Некоторые статуи Праксителя были искусно раскрашены живописцем Никием.
Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях парковой скульптуры эпохи эллинизма, а также в мелкой пластике.
Статуэтки из Танагры (например, «Афродита в раковине» или «Девушка, закутанная в плащ») (илл. 42), терракота (из обожженной глины). Эти изящные грациозные женские образы сохранили все обаяние и чистоту греческой классики. В мелкой пластике еще долго продолжала жить тонкая поэзия, присущая творениям Праксителя.
Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети 4 в. до н. э. эти связи все более ослабевают.
Ведущее значение в общественно-политической жизни древнего мира приобретает Македония. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания им греческих полисов, а затем и громадных территорий Азии, вошедших в состав Македонской державы, начинается новый этап в развитии античного общества — период эллинизма. Переходный период от поздней классики к собственно эллинистическому периоду отличается своеобразными чертами.
Ломка старого и зарождение нового в искусстве, и прежде всего в скульптуре, приводит к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.
Леохар.
Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, впоследствии придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан) (ил. 41), исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.
Лисипп.
Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Его творчество развертывается в 40—30-е гг. 4 в. до н. э., во времена правления Александра Македонского. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача раскрытия переживаний и индивидуализации образа человека; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Новым в творчестве Лисиппа является его интерес к характерно выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры.
Статуя Зевса, Лисипп, бронзовая (20 м. высоты) (не дошла до наших дней).
Настольная статуэтка Геракла, исполненная для Александра Македонского, Лисипп.
«Апоксиомен», Лисипп, (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан) (ил. 40) -свое понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний, —, которого он изображает не в момент напряжения сил, а в состоянии, усталости. Стройная фигура атлета показана в сложном развороте, который заставляет зрителя обойти статую. Движение свободно развернуто в пространстве. Лицо выражает усталость, глубоко посаженные затененные глаза смотрят вдаль.
Гермес, Лисипп (третья четверть 4 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей) -Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и наоборот в изображение отдыхающего Гермеса.
Мраморная портретная голова Александра Македонского (Стамбул, Археологический музей) - в которой передана его сложная, противоречивая натура. Творчество Лисиппа имело большое значение для развития портрета. В созданных им обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 786;