Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией, проступающей в горящем взоре.
1. «Августовский классицизм» - подражание греческой классике времён правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).Резко меняется характер образа — в нем проступает идеал классической красоты и тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появляются парадные портреты в рост, исполненные спокойной сдержанности и величия.
Мраморная статуя Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э. Рим, Ватикан) (ил. 52) - изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Поза атлетически сложенного Августа проста. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Но призывный жест поднятой правой руки, обращенной к легионам, властен и лаконичен — он изменяет основной ритм фигуры, подчеркивая решительное движение вверх и вперед. Голова построена строго, черты лица обобщены, объем вылеплен тонко моделированными крупными плоскостями, связанными плавным ритмом и мягкой светотенью. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражены напряжение воли, умственная энергия, самообладание, внутренняя дисциплина.
2. Время правления Флавиев (69—96 гг. н. э.)строгий стиль Августа сменяется болееэффектным и помпезным портретом в рост, портретными бюстами.
«Портрете римлянки из семьи Флавиев» (Рим, Капитолийский музей), - художники отказываются от традиционных фронтальных композиций и более свободно располагают скульптуру в пространстве, разрушая тем замкнутость образа республиканского портрета. Образ оживлен едва заметным движением, наклоном головы. Непринужденная осанка горделива, лицо исполнено самоуверенности. Пышная прическа из живописных масс локонов венчает короной надменные черты молодой женщины.
3. При Флавиях (69—96 гг. н. э.) вновь возрождается резкий реализм, безжалостно воспроизводящий человека со всеми его уродливыми чертами. В отличие от веризма республиканской поры художники достигают многогранности, обобщенности характеристики, обогащают художественный и пластический язык новыми средствами.
Люций Цецилий Юкунд (вторая половина 1 в. н. э., Неаполь, Музей) (ил. 61).
Портрет Нерона (Рим, Национальный музей) - с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом, раскрывается холодная жестокость деспота, произвол низменных, необузданных страстей, самомнение. Отяжеленные формы лица, пряди густой шевелюры переданы совокупностью крупных живописных масс.
Время правления Траяна (98-117) - сдержанности и скупости образов.
Портрет Траяна -
5. Время правления Адриана – подражание эллинистической Греции.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 921;