Ранний династический период — 2920 — 2575 гг. до н.э. 5 страница
Майя создали не только солнечный календарь из 365 дней, но также с большой точностью определили лунный месяц (с погрешностью до 23 секунд в современном исчислении). Но самым жизненно важным календарем, определявшем чуть ли не каждый шаг в жизни человека, был астрологический, или ритуальный, календарь, состоящий из цикла в 260 дней.
Современные данные не могут точно объяснить происхождение этого календаря, некоторые считают, что в основе его лежит период развития человеческого плода — от зачатия до рождения. Древние майя точно так же, как сегодня некоторые люди, пользовались предсказаниями гороскопа, определяли по ритуальному календарю благоприятные дни для всевозможных занятий.
Кроме того, жрецы-астрономы майя создали сложный календарь, в котором использовались одновременно солнечный, ритуальный и венерианский (по планете Венера) циклы. По нему жрецы определяли время войн и жертвоприношений. Этот большой календарь состоял из 104 лет, 65 периодов обращения Венеры и 146 периодов созревания человеческого плода. По нему можно было через каждые 173,3 дня предсказывать солнечные и лунные затмения, что простым майя казалось настоящей магией.
Епископ де Ланда в 1566 г. писал: «Если бы Юкатан ценили только за обличив, грандиозность и красоту его зданий, как ценят другие районы Индии за золото, серебро и прочие богатства, тогда его слава опередила бы славу Перу и Новой Испании» [4].
Из множества городов, поднявшихся среди холмов Пуука в «поздний классический период» (700— 1000 годы н.э.), особенно выделяются великолепием планировки и архитектуры три города — Ушмаль, Сайиль и Лабна: массивные четырехугольники зданий по фасаду облицованы известняком, у дверных косяков стоят круглые колонны с квадратными капителями, верхняя часть фасада украшена изящной каменной мозаикой, сделанной из кремня.
Строгая организация пространства, пышность и усложненность архитектуры, сама панорама городов — все это приводит ценителей в восхищение. Высокие пирамиды, дворцы с рельефами и мозаичными фасадами, сложенными из плотно пригнанных друг к другу кусочков колотого камня, подземные резервуары, где когда-то хранились запасы питьевой воды, настенные иероглифы — все это великолепие сочеталось с ужасной жестокостью. «Главный жрец держал в руке большой, широкий и острый нож, сделанный из кремня. Другой жрец держал деревянный ошейник в виде змеи. Обреченных, полностью обнаженных, по очереди проводили по лестнице вверх. Там, уложив человека на камень, надевали на него ошейник, и четыре жреца брали жертву за руки и за ноги. Затем главный жрец с удивительным проворством вспарывал жертве грудь, вырывал сердце и протягивал его к солнцу, поднося ему и сердце, и пар, исходящий из него. Затем оборачивался к идолу и бросал сердце ему в лицо, после чего сталкивал тело по ступеням, и оно скатывалось вниз», — писал об этом священнодействии Стефенс с ужасом.
Прошлое древних майя — их искусство, архитектура, письменность — тщательно изучались и сравнивались с современностью учеными разных стран.
3. Сокровища майя
Художники майя создавали свои бесчисленные сокровища. Ритуальные предметы должны были понравиться богам. Каменные, резные, глиняные, шлифованные или покрашенные в яркие цвета — все они имели символическое значение. Так, дырочка в расписном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.
Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, но их глиняные вещи изящны и красивы. Шлифовальные порошки и каменные инструменты применялись для работ с нефритом, кремнем, раковинами. Ремесленники-майя знали разницу между материалами. Любимый древними майя за красоту, редкость, а также за предполагаемую волшебную силу, нефрит особенно ценился древними мастерами, хотя и требовал терпения и изобретательности для его обработки. Деревянными пилами или костяными сверлами делались канавки, завитки, лунки и т.п. Полирование производилось с помощью твердых растительных волокон, добываемых из побегов бамбука или тыквенного дерева, клетки которых содержат микроскопические частицы твердых минеральных веществ. Огромное количество фигурок из нефрита, изображающих людей и животных, имеет форму клина: древние камнерезы использовали такую форму изделия, чтобы можно было при случае применить их как орудие труда. После небольшой доработки эти прекрасные каменные поделки могли превратиться в амулеты или фигурки людей и богов. Найденное изящное зеленое ожерелье, относящееся к доклассической эпохе, говорит нам о том, что носил его не простой человек, а наделенный властью и стоящий на верхней ступени социальной лестницы.
В искусстве майя изображение часто передает действие или эмоции. Мастера выработали информационный стиль, вкладывая в свои произведения заряд юмора и нежности или, напротив, жестокости. Предметы, сделанные руками безымянных мастеров, до сих пор поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам понять давно исчезнувший мир древнейшей цивилизации.
Литература
Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки: с древнейших времен до начала XX века. — М,, 1991.
Джон Ллойд Стефенс, Фредерик Казервуд «Записки о путешествии в Центральную Америку, Чьяпс и Юкатан», 1841/ Пер с англ. — М., 1989.
Джон Ллойд Стефенс, Фредерик Казервуд «Записки о путешествии в Юкатан», 1843./ Пер с англ. — М., 1987.
Затерянный мир майя//Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». - М.: Терра, 1997.
История Латинской Америки: В 2 т., 1991 —1992.
Вопросы для обсуждения
1. Проанализируйте, что общего в миропонимании и религии ацтеков, ипков и майя.
2. Что легло в основу зарождения и расцвета цивилизации майя ? Каковы причины гибели этой цивилизации ?
ЛЕКЦИЯ 4. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Празднование 500-летия открытия Америки X. Колумбом проходило под знаком вступления народов открытого для Европы континента в общеисторическую жизнь. Однако коренным народом гибельность встречи с западной цивилизацией воспринимается как крушение их собственной истории, как катастрофа.
Не изменила этого и попытка найти выход за счет создания «национальных поселений», резерваций в прямой или завуалированной форме. Выделение специальных территорий для жизни аборигенов не решило их проблемы, а пожалуй, ускорило разрушение традиционного образа жизни.
Однако здесь, в Америке, сформировалась новая цивилизация, достигшая сегодня высоких результатов. Остановимся на главных вопросах этой темы:
/. Ключевые основания для понимания культуры Северной Америки.
2. Независимая страна.
3. Двадцатый век.
1. Ключевые основания для понимания культуры Северной Америки
В отличие от французов и испанцев, англосаксы ехали в Америку с твердым пониманием, что их ждет тяжелый труд в суровой стране. Эта ориентация на тяжелый труд накладывалась на протестантскую этику, отсюда атмосфера первых поселений: молча и напряженно люди очищают поля, пробивают дороги, строят дома. Зато они обрели невиданную свободу для определения главных принципов своей жизни: в каждом поселении была своя религиозная община, духовная свобода выражалась в определении своих вкусов, пристрастий, верований. Но удивительным оказался факт: во всех поселениях (колониях) создавались довольно богатые домашние библиотеки, бережно собранные не только в Англии, но и в других европейских странах. На становлении американской культуры сказалось влияние ирландских, уэльских, шведских, шотландских, голландских культур при доминирующем английском влиянии.
Законы строились по английской матрице, теология — от английской церкви; искусство, образование, стиль жизни, мода, язык суда, церкви и прессы — все шло через Лондон. Америка не знала титулованной аристократии, наследственных привилегий, господства высших слоев во вкусах, привычках, традициях. Образовалась своеобразная социальная стратификация, на вершине которой оказались крупные землевладельцы, часто неграмотные, но именно их битва за жизнь составляла неповторимый ингредиент американской культуры.
Рабочие городов и ремесленники составляли слой американского населения, численность которого росла медленнее, чем фермеров. Так формировался третий слой. К четвертому слою принадлежали несвободные рабочие, делающие самую трудную работу в сельском хозяйстве. На Юге это были рабы. Таким образом, становление американской культуры происходило своеобразно: рабская внизу, демократическая в среднем составе, аристократическая наверху.
До завоевания американцами независимости культурное развитие шло по-разному в трех регионах — пуританской Новой Англии, торговых срединных колоний и лендлордовского Юга. В Новой Англии главенствовал пуританизм. Здесь поколение Кромвеля проявило себя с той же жестокостью, с какой оно и в Англии отвергало блеск эпохи британского Ренессанса: по праздникам вся община слушала Библию, и никто не смел работать. Никто бы не посмел в XVII веке открыть театр вблизи Бостона. К смертным грехам приравнивались пьянство и адюльтер. Но после 1691 г. появилась статья закона, согласно которой, условием получения права собственности стало наличие собственности, а не принадлежность к церкви пуритан. А прибытие в Америку гугенотов, католико-шотландцев, ирландцев разрядило обстановку строгостей.
Южные семьи, богатые родословной и материальным достатком, жили в абсолютно иной атмосфере: стремление не отставать от моды, стиля жизни Лондона, танцы, игры, охота и т.д. порождали настоящие очаги европейской культуры, далекой от религиозного фанатизма. Если на Севере тяжелый труд ради выживания диктовал разрешение жизненных проблем в прагматическом варианте, то на Юге высокая культура расцветала на дешевом труде рабов. Так, будущий первый президент Джордж Вашингтон обожал скачки, хорошее вино и мог писать приятелю в Лондон: «Пришли мне все, что в моде». Южная столица Чарльстон привлекала поэтов, музыкантов, здесь был театр.
Третьим типом культурного приспособления стали срединные колонии, растущие вокруг Нью-Йорка и Филадельфии. Эталон красоты здесь задавали квакеры: избегая танцев и фестивалей, они не осуждали их проведение у южных соседей, их идеалом было равенство и терпимость. Последнее много значило для культурного основания американской цивилизации.
Центром терпимости к различным верованиям и культурам, центром благоразумия стала Филадельфия. Первая медицинская школа и госпиталь, первый юридический журнал, первая публичная библиотека, первый научный центр астрономии, физики, математики и естествознания — все начиналось в философской столице североамериканского мира — Филадельфии. На полках библиотек — редкие французские книги, элегантность царила на званых обедах, где шли рассуждения о мировых проблемах.
Своеобразие этой новой нарождающейся цивилизации в том, что, получив от Британии базу культурного развития, Америка испытала мощное воздействие местных обстоятельств: внушительное число трактатов на библейские темы имело несомненное продолжение в книгах об индейцах, о ведении боевых действий и кораблекрушениях.
У истоков культурных традиций североамериканской части западной цивилизации стоял выходец из Бостона — Коттон Мезер, человек необычайной энергии и учености. Именно он способствовал установлению нормальных и регулярных отношений с индейскими племенами, научил поселенцев побеждать оспу. А главное, сумел заглушить в людях чувство убогого провинциализма, привив переселенцам из Англии чувство полноценности и участия в глобальном цивилизованном процессе развития.
Джонатан Эдварде, выходец из Коннектикута, дал Америке признание: его теологические работы читали от Голландии до Бейрута. Фихте назовет его «самым оригинальным мыслителем Америки».
Благодаря этим двум великим людям Америка утвердила себя в авангарде великого века Просвещения. И даже начав одновременно с Европой «охоту на ведьм» (преследование сейлемских ведьм), Америка не знала чудовищного всплеска фанатизма, переключив обсуждение безграничного спектра вопросов, от теологических до сугубо практических, на всех прихожан. Судьи Новой Англии быстро остановили поток приговоров и обвинений, найдя в себе смелость оправдать абсолютное большинство заподозренных, закладывая основы толерантности.
В Европе только наступал «век разума», однако последняя колдунья в Сейлеме взошла на эшафот на 20 лет раньше, чем прекратили карать за колдовство в Англии, за 60 лет до приостановки машины инквизиции в Испании, за 100 лет до последней публичной казни в Германии.
Как только переселенцы обезопасили свою жизнь, обрели свою долю досуга вместе с материальным достатком, человеческий разум сразу же отошел от теологии к естественным наукам. Широко популярными в XVIII в. стали идеи Френсиса Бэкона, провозгласившего способность человека познать тайны природы. Ботаники Дж.Клейтон и Дж.Митчел были приняты в Королевское ученое общество. А еще один член Королевского ученого общества Филадельфии Б.Франклин в 1743 г. стал у истоков Американской академии. «Американское философское общество» — это реализация в 1744 г. идеи Б.Франклина. Целью этого общества было способствование всем философским экспериментам, которые «проливают свет на природу вещей, направлены на увеличение удобств и удовольствий жизни». Лавуазье, Рейналь, Линней, Кондорсе, Бюффон и другие были иностранными корреспондентами Американской академии. Здесь созывались конференции, симпозиумы, где обсуждались доклады по новейшим проблемам времени.
Особую роль в становлении североамериканской науки сыграл Бенджамин Франклин, который по культуре и интеллекту стоял на равной высоте со всеми наиболее примечательными фигурами своего времени. Он поставил молодую Америку рядом с передовой наукой и культурой Запада: американские университеты, в основание которых были положены идеи Б. Франклина, подняли американское образование до западного уровня, а основанная им типография немедленно начала знакомить американцев с высотами европейской мысли.
В XVIII в. американские ученые стояли вровень с британским уровнем, задаваемым Робертсоном и Юмом. Созданная У.Ститом (1747 г.) история Вирджинии имела справедливую славу, а история отцов-пилигримов, написанная Бредфордом, заслужила самой высокой оценки времени. Смело и по-новому посмотрели на историю Новой Англии Т. Хатчинсон и Т. Принс.
Всего столетие понадобилось Америке, чтобы приобрести эстетический вид: Нью-Йорк уже выделялся аккуратными кирпичными домами голландских поселенцев, окаймленными ухоженными садами и «вделанными» в камень каналами. Бостон рос крупным промышленным городом по типу Западной Европы. В городах Америки не было такой массы пролетариата, как в Париже и Лондоне. Богатые купцы прибрежных городов в массе хотели смотреть в вечность благодаря кисти живописцев. Прославились в Америке Копли, Пиль, Стюарт и Вест.
К этому времени более 200 выпускников Оксфорда и Кембриджа, перебрались жить в Америку. В 1636 г. был основан первый американский колледж в Гарварде, а в 1696 г. — в Вирджинии колледж Уильяма И Мери, чуть позже пуритане Севера открыли Йель-ский колледж. В XVIII веке к ним добавились еще Принстон, Дартмут, Ратжерс, Браун и др. Великий американский историк Гиббон отметил, что постепенно население Америки получило больше возможностей для образования, чем в метрополии.
Большинство американцев уже писало и читало, чему способствовало открытие публичных библиотек в середине XVIII в. в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Ныопорте, Чарльстоне. Широко поставленная книжная торговля обеспечила читающую Америку книгами Руссо и Вольтера, Монтескье, Свифта и Мильтона, Овидия и Сенеки.
3. Независимая страна
Век Просвещения поднял окраину мира до уровня передовых идей самых развитых стран Европы. Именно это позволило американским колониям начать войну за независимость, которая всколыхнула Есе слои общества, способствовала росту гражданских чувств, поставив каждого перед необходимостью выбора. Независимость изменила фактически все: идеалы, эстетические нормы, условия культурного развития. Стабильный и долговременный стимул в развитии получили наука и искусство. В независимой Америке вперед выступило все самое энергичное, смелое и своеобразное вместе с мощным притоком новых эмигрантов.
По своей сути Америка превращается в самое большое демократическое государство, открывшее себя внешнему миру от столиц Старого Света до китайских портов, куда устремился с нарастающей силой поток эмигрантов.
Основание единой национальной столицы привело к формированию нового культурного и политического миропорядка в умах американцев. Торговцы, фермеры, городская буржуазия потеснили лоялистов высшего класса (военных чинов, судей, губернаторов, крупных землевладельцев), что демократизировало всю систему общественных отношений.
Америка повысила уровень культурного сообщения с внешним миром через введение посольств, легаций и консулатов. Ориентация на Францию — главного союзника США в борьбе с метрополией — имела свои последствия: майор Л'Аифан спланировал для новой республики столицу, Людовик VI подарил Гарварду ботанический экзотический сад с растениями из своей коллекции, Американская академия искусств и наук приняла решение «воспроизвести скорее атмосферу Франции, чем Англии» и следовать за французской Академией.
Интеллектуальный климат Америки развивался под воздействием следующих факторов: во-первых, интеллектуальных последствий Великой французской революции; во-вторых, французской философской мысли XVIII в.; в-третьих, успехов естественных наук во всей Западной Европе; в-четвертых, начала индустриальной революции в Англии.
Теология ушла в исторические глубины, а лютеране, кальвинисты, пуритане, англикане — все «освободили» мысль для научных продвижений, для веры в совершенство природы и прогресс общества.
Коллега Бенджамина Франклина Б.Раги получил поддержку от русского царя и прусского короля. Йельский профессор Б.Салливен возглавил химические исследования, ведущим орнитологом своего времени стал Дж. Одюбон из Огайо, на мировом уровне был признан ботаник К.Рафинеск, математическую науку достойно представлял Н.Баудич из Массачусетса, карту дальнего Северо-Запада американского континента составили Лыоис и Кларк.
Уверенность американцев в будущем своего континента, оптимизм восходящей буржуазии подкрепили два важнейших изобретения машины для прядения хлопка и парового корабля. Это был победный марш американской цивилизации от одного океана до другого.
Вслед за Б.Франклином выразителем идей в США стал Томас Джефферсон — блестящий образец всесторонне талантливого гражданина мира, принятого в Париже как вестника новой цивилизации.
Томас Джефферсон, веря в возможность постоянного совершенствования человека, воплотил в Америке образец античного республиканизма, гуманизма, Ренессанса — все это он умело сочетал с творческой эффективностью нового континента, его оригинальностью. В Америке возник массовый читатель и зритель, ценитель искусства, а это давало новый импульс.
Вовлечение в общественную жизнь огромных масс возбудило интерес к проблемам общественного существования, вылившийся в борьбу за распределение земли и отмену рабства.
Особенностью американской цивилизации явилось и то, что здесь воцарилась убежденность, что США — это часть общемирового движения, что события в Италии, Англии, во Франции и т.д. касаются Америки, а сами США — маяк для развития всего человечества. Поэтому в Нью-Йорке, Бостоне или в Филадельфии читали европейские газеты как сообщения о продвижении всего человечества к прогрессу.
Особое значение придавали в Америке театру, видя в нем возможность влиять на общество, формировать его вкусы, принципы, идеи, наконец. Так, с пьесой Уильяма Данлэпа «Отец» (1789) начинается история американского театра.
Известные американские писатели Ройол Тейлер и Хью Блекен-ридж чем-то напоминали Сервантеса, а Чарльз Браун — прямой предтеча Купера и Готорна. Писатель Чарльз Пиль убедил отцов Филадельфии создать художественный музей. Бывший полковник революционной армии Джон Трамбап из Коннектикута воссоздал в своих книгах и оставил для потомства знаменитые сцены периода войны. Психологически глубоким писателем стал Гильберт Стюарт.
Признаками новой эпохи в архитектуре стали Капитолий в Вашингтоне и Вирджинский университет по проекту Монтичелло Джефферсона.
Предпосылкой создания новой конституционной системы стало высшее образование США. Президент Дж. Вашингтон уже в первом послании конгрессу говорил о необходимости формирования образованной нации, способной на самоуправление, о потребности в создании университетов высшего европейского уровня. Средства на основание такого университета он оставил в своем завещании.
Третий президент США Джефферсон приложил огромные усилия для основания университета в Вирджинии.
Американская система образования с самого начала имела свои особенности и существенно отличалась от европейской своей практической направленностью. «Пока в Европе читают лекции среди руин Пальмиры и древностей Геркуланума, проводят время в диспутах о европейской истории, частицах греческого языка или акцента латинского, молодежь Америки овладевает знаниями, которые усовершенствуют удобства жизни, уменьшают нищету, улучшают страну, распространяют ее заселенность, воспевают человеческие взаимоотношения, устанавливают гармонию в политике», — писал Раш, близкий друг Франклина [ 1].
Сказалось желание «новых американцев» дать лучшее образование своим детям. Влияние Европы особенно проявилось, однако, в образовании: идеи Песталоцци и Руссо заложили естественность в воспитании молодежи. В расписание были введены социальные дисциплины, а в средних учебных заведениях был сделан упор на агрономию, ремесла, языки, географию и историю. Зато классическая теология была очень потеснена. Хорошо сработали практические идеи (заимствованные из Англии) воскресных школ и обучения старшими школьниками младших.
Периодическая печать сыграла свою немаловажную роль. Около 400 газет выходило в США в начале XIX в. В них поднимались и обсуждались проблемы быта и политики, науки и искусства. Разные по своей направленности, газеты переносили вопросы политики из кабинетов на улицы городов, будоражили умы.
Бостонские капитаны привозили в Америку предметы восточного искусства, шелк, бесчисленные вазы наряду с рассказами о неведомых им цивилизациях.
Начало XIX в. для Америки — это мощное воздействие промышленной революции на развитие страны: изменяются культурные интересы, эстетические пристрастия, институты образования населения. Новое для Америки — строительство железных дорог, производство стали, огромные текстильные производства. А вместе с этим возникает знаменитый американский средний класс, несущий упорядоченную передачу опыта, стабильности. Телеграф и более совершенные печатные машины сформировали журналистский бизнес, а идеи получили невиданный инструмент распространения.
Америка притягивала людей со всего света, и вскоре число иммигрантов-неанглосаксов побило все рекорды, что повлекло изменения характера самой Америки, ее души: свобода религиозных вероисповеданий и свободные земли великих прерий, золото Калифорнии — это плавильный тигель Америки, работавший весьма эффективно.
А по стране бродили тысячи никому неведомых лекторов, выходили в свет тысячи независимых периодических изданий, шли выборы в губернаторы, судьи, в магистратуру всех уровней. Все это пробуждало мощную живительную силу народа, сумевшего в несколько десятилетий освоить колоссальные просторы, народа, обладающего способностью к компромиссу, мужественного, предприимчивого, желающего блага своим детям. Им предстояло доказать, что политическая демократия и индустриальный подъем совместимы, сформировать эстетические вкусы и привнести новые идеи. И вполне объяснимо, что в первый половине XIX в. вчерашние поклонники всего французского (атеизм, вера в разум, рационализм, убежденность в происходящем прогрессе) предпочитают искать кумиров в стабильной и упорядоченной Германии. Именно в Германию устремляется поток американских студентов. Германский романтизм, Кант и Гете, германская система образования, германская трансцендентальная философия входят в моду в Америке.
Именно американцы оценили практические возможности науки. Ровно через 10 лет после электромагнитных опытов Фарадея на американской земле Морзе изобрел телеграф. В национальном масштабе были созданы сообщества американских этнологов, статистиков, географов, геологов. В 1847 г. была создана Американская ассоциация развития наук, а в 1846 г. был основан объединяющий Смитсоновский институт.
Америка воспитала огромную массу людей, которая подходила к жизни без предубеждения и проявляла свой талант в создании полезных вещей. В 1841 г. в Вашингтоне был открыт самый большой в Америке зал для выставок подобного рода изобретений, лучшая техника для дантистов уже создавалась в США, и до настоящего времени она лидирует в этой области. Однако всю первую половину XIX в. Америка импортировала всю чудесную механику: локомотивы, паровые машины, текстильные станки и т.д. Ей еще предстоял бросок в век самодостаточности.
Росли города. За полвека Нью-Йорк удесятерил свое население, достигнув полумиллиона, здесь стали сооружать тротуары, а в 1858 г. муниципалитет Нью-Йорка начал создание Центрального парка, полиция надела униформу. Пошли по улицам омнибусы. Чикаго, Бостон и Филадельфия не отставали от Нью-Йорка. Городская культура давала импульс всему национальному самосознанию [2].
Этому же способствовало и развитие исторической науки. Дж.Банкрофт с 1834 г. начинает выпуск Истории Соединенных Штатов в 10-ти томах; она выдержала 26 переизданий еще при жизни автора и пользовалась исключительной популярностью. А в 1849 году вышел первый том шеститомиой «Истории Соединенных Штатов Америки» Хилдрета. Автор вслед за Дж. Ьапкрофтом не только расширил круг источников, но дал правдивое изложение событий, с ожесточенной борьбой и насилием, противоречиями и успехами. Особое место занял другой гарвардский историк Френсис Паркмен, занимавшийся изучением англо-французского соперничества в Северной Америке как борьбы королевского деспотизма с конституционной свободой. Популярность исторической науки в Америке возросла с выходом биографии Вашингтона, написанной в 12-ти томах Джередом Спар-кесом, и биографии Франклина в 10-ти томах этого же автора.
Америка обрела когорту писателей и журналистов мирового уровня: Купер и Готен — звезды мировой величины — подняли американскую литературу до высшего уровня. Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» имела миллионный тираж — это результат общего подъема благосостояния и общего культурного уровня. «Дни нашей независимости, нашего долгого учения посредством освоения опыта других стран подходят к концу. Миллионы наших сограждан, вступивших в жизнь, не могут быть насыщены лишь остатками зарубежных пиршеств. Происходят такие события и действия, которые воодушевляют ... Уже созданы творческие подходы, мы видим творческие действия, мы слышим зовущие слова ... И это спонтанное отражение воцарившегося в нашем разуме чувства добра и справедливости», — эта своего рода вторая декларация американской независимости (на этот раз интеллектуальной) была провозглашена в 1887 г. Эмерсоном [3].
Тем самым провозглашалась зрелость американской культуры, звучал призыв решать мировые проблемы на американской земле. Это был манифест американской зрелости. Из-за европейского влияния (дом построен по-европейски, на книжных полках видны лишь европейские авторы, американские вкусы определяются «прошлым и далеким», популярны «обязательные» путешествия в Европу и т.д.) задерживается собственное, американское развитие: «Дух творит везде, где он живет. Художник должен иметь свои, а не выдуманные идеалы. Красота, удобство жизни, величие мысли — никогда не имитируются».
Такой «манифест американской зрелости» не мог быть создан ранее из-за «европейской пуповины», он возник, когда США, отстояв свою независимость во второй войне с Англией (1812— 1814), стали конкурентом в науке, культуре, промышленности.
Фепимор Купер, Натаниэль Готорн, Вашингтон Ирвинг обратились к оригинальным темам, чисто американским сюжетам: дикая природа, граница, индейцы, пираты, работорговля, необычные женщины. Америка не только раскрывалась перед миром, она образовывала, воспитывала. И мир быстро признал значение и влияние нового культурного феномена.
Сам Эмерсон был, пожалуй, первым в новом поколении американцев, вставших вровень с мировой культурой своего времени, обладая счастливым талантом объединять людей. Яркие таланты он поддерживал, высоко ценил. Так, Эмерсон увидел признаки культурной зрелости Америки в появлении общенационального поэта страны — Уолта Уитмена, рядом с которым уже высились такие столпы мировой культуры, как Дэвид Генри Торо, Герман Мелвил. Роман «Моби Дик» Германа Мелвила — вершина американской культуры, песня мореплавателей.
Особенностью США было наличие единого языка с наиболее культурно развитой частью Европы. Восхищение традициями Шекспира и Данте — отличительная черта американской культуры. Так, Вашингтон Ирвинг, создавший биографию Колумба, был влюблен в Испанию, Джеймс Мотл написал прекрасную историю Голландии, Бонкрофт всегда оставался поклонником германской исторической школы. Этот пиетет перед культурой Старого Света мы видим даже в оригинальнейшем Лонгфелло, создавшем «Гайиавату». С 1841г. американское издательство «Хармер» издавало 600-томную серию мировых романов, куда было включено восемь произведений, написанных американскими авторами.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 610;