Афины — центр греческой цивилизации
Золотой век Афин
«Познай самого себя» — было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далёком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества».
Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них ещё в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные греческие статуи — образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих учёных в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.
Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего — таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.
Афины — центр греческой цивилизации
Рисунок 1 Кресилай. Портрет Перикла. Около 440 г. до н. э. Римская копия. Старая Пинакотека, Мюнхен
V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции — это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. В народе сложилась пословица, наиболее точно выражающая значение этого города:
Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;
Осел — коли, увидев, не пришёл в восторг;
Верблюд — коли покинул их по своей воле.
Да, это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его ещё называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Этому высокообразованному и дальновидному политику удалось объединить вокруг себя лучшие умы Древней Эллады. Его ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий. На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя, сожжённого и разрушенного персами.
Рисунок 2 Ансамбль Акрополя. Общий вид. V в. до н. э. Афины
Ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превращённый в руины, этот памятник золотого века античной культуры всё же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Давайте войдём в Акрополь через центральный вход — Пропилеи.
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, тёплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рождённой пеною морской.
Так выразил свои чувства от увиденного писатель, философ и поэт Д.С. Мережковский.
Рисунок 3 Пропилеи. V в. до н. э. Афины
Пропилеи представляли собой сооружение, состоящее из трёх частей. В центре находились крытые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. С юга Пропилеи уравновешивал лёгкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась её бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город. Величественное здание Пропилей описано ещё древнегреческим писателем II в. Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего».
Рисунок 4 Храм Ники Аптерос. V в. до н. э. Афины
Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в её лицо. Торжественно восседающая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающее острие копья и шлем Афины уже издалека приветствовали возвращающиеся на родину сыновья Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия, руководившего работами на Акрополе.
В основе композиции Акрополя лежала асимметрия, которая в целом не нарушала ощущения равновесия и упорядоченности архитектурных сооружений.
Рисунок 5 Иктин и Калликрат. Парфенон. V в. до н. э. Афины
Чуть правее от Пропилей находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвящённый богине Афине, покровительнице города. Он был сооружён в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден отовсюду, любой точки Акрополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (8x17 колонн высотой 10,5 м). Дорические колонны придают храму особую монументальность и мужественную красоту. В архитектуре Парфенона использованы также колонны ионического ордера, придающие ему изящество благородство. Этот величественный храм, построенный из белоснежного мрамора, поражает мастерством обработки материала. По преданию, в святилище Парфенона находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.
Рисунок 6 Афина Парфенос. Реконструкция
До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием (нач. V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.) и скульпторами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение, распределение групп и создание общего ритма. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных плитах фриза, совершают свои подвиги и герои греческих мифов. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане: конные всадники, сопровождающие торжественное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках. Все они представляют собой некий обобщённый образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.
Рисунок 7 Круг Фидия. Посейдон, Аполлон и Артемида. Деталь восточного фриза Парфенона. V в. до н. э.
На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся их спор за обладание Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?
Рисунок 8 Эрехтейон. V в. до н. э. Афины
На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, где разыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и людей. Вместимость театра — 17000 человек. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на всё, что происходило у неё на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон держал лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.
Поэт М.А. Волошин, побывавший на Акрополе, так выразил свои чувства от увиденного в стихотворении «Афины».
Рисунок 9 Театр Диониса в Афинах. VI в. до н. э. Современное фото
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усечённый холм — Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений
В сетке лёгких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно —
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком...
Луч заката брызнул снизу...
Над долиной сноп огней...
Рдеет пламенем над ней он —
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон...
Ночь взглянула мне в лицо.
Чёрны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
Искусство вазописи
Греческая живопись представлена главным образом вазописью, которая прошла длительный путь развития. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству. Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) — относятся к VIII в. до н. э. Огромные вазы, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов, кубов, ромбов, меандра (геометрический орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками. Название происходит от имени очень извилистой реки Меандр в Малой Азии). Вот почему этот стиль получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчинённого форме вазы.
Рисунок 10 Амфора из Дипилона. Середина VIII в. до н. э. Национальный археологический музей, Афины
Амфора из Дипилона — одно из наиболее выразительных произведений вазописи. В величавом и торжественном облике сосуда, в его простой и благородной форме художник сумел лаконично воплотить свой замысел. Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометрическим узором, в котором преобладает меандр. В самой широкой части вазописец изображает сцену оплакивания умершего в окружении плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися линиями. Все призвано выразить экспрессию чувств, подчеркнуть мысль о бренности человеческого бытия.
Стремление художника к более точной передаче образов и сюжетов реального мира во многом определило появление чернофигурной и краснофигурной вазописи. В росписи ваз стали использовать густой чёрный лак, естественный цвет глины подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне чётко выделялись силуэты людей и животных. Орнаментальные узоры, систему горизонтальных поясов вытесняют многофигурные сцены, свободно размещённые на стенках сосудов. Чернофигурная техника росписей ещё тяготеет к условности и плоскостности изображения, но в целом она воспринимается как шаг вперёд в искусстве вазописи.
Рисунок 11 Эксекий. Ахилл и Аякс, играющие в шашки. Роспись амфоры из Вульчи. 540 - 530 гг. до н. э. Этрусский музей, Ватикан
Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности подвиги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады».
Подлинным шедевром среди творений Эксекия является ваза с изображением Ахилла и Аякса. Мы видим двух воинов, играющих в шашки. Они так увлечены игрой, что совсем забыли о продолжающейся войне между троянцами и ахейцами. Один из воинов сидит, даже не сняв с головы шлема, рядом с другим — его воинские доспехи. У каждого из героев по два копья, пересекающихся в одной точке прямоугольника.
В краснофигурной росписи свободные от изображений части вазы покрывались чёрным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой наносились линии, передающие складки одежды, мускулы тела, черты лица. При обжиге лак приобретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчётливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли жанровые и бытовые сцены.
Рисунок 12 Евфроний. Прилёт первой ласточки. Роспись на пелике. Около 500 г. до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург
На пелике «Прилёт первой ласточки» мастер Евфроний запечатлел разговор зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыденной, повседневной жизни человека. Взоры персонажей обращены вверх, к летящей ласточке — вестнице весны. Но как по-разному переданы чувства каждого из них! Надписи, сопровождающие изображение, выведены пурпуром, они помогают передать очарование и поэтичность сцены. «Смотри, ласточка!» — восклицает юноша. «Правда, клянусь Гераклом!» — подтверждает бородатый мужчина. «Вот она!» — радостно кричит мальчик. От себя мастер добавил: «Наступает весна».
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Земельное право. Лекция № 2. | | | Закон Стефана-Больцмана |
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 8646;