Конец 6 в. до н. э. - до конца 5 в. н. э.
С угасанием эллинистических государств, с конца 1 в. до н. э., ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений художественной культуры Греции и Этрурии, оно воплотило их в жизненной практике колоссальной римской державы. В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания; суровая проза, точность и историзм мышления лежат в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтичности мифотворчества греков.
Практический склад римской культуры сказывается во всем — в нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывающего все жизненные ситуации, в интересе к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. Божества римлян — это покровители отдельных видов человеческой деятельности, прежде всего общественной (боги удачи, плодородия, добродетели, мира и т. д.). Религия приобретает государственное значение, в ней большую роль играют торжественные обряды.
Особенности трезвого, рационалистического восприятия действительности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства и впоследствии восхищал мастеров итальянского Возрождения.
Периодизация истории Древнего Рима:
1. РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец 6 – конец 1 века до н. э.)
2. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (конец 1 в. до н. э. – 476 г. н. э.)
Хронологические рамки искусства охватывают почти тысячелетие — от его зарождения в конце 6 в. до н. э. до конца 5 в. н. э.— времени падения мировой империи. Его начало относится к периоду республики, уходящей своими корнями в родовой строй (конец 6 — конец 1 в. до н. э.). Оно достигает расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации (конец 1 в. до н. э.— 476 г. н. э.). Культура Рима этого периода отличалась большим разнообразием и пестротой форм.
Римское искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь этрусков, и более совершенного греческого искусства. Некоторое значение в его развитии имело искусство народов, вошедших в состав Римской империи — галлов, германцев, кельтов и др. Вбирая разнообразные элементы, римское искусство сохраняло свое оригинальное художественное лицо.
Культура и искусство Древнего Рима решали задачи, поставленные последним этапом развития античного общества. В то время, как в греческих полисах гражданин чувствовал себя неотъемлемой частью общества, и соединение личных и общественных интересов было, по словам К. Маркса, свободной и естественной формой «активного гражданства», Римское государство с его строгой системой управления противостояло отдельному человеку, осуществляя насилие не только над рабами, но и над свободными подданными.
Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев-победителей, которые мало считались с общенародными интересами. В период империи сознание разлада между личностью и мировым порядком нашло выражение в стоической философии. В утверждении превосходства гражданского долга над личными интересами, в подчинении страстей разуму и самосовершенствовании стоики искали выходиз противоречий жизни.
АРХИТЕКТУРА.
Исторические особенности развития определили важнейшее отличие искусства римского от греческого. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Творческая мысль римлян наиболее ярко выразилась в архитектуре. Древние здания Рима и теперь даже в развалинах покоряют уверенной мощью. Осваивая этрусскую и греческую технику и формы, используя эллинистическое наследие, обращаясь к традициям Древнего Востока, беря наиболее ценное у варварских народов, римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Подлинная красота и мощь римской архитектуры не в пышной декоративности, но в удовлетворении практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения. Ее пафос раскрывается в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурной мысли.
Развитие римской архитектуры отмечено широким градостроительством. Строго организованная планировка и масштабы города отвечали новым условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками и монументами. Общественная жизнь в большей мере, чем в эллинистических городах, протекала на форуме—площади, представляющей архитектурный ансамбль и являющейся центром торговой жизни столицы, ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов.
Потребности римского общества породили многоновых типов сооружений:амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники и т. п. получили на римской почве новое архитектурное решение.
Рационализм,лежащий в основе римской архитектуры, проявляется в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм.
Главным завоеванием римлянв строительстве общественных сооруженийбыло создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор.Необходимость их перекрытия способствовала развитию мощных сводчатых и купольных конструкцийизвестных, но ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов развития европейской архитектуры.
Основной формой перекрытий был круглый цилиндрический свод из бетона и камня.Его боковое давление воспринимает опорная стена, играющая важную роль в римской архитектуре. Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковой высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень) получился крестовый свод, который при равенстве пролетов дает в плане квадрат. Внутренняя поверхность сводов образует в пересечении острые края, ребра, в основании которых сосредоточивается все давление свода. Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными арками, заменить стену отдельными столбами, принимающими на себя давление арки. Вытянутые в длину помещения обычно делились на квадраты и перекрывались цепью крестовых сводов. Это порождало эффектное расчленение пространства зал-галерей. Из равномерно поднимающегося перекрытия круглого в плане пространства возник купольный свод, образующий полушарие, покоящееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане помещения перекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическим куполом. В последнем случае купол опирался своим кольцом только на середину боковых стен, а переход от формы окружности к многоугольнику заполнялся вогнутыми сферическими — «парусами».
Переход к сводчатым конструкциям совершился с введением на рубеже 3—2 вв. до н. э. прочного водоупорного римского бетона, состоящего из известкового раствора, вулканического песка и щебня. Благодаря прочности материала (обожженного кирпича, туфа, травертина), несокрушимой связующей силе раствора и тщательности выполнения памятники римской архитектуры смогли тысячелетия противостоять натиску природы и общественным потрясениям.
При всех достижениях римской архитектуре свойственны и черты противоречивые. Гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составлявшие первооснову греческого искусства, в Риме уступают место стремлению возвеличить государственную власть императоров, военную мощь. Это порождало устремленность к масштабным преувеличениям, пышности, внешним эффектам, приводило подчас к ложному пафосу громадных сооружений, резко контрастирующих с жалкими лачугами бедняков, тесными кривыми улицами и городскими трущобами.
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
конец 6 – конец 1 века до н. э.
К концу 6 в. до н. э. Рим — аристократическая рабовладельческая республика. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, он становится к середине 2 в. до н. э. могучей державой. Приток рабов и ценностей из покоренных провинций обогащал государство, способствуя росту имущественного неравенства и углублению классовых противоречий. Восстания рабов, такие, как Сицилийские (2 в. до н. э.), и восстание Спартака (1 в. до н. э.), потрясали республику.
Архитектура.
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней.
Оборонительная стена Рима (возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале) - представляет собой одно из знаменитых произведений инженерного искусства античности. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.
Форум Романум -древнейший в Риме — республиканский форум, к которому сходились все дороги столицы; с его ростр, прикрепленных к ораторской трибуне, раздавались речи крупнейших политических деятелей.
Римские дороги, построенные для движения когорт и гонцов имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны.
Аппиева дорога (4—3 вв. до н. э.) - ведущая к Риму, - это первая из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога шла по массивной стене 197 м длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод. Мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, она была дополнена во 2 в. до н. э. акведуком (водопроводом).
В следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролеты, пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 964;