Фаюмские портреты 1—3 вв.
В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Но эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немного. Об их характере в известной мере дают представления фаюмские портреты 1—3 вв., названные по месту нахождения в восточной римской провинции — Египте, в некрополе оазиса Эль-Фаюм.
Живописный портрет развивался в Фаюме под воздействием эллинистически-римского искусства. Он сохранял здесь еще культовое назначение, продолжая этим традицию древнеегипетского портрета. Исполненный при жизни на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забинтованную мумию или в расписную пелену с изображением Озириса. Но иногда портрет выставлялся в атриуме, обрамленный рамой круглой или четырехугольной формы.
По сравнению с египетскими портретами-масками, фаюмский портрет был новым видом живописного искусства. В нем исчезает скованность фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображается с естественным трехчетвертным поворотом головы и обычно помещается на нейтральном фоне. Плоскостная декоративная раскраска сменяется живописной лепкой объема. В связи с этим получают распространение техники энкаустики(земляные краски, соединенные с воском и смолой) и восковой темперы, повышающих пластическую выразительность форм и звучность чистых красок. Применялась и чистая темпера, а также смешение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты.
В фаюмских портретах обращает внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели; перед нами проходит галерея людей с различными характерами и темпераментами — жизнерадостные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся возрастные особенности и этнические черты тех различных народов которые населяли тогда Египет.
«Портрете молодой женщины» (2 в., Лондон, Национальная галерея)(ил. 66)-обаятельный женский образ. В изысканном за внешней горделивостью и сдержанностью проступает волевой, яркий, страстный темперамент.
«Портрет молодого человека с бородкой в золотом венке» (начало 2 в., Москва, ГМИИ) –прекрасный образец в технике энкаустики. Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоценные камни.
«Портрет пожилого римлянина» (вторая половина 1 в., Москва, ГМИИ) (ил. 65) - разнообразные по рисунку и направленности плотные мазки подчеркивают скульптурность форм осунувшихся черт. Этому способствуют брошенные на лоб, щеки и нос световые блики и глубокая тень под подбородком. Художник остро чувствует взаимосвязь и гармонию насыщенных цветов: белого и голубого в одежде, темно-золотистого в лице, голубых рефлексов на розовых щеках.
В конце 2—3 вв. в фаюмских портретах появляются элементы схематизма. Вместе с тем в них усиливается воздействие местной древнеегипетской традиции. Вновь возрождается фронтальная композиция, графически плоскостная трактовка форм, локальный цвет. Энкаустика вытесняется темперой. Формы передаются плоскостно, контур силуэта становится более четким, воспроизведение черт лица дается дробным орнаментальным рисунком. Во взгляде появляется напряженность, предвосхищающая иконные лики Византии.
«Портрет юноши в венке», 3 в., Вена, Художественно-исторический музей;
«Портрет женщины», начало 3 в., Москва, ГМИИ.
Римское искусство завершает большой период античной художественной культуры.
В 313 г. признание христианства господствующей религией, с которого начинается сложение традиций раннехристианского искусства.
В 395 г. Римская империя раскололась на Западную и Восточную.
В 476 г. Рим пал под натиском варваров. Разрушенный, разграбленный варварами, в 4—7 вв. Рим обезлюдел, его руины заросли травой, но традиция римского искусства продолжала жить в средние века. Слава Древнего Рима, воплощенная в художественных образах, вдохновляла мастеров Возрождения.
К героическому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера 17-19 вв.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1059;