Кикладская и минойская цивилизации
Кикладская цивилизация (3500 — 2000 гг. до н.э.) и минойская цивилизация (2000 — 1600 гг. до н.э.) процветали в южных пределах Эгейского моря. Британский исследователь Джеймс Теодор Бент первым провел систематические раскопки на Кикладах (греч. — «лежащие кругом»; название отражает расположение островов относительно храма Аполлона на острове Делос). За ним начал раскопки греческий археолог Христос Цунтас. Они были поражены достижениями этой «обширной доисторический державы» — мраморные вазы и статуи, керамические чаши, серебряные украшения — и изумились тонкостью работы и высочайшим техническим уровнем ее исполнения.
В 1949 г. греческий археолог Николас Контомос, а через 11 лет американские исследователи раскопали поселение на островах Гротта, Самагосе и Керосе. Найденные статуи, очевидно, при жизни людей служили им в качестве оберегов и были захоронены с ними.
Особенно удивили раскопки на острове Фера: большие, прочные дома поднимались на высоту 2 — 4 этажа. Лабиринты улиц вели к площадям причудливой формы. В домах были крепкие двери и лестницы, просторные комнаты заливал свет из больших окон. Деревянная мебель истлела, но очертания столов, кроватей, стульев остались в вулканический среде. Гипсовые слепки, выполненные из этих отпечатков, обнаруживают изящные формы, богатые тонкими деталями.
Феряне любили чистоту: комнаты для омовений, где стояли терракотовые ванны и каменные уборные, находились на 2-м этаже зданий и с помощью глиняных труб, встроенных в толстые стены, соединялись с хитроумной системой каналов, проходивших под городскими улицами. Найдены огромные кувшины для храпения запасов. Кувшины, чаши рассказали о больших торговых связях ферян с Ближним Востоком и Египтом, с другими островами Эгейского моря. Процветали ремесла по обработке камня, тканей; гончары производили множество керамических сосудов. Миски, кувшины, чаши были расписаны лилиями, птицами, рыбами.
В искусстве Феры и в повседневной жизни важная роль отводилась обрядам, празднествам и богам. Но ничто не могло спасти ферян от катастрофы, погубившей остров. Отсутствие человеческих скелетов и драгоценных предметов говорит в пользу того, что большинство людей, вероятно, сумели вовремя спастись. Видимо, за несколько месяцев до извержения вулкана землетрясения уже колыхали остров. Но как только толчки прекращались, феряне брались чинить поврежденные дома: археологи нашли чаны, наполненные гипсом, приготовленные для покрытия заново отстроенных стен. Но в какой-то момент люди побросали инструменты, неоконченную работу, собрали все ценное, припрятав кувшины с запасами, и на кораблях отплыли в неведомое нам безопасное место.
Фера погибла от вулканической катастрофы. Само Эгейское море зародилось в результате гигантского содрогания земной коры за 5 миллионов лет до н.э., когда воды Средиземного моря хлынули на эгейский массив суши.
При этом сдвиге терлись друг о друга две огромные части планетарной коры — тектонические пласты, залегавшие под материками Африки и Евразии. Расплавленная магма, пузырясь и вырываясь из трещин между пластами, образовала множество вулканов. Один из них — древние называли его Стронгилой (Stroggulh — «Круглая») — извержением был разнесен на куски, разделив Феру на три части: Санторин, Тсрасию и Аспронизи.
Память о перенесенном ужасе люди сохранили в мифах. Греческий поэт Геосид, живший в VIII в. до н.э., собрал воедино древние народные сказания о богах и их космической борьбе. Он описывает страшные последствия битвы между Зевсом и рыкающим чудищем Тифоном, чьи черные языки вырывались из пастей сотни его змеиных голов и чьи несчетные глаза полыхали пламенем.
Жаром сплошным отовсюду и молния с громом, и пламя
Чудища злого объяли фиалково-черное море.
Все вокруг бойцов закипело — и почва, и море, и небо.
С ревом огромные волны от яростной схватки бессмертных
Бились вокруг берегов, и тряслася земля непрерывно [7].
Интриговал сотни поколений рассказ древнегреческого философа Платона о затерянном континенте под названием Атлантида. Предание повествовало о чрезвычайно развитом обществе, которое имело множество достижений, опережавших свой век, и которое за единую ночь катастрофы сгинуло под морскими волнами.
Герой Платона Критий рассказывает, что исчезнувшая земля была островной державой, где из земли били горячие и холодные родники, в изобилии приносили свои дары плодородные долины, а леса были настолько огромны, что доставляли людям все, что нужно, слонов водилось великое множество. «Далее, — говорил Критий, — все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или плодах, — все это она рождала и отлично взращивала, прекрасным, изумительным и изобильным» [8].
Первыми обитателями Атлантиды были дети, родившиеся от союза смертной женщины и бога моря Посейдона. Они мудро распоряжались природными богатствами и выстроили большой и прекрасный город, перебросив мосты через водные кольца, его окружавшие. Дворцы сияли разноцветными каменьями, храм с потолком из слоновой кости украшали золотые изваяния. Веками на острове царили мир и гармония, и все свято чтили древние законы и обычаи.
Но этому счастливому существованию настал конец, когда у жителей Атлантиды возобладал низменный человеческий нрав, губя божественную искру, унаследованную ими от бессмертного предка. Лицемерие, властолюбие, тщеславие обуяли их. Тогда Зевс, отец всех богов, наложил на них кару.
«Когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки Атлантида исчезла, погрузившись в пучину», — пишет Платон [9]. И каким бы искажениям ни подвергалась поколениями людей эта история, события, обрисованные в ней, соответствуют геологической катастрофе, произошедшей во время извержения Стронгилы во II тысячелетии до н.э.
Как и поздние римляне, ферские художники наносили изображения прямо на поверхность штукатурки, в их палитре были красный, желтый, оранжевый, коричневый цвета (их изготовляли из охры), черный (из угля и марганца), синий (из минерала глауфана) и белый.
Минойская цивилизация процветала на Крите, катастрофы обошли ее стороной. Она первая подарила миру нетленные достижения, сопоставимые с величайшими достижениями других древнейших цивилизаций.
На Крите с 1900 г. до н.э. начали возводить дворцы. Разрушенные землетрясениями, они были полностью перестроены около 1700 г. до н.э. Такое возрождение получило название «золотого века» минойской цивилизации.
Мир, социальное равновесие, продуманная общественная иерархия с аппаратом чиновников, религиозными обрядами, организованным ремесленным производством позволили Криту подчинить своей власти все Средиземноморье.
Критянам принадлежал ряд нововведений в строительном деле, обработке металлов и государственном управлении.
Минойцы изобрели письменность, перейдя от иероглифического письма к так называемому линейному письму, до сих пор не расшифрованному. Все записи процарапывались на сырых глиняных табличках.
Самым долговечным наследием минойцев оказалось их искусство: шедевры невиданной красоты и изящества, изображающие мир природы, религиозные мотивы. Минойским искусством восхищаются и наши современники.
Летом 1979 г. были начаты исследования холма на северном склоне горы Юктас («пещеры ветров»), пустоты в ее скальной породе проделал северный ветер, дувший с Эгейского моря. Этот горный гребень раскинулся в четырех милях от Кносса, прославленного еще Гомером как богатейший город Крита и раскопанного в 1900 г. сэром Артуром Эвансом.
Местные земледельцы называют эту гору гигантским каменным ликом (профилем Гаргантюа), принадлежавшим самому Зевсу, «отцу богов и людей» классической греческой мифологии. В одном из мифов рассказывается о том, как громовержец, приняв обличие белоснежного красавца-быка, по морю увез на Крит финикийскую царевну с так много говорящим нам именем — Европа. От союза Зевса с Европой родились три сына, одним из которых был Минос, кносский правитель. В Кноссе стоял ослепительный дворцовый комплекс — средоточие цивилизации.
Гомер в «Илиаде» пел о «Крите стоградном», который своими городскими удобствами и роскошью способен был поспорить с городами древнего Египта и с современной Европой. Кроме Кносса, было раскопано еще три дворца — в Фесте, Маллии и Закросе, — а также ряд вилл, просторных и роскошных. На всех минойских дворцах лежит печать изящества, уюта и благоденствия. Стены покрывала роспись. Внутренние покои обычно были просторными и удобными, и вместе с тем облик и пропорции комнат сохраняли нужную человеку соразмерность.
Юные критяне и критянки, бросая вызов смерти, перед толпами зрителей вершили чудеса гимнастической доблести. Исполнив пляску вокруг быка, юноши и девушки затем совершали опаснейшие прыжки через рога животного и над его спиной. Каждое движение грозило им гибелью, а сегодняшние мастера корриды и родео и вовсе признают подобные упражнения невозможными.
Своего зенита минойская дворцовая культура достигла в последующие два века, с 1700 по 1470 гг. до н.э. Интересно, что сохранившаяся традиция общих погребений заставляет предположить, что сословные разграничения оставались все еще размытыми. Существовал некий единый общественный слой, основанный на кровном родстве. Дворцы были центром хранения продовольствия, сырья, отсюда шла внешняя торговля. Земледельцы приносили излишки урожая в виллы и дворцы, где их хранили, обрабатывали, чтобы потом обменять на привозные товары. Многое еще осталось загадкой, так как минойцы вели хозяйственные и торговые записи на линейном письме «А», по сей день не расшифрованном. Остается также загадкой, кто же правил минойским Критом в пору расцвета. Некоторые исследователи в поисках ответа обратились к греческим мифам. Трое сыновей Зевса и Европы — Минос, Радамант и Сарпедон -- связываются с дворцами в Кноссе, Фесте и Маллии соответственно. Возможно, их родством и объяснялось дружественное распределение власти.
Как же погибла эта цивилизация и почему? Археологи пришли к выводу: минойцы были покорены микенцами, жителями материка. Чужеземцы появились на Крите после 1470 г. до н.э. Склады оружия, воинские захоронения подтверждают это. Исчезло и минойское линейное письмо «А», появилось линейное письмо «В» — самая ранняя форма древнегреческого языка. А около 1380 г. до н.э. новые землетрясения, пожары разрушили дворцы. Отныне эгейские царства заволокла тьма. Однако греческие мифы увековечили эти цивилизации.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 612;