Выделим некоторые из них.
Одна из существенных особенностей исторического развития России состояла в том, что в XIX в. национальная буржуазия не смогла стать ведущей силой освободительного движения. В отличие от Запада, где либерализм стал выражением интересов буржуазных слоев, российской буржуазии принципиально была чужда либеральная идеология. Ее принципы не обеспечили бы ей тех сверхприбылей, которые она имела от союза с самодержавием. Экономические разработки либеральной интеллигенции – антимонопольная направленность, требование невмешательства государства в предпринимательскую деятельность, ликвидация протекционизма, высоких пошлин – не встречали отклика у российской буржуазии. Наоборот, торгово-промышленные круги были заинтересованы в государственных заказах, государственных кредитах, покровительственных пошлинах и т.п. Этим во многом определялись охранительные взгляды российской буржуазии и ее аполитичность.
Для либерального курса необходима была опора в обществе – среднем сословии, которого в России не было или почти не было. К тому же после реформ 60-х годов, повернувших страну на буржуазный путь, резко ускорились процессы социальной дифференциации. Все вынес русский крестьянин – и татарщину, и неметчину, – писал выдающийся «деревенщик» XIX века Глеб Успенский. Но не вынес «удара рубля». Он выразительно определял продукт распада деревни как «сердитое нищенство». В России возникла категория людей, которую обычно называют социально-культурным люмпенством. Это явление определялось не только материальными лишениями, но и распадом традиционного сознания, влекущего за собой социально-культурное обескоренение, выпадение из прежних классовых или сословных структур, которые давали человеку не только социальный статус, но и культурную ориентацию. Освобождение от земли приводило к агрессивному индивидуализму, к ненависти, мести обществу, вытолкнувшему его из своих рядов.
Эпоху Александра II принято считать временем если не рождения, то быстрого формирования «интеллигенции». Романтиков и идеалистов сороковых годов быстро вытеснили «реалисты» и «нигилисты», совершенно не похожие на своих мечтательных предшественников. Разрыв между мировоззрением двух поколений интеллигенции большинство историков пытается объяснить сословными или психологическими причинами. Отцы леворадикальных интеллигентов по большей части происходили из помещичьих семей. Их социальное положение было настолько стабильным, что им крайне редко приходилось терпеть нужду. Отсюда делается вывод, что уже в силу своего происхождения отцы не могли быть социально беспочвенными и идеологически непримиримыми, какими стали последующие поколения русской интеллигенции. Появление радикальных революционеров, ожесточение политического мышления историки объясняют тем, что в субкультуру интеллигентов стали рекрутироваться выходцы из нижних слоев.
Длительность и глубина развития буржуазных отношений в Западной Европе способствовали тому, что там интеллигенция имела гораздо более высокий социальный статус и материальное благополучие, чем люди умственного труда в России. Отсутствие у российских интеллигентов возможности участвовать в политической и социальной жизни, нетерпимость властей к свободной мысли, равнодушие правительства к темноте и невежеству социальных низов приводили к тому, что для демократически настроенной части интеллигенции характерным становилось социальное и политическое отчуждение от государства, презрение к власть придержащим, царствующей династии.
Таким образом, докапиталистические культурные традиции в России содержали мало предпосылок для формирования буржуазного типа личности. Поэтому, хотя образованный слой в России обнаружил сравнительно высокую способность усвоения элементов европейской культуры, эти элементы не могли закрепиться в толще населения, попадая на неподготовленную почву, они скорее вызвали разрушительный эффект, приводили к культурной дезориентации массового сознания.
Основными субъектами политического процесса «снизу» выступила интеллигенция. Поскольку этот буржуазный по своей сути слой появился в феодально-крепостнической стране, аналогов ему мировая история не знала. Социальные и политические мотивы во взглядах русской интеллигенции, в том числе и революционной, настолько переплетались с нравственными, что образовывали новое, весьма непростое единство, отложившее свой отпечаток на всю отечественную историю.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1324;