Ранний династический период — 2920 — 2575 гг. до н.э. 6 страница
Однако оригинальность американской культуры становилась все убедительней. Гегель, завершая «Философию истории», говорил об Америке как о стране будущего — ее таланты обещали сделать это будущее ярким. Так, глубокий и скептический ум Эдгара Алана По, отвергавший банальности современности, подарил миру произведения мирового значения.
Американское общество становилось все более приспособленным к веку науки, прогрессу. Так, основные университеты (Гарвард, Уильяме, Йель и др.) к 1835 году имели в учебном расписании изучение рынка и особенностей бизнеса.
Изобретатели вскоре затмили деятелей культуры: в последние десятилетия XIX в. Эдисон овладел электричеством, братья Райт дали человеку крылья, Белл телефоном сократил расстояние, Пульман построил комфортабельные вагоны, а Вестингауз — тормоза, Истман изобрел фотографию, Генри Форд собирал свой первый автомобиль.
Эпоха быстрого капиталистического развития заслонила социальные вопросы, на что талантливо указал Генри Джордж в книге «Прогресс и бедность», вышедшей в 1879 г. Осмыслению происходящего способствовали работы Джо Фиске, Джастина Винзора, Генри Адамса и Френсиса Паркмена, выпускников германских университетов. Уитмен скорбел, что в огромном теле, состоящем из Техаса, Аляски, Калифорнии и т.д., нет духа. Марк Твен назвал уходящий в историю XIX век — «Позолоченным веком», заканчивающимся, однако, созданием факультетов политических наук в университетах США.
3. Двадцатый век
Практический бизнес становится своего рода культом Америки. Чарльз Пирс и Джон Дьюм, с их верой в добро всего полезного, обращенностью к природе, к науке стали очень популярными.
Прагматизм, накопительство, прозаический мир конвейеров вызвали переезд многих деятелей культуры в Лондон и Париж. США уже начали возглавлять мировой материальный прогресс.
В первые десятилетия XX века американская история виделась как поле противоборства социальных сил, битв человека с природой и за свое положение в обществе. Герберт Крош, создав своего рода манифест культурного пробуждения — «Обещания американской жизни» (1908 г.), сопоставил величие замаха американской революции и жалкое воплощение великих идеалов." Его журнал «Нью Рипаблик» собрал вокруг себя американских либералов.
Джек Лондон и Эптон Синклер восстали против серости, несправедливости и самодовольства. Оздоровительный эффект их атаки на буржуазную культуру, «этику рынка», вульгарность торжествующего материализма пробудили к творчеству писателей мирового уровня — Теодора Драйзера, Синклера Льюиса и великих поэтов — Карла Сэндберга и Эгдара Мастерса. Всем им удалось разбить мнение об Америке как о провинциальной стране, не имеющей своей культуры и неспособной оценить гения.
А реальность постепенно менялась: к 1925 году только в одном Нью-Йорке трудились 20 тысяч профессиональных художников, в музыке джаз начал завоевывать Штатам мировую славу, число симфонических оркестров оказалось больше, чем в Старом Свете. Среда Вудро Вильсона и Франклина Рузвельта в политике, Хемингуэя, Фолкнера и Дос Пассоса в искусстве драмы, Сарджента, Ла Фарджа, Блашфильда, Уис-тлсра в живописи влияла на духовный мир американцев.
Америка становится лидером в архитектуре именами Стэнфорда Уайта, Генри Ричардсона и Ричарда Мориса. В 1902 г. Поднялся первый небоскреб как результат изобретения железобетона, устойчивого стекла и лифта. Через 10 лет центр Нью-Йорка превратился в новую среду обитания человека.
Великий кризис 1929—1933 гг. стал своего рода этапом, после которого Соединенные Штаты начинают занимать место страны, порождающей самые важные идеи. А после второй мировой войны — ведущий мировой культурный прогресс именами Хемингуэя, Фолкнера, Синклера Льюиса, Дос Пассоса, О'Хара, Райта, Колдуэла, Уоррена, Хыоза — литературных талантов. С 20-х годов XX века американская культура лидирует в целом в западной цивилизации.
Обществом становятся гигантские комплексы мегаполисов: традиционно американский тип — фермер и мелкий бизнесмен уступили дорогу корпорациям и правительству. Определился этический облик страны с ослаблением иммиграции — образовался мирный сплав американского населения.
На смену кальвинистской жертвенной личной этике пришел реализм, сформировавший национальные черты: умение полагаться на себя, трудолюбие, независимость, чувство цели и порядка.
В конце 30-х годов XX века музеи стали разделять свои экспозиции на американскую часть и европейскую. В начале 40-х годов происходит американизация Запада: центр мирового искусства перемещается из Парижа в Нью-Йорк. Америка приняла данное ей историей лидерство в пределах своей цивилизации.
США стали лидировать в культурном процессе глобального масштаба. Цвет мировой культуры переезжает сюда: венгерский скульптор Наум Габо, германские архитекторы Вальтер Гроппиус и Мис вад дер Роэ, французские художники Леже и Мондриан.
С этого времени Америка практикует то, что стало называться к концу XX века «скупкой умов», когда предоставление наиболее благоприятных условий для творчества ставит художника, писателя, скульптора, инженера перед выбором места дальнейшего проживания и творчества. Из нашего Отечества перебравшихся в Америку талантов чрезвычайно много.
Надо справедливо отметить, что именно американская индустрия в 30 —40-х годах давала средства , помогавшие искусству. В 1935 г. появился первый широкоэкранный цветной фильм. Тогда же Ассошиэйтед Пресс начинает принимать фотоизображения за тысячи километров. Маркони приближает век телевидения, используя короткие волны; качественные граммофонные пластинки позволяют записывать музыку.
Америка конца XX века — могучая индустриальная держава, с высоким уровнем жизни своих граждан, но и со своими проблемами и противоречиями. После второй мировой войны Америка ведет ряд локальных войн с другими государствами, вмешивается в политику и дела многих народов (Вьетнамская война), ее не обходят глобальные проблемы человечества (энергетическая, демографическая, экологическая и т.д.). Оставаясь лидером, Америка естественно входит в информационное пространство, создавая «информационное общество» XXI века.
Литература
Буретин Д. Трилогия «Американцы». — М., 1990—1994.
История США. В 4-х т. - М., 1983-1987.
Паррингтон Л. Основные течения американской мысли: В 3-х т. -М., 1958-1962.
Сивачев Н., Языков Е. Новейшая история США: 1917 — 1972. — М.,1972.
Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. — М.,1983.
Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов Америки. Живопись, архитектура, скульптура, графика. 1675—1975. — М.,1976.
Шлизенгер A.M. Циклы американской истории. — М.,1992.
Вопросы для обсуждения
1. Какова роль англосаксонской традиции в становлении американской цивилизации?
2. Гуманизм американской культуры.
3. Поэзия Америки. От У.Уитмена до К.Сэндорса.
4. Живопись Америки.
5. Музыка Америки.
6. Значение «теории Тернера» для объяснения американской культуры.
7. Индустриальный век и массовая культура.
Тема IV
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 672;