Поздняя классика - конец 5 — три четверти 4 века до н. э.
Концентрация все больших богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце 5 в. до н. э. к падению значения свободного труда в полисах, к кризису рабовладельческой демократии. Междоусобная Пелопоннесская война углубила кризис.
Подчинение греческих полисов возникшей на Балканах мощной Македонской державе, завоевания Александра Македонского на Востоке положили конец классическому периоду греческой истории. Распад полисов повлек утрату идеала свободного гражданина. Трагические конфликты общественной действительности вызвали появление более сложного взгляда на явления жизни, на человека, привели к изменению в области искусства, приобретающего противоречивый характер. В нем утрачивается ясная вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики. Однако, как и раньше, главной художественной задачей остается изображение прекрасного человека; скульптура в значительной мере продолжает быть связанной с архитектурой. Но художники все более обращаются к таким сторонам бытия человека, которые не укладываются в мифологические образы и представления прошлого. Развивая и углубляя достижения высокой классики, ведущие мастера 4 в. до н. э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в трагическую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. В результате этого были достигнуты первые успехи в раскрытии духовной жизни личности. Зарождается, хотя и в самых общих чертах, интерес к быту и характерным особенностям психологического склада человека.
|
Архитектура
Развитие архитектуры протекает неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдается известный спад строительной деятельности, отразивший экономический и социальный кризис греческих полисов. Наиболее остро этот спад сказался в Афинах, потерпевших поражение в Пелопоннесских войнах.
Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы.
Театр в Эпидавре. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей (в Театре в Эпидавре было 52 ряда скамей), обрамлявшие орхестру — полукруглую площадку, на которой выступал хор.
Появлялись сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности или монарха-самодержца.
Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) -был сооружен в честь победы на состязаниях хора, субсидированного богатым афинянином Лисикратом, в Афинах. Небольшой по размерам, он производит впечатление гармонии и величия благодаря умелому применению коринфского ордера.
Галикарнасский мавзолей - монументальная усыпальница правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.) -отличался грандиозностью форм.
Скульптура
Общий характер скульптуры поздней классики определился развитием реалистических тенденции.
Скопас.
Трагические противоречия эпохи нашли наиболее глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до н. э. Скопаса. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщает свое искусство большим драматизмом, стремится к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека.Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушают их гармоническую ясность, придают образам патетический характер. Скопас открывает область трагического в самом человеке, вводит в искусство темы страдания, внутреннего надлома.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 896;