ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Скульптура
Эллинистическая Греция утратила свою ведущую экономическую и политическую роль.
«Ника Самофракийская» (хранится в Париже, в Лувре) (ил. 44) -один из самых замечательных памятников эпохи. Статуя была поставлена на острове Самофракия в честь морской победы в 306 г. до н. э. над Птолемеем. Дошедшая сильно поврежденной, статуя богини победы поражает огромной жизненной силой. Весь ее облик — мощная стройная фигура, уверенно устремленная против порывистого ветра, против могучих волн, каждая складка трепещущей одежды — полон ликующего чувства победы.
Мраморный нос корабля, на который как бы слетала Ника, служил ей постаментом. В древности статуя стояла на вершине скалы. О ее подножие с шумом разбивались волны, морской ветер звенел, и, казалось, развевал складки плаща богини. За влажными одеждами ощущалось ее сильное прекрасное тело, и словно торжествующие крылья из гордого мрамора вырисовывались на фоне лазурного неба. Неразрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Каждая из точек зрения давала новый аспект выражения монументального, глубоко патетического жизнеутверждающего образа.
Статуя Афродиты Милосской (Париж, Лувр), скульптор Александра (или Агесандра, предположительно относящаяся к 3—2 вв. до н. э.) (ил. 47) -наиболее близка к традициям искусства высокой классики. Огромна сила эстетического воздействия этого идеально прекрасного образа, где обобщенные массы и контуры сочетаются сточной моделировкой.
Возвышенная красота Афродиты Милосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными традициями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнажённого тела и драпировок ее одежды, усиливающих монументальность фигуры, и, главное сама постановка фигуры в винтообразном движении, с легким наклоном торса порождены новым временем.
Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели.
Так называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, Национальный музей) -образ неизвестного философа, дан в момент остроэмоционального напряжения, разрывающего трагический надлом, характеризующий не только героя, но и кризисный дух эпохи.
АЛЕКСАНДРИЯ
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой.
Фаросский маяк, Александрия, который называли среди семи чудес света. На протяжении полутора тысячи лет его существования огонь фаросского маяка был виден мореплавателям на расстоянии более ста миль.
Скульптура.
Прославленные парки Александрии были украшены декоративной скульптурой.
Статуя Афродиты Киренской (конец 4 и 3 вв. до н. э., Рим, Музей Терм) –в которой традиции классического искусства нашли продолжение.
Статуя реки Нила (Рим, Ватикан) -внешне занимательна и декоративна аллегорическая, несколько вялая и дробная по формам.
Александрийские мастера обратились к портрету , бытовому жанру, к образам людей из низов общества, разных возрастов, народностей. В них резче подчеркивается харатерное и индивидуальное.
«Резной камень с портретом Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н.э., Ленинград, Эрмитаж) (ил. 43).
«Старый рыбак» (2—Г вв. до н. э., Рим, Ватикан).
«Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Католический музеи).
«Мальчик-нубиец» (Париж, Национальная библиотека).
ПЕРГАМ
Архитектура.
Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии), оказавшее сопротивление грозному Риму.
«Алтарь Зевса» (ок. 180 г. до н. э.) -был возведен в столице - Пергаме, на Акрополе, представляет собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза.
Скульптура
Скульптурный фриз Пергамского алтаря (Берлин, Музей) (илл. 45) -сохранившийся в значительной части фриз является одной из вершин мировой скульптуры, где с беспримерной силой запечатлена грандиозная эпопея борьбы между богами и гигантами. Он создавался после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узковременного и местного значения. Напряжение всех сил и трудности, испытанные в борьбе против нашествия иноземцев, породили ту страстность и жизненность, с какими выполнены горельефы фриза,порой переходящие в круглую пластику.
На всем протяжении фриза (длина ок. 120 м, высота 2,3 м) развертываются эпизоды сказания об усмирении и уничтожении богами-олимпийцами восставших против них гигантов. Плиты плотно заполнены горельефными фигурами; на восточной стороне алтаря изображены главные боги: Зевс, Афина, Аполлон. Убедительно решена композиция фриза: обе борющиеся стороны размещены так, что создается впечатление переплетения фигур противниковв бою. И в то же время ясно выделены победители и побежденные.
Грозные сцены образуют звенья неразрывной цепи, в которую вплетены различные эпизоды. Здесь запечатлены гнев и страдание, предельное напряжение сил, ярость и отчаяние, душевные движения, выраженные с пластическим совершенством. Наиболее драматична сцена битвы Афины с гигантом Алкионеем.Пафос ожесточенной борьбы пронизывает всю эту драматическую композицию.
В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявилась присущая эллинистическому искусству грандиозность образов их сверхчеловеческая мощь, бурная динамика, драматизм. Если Композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе, то грандиозные образы Пергамского алтаря призваны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами. И все же зрителя не покидает чувство героического величия целого. Над патетическими жестами страха, страдания, отчаяния гигантов господствуют широкие, полные ликующей силы движения могучих и прекрасных олимпийских богов.
РОДОС
Скульптура.
Образцы поздней эллинистической пластики (2—1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для Родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но Родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повествовательной манере.
Скульптурная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки», вторая половина 2 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей).
Группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н. э. (ил. 46) - самое прославленное произведение Родосской школы. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с подчеркнутой наглядностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения.
Начавшийся в 2—1 вв. до н. э. кризис общественных отношений в эллинистических государствах нашел выражение и в искусстве.
На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художественного наследия Древней Греции и эллинизма было утрачено. Но в каждый из этапов расцвета гуманизма впоследствии художники всего мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли свое поэтическое, возвышенное воплощение дух гражданственности, утверждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения античного искусства — нетолько памятники давно ушедшей эпохи, но и живые образы, шедевры человеческого творчества, которые до сих пор доставляют нам глубокую эстетическую радость.
ДРЕВНИЙ РИМ
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 801;