновник грехопадения: Бог указы­вает рукой на Адама, Адам — на Еву, а Ева в свою очередь — на искушаю­щего её Змея.

Бронзовые двери собора в Гильдесгейме. 1015 г. Германия.

ЖИВОПИСЬ

Рубеж X—XI вв. считается золо­тым веком средневековой немецкой живописи. Раннехристианские и ви­зантийские черты в сочетании с традициями германской культуры создали неповторимый стиль оттоновского искусства.

В монастыре Оберцелле на ост­рове Рейхенау, который находится на Боденском озере в предгорьях Альп, в конце X в. сформировалась ведущая школа живописи того вре­мени. Монастырь подчинялся импе­ратору, а художники, работавшие там, выполняли в основном импе­раторские заказы.

Росписи церкви Святого Георгия в монастыре Оберцелле,последняя четверть X в.— харак­терный пример раннесредневековой живописи Германии. Здесь были изображе­ны чудесные деяния Христа — «Воскрешение Лазаря», «Исцеление бесноватого», а также другие сюже­ты из Нового завета. Пейзаж дальне­го плана заменили горизонтальные полосы различных оттенков — так мастер обозначил степень про­странственной удалённости эле­ментов изображения. Здания автор изобразил условно — они лишь указывали на место происходивших событий. Художник стремился под­черкнуть особое значение Христа и Его деяний, поэтому в каждой ком­позиции фигура Спасителя занима­ет центральное положение.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. В то время создавались в основном богослу­жебные книги. Тексты Священного писания распределялись в них по типам церковных служб, месяцам и датам. Большинство сохранивших­ся рукописей выполнено в мона­стыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства масте­ров этой школы признаны миниа­тюры так называемых Евангелия Оттона III и «Книги евангельских чтений Генриха II».

Евангелие Оттона III (конец X в.),содержит миниатюры, каждая из которых занимает целую стра­ницу. На одной из миниатюр импе­ратор Оттон III, восседающий на троне, окружён священниками и солдатами — их фигуры олицетво­ряют Церковь и воинство. На дру­гой миниатюре представлены че­тыре женщины с дарами в руках, символизирующие четыре части империи — славянские земли, Гер­манию, Галлию (современную Францию) и Рим. Женщины, почти­тельно склонившись, подходят к императору. Рукопись была поме­щена в драгоценный переплёт: ши­рокая золотая рама, украшенная множеством жемчужин и сверкаю­щих камней, обрамляла пластину слоновой кости; в центре пластины была изображена сцена Успения Богоматери.

«Книга евангельских чтений Генриха II» (между 1002 и 1014 гг.).Миниатюры выполнены яркими краска­ми на золотом фоне. На одной из миниатюр воспроизведена сцена коронования Генриха II и его супру­ги Кунигунды. Композиция разделе­на по горизонтали на две части. В верхней находится огромная фигу­ра Христа. Он держит короны над головами Генриха II и Кунигунды. По обе стороны от них стоят апо­столы Пётр и Павел. В нижней час­ти композиции помещены символи­ческие изображения провинций Германской империи.



Миниатюра из Принесение присяги на верность Оттону III:

«Книги евангельских чтений Генриха II». император восседает между представителями








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 4117;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.