Древнейшим местным типом римского храма был круглый периптер.

Храм в Тиволи близ Рима (1 в. до н. э.) –небольшой круглый периптер. Его массивное со сводчатыми пролетами основание создает переход от каменистой скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринф­ского ордера. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропор­циям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доми­нирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа жилого дома.

«Дом Пансы», «Дом Фавна», «Дом Веттиев» -лучшие образцы жилого дома сохранились в Помпеях. По большей части — это одноэтажный дом, который состоял из парадного помещения — атриума, открытого двора — перистиля (одного или нескольких), замкнутого жилыми комнатами и мраморной колоннадой; перистиль украшался фонтаном, статуями, цветниками. В отличие от греческого в римском доме все помещения рас­полагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Атриум осве­щался через прямоугольное отверстие в перекрытии. По скатам крыши в это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мрамор­ный бассейн. Чувством спокойного бытия веет от помпейских домов, их перистилей; лишенные фасадной обработки, дома приобретают внутри привлекательный вид благодаря украшающим их фрескам и мозаикам. Контрастом одноэтажным домам богатых людей были многоэтажные дома, сдававшиеся в наем,— в них обитал римский народ, плебеи.

Декоративная живопись.

С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах на основе греческой традиции разрабатывается система стенных росписей. Примеры помпейских росписей знакомят с основными чертами античной фрески, выполненной по сырой штукатурке.

По харак­теру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно на­званные стилями.

Стили помпейских росписей:

1. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2 в. до н. э., имитирует кладку стен квадрами разнообразного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях).

2. Второй помпейский стиль, архитектурно-перспективный, получает разви­тие в начале 1 в. до н. э. В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно исполненными колоннами и порти­ками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространст­во интерьера. Между колоннами появляются картины, часто воспроизво­дящие произведения греческих художников. В их композициях раскры­ваются перспективы улиц, домов, ландшафты гор и равнин («Вилла ми­стерий» близ Помпеи) (ил. 58).

3. Третий стиль, ориентализирующий, получает развитие в эпоху империи с конца 1 в. до н. э. (ил. 59) Его отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравновешенные компо­зиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, юве­лирно выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнат («Дом столетней годовщины»).

4. Четвертый, декоративный, стиль распространяется позже — в 1 и 2 вв. н. э.Фантастические и динамичные архитектурные декорации разрушают замкнутость стены. Художник вводит росписи в виде театральных декораций, воспроизводящих фасады дворцов, виднеющихся через окна садов. («Дом Веттиев» в Помпеях).

Скульптура.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятни­ков, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскры­тием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.

Капитолийская волчица, бронза, 6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори,(ил. 49) - символ Рима, отличающаяся остротой реализма и экс­прессивностью. Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий респуб­лики.

Однако лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет. В Риме возникает его новое понимание. В отличие от греческих мастеров, подчиняющих даже в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в портретах, отмечены сдержанностью, спокойствием и серьезностью, за которыми чувствуется напряженная жизнь мысли и страстей.

Главное место в скульп­туре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека.

Зарождение римского портрета связано с древним заупокойным куль­том предков, защитников домашнего очага.Восковые маски, снятые с лиц, умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные про­цессии. Позже эта традиция питается практической потребностью сохра­нения для потомства точного изображения данного лица как индивидуаль­ности, прославления участников исторических событий.

Стиль римских портретов эволюционировал. Он последовательно отра­жал изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов, идеалов. Портретам республиканской эпохи, при документальной точности вос­произведения черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий.Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха. Но запечатленные в них образы мужественных участников ожесточенной общественно-политической борьбы исполнены самосознания, нравствен­ной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 908;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.